Кафедра экономической социологии и регионального управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра экономической социологии и регионального управления



Лесовой Валерий Васильевич

СОГЛАСОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СУБЪЕКТЫ, ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению подготовки 41.04.02 – Регионоведение России

Научный руководитель –

К.ф.н., доц. Чернобровкина Наталья Игоревна

Рецензент –

К.и.н., доц. Кравец Алексей Ефимович

Ростов-на-Дону – 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОГЛАСОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА…………………………………………………..   8
1.1. Стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием региона: принципы и приоритеты…………..   8
1.2. Согласование стратегических приоритетов социально-экономического развития региона: субъекты и способы …………………   18
1.3. Формы и механизмы согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития региона …………………………….   30
ГЛАВА II. СФЕРЫ С ОГЛАСОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: УПРАВЛЕНИЕ, НАУКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ …………….   42
2.1.  Согласование стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области в сфере управления и науки ………………………………………………………………………...     42
2.2. Согласование стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области в сфере государственно-частного партнерства ……………………………………………………….     56
2.2.  Согласование стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области в сфере управления и общественного участия ……………………………………………………..     68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….. 86

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Создание стратегии социально-экономического развития Ростовской области требует консолидации усилий регионального социума. Это вызвано тем, что  при ее разработке возникают такие проблемы, как «недостаток общепринятой концептуальной основы для формулирования стратегии развития региона – предпосылок и исходных условий, стратегических инициатив, ожиданий заинтересованных сторон; наличие концептуальных противоречий заинтересованных сторон относительно ключевых аспектов стратегии развития региона; неверное понимание условий внешней среды и соответствующих им внутренних факторов, определяющих содержание стратегии развития региона; недостаток единого, непротиворечивого понимания стратегии всеми заинтересованными сторонами и, соответственно, отсутствие согласия между ними в отношении путей, средств и ожидаемых итогов развития региона»[1].

Следовательно, стратегическое планирование и управление  социально-экономическим развитием региона требует методологических нововведений, которые возможны только при согласовании его виденья научным сообществом и органами власти. Новые концептуальные основания стратегии, в свою очередь, востребуют инновационные методы общественного участия в ее разработке и реализации. Важным инструментом  социально-экономического развития является консолидация органов власти и бизнеса в форме государственно-частного. Оно осуществляется в тех отраслях экономики, которые принципиально важны для стратегического развития региона и за которые государство несет ответственность. Государственно-частное партнерство органами власти как посредством которого как реализация инвестиционных проектов, так и инфраструктуры, а совершенствование социальной региона.

Итак, стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием региона зависят от выработки оптимальных форм взаимодействия научного сообщества, органов власти, бизнеса и общественности. Именно этими обстоятельствами определяется практическая актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности темы. Одними из первых на необходимость разработки концепций развития регионов России обратили внимание Лившиц А.Я., Матрусов Н.Д., Новиков, A.B., Раевский C.B., Смирнягин Л.В., Штульберг Б.М.и др. Эти исследования были связаны с разработкой закономерностей, принципов и методов стратегического планирования и управления региона.

Важное значение имеют исследования по вопросам определения и обеспечения приоритетных направлений устойчивого развития регионов, совершенствования прогнозно-плановой деятельности на федеральном и региональном уровнях, представленных в работах Аверина А.Н., Алексеева Ю.П., Белоусова В.М., Валентея С.Д., Гапоненко А.Л., Жукевич Г.В., Сусловой М.В. Региональные проблемы стратегического планирования и государственного регулирования развития экономики с использованием программно-целевых методов рассматривались в работах Бучаева Г.А., Магомедовой М.М., Сагидова Ю.Н., Эльдарова Э.М. и др.

В настоящее время исследователи озабочены поиском новых концептуальных оснований стратегии социально-экономического развития региона. Курчаев Ш.В., Новицкий Н.А., Шеховцева Л.С. предлагают и обосновывают различные методологические подходы к разработке концепций стратегирования регионального развития.

Исследование эффективных форм государственно-частного партнерства происходит с учетом специфики развития стран и регионов. Российский опыт стал предметом изучения Асанова И. М., Белицкая А.В., Варнавский В.Г., Клименко А.В., Трофимова Р. В., Семухина Е. В. которые рассматривали цели, принципы, механизмы государственно-частного партнерства в России и регионах. Однако региональные исследования заявленной проблемы по Югу России носят преимущественно статистический характер или сводятся к перечислению мероприятий на официальных сайтах органов власти.

Разработкой эффективных способов общественного участия в процессе стратегирования регионального развития занимаются Г.Ю. Ветров, Б.С. Жихаревич, Г.Ю. Ветров, К.О. Вишневский.

Анализ работ по теме исследования показал, большинство авторов указывают на необходимость разработки новых концептуальных оснований стратегического развития региона, обеспечивающих устойчивый экономический рост. Однако в научной литературе недостаточно четко сформулированы основания, формы и перспективы согласования стратегических приоритетов субъектами регионального социума, позволяющие наиболее эффективно реализовать  социально-экономический потенциал территории.

Целью работы является разработка новых форм и способов согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области ее субъектами.

Реализация поставленной цели исследования требует постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:

- охарактеризовать принципы и приоритеты стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием региона;

- выявить субъектов и способы согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития региона;

- рассмотреть формы и механизмы согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития региона;

- исследовать согласование стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области в сфере управления и науки;

- выявить степень согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области в сфере государственно-частного партнерства;

- оценить уровень согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области в сфере управления и общественного участия.

Объектом исследования является стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием региона. Предметом исследования выступают субъекты, формы и механизмы согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области.

Методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам теории и практики государственного стратегического планирования, прогнозирования и управления, региональной экономики, совершенствования системы и структуры органов государственного управления. В работе применялись методы функционального, структурного и статистического анализа, экспертных оценок, регионального планирования и программирования.

Информационно-эмпирическая база исследования включает официальные данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориального органа по Ростовской области; законодательные и нормативные документы федеральных и региональных органов власти; результаты исследований аккредитованных рейтинговых агентств; материалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, научных и научно-практических конференций по данной проблеме, а также материалы, опубликованные в сети Internet.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования состоит в разработке направлений совершенствования системы управления регионом с позиций консолидации субъектов стратегирования, которые могут быть использованы для углубления теоретического анализа регионального стратегического планирования. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения предложенных автором выводов при разработке стратегии социально-экономического развития региональными органами государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого развития региона, эффективное функционирование региональных органов власти.

Структура диссертационной работы отражает логику исследования и алгоритм решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.01 с.)