Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15. Методологические проблемы науки
15.1. Сущность методологии. Теория и метод 15.2. Основные методологические принципы 15.3. Методы познания 15.4. Проблема границ познания
Цели и задачи методологического научного исследования. Основные методы научного исследования. Общенаучный, категориальный характер методологических проблем. Изменение характера философских и методологических проблем в ходе развития общества и науки. Методология научного познания. Методы эмпирического исследования. Наблюдение. Определение метода наблюдения. Требования к научному наблюдению и сфера его применения. Понятие метода эксперимента. Особенности эксперимента. Стадии осуществления эксперимента. Сфера эксперимента. Приборы и их роль в эксперименте. Функции метода эксперимента. Виды эксперимента. Качественный эксперимент. Мыслительный эксперимент. Социальные эксперименты. Метод сравнения. Метод описания. Метод измерения. Эмпирический опыт в структуре научного познания. Специфика теоретического познания и его формы. Характер теоретического уровня научного познания. Задача теоретического познания. Определение понятия «мышление». Значение мышления для научного познания. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Структурные компоненты теоретического познания. Проблема. Гипотеза. Роль гипотезы в научном познании. Виды гипотез: общие, частные и рабочие. Методы теоретического познания. Формализация. Особенности формализации. Ограниченность формализации. Аксиоматический метод. Гипотетико-дедуктивный метод. Общая структура гипотетико-дедуктивного метода. Восхождение от абстрактного к конкретному. Общелогические методы и приёмы исследования. Анализ. Абстракция. Обобщение. Два вида общего: абстрактно-общее и конкретно-общее. Идеализация. Создание теоретической модели. Индукция и дедукция; их особенности. Индуктивные методы установления причинных связей: метод единственного сходства; метод единственного различия; объединённый метод сходства и различия; метод отсутствующих изменений; метод остатков. Метод аналогии. Моделирование. Системный подход. Требования к системному подходу. Понятие «самоорганизации» в системном подходе. Структурно-функциональный метод. Понятие структуры. Основные требования процедуры структурно-функционального метода. Вероятностно-статистические методы. Определение вероятности. Особенности вероятностно-статистических методов. Статистическая закономерность. Область применения вероятностно-статистических методов.
Единство и специфические особенности методологии естественных, технических и общественных дисциплин. Проблема специфики гуманитарного знания. Дайте определение следующим понятиям: Эмпиризм; рационализм; теория; наблюдение; сравнение; эксперимент; мышление; ощущение; восприятие; представление; понятие; суждение; умозаключение; абстрагирование; формализация; аксиома; идеализация;
Литература: 1. Кохановский В. П. Философия и методология науки: учеб. / Кохановский В.П. – Москва: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с. 2. Бессонов Б. Н. История и философия науки: учеб. пособие / Б. Н. Бессонов. - Москва: Юрайт, 2010. - 395 с. - (Основы наук). 3. Островский Э. В. История и философия науки: учеб. пособие / Э. В. Островский. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 160 с. 4. Войтов А. Г. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов / А. Г. Войтов. - 3-е изд. - Москва: Дашков и К, 2007. - 691 с. 5. Классическая философия науки: хрестоматия / под ред. В.И. Пржиленского; сост.: В.И. Пржиленский [и др. ]. - Москва; Ростов н/Д: Март, 2007. - 592 с. 6. Канке В. А. История, философия и методология естественных наук: учебник для магистров: допущено Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по естественнонаучным направлениям и специальностям / В. А. Канке; [Национальный исслед. ядер. ун-т "МИФИ"]. - Москва: Юрайт, 2014. – 504 с. 7. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник / В. С. Степин. - Москва: Гардарики, 2006. - 383 с.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.005 с.) |