Философские проблемы гуманитарных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские проблемы гуманитарных наук



1. Природа гуманитарного познания.

2. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества.

3. Прогнозирование истории и критерий его достоверности.

4. Проблема исторической аналогии.

5. Категория «понимание» в историческом познании.

6. Гносеологические границы категории «формация».

7. Эмпирический и теоретический уровни в социальном познании.

8. Типы социального знания.

9. Методы социального познания.

10. Историческое и логическое.

11. Историческое сознание: понятие и реальность.

12. Историческая память в структуре духовной жизни.

13. Проблема «начала» в историческом познании.

14. Герменевтика и гуманитарное познание.

15. Проблема истины в социальном познании.

16. Методологические проблемы экономического исследования.

17. Общенаучные методы в экономическом познании.

18. Истина и ценность.

19. Формирование логико-семантического метода в лингвистике.

20. Язык как система систем, как единство общего и частного.

21. Сравнительно-исторический метод.

22. Античная философия и языкознание.

23. Релятивизм, психологизм, историзм и проблема истины.

24. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания.

25. Философские основания исторической науки.

26. Философские основания культурологической науки.

27. Культура и цивилизация.

28. Личность и культура.

29. Человек, личность, индивидуум.

30. Философия неопозитивизма.

31. Современный логико-философский анализ языка.

32. Проблема смысла в логико-семантическом анализе.

33. Структурализм как направление в гуманитарном познании.

34. Язык культуры как объект структурного анализа.

35. Философские проблемы семиологии.

36. Общая семиотика как философия языка.

37. Метод герменевтического анализа: история и современность.

38. Текст, знак, символ в контексте гуманитарного познания.

39. Природа языкового знака.

40. Эмпирический и теоретический уровни в педагогическом познании.

41. Проблема эксперимента в гуманитарной науке.

42. Философско-методологические основания гуманитарной теории.

43. Образование в структуре человеческой деятельности.

44. Обучение как вид познавательной деятельности.

45. Диалог и дискурс как форма организации поиска научного знания.

46. Идея дополнительности научного знания в истории науки.

47. Интракоммуникативная рефлексия.

48. Особенности организации и проведения научных исследований.

49. Методология междисциплинарных и полидисциплинарных исследований.

50. Принципы соответствия в развитии концепций и теорий.

51. Проблемные ситуации в развитии гуманитарной науки.

52. Типы гуманитарного знания и их связь.

53. Гипотеза как форма развития гуманитарной науки.

54. Принципы организации гуманитарной теории и их роль в процессе ее генезиса.

55. Место философии в системе гуманитарного знания.

56. Философия воспитания и философская антропология.

57. Образование как общецивилизационная проблема.

58. Инновационное образование: сущность и проблемы.

59. Методологические основания «гуманистической педагогики».

60. Компьютерная революция и образование.

61. Вера в структуре познавательной деятельности.

62. Проблема предмета в гуманитарной науке.

63. Философско-методологические основания теорий личности.

64. Деятельный подход в гуманитарных и социальных науках..

65. Психоанализ в гуманитарных и социальных науках.

66. Познание как проблема философии и психологии.

67. Искусство как художественное познание действительности.

68. Специфика художественного образа.

69. Миф и искусство; Образ и миф; Образ и понятие.

70. Миф как форма познания.

71. Природа художественного творчества.

72. Искусство и нравственность.

73. Человек как предмет художественного познания.

74. Специфика эстетического сознания.

75. Эстетический идеал и его роль в познании.

76. Мировоззрение в структуре художественного познания.

77. Истина и оценка.

78. Проблема истины в гуманитарной науке.

 


О КАНДИДАТСКОМ ЭКЗАМЕНЕ

Кандидатские экзамены являются формой промежуточной аттестации при освоении программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Структура образовательной программы аспирантуры предусматривает изучение дисциплин (модулей), направленных на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов.

Программа кандидатского экзамена предназначена для обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Программа кандидатского экзамена по Истории и философии науки разработана с учётом действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и на основе примерных программ кандидатских экзаменов по общенаучным (специальным) дисциплинам, утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа устанавливает требования к уровню подготовки обучающихся, описывает процедуры подготовки к сдаче и процедуру сдачи кандидатского экзамена, представляет структуру и содержание экзаменационных билетов и критерии оценки.

 

Целью кандидатского экзамена по истории и философии науки является проверка комплексного представления о философии и истории науки через философскую рефлексию над наукой и научным познанием.

Задачи кандидатского экзамена

- через изучение истории философско-научной мысли, выработать у аспирантов потребность к творческому овладению мировым философским и научным наследием;

- развивать интерес к самостоятельному решению сложных мировоззренческих проблем через изучение как исторического, так и теоретического курсов философии науки;

- сформировать навыки системного диалектического мышления с использованием современного философского и научного аппарата понятий, принципов, законов и методологий.

 

Вопросы к экзамену по кандидатскому минимуму по предмету

«История и философия науки»

1. Мировоззрение, его формы, типы и структура

2. Понятие мировоззрения

3. Основные типы мировоззрения

4. Структура философского и научного мировоззрения

5. Сущность науки и ее структура

6. Специфика научного знания и его основные признаки

7. Поня­тие науки

8. Структура науки

9. Научная деятельность     

10. Два аспекта науки: научные знания и научная деятельность

11. Струк­тура научной деятельности

12. Научная сфера жизни общества   

13. Формирование научной сферы жизни общества

14. Специфика научной сферы и ее функции

15. Карьера ученого

16. Российская наука: традиции, проблемы, перспективы     

17. Предпосылки возникновения науки в допетровской руси (ix— xvii вв.)

18. Возникновение первых научных учреждений (xviii в.)

19. Достижения российской науки в xix—начале xx в.

20. Развитие российской науки в период с 1917 г. До начала 2000-х гг.

21. Проблемы и перспективы современной российской науки

22. Пранаука первобытного общества        

23. Античная наука 

24. Техника античности

25. Средневековье: наука и религия  

26. Религиозный тип познания

27. Струк­тура средневекового знания. Наука и образование

28. Проблема соот­ношения веры и разума

29. Западная и восточная ветви средневековой науки. Знание на Руси

30. Технические и научные достижения сред­невековья

31. Эпоха возрождения: становление новой картины мира   

32. Великие географиче­ские открытия

33. Становление медицинской науки

34. Рефор­мация и наука

35. Классическая наука нового времени (xvii-xviii вв.) 

36. Наука эпохи просвещения (xvii—конец xviii в.)

37. Промышленная революция и технические достижения xviii в.

38. Основные научные и технические достижения xix в.

39. Современная «неклассическая» наука xx—xxi вв.  

40. Сложность оценки современного этапа в развитии науки

41. На­учная картина мира xx—xxi вв.

42. Важнейшие достижения физики xx в.

43. Достижения современной генетики

44. Синерге­тика

45. Техника и технологии

46. Онтология и наука     

47. Современная онтология о бытии и его формах

48. Гносеология и наука  

49. Гносеология и ее категориальный аппарат

50. Сущность по­знания, его субъект и объект

51. Цели познания и его методы

52. Структура процесса познания

53. Проблема достоверности познания. Абсолютная и относительная истина

54. Аксиология и наука    

55. Сущность и основные понятия аксиологии

56. Основные по­ложения современной аксиологии

57. Проблема критериев ценно­сти, понятие оценки

58. Методологические проблемы науки      

59. Сущность методологии. Теория и метод

60. Основные методоло­гические принципы

61. Методы познания

62. Проблема границ познания

63. Праксиологические проблемы науки    

64. Сущность праксиологии

65. Социальная деятельность и ее структура

66. Специфика научной деятельности

67. Философские проблемы социально-гуманитарных наук 

68. Объект социально-гуманитарных наук

69. Специфика системы социально-гуманитарного знания и его методов

70. Основные направ­ления социально-гуманитарных наук


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Кохановский В. П. Философия и методология науки: учеб. / Кохановский В.П. – Москва: АСТ; Р остов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.

2. Бессонов Б. Н. История и философия науки: учеб. пособие / Б. Н. Бессонов. - Москва: Юрайт, 2010. - 395 с. - (Основы наук).

3. Островский Э. В. История и философия науки: учеб. пособие / Э. В. Островский. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 160 с.

4. Войтов А. Г. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов / А. Г. Войтов. - 3-е изд. - Москва: Дашков и К, 2007. - 691 с.

Дополнительная литература:

1. Классическая философия науки: хрестоматия / под ред. В.И. Пржиленского; сост.: В.И. Пржиленский [и др. ]. - Москва; Ростов н/Д: Март, 2007. - 592 с.

2. Канке В. А. История, философия и методология естественных наук: учебник для магистров: допущено Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по естественнонаучным направлениям и специальностям / В. А. Канке; [Национальный исслед. ядер. ун-т "МИФИ"]. - Москва: Юрайт, 2014. – 504 с.

3. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник / В. С. Степин. - Москва: Гардарики, 2006. - 383 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.029 с.)