Глава I . Теоретико-методологические основы исследования согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития региона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I . Теоретико-методологические основы исследования согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития региона



1.1. Стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием региона: принципы и приоритеты

В научной литературе «стратегическое планирование – это определение местным руководящим звеном региона перспективных направлений развития, целей и задач, выбранных для достижения, заданных направлений, средство для более эффективного стратегического решения»[2]. В настоящее время стратегические планы пришли на смену бюджетным планам и программам. Так, в Российской Федерации растет популярность разработки социально-экономических стратегий на уровне субъектов.

В состав стратегического планирования по Головко И.С. входят: прогнозирование проектов, планирование, разработка концепции территориального развития, стратегия регионального или муниципального развития, приоритеты развития, цели и задачи, стратегические цели территориального образования на (15-20 лет), промежуточные цели (5-10 лет), оперативные (локальные 1-3 года) цели, стратегическое партнерство между представителями власти, бизнеса и народа, целевая программа, инвестиционный паспорт территориального образования, план социально-экономического развития, ожидаемые риски и итоги проекта.[3]

Таким образом, разработка стратегических планов позволяет создать инвентаризацию нереализованных проектов и неиспользуемых ресурсов территории, составление карты региона, какие территории будут использоваться для будущих проектов, вырабатывая критерии оценки регионов и бизнеса.

Следовательно, при региональном стратегическом планировании необходимо учитывать следующие факторы: на каких рынках регион может стать лидером, как способствовать развитию и обеспечению конкурентноспособности, есть ли ресурсы для этого, какой итог внедрения новых проектов, ожидание и итоги. Большинство регионов смогло реализовать свой базовый потенциал, посредством формирования экономических секторов, способствующих кардинальному усилению конкурентных преимуществ региона.

Следует отметить, что для реализации масштабных региональных проектов необходимо иметь природный или ресурсный потенциал территории для дальнейшего развития региона, администрация и власти должны выделять ресурсные преимущества, которые в дальнейшем смогут принести экономические и социальные блага для населения региона.

В научной литературе ученые выделяют основные факторы регионального развития: базовый потенциал территории, внутренние и внешние, экономические и военно-политические и группы факторов: социально-экономические, территориальные, демографические, административные, институционные, организационные, геополитические. Наиболее важным является группа социально-экономических факторов, потому что благодаря развитию экономики и социальной политики, появляются новые рабочие места, инновационные площадки, инвестиционные проекты, применяется льготная налоговая политика, улучшается качество жизни населения. Однако, геополитический фактор тоже имеет весомое влияние на развитие хозяйственных отраслей, если в стране будет терроризм и напряженная внешнеполитическая обстановка с другими странами, то говорить об экономическом росте, социальном благополучии населения и развитии региона невозможно.

Региональное развитие – благоприятные улучшения в социальной и экономической жизни отдельных регионов страны, основанные, в частности, на рациональном использовании местных природных, материальных и трудовых ресурсов[4].

Ученые выделяют основные критерии оценки уровня социально-экономического развития регионов:

– средний уровень заработной платы населения;

– уровень и качество образования населения;

– продолжительность жизни, физическое и психологическое благополучие населения;

– уровень ВВП и ВНП;

– качество здравоохранения;

– уровень культурной жизни людей;

– степень развитости малого и среднего бизнеса;

– состояние окружающей среды;

– уровень потребления материальных благ (продуктов питания, товаров первой необходимости)[5].

Отсюда вытекают основные задачи регионального развития: сохранение целостности основ социально-экономического развития регионов страны, их интеграция, создание единых экономических пространств, устранение социальных дифференциаций в уровне жизни населения, развитие экономики на условии развития различных форм собственности, общественной и рыночной инфраструктуры, созданию инновационных кластеров и технопарков. Следует отметить, что в современном мире регионы не могут развиваться без новых технологий и инновации.

На сегодняшний день регионы по уровню инновационного развития можно классифицировать как: сырьевые, в которых есть низкий уровень добавленной стоимости отраслей специализации, индустриальные, характеризуются как страны со среднем уровнем добавленной стоимости и инновационные – регионы с высокой степенью добавленной стоимости и функционирующими технопарками[6].

Основными целями инновационного региона являются:

– разработка и строительство инновационных кластеров и технопарков;

– расширение интеллектуальных ресурсов региона;

– создание благоприятной среды для инвестиций и развития инновационной деятельности;

– заимствование опыта в разработке новых технологии у иностранных партнеров.

Таким образом, регионы с сырьевой экономикой обладают слабым инновационным потенциалом, индустриальные – средним, инновационные – высоким.

В инновационных регионах уже есть и продолжают работать и функционировать технопарки, инновационные кластеры. Эти факторы оказывают огромное влияние на развитие потенциала региона, как на уровне страны, так и на мировой арене, потому что инновационные кластеры создают новые рабочие места, разрабатываются новые материалы и продукты, а следовательно, эти товары обладают наивысшей ценой при экспорте и продаже, повышается уровень экономики региона, увеличиваются инвестиции и уровень жизни населения растет, народ становится частью проекта по реализации новых идей и технологий. При этом важно отметь, значение и важность политики региональных властей.

Задачи инновационных комплексов и технопарков:[7]

– сегментирование профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда;

– создание новой модели дополнительного образования с использованием новейших технологий и оборудования;

– создание специализированного научного кластера, где происходит обмен идеями и опытом между образовательным учреждением и бизнес-сообществом (потенциальными работодателями) и потенциальными участниками рынка труда (школьниками, студентами).

Следует отметить, что для прогрессивного регионального развития необходимо создание в регионе промышленно-производственных зон, технико-внедренческих, туристских или портовых, поскольку эти зоны оказывают влияние на уровень импорта и экспорта товаров и услуг, стабильность экономики, налогообложение и уровень жизни населения.

Ученые выделяют 33 особо важных географических зон в Российской Федерации. В Центральном округе РФ развиты промышленно-производственные зоны и технополисы, в которых сосредоточены фабрики и заводы, научно-исследовательские центры мирового уровня, что обуславливает экономическую развитость и инвестиционный потенциал территории. В северо-Западном ФО расположились туристская зона Санкт-Петербург, Карелия, технополисы в Санкт-Петербурге, крупные морские порт в Мурманске, Санкт-Петербурге. Южный федеральный округ и Северо-Кавказский сосредотачивают свое развитие на функционировании и развитии туристского кластера, крупная промышленная зона находится в г.Астрахань. В Приволжском федеральном округе все развитые зоны сосредоточены в г.Казань – инновационный центр технополис, в г.Самара и Татарстане – промышленные зоны «Тольятти» и «Алабуга». В Уральском Федеральном округе – промышленная зона «Титановая Долина» в Свердловской области. В Сибирском ФО сосредоточен научный центр в г.Томске, туристские зоны «долина Алтая», «Ворота Байкала», «Бирюзовая Катунь». В Дальневосточном ФО расположены туристский кластер О.Русский,  промышленная зона Владивосток, торговый порт в г.Хабаровск «Советская гавань», г.Владивосток. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие в регионе ресурсов для развития технополисов, промышленных зон, туристских кластеров и портов будет способствовать экономическому росту и социальному благополучию, однако, что касается России, не все регионы обладает экономическим ростом и инвестиционным потенциалом, распределение этих центров происходит крайне неравномерно, по структуре центр-переферия.

Методы по улучшению социально-экономического благополучия основываются на взаимодействии центра страны и отдаленных регионов посредством разработки согласованной политики в области экономики и общественной жизни населения, одним из таких методов является стратегическое планирование.

Программа по улучшению региона разрабатывается региональными элитами, и без четкого определения целей и задач стратегического планирования, невозможно реализовать в реальной жизни региональное развитие территории, экономический рост и повышение качества жизни населения.

В настоящее время в качестве проблем социально-экономического развития региона можно выделить следующие: «неопределенность в методологическом подходе к управлению социально-экономическим развитием региона; недостаток организационного обеспечения процесса стратегического планирования; отсутствие контура стратегического планирования на низовом уровне; отсутствие стратегического видения в отношении будущего состояния региона; неверный подход к использованию услуг внешних консультантов; стремление получить результат в кратчайший срок;  невнимание к макроэкономическому прогнозированию; недостаток творческого подхода; неприятие отрицательных фактов»[8].

Названные проблемы существенно снижают эффективность и результативность стратегического развития, нарушают связи между документами, а также препятствуют их согласованию различными участниками взаимодействия. Для обеспечения преемственности планирования развития региона важно, чтобы этот процесс имел постоянный характер. Успешная стратегия является результатом длительной организационной работы и постоянно ведущейся аналитической деятельности по выявлению социально-экономических трендов, проблем и способов их решения. Способность региональных властей решить задачу формирования «стратегического рыночного планирования развития территории» становится определяющим фактором конкурентного развития.

Выработка стратегической логики – совокупности принципов и исходных предпосылок, которые определяют содержание, процесс разработки и стратегии социально-экономического развития региона, а также ее понимание заинтересованными сторонами. К особенностям стратегической логики относятся: внешнее окружение непредсказуемо, подвержено стремительным изменениям. Взаимодействие с внешним окружением основывается на предсказании, создании и управлении его будущими состояниями;  случайные изменения на рынках и отраслях нужно использовать для социально-экономического развития региона. Это означает непрерывный поиск благоприятных возможностей для формирования в регионе новых рынков и отраслей, совершенствование рыночной и институциональной инфраструктуры; инкубация и развитие основных возможностей, расширение ресурсной базы региона, что подразумевает использование не только природных ресурсов, но и создание транспортных, информационных, телекоммуникационных и иных ресурсов, востребованных субъектами экономической деятельности; выработка компромиссов и достижение согласия между всеми заинтересованными сторонами относительно будущего региона и способов его реализации»[9].

Разработка концепции развития региона – это исследование стратегических альтернатив развития региона на определенную перспективу. Основными задачами по реализации стратегии развития региона являются:

- анализ структуры управления;

- разработка регламента управления развитием края;

- создание подсистем, способных успешно реализовать стратегический план;

- мониторинг реализации плана и корректировка по мере необходимости.

 «Выделяют два основных момента стратегического управления региона. Один из них – потенциал региона, который обеспечивает достижение целей в будущем. Другим моментом стратегического управления является внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность региона к переменам во внешней среде»[10].

При определении основных направлений социально-экономического развития региона необходимо так же учитывать внутренние условия, влияющие на темпы развития экономики региона, к которым относятся следующие факторы:

- активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов;

- повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;

- повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;

- состояние производственных фондов, степень их изношенности;

- реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.

Достижение основной цели, поставленной в управлении социально-экономическим развитием региона, решается посредством соблюдения правил и процедур стратегического управления, установления целевого ориентирования системы стратегического управления на достижение наибольших (желаемых, необходимых) результатов экономического, социального характера, реализации обобщающей (базовой) и функциональных (частных) стратегий, способствующих достижению цели системы стратегического управления своим противодействием влиянию нестабильной внешней среды.

«Пирамида стратегических целей регионального развития формируется на трех уровнях: на первом уровне определяются цели региона как подсистемы национальной экономики (цели макро-уровня); на втором уровне формируются цели региона как организационной системы (цели мезо-уровня); третий уровень целей связан с элементами (подсистемами) региональной системы, с ее внутренней структурой (цели микро-уровня)»[11].

Под моделью стратегии управления региона с позиций потенциальной осуществимости понимается совокупность правовых, экономических, экологических, социальных условий, инфраструктуры, способных, с учетом сопоставления собственного ресурсного потенциала с возможностями и угрозами внешнего окружения, обеспечить развитие региональной системы на основе эффективного функционирования механизмов государственно-частного партнерства, регионального маркетинга и бенчмаркинга.

Таким образом, концепция стратегического планирования не может дать должный эффект как основополагающее знание при практическом применении в стратегическом планировании, так как требует принципиально новых взглядов на анализ, разработку и применение информации, необходимой для создания качественной и эффективной стратегии развития региона. При разработке стратегии развития региона могут иметь место такие проблемы: «недостаток общепринятой концептуальной основы для формулирования стратегии развития региона – предпосылок и исходных условий, стратегических инициатив, ожиданий заинтересованных сторон; наличие концептуальных противоречий заинтересованных сторон относительно ключевых аспектов стратегии развития региона; неверное понимание условий внешней среды и соответствующих им внутренних факторов, определяющих содержание стратегии развития региона»[12].

Тем не менее, в описании концепции социально-экономического развития региона логики недостаточно для повышения эффективности результатов стратегии. В этом ключе, можно сделать вывод, что в современном, динамично развивающемся обществе, постепенно появляется острая необходимость в создании и практическом применении, принципиально новых, инновационных подходов к разработке стратегии социально-экономического развития. Другими словами, тенденции глобализации в мире, обязывают подстраиваться одновременно под несколько аспектов изменений. То есть, опора только на внешние или только на внутренние факторы развития региона, теперь не представляется возможным, так как общие тенденции развития двух этих направлений, в процессе глобализации, преобразовываются в систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов более крупной системы, структуру которой, необходимо изучать и анализировать, внедряя новые инновационные подходы для управления все более глобальных взаимосвязанных процессов как в регионе, так и на мировой арене.

Следовательно,  стратегическое планирование и управление как фундамент развития регионов и государства, уже практически не может быть исключительно локальной системой знаний и практического применения, внутри региона или федерального округа, так как нарастающие тенденции связывают все процессы развития, в динамично растущую «гигантскую машину» системного характера. Такой процесс не подконтролен нынешней системе знаний, и в конечном итоге может привести к глобальному «хаосу», который не сможет уже поддаваться ни какой логике, управлению и контролю. Все это наводит на мысль о том, что уже существующей системе знаний о стратегическом планировании, управлении им и контроле за уже осуществленными задачами (мониторингу), необходимы принципиально новые подходы к разработке, анализу, парадигме, систематизации и контролю с последующим выявлением ошибок, их анализу и практическому исправлению в реалиях постоянно движущихся изменений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.026 с.)