Характеристики выявленных сложных для участников егэ -2020 заданий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики выявленных сложных для участников егэ -2020 заданий



Задание 6 базового уровня, связанное с установлением соответствия между физической величиной и ее изменением. В качестве физических величин взяты: масса вытесненной жидкости и сила Архимеда. Традиционно большое количество ошибок совершается при решении задач на применение сила Архимеда. Учащиеся 1,2 и 3 групп подготовки ее трактуют как отдельно взятую силу. Акцентируйте внимание учащихся на следующих фактах:

• Если тело плавает, то сила Архимеда ВСЕГДА равна силе тяжести (по второму закону Ньютона). Отсюда и уменьшение глубины погружения тела при увеличении плотности жидкости;

• Если сила Архимеда меньше силы тяжести, то в случае покоящегося тела, обязательно должна присутствовать сила реакции опоры (дна), или сила натяжения нити, удерживающей тело от погружения;

 

Задание 15 базового уровня, связанное с нахождением угла падения светового луча при повороте зеркальной плоскости. При повторении отработайте это задание с учащимися групп 1,2.

 

Задание 18 базового уровня, связанное с расчетом сопротивления цепи при изменении ее конфигурации. При анализе цепей с последовательным и параллельным соединениями резисторов и обратите внимание на ситуации переключения цепей и пробоя резисторов.

 

Задание 21. При повторении квантовых явлений обратите внимание на работу с упрощённой диаграммой нижних энергетических уровней атома со стрелками, отмечены некоторые возможные переходы атома между этими уровнями.

Приведенный ниже пример взят из проекта демоверсии КИМ 2021 года, размещенном на сайте ФИПИ.

Задача 25 повышенного уровня сложности части 2 работы на применение формул энергии колебательного контура с типовыми условиями оказалась сложной для группы 2, которая заключалась не только в применении закона сохранения энергии и в понимании того, что того, что заряд конденсатора остается неизменным, но и в математических преобразованиях, дифференцирующих обучающихся по уровням подготовки.

Задача 26 на применение законов фотоэффекта в традиционной формулировке для участников экзамена группы 2 (8,15% выполнения) оказалась сложной, группа 3 выполнила задание чуть выше уровня освоения выполнено (52,23 % выполнения) и группа  4 справилась успешно (83,49 % выполнения).

 Сложность для экзаменующихся заключалась не только в применении уравнения Эйнштейна и понимании термина «красная граница», но и в математических преобразованиях, дифференцирующих обучающихся по уровням подготовки.

 

Задание 27. Качественная задача относится к традиционно решаемым заданиям. В задании описывалась, традиционно хорошо решаемая, ситуация интерпретации графиков изопроцессов, усложненная неявно заданным параметром температуры или объема и необходимостью дать количественную оценку динамики изменения давления и объема. Если график приведен на клетчатом фоне, то помимо перестроения или интерпретации графика, необходимо найти отношение величин или обосновать величины промежуточных значений. Половина учащихся, приступивших к решению данной задачи, не обосновала количественные изменения параметров, за что и получила 1 балл, как за неверный или неполный ответ.

Наиболее типичные ошибки:

· Отсутствует обоснование выбора того или иного процесса (название закона или формула, описывающая его).

· Не обосновывают или не четко обосновывают, почему процесс является изотермическим;

· При правильном названии процессов, на графике неверно изображают изопроцессы графически;

· Не соблюдают масштаб графика;

· Приводят, но не объясняют, откуда берутся значения давлений и объемов в промежуточных точках цикла.

На каждом занятии должны присутствовать качественные задачи: от простых вопросов, требующих «одношаговых» ответов, до сложных задач с многоступенчатым обоснованием на основании нескольких законов или явлений. При этом необходимо использовать как устные формы ответов, так и письменные.

 

Задача 28. Новое задание в КИМ -2020. Относится к заданиям повышенного уровня сложности. Традиционная задача по механике. Обязательно сделать рисунок и указать направления сил. В этом году задача 28 - стандартная задача на применение правила моментов. Наиболее типичные ошибк

· Затрудняются в нахождении плеча сил;

·  Не учитывают знак момента;

· Проекция отрезка на координатную прямую определяется неправильно (путаются в значениях тригонометрических функций);

 

Задача 29. Традиционно к задачам по механике приступают и пытаются их решить наибольшее число участников экзамена. Представить верные решения смогли 6,4% от числа писавших, это наиболее низкий процент получения верных решений. Только группа 4 выполнила это задание выше уровня освоения. Большинство обучающихся из группы 3 не смогли распознать физическую модель, описанную в условии данной задачи: на двух нитях подвешена пробирка, заткнутая пробкой. Вследствие нагрева пробка вылетает, пробирка начинает движение, и нить почти сразу обрывается. Движение центра массы пробирки можно рассматривать как движение маятника до обрыва нити.

Такие задачи на применение законов сохранения энергии и импульса хорошо решаются школьниками. Необходимо так же при организации повторения акцентировать внимание на то, что при криволинейном неравномерном движении общее ускорение равно векторной сумме нормального и тангенциального. Так же объяснить когда мы вводим центробежную силу, как силу инерции.

Наиболее типичные ошибки:

· Не понимают, как будет двигаться центр массы пробирки;

· Плохо понимают разницу между полным и центростремительным ускорением (считая их одинаковыми);

· При решении энергетическим способом, считают обрыв в отклонении на прямой угол;

· Вводят центробежную силу;

 

 В задаче 30 требуется определить влажность воздуха при изменении температуры и дополнительном испарении (модель- работающий увлажнитель). Только группа 4 выполнила это задание выше уровня освоения

При выполнении заданий по теме «МКТ и термодинамика» традиционно самыми сложными являются задания по теме «Влажность воздуха». Необходимо при повторении обучающимся напомнить о следующих фактах:

· При нормальном атмосферном давлении и температуре 100 0 С, водяной пар достигает состояния насыщения, и его давление в дальнейшем не меняется.

· Давление, плотность, концентрация насыщенных водяных паров зависит только от температуры.

Наиболее типичные ошибки:

· Не понимают модели и, соответственно, не применяют второе уравнение Менделеева – Клапейрона для описания состояния;

· При расчете давления водяных паров подставляют молярную массу воздуха или воды, а не водяных паров;

· Путают понятие числа молекул, концентрации и числа молей.

Задача 31 - на применение принципа суперпозиции сил Ампера, возникающих в разветвленной электрической цепи (несколько проводников), находящейся в постоянном магнитном поле.

 Только группа 4 выполнила это задание выше уровня освоения.

Наиболее типичные ошибки:

· Неправильно определяют направление и величину силы тока участков цепи, не понимая, что токи в ветвях различны;

· Неправильно определяют сопротивление участков цепи;

· Неправильно определяют направления и сил Ампера;

· Затрудняются в нахождении результирующей силы.

Задача 32 на применение формулы тонкой линзы и построение изображений предметов, находящихся на оптической оси. Только группа 4 выполнила это задание выше уровня освоения. В то же время практически все приступившие к решению, справились с ним. Наиболее вероятно, что группе 3 не хватило времени.

Наиболее типичные ошибки:

· Не умеют строить изображение источника света, находящегося на главной оптической оси;

· Не понимают, что один из источников дает мнимое изображение, следовательно, неправильно применяют формулу тонкой линзы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.009 с.)