Характеристики выявленных сложных для участников егэ заданий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики выявленных сложных для участников егэ заданий



Задание 6   базового уровня, связанное с установлением соответствия между физической величиной и ее изменением. В качестве физических величин взяты: масса вытесненной жидкости и сила Архимеда.  Данная тема традиционно сложна для обучающихся с базовым уровнем изучения предмета. Сложность заключается в том, что силу Архимеда изучают в 7 классе, и в дальнейшем к ней не возвращаются, либо повторяют в средней школе обзорно в течение 1 часа. Полного и глубокого понимания равенства силы Архимеда у плавающего тела силе его тяжести не формируется.

Задание 15 базового уровня, связанное с нахождением угла падения светового луча при повороте зеркальной плоскости. Затруднение связано с незначительным количеством часов, отводимым на изучение данной темы у экзаменующихся, изучавших физику на базовом уровне, и невозможностью сформировать за это время опыт решения задач.

Задание 18 базового уровня, связанное с расчетом сопротивления цепи при изменении ее конфигурации. Затруднение связано с незначительным количеством часов, отводимым на изучение данной темы у экзаменующихся, изучавших физику на базовом уровне, и невозможностью сформировать за это время глубокое понимание темы.

Задание 21. Задание базового уровня. Затруднение связано с незначительным количеством часов, отводимым на изучение данной темы у экзаменующихся, изучавших физику на базовом уровне, и невозможностью сформировать за это время глубокое понимание.

Задача 25 повышенного уровня сложности части 2 работы на применение формул энергии колебательного контура с типовыми условиями:

· у участников экзамена группы 2 (18,46% выполнения) вызвала затруднения;

· группы 3(66,67 % выполнения) и 4 (88,99 % выполнения) справились успешно. 

Сложность для экзаменующихся заключалась не только в применении закона сохранения энергии и в понимании того, что того, что заряд конденсатора остается неизменным, но и в математических преобразованиях, дифференцирующих обучающихся по уровням подготовки.

Задача 26 на применение законов фотоэффекта в традиционной формулировке для участников экзамена группы 2 (8,15% выполнения) оказалась сложной, группа 3 выполнила задание чуть выше уровня освоения выполнено (52,23 % выполнения) и группа  4 справилась успешно (83,49 % выполнения).

Традиционно наиболее успешно выполняются задания по механике и наименее успешно задания того же уровня сложности в квантовой физике. Сложность для экзаменующихся заключалась не только в применении уравнения Эйнштейна и  понимании термина «красная граница», но и в математических преобразованиях, дифференцирующих обучающихся по уровням подготовки.

 

Задания 27, 28 относятся к заданиям повышенного уровня сложности, а задания 29–32 относятся к заданиям высокого уровня сложности. Задание 28  считается выполненным, если за него получено 2 балла. Задания 27, 29-32  считаются выполненным, если за него получено 2 или 3 балла. Процент выполнения заданий, приведенный в таблице ниже, учитывает результаты участников экзамена, набравших 3 и 2 балла за задачу, по результатам ЕГЭ 2020  и 2019 года.

В тоже время результаты сравнения не совсем корректны, так как введение задачи 28 в группу заданий с развернутым ответом без изменения временного регламента экзамена привело к снижению времени, отводимого на решение и оформление каждой из задач, что ужесточило условия работы экзаменующихся.

 

№ задания

Раздел физика

% выполнения от общего числа писавших 

Средний %

ЕГЭ 2020

Выполнили полностью

ЕГЭ -2020 ЕГЭ – 2019
27 Механика – квантовая физика (качественная задача) 30,25 14,87 21,19
28 Механика, молекулярная физика (расчетная задача) 27,17 12,2 ------
29 Механика (расчетная задача) 8,12 6,4 29,7
30 Молекулярная физика (расчетная задача) 18,24 13,5 23,7
31 Электродинамика (расчетная задача) 10,92 6,65 16,9
32 Электродинамика, квантовая физика (расчетная задача) 16,12 13,75 5,93

 

При анализе успешности выполнения заданий по годам наблюдается:

положительная динамика при выполнении заданий 32;

отрицательная динамика при выполнении заданий  27,29,30,31;

задание 28 – вновь введенное, данных для сравнения нет.

Задание 27. Качественная задача относится к традиционно решаемым заданиям. В задании описывалась, традиционно хорошо решаемая, ситуация интерпретации графиков изопроцессов, усложненная неявно заданным параметром температуры или объема и необходимостью дать количественную оценку динамики изменения давления и объема. Половина учащихся, приступивших к решению данной задачи, не обосновала количественные изменения параметров, за что и получила 1 балл, как за неверный или неполный ответ. Справились с решением 14,87% от числа выпускников, писавших ЕГЭ. Как видно из выше приведенной диаграммы, только группы 3 и 4 выполняют это задание выше уровня освоения.

Наиболее типичные ошибки:

· Не обосновывают или не четко  обосновывают,  почему процесс является изотермическим;

· При правильном названии процессов, на графике неверно изображают изопроцессы графически;

· Не соблюдают масштаб графика;

· Приводят, но не объясняют, откуда берутся значения давлений и объемов в промежуточных точках цикла.

Задача 28 – стандартная задача на применение правила моментов. В КИМ введена впервые в этом году. Из 27,17% решавших задачу, справились с ней - 12,2%.Наиболее типичные ошибки:

· Затрудняются в нахождении плеча сил;

·  Не учитывают знак момента;

· Проекция отрезка на координатную прямую определяется неправильно (путаются в значениях тригонометрических функций);

· Решают задачу для частного случая (угол 45о).

 

Задача 29. Традиционно к задачам по механике приступают и пытаются их решить наибольшее число участников экзамена. Представить верные решения смогли 6,4% от числа писавших, это наиболее низкий процент получения верных решений.  Как видно из диаграммы, только группа 4 выполнила  это задание выше уровня освоения. Большинство обучающихся из группы 3 не смогли распознать физическую модель, описанную в условии данной задачи.

Наиболее типичные ошибки:

· Не понимают, как будет двигаться центр массы пробирки;

· Плохо понимают разницу между полным и центростремительным ускорением (считая их одинаковыми);

· При решении энергетическим способом, считают обрыв в отклонении на прямой угол;

· Вводят центробежную силу;

 

 В задаче 30 требуется определить влажность воздуха при  изменении температуры и дополнительном испарении (модель- работающий увлажнитель). Данная тема традиционно сложна для учеников, в классах с базовым уровнем изучения предмета на нее отводится 2 часа, что недостаточно для формирования умений решать задачи высокого уровня. Справились с решением 13,5 %. Как видно из диаграммы, только группа 4 выполнила это задание выше уровня освоения

Наиболее типичные ошибки:

· Не понимают модели и, соответственно, не применяют второе уравнение Менделеева – Клапейрона для описания состояния;

· При расчете давления водяных паров подставляют молярную массу воздуха или воды, а не водяных паров;

· Путают понятие числа молекул, концентрации и числа молей.

Задача 31 - на применение принципа суперпозиции сил Ампера, возникающих в разветвленной электрической цепи, находящейся в постоянном магнитном поле.

 Справились с решением 6,65 %. Как видно из диаграммы, только группа 4 выполнила это задание выше уровня освоения.

Наиболее типичные ошибки:

· Неправильно определяют направление и величину силы тока участков цепи, не понимая, что токи в ветвях различны;

· Неправильно определяют сопротивление участков цепи;

· Неправильно определяют направления  и сил Ампера;

· Затрудняются в нахождении результирующей силы.

Задача 32 на применение формулы тонкой линзы и построение изображений предметов, находящихся на оптической оси. Справились с решением 13,75%. В классах с базовым уровнем изучения предмета отводится 2-3 часа на построение изображений и решение задач на применение  формулы тонкой линзы, что недостаточно для формирования умений решать задачи высокого уровня. Как видно из диаграммы, только группа 4 выполнила это задание выше уровня освоения. В то же время практически все приступившие к решению, справились с ним. Наиболее вероятно, что группе 3 не хватило времени.

Наиболее типичные ошибки:

· Не умеют строить изображение источника света, находящегося на главной оптической оси;

· Не понимают, что один из источников дает мнимое изображение, следовательно, неправильно применяют формулу тонкой линзы.

Выводы о существенности вклада содержательных изменений (при наличии изменений) КИМ, использовавшихся в регионе в 2020 году, относительно КИМ прошлых лет.

 

В КИМ 2020 года были внесены изменения. Задание 25 по механике стало задачей с развернутым ответом, на оформление и запись которой требуется не менее 15 минут, а длительность экзамена осталась прежней, т.е. существенно ужесточился темп работы. Этот фактор вызвал снижение процента выполнения заданий с развернутым ответом. Существенно потеряли в баллах экзаменуемые с низкой степенью мобильности нервной системы, хорошо знающие физику. Средний балл по области снизился на 1,09 тестовых балла по сравнению с 2019 годом, но оставаясь максимальным (кроме 2019 года) баллом за все время сдачи ЕГЭ по физике.

В то же время итоговые результаты  ЕГЭ по физике является результатом работы региона по совершенствованию преподавания предмета «Физика» с учетом результатов ЕГЭ прошедшего года. Проведенные мероприятия:

· семинары и вебинары по итогам проведения и результатам ЕГЭ по физике, проводимые сотрудниками ГБУ ДПО «ЛОИРО» для учителей региона;

· инструктивно-методические письма для ОУ;

· инструктивно-методические письма  для ОУ, показавших низкие образовательные результаты;

· образовательные модули в КПК, посвященные итогам и методике подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по физике,

· индивидуальные консультации в системе ZOOM для учителей региона по вопросам подготовки к сдаче ЕГЭ по физике,

·  заседания РМО, посвященные проблематике подготовки учащихся к ЕГЭ по физике.

Благодаря проведенным мероприятиям, направленным на совершенствование методики подготовки учащихся к ЕГЭ по физике, повысился процент выполнения заданий, проверяющих знания и умения на базовом уровне  тем «Сила Архимеда», «Абсолютная и относительная влажность», «Электромагнитная индукция».

 

Раздел 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Данные рекомендации на стадии проекта прошли общественную экспертизу среди учителей физики региона, инициированную педагогической секцией «Физика» при региональном Учебно-Методическом Объединении Ленинградской области. Итоговые материалы размещены на сетевом ресурсе педагогической секции «Физика» по адресу https://astrofizio.blogspot.com/

Методические рекомендации адресованы учителям физики Ленинградской области, осуществляющим подготовку к ЕГЭ по физике в 2020-2021 году, а также руководителям районных методических объединений учителей  физики.

Методические рекомендации разработаны на основе анализа результатов ЕГЭ по физики в 2020 году. Содержательный анализ проведен по КИМ № 319 основного периода ЕГЭ по физике 2020 года.

 

Методические рекомендации по подготовке обучающихся по физике

В 2020-2021 учебном году



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.017 с.)