Анализ налоговой политики в отношении лизинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ налоговой политики в отношении лизинга



Теперь уже осознан тот факт, что лизинговая форма инвестиций - это не просто способ вложения средств в развитие реального производства, но и новая для нашего рынка эффективная схема финансирования. Но если лизинг строится его участниками на налоговой основе, то происходит снижение налоговых поступлений в бюджет по сравнению с традиционным кредитным финансированием капиталовложений. Среди экономистов нет однозначного мнения по поводу льготного налогового режима по лизингу.

Полемики по поводу того, нужны ли дополнительные льготы по лизингу или нет, ведутся в течение нескольких последних лет. Но очевидно, что налоговые льготы для лизинга имеют гораздо большее значение, чем это предполагали отечественные специалисты – практики (рисунок 8).

Налогообложение лизинговых операций связанных с лизинговой деятельностью, осуществляется в общеустановленном порядке. Хотелось бы обратить внимание на особенности исчисления и уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на приобретение автотранспортных средств и налога на имущество при условии, что никакой иной деятельности, помимо непосредственно относящейся к лизингу, субъекты лизинговых отношений не осуществляют.

 

Нормативными актами предусмотрено
Освобождение
Включение в себестоимость продукции лизингополучателя сумм лизинговых платежей, в т.ч. % за кредит

Создание фондов содействия развитию лизинга

 

Банков от налога на прибыль по кредитам на лизинг сроком не менее трех лет
Выделение средств из бюджета для финансирования лизинга

 

Лизингодателя от уплаты НДС при выполнении лизинговых услуг
Создание регионаляных экспериментальных лизинговых компаний  

Частично от уплаты таможенных пошлин, налогов по временно ввозимым объектам лизинга

Объект использования остается собственностью лизингодателя

       
Лизингодателей от налога на прибыль от лизинга по договорам сроком свыше 3 лет

Рис.8 Система лизинговых льгот в России

 

Налог на прибыль

Исчисление и уплата налога на прибыль регулируется Законом РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с последующими изменениями и дополнениями).

Доходом лизингодателя является сумма лизинговых платежей, получаемая лизингодателем от лизингополучателя. Согласно действующему порядку при исчислении налогооблагаемой базы доходы уменьшаются на расходы, возмещающие стоимость лизингового имущества, а также расходы, связанные с ведением дела.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что при приобретении основных средств по договору лизинга ни лизингодатель, ни лизингополучатель не могут использовать предусмотренную действующим законодательством льготу по налогу на прибыль по средствам, направленным на капитальные вложения.

В соответствии с п.4.1. Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» (в редакции от 25,08.98 года) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банка, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.

Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы, а также финансирование капитальных вложений производственного назначения. В данном случае предмет лизинга рассматривается как основные средства предприятия, приобретенные непосредственно для целей оказания услуг по договору лизинга, затраты на приобретение оборудования лизингодателю возмещаются лизингополучателем за счет лизинговых платежей.

Лизинговые компании приобретают лизинговое оборудование не для развития собственной производственной базы, то есть это имущество не предполагается использовать в качестве средств труда при производстве продукции выполнения работ, оказания услуг), следовательно, для применения льгот по прибыли, направленной на капитальные вложения, в соответствии с п.4.1. указанной выше инструкции правовых оснований не имеется (несмотря на то, что у лизингодателя приобретение лизингового имущества отражается на счетах бухгалтерского учета).

Лизингополучатель включает в полной сумме лизинговые платежи в себестоимость выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). Таким образом, лизингополучатель не несет расходов на приобретение лизингового имущества за счет прибыли и льготой, предусмотренной п.4.1. Инструкции Госналогслужбы России № 37 воспользоваться не может.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 6.12.91 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» плательщиками являются предприятия и организации, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, которые осуществляют производственную и иную коммерческую деятельность.

Временным положением о лизинге, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.06.95 № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (в ред. От 21.07. 97 года), предусмотрено, что лизинг-это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) во временное пользование для предпринимательских целей.

Согласно вышеназванному Положению лизинговые компании (фирмы)- это коммерческие организации с учредительными документами и лицензиями функции лизингодателей (арендодателей).

Таким образом, лизинговые компании независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности являются плательщиками НДС согласно вышеназванной норм Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость».

В соответствии со ст. 7 указанного Закона суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.

Поэтому суммы НДС, уплаченные лизингодателем поставщику основных средств, являющихся объектом лизинга, подлежат возмещению в полном объеме в момент их принятия на балансовый учет. Исключение из этого порядка составляют только основные средства, приобретаемые лизингодателем для передачи в лизинг малым предприятиям, а также основные средства, приобретаемые за счет бюджетных ассигнований.

В соответствии со ст.3 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» объектом обложения данным налогом являются обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ, оказываемых услуг. В этой связи лизинговые платежи, включающие сумму, возмещающую стоимость лизингового имущества (без включения НДС), сумму выплачиваемую за кредитные ресурсы, используемые лизингодателем для приобретения имущества, комиссионное вознаграждение лизингодателя и иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга, получаемые лизингодателем, являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

Налоги, поступающие в дорожные фонды

При решении вопроса об уплате налогов, поступающих в дорожные фонды, следует иметь в виду следующее. В соответствии с Законом РФ от 18.10.91 «1759-1 «О дорожных фондах в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) и инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.95 года № 3-0 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» (в ред. от 31.03.98) налог на приобретение автотранспортных средств уплачивается юридическими лицами и предпринимателями, приобретающими автотранспортные средства путем купли-продажи, мены лизинга и взносов в уставный капитал, а объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг) и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

В случае если в уставе организации отсутствует запись о предоставлении имущества в аренду и арендная плата и расходы по содержанию сдаваемого в аренду имущества в бухгалтерском учете у арендодателя отражаются по счету 80 «Прибыли и убытки» как внереализационные доходы и расходы, то налог на пользователей дорог не взимается.

Согласно п.51.4.Инструкции № 30 арендодатель (лизингодатель) -юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, приобретающий в собственность автотранспортные средства для осуществления лизинговой деятельности, уплачивает налог в установленном порядке.

Арендатор (лизингополучатель), выкупающий автотранспортные средства, полученные по договору лизинга, уплачивает налог от продажной цены автотранспортного средства, определенной в договоре лизинга.

В соответствии с п.1 ст.7 Закона РФ от 18.10.91 № 1759-1 «О дорожных фондах в РФ» предприятия, организации, предприниматели, (рисунок 8).приобретающие автотранспортные средства (в том числе путем лизинга), уплачивают налог на приобретение автотранспортных средств по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства.

Налог на имущество предприятия

Согласно Закону от 13.12.91 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (с изменениями и дополнениями) налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. В случае если лизинговое имущество учитывается на балансе у лизингополучателя, плательщиком налога по лизинговому имуществу является лизингополучатель.

В соответствии с приказом Минфина России от 17.02.97 № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга», имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя, за исключением имущества, приобретаемого за счет бюджетных средств. Условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяется по согласованию между сторонами договора лизинга.

При этом лизингодатель принимает указанное имущество на забалансовый счет (счет 021 «Основные средства»,сданные в аренду) в разрезе лизингополучателей и видов имущества. Стоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю, учитывается на за балансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

Таким образом, согласно п.4 инструкции Госналогслужбы РФ от 8.06.95 № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» (в ред.от.02.04.98) стоимость лизингового имущества (за минусом начисленного износа) включается в налогоблагае-мую базу по налогу на имущество у арендодателя (т.е. собственника этого имущества)

Арендодателю необходимо учесть указанное обстоятельство при расчете размера лизинговых платежей, запланировав соответствующий размер прибыли от лизинговых операций (так как налог на имущество подлежит включению не в себестоимость, а в состав внереализационных расходов).

Интересы развития экономики страны, преодоления инвестиционного кризиса требуют основательного подхода к совершенствованию нормативно-правовой и налоговой базы лизинговых операций.

 

2.3.3. Проблемы развития лизинга в России

Нужно задуматься над проблемой развития лизинговых отношений в России, для этого:

- необходимо устранить терминологические неопределенности и противоречия, в том числе между Гражданским Кодексом РФ и нормативными актами Правительства РФ и его уполномоченных органов; ошибки налогообложения (двойное и необоснованное налогообложение лизинговых платежей); методологические трудности в определении поля регулирования для федерального закона "О лизинге"; искусственное уравнивание лизинга в правах с другими видами сделок в налоговом законодательстве, что не учитывает экономическую суть лизинга и приводит к его недостаточной эффективности;

- разработать особенную часть Налогового кодекса Российской Федерации, содержащую комплекс мер по налоговому стимулированию инвесторов, осуществляющих операции финансового лизинга с использованием оборудования отечественного производства;

-  нужно обратить внимание на таможенные барьеры (объем таможенных налогов, дополнительное налогообложение за отсрочку, ограниченный срок временного ввоза, ограничения таможенного режима временного ввоза/вывоза товаров); барьеры законодательства о валютном регулировании и валютном контроле (требование лицензирования отсрочки платежей на срок свыше 180 дней);

- одной из главных задач является устранение несовершенства принципов бухгалтерского учета (отсутствие трактовки лизинга как долгосрочного финансового вложения для Лизингодателя и долгосрочного долгового обязательства для Лизингополучателя);

-  следует упразднить неразвитость арбитражного процессуального Кодекса в отношении норм защиты прав собственности (практическая невозможность изъятия лизингового имущества при нарушении обязательств Лизингополучателем);

-  устранить слабую государственную поддержку лизинга (указы Президента и постановления Правительства, а также закон о федеральном бюджете, предусматривающий выделение бюджета развития, во многих отношениях не исполняются).

Фактически лизинг в российских экономических условиях куда более выгоден и перспективен, чем покупка имущества в кредит, поскольку он существенно сокращает инвестиционные риски.

Здесь необходимо отметить, что опыт экономически развитых стран мира показывает, что использование лизинговых операций имеет несомненные достоинства и для лизингополучателя. Лизинговые операции позволяют лизингополучателям без предварительного накопления определенной суммы собственных средств и без получения кредитов быстро приобретать и оперативно внедрять новую современную технику, отвечающую требованиям НТП, снижается риск морального износа. Кроме того, временно высвобожденные благодаря лизингу деньги, лизингополучатель может пустить на какие-либо другие цели. Нельзя не отметить и такую особенность лизинговых операций, как простоту их получения (особенно это относится к мелким и средним предприятия) и оформления по сравнению с банковской ссудой.

Но, несмотря на отмеченные выше преимущества, лизинг еще не занял в нашей стране того значительного места, которое характеризует его развитие в ведущих капиталистических странах. Чтобы этот род деятельности динамично развивался, необходимо создать условия, каких в России на данный момент не наблюдается.

Одна из основных причин слабого развития лизинговых операций в нашей стране заключается в отсутствии развитого и организационно оформленного рынка средств производства. Сказывается отсутствие опыта в их проведении, а также законодательных и нормативных актов, регулирующих взаимоотношения сторон при заключении сделок по лизингу.

Нашим производителям и предпринимателям нужно создать условия, при которых они стремились бы развивать этот род деятельности. Для этого в первую очередь следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длинными сроками действия (не менее 3-х лет). Ведь именно такие договора будут нести реальные инвестиции в экономику. Мне кажется, правительство, прежде всего, должно если не освободить, то хотя бы снизить в два и более раз налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализаций договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договора. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимся объектами международного финансового лизинга. Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими. Надеюсь, что на вершине государственного управления появится понимание того, что стимулирование и упорядочение лизинговой деятельности поможет стратегическому развитию российской экономики. Зеленый свет для лизинга - это сигнал к быстрому техническому перевооружению многих товаропроизводителей, созданию новых рабочих мест, а, значит, к ускоренному расширению базы налогообложения, пополнению доходной части бюджета, увеличению прибыли предприятий. Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет наращивать свои обороты и будет играть все более весомую роль в экономике России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.017 с.)