Реструктуризация расходов бюджета на поддержку отраслей материального производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реструктуризация расходов бюджета на поддержку отраслей материального производства



 

Система расходов федерального бюджета учитывает все народное хозяйство.

Экономика России переживает кризис. К основным причинам кризисных явлений можно отнести: недоступность кредитных ресурсов для многих промышленных предприятий из-за высоких процентных ставок; высокие темпы инфляции издержек привели к недостатку оборотных средств, росту взаимных неплатежей и бартерному обмену; отток денежных средств из сферы материального производства в процесс ваучерной приватизации; изъятие капитала предприятий через рынок государственных и муниципальных облигаций.

Особенно пострадали от экономической нестабильности машиностроение, легкая промышленность, строительство и сельское хозяйство.

Представим диаграмму расходов (рис. 1) федерального бюджета по разделу «Промышленность, энергетика и строительство», «Сельское хозяйство и Рыболовство», «Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика» за период с 2001 по 2003 годы.

 

 

 


Рисунок 1 - Расходы федерального бюджета по трем статьям за период с 2001 по 2003 годы

Более детально рассмотрим структуру расходов федерального бюджета по разделу «Промышленность, энергетика и строительство» в таблице 3.

Таблица 3 - Расходы федерального бюджета за период с 2001 по 2003 годы по разделу «Промышленность, энергетика и строительство» (тыс. руб.)

Наименование показателей 2001 год 2002 год 2003 год Отклонение 2003 от 2001г Отклонение 2003 от 2002г
1. Топливно-энерге-тический комплекс 5850000,0 6000000,0 8100000,0 + 2250000,0 + 2100000,0
2. Конверсия оборонной промышленности 363325,4 392300,0 250000,0 - 113325,4 - 142300,0
3. Другие отрасли промышленности 293617,9 358570,0 782 900,0 + 489282,1 + 424330,0
4. Строительство, архитектура 8018838,9 13246516,3 29192860,0 +21174 021,1 +15946343,7
5. Стандартизация и метрология 57067,2 74 000,0 73500,0 + 16432,8 - 500,0
6. Воспроизводство минерально-сырьевой базы     5792500,0 + 5792500,0 +5792500,0
7. Содержание органов специального строительства     470555,0 + 470555,0 + 470555,0
8. Всего по разделу 14582849,4 20071386,3 44662315,0 +30079465,6 +24590928,7

 

Расходы по данному разделу в сравнении с 2001 годом увеличились на 30079465,6 тысяч рублей и с 2002 годом на 24590928,7 тысяч рублей. Если рассматривать увеличение по конкретным расходам, то можно сказать, что увеличение произошло в значительной мере “Топливно-энергетическому комплексу”, “Строительство и архитектура” и “другим отраслям промышленности” не существенно увеличены расходы “Стандартизации и метрологии”.

Из расходов федерального бюджета за период с 2001 по 2003 годы, по подразделу “Топливно-энергетический комплекс”, вся сумма приходится на государственную поддержку угольной отрасли [12, с.32].

Мероприятия по реструктуризации угольной промышленности включают в себя следующие направления финансирования государственной поддержки угольной промышленности:

1. Мероприятия по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов.

2. Научно-техническое и проектное обеспечение реструктуризации угольной промышленности.

3. Социальная защита работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией угольной промышленности, членов их семей, пенсионеров и инвалидов, работавших в угольной промышленности.

4. Реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

5. Возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (выплаты сумм в возмещение вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации или отраслевыми тарифными соглашениями, организационно-технические расходы), и другие.

Главным распорядителем средств государственной поддержки является Министерство топлива и энергетики Российской Федерации

Получателями средств государственной поддержки являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, организации, предприятия и учреждения угольной промышленности, поименованные в сводном плане-графике выделения получателям средств государственной поддержки по направлениям финансирования, утвержденным Межведомственной комиссией по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов. Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется в соответствии со сводным планом-графиком и договорами об использовании средств государственной поддержки, заключенными между Минтопэнерго России и получателями средств.

Рассмотрим бюджетные ассигнования из федерального бюджета, предусмотренные по разделу “Транспорт, дорожное хозяйство и информатика”, представленные в таблице 4 [9, с.11].

 

Таблица 4 - Расходы федерального бюджета за период с 2001 по 2003 годы по разделу “Транспорт, дорожное хозяйство и информатика” (тыс. руб.)

Наименование показателей 2001 год 2002 год 2003 год Отклонение 2003 от 2001 г Отклонение 2003 от 2002 г.
1. Автомобильный транспорт 5665,0 6498,0 9000,0 + 3335,0 +2502,0
2. Воздушный транспорт 102617,5 196100,0 435800,0 + 333182,5 +239700,0
3. Водный транспорт 684860,0 1 177751,7 1 664000,0 + 979140,0 +486248,3
4. Дорожное хозяйство - - 28 418000,0 + 28418000,0 +28418000,0
5. Связь 107660,0 257320,3 72800,0 + 149660,3 - 184520,3
6. Информатика 1293,5 1760,0 2100,0 + 806,5 + 340,0
7. Всего расходов         по разделу 902096,0 1639430,0 30601 700,0 +29699604,0 +28962270,0

 

Бюджетные ассигнования по разделу “Транспорт, дорожное строительство, связь и информатика“ на 2003 год предусмотрены в сумме 30601700,0 тысяч рублей из них автомобильному транспорту (содержание аппарата, дотации на содержание ледокольного флота, дотации на перевозки пассажиров в межобластном сообщении и др.) - 9000 тысяч рублей, воздушному транспорту - 435 800,0 тыс. рублей, водному транспорту - тысяч рублей 1 664 000 тысяч рублей, связи - 72800,0 тысяч рублей и информатике 2100,0 тысяч рублей следует отметить, что впервые предусмотрены расходы по подразделу “Дорожное хозяйство” в сумме 28418000,0 тысяч рублей.

В целом расходы по разделу и подразделам за ряд лет увеличивались, кроме подраздела “Связь”.

Один из принципиальных моментов развития отечественного предпринимательства заключается в том, что приватизация не решила проблемы эффективного собственника. Вместо перераспределения активов от аутсайдеров к инсайдерам, от государства и трудовых коллективов как собственников в пользу менеджеров, контролировавших предприятие, или ведущих акционеров, которые перераспределяли в свою пользу ликвидные активы.

В соответствии с законом “О федеральном бюджете на 2001 год” Правительство Российской Федерации определяет порядок возмещения из федерального бюджета разницы процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях: организациям топливно-энергетического комплекса, осуществляющими сезонную заготовки топлива на электростанциях, включая атомные, закачку газа в подземные хранилища, проведение мероприятий по ремонту электрооборудования, а также обеспечение населением топливом, в пределах средств по разделу “Промышленность, энергетика и строительство” функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации; сельскохозяйственным товаропроизводителями, предприятиями и организациями агропромышленного комплекса всех форм собственности и фермерами для целей закупки сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты растений и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, при этом возмещение осуществляется ежемесячно в размере двух третьих ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на дату представления кредита в пределах средств, предусмотренных по разделу “Сельское хозяйство и рыболовство”; предприятиями морского, речного и воздушного транспорта для строительства морских, речных и воздушных судов на российских предприятиях в пределах средств, предусмотренных по разделу “Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика”; организациями легкой и текстильной промышленности для сезонной закупки сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения и предприятиями лесной промышленности для создания межсезонных запасов древесины, сырья и топлива, в пределах средств, предусмотренных по разделу “Промышленность, энергетика и строительство”.

Правительство Российской Федерации в первоочередном порядке проводило реструктуризацию задолженности ОАО "Минеральные воды Кабардино-Балкарии". ЗАО "АРМИ и ТНП", ОАО "НЗПП", ОАО "РОНИ и С", НПФ "Российские семена", ОАО "Рыбинские моторы", АО "Холодмаш", ОАО "Красноярский завод комбайнов", Ангарская швейная фабрика. ОАО "КЗАЭ", ОАО "ЗВИ", ЗАО "Инфратур".

Рассмотрим состав расходов федерального бюджета по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" на примере таблицы 5 [3; 10; 11].

Таблица 5 - Структура расходов федерального бюджета по разделу “Сельское хозяйство и рыболовство” за период с2001 по 2003 годы (тыс. руб.)

Наименование показателей 2001 год 2002 год 2003 год Отклонение 2003 от 2001 г Отклонение 2003 от 2002 г
1. Сельскохозяйственное производство 3875112,2 4 852 533,0 9 627 700,0 +5 752 587,8 + 4 775 167,0
2. Земельные ресурсы 5 383 600,0 6 611 500,0 6 911 500,0 +1 527 900,0 + 300 000,0
3. Рыболовное хозяйство - - 2 206 500,0 + 2 206 500,0 + 2 206 500,0
4. Прочие мероприятия в области сельского  хозяйства 24 887,8 40 970,0 2 055 000,0 + 2 030 112,2 +2 014 030,0
5. Всего  расходов 9 283 600,0 11 505 003,0 20 800 700,0 + 11 517 100,0 + 9 295697,0

 

Бюджетные ассигнования 2003 года на сельское хозяйство и рыболовство составили 20800700,0 тыс. руб. из них на сельскохозяйственное производство (текущее содержание подведомственных структур, целевые дотации и субсидии) – 9627700,0 тыс. рублей, земельные ресурсы - 6911500,0 тысяч рублей и прочие мероприятия в области сельского хозяйства - 2055000,0 тысяч рублей, в сравнении с предыдущим годом расходы увеличились на 9295697,0 тысяч рублей, а с 2001 годом на 11517100,0 тысяч рублей.

Но все же этих средств сельскому хозяйству явно не достаточно. Осуществление мероприятий по агропромышленному комплексу зависит от социально-экономических условий складывающихся в различных регионах России, действенности контроля местной администрации за проведение земельной реформы и эффективного использования выделенных средств.

Реальное преодоление кризисного состояния промышленности возможно только за счет наращивания реальных инвестиций, т.е. капитальных вложений.

Капитальные вложения в основные фонды промышленности и строительства на территории Российской Федерации финансируются из различных источников: собственные финансовые ресурсы предприятий, заемные средства в форме банковских кредитов и облигаций, привлеченные средства, денежные средства, выделяемые добровольными союзами предприятий и финансово - промышленными группами, средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной и возвратных основах, а также средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства иностранных инвесторов, предоставляемые в форме кредитов и займов.

 

2.2 Реструктуризация расходов бюджетов на содержание и развитие    непроизводственной сферы

 

Рассмотрим по порядку основные расходы.

Расходы на оборону входят в состав сметно-бюджетного финансирования. Они направляются на содержание Вооруженных Сил, на закупку военной техники, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащих и расходы Министерства по атомной энергии (таблица 6) [3;10; 11].

Таблица 6 - Распределение расходов федерального бюджета по разделу “Национальная оборона” за период с2001 по 2003 годы (тыс. руб.).

Наименование показателей 2001 год 2002 год 2003 год Отклонение 2003 года от 2001 г. Отклонение 2003 года от 2002 г.
1. Строительство и содержание ВС сил РФ 91619765,1 137780000,0 203061404,6 +111441639,5 +65281404,6
2. Военная программа Министерства РФ по атомной энергии 1 932 700,0 2 908 800,0 6329700,0 + 4397700,0 + 3420900,0
3. Обеспечение мобилизационной и общевойсковой подготовки 150 000,0 150 000,0 2277940,6 + 2127940,6 + 2127940,6
4. Российская оборонная спортивно-техническая организация   13 300,0 -    
5. Подготовка и участие в обеспечение коллективной безопасности и миротворческой деятельности     2715735,0 + 2715735,0 + 2715735,0
6. Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны     302947,2 + 302947,2 +302947,2
5. итого 93702465,1 140852100,0 214687727,4 + 120985262,3 +73835627,4

Расходы по разделу “Национальная оборона“ на 2003 год составили 214687727,4 тысяч рублей, что превышает расходы 2002 года на 73835627,4 тысяч рублей и 2001 года на 120985262,3 тысячи рублей. Увеличение ассигнований произошло в основном по подразделу “Строительство и содержание Вооруженных сил Российской Федерации” и “Военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии”. Кроме того, в 2001 году запланированы ассигнования на подготовку и участие в обеспечение коллективной безопасности и миротворческой деятельности и обеспечение отраслей для национальной обороны [3; 10; 11].

Расходы федерального бюджета за период с 2001 по 2003 годы по разделу "Национальная оборона" наглядно можно представить на основе диаграммы (рис. 2).

 


Рисунок 2 - Расходы федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" с 2001 по 2003 г.

Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета по разделу “Государственное и местное самоуправление”за ряд лет (таблица 7).

Как видно из представленной таблицы 7, бюджетные ассигнования на государственное и местное самоуправление ежегодно растут.

Одним из многочисленных подразделений сметно-бюджетного финансирования являются социально-культурные мероприятия, которые охватывают образование, культуру, искусство, подготовку кадров, средства массовой информации, здра

 

воохранение, физическую культуру, мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.

Таблица 7 - Распределение расходов федерального бюджета на период с 2001 по 2003 годы по разделу бюджетной классификации “ Государственное и местное самоуправление ”(тыс. руб.)

Наименование показателей 2001 год 2002 год 2003 год Отклонение 2003г. от 2001 г. Отклонение 2003г. от 2002 г.
1. Функционирование главы государства -Президента РФ 657 328,3 899 915,8 1399757,1 + 742428,8 + 499841,3
2. Функционирование законодательных органов государственной    власти 976362,1 1 410 704,0 1854892,6  +878530,5 + 444 188,6
3. Функционирование исполнительных органов государственной    власти 4 429 187,2 6 623 067,2 9158081,4 +4728894,2 + 2535014,2
4. Деятельность финансовых и налоговых органов 7 257 069,4 16 086 021,3 26708049,6 +19450980,2 +10622028,3
5. Прочие расходы на общегосударственное управление 427 387,3 872 456,0 1579160,0 + 1151772,7 + 706704,0
6. итого 13 747334,3 25 892 164,5 40699940,7 + 26952606,4 +14807776,2

 

Каждое бюджетное учреждение имеет свою смету расходов и доходов.

В последнее время перспективными направлениями повышения эффективности бюджетного финансирования социальной сферы становится финансирования через госзаказы, госпрограммы, гранты и контракты, которые размешаются на конкурсной основе между государственными коммерческими и некоммерческими организациями. Но указанный способ бюджетного финансирования социальных услуг не является альтернативой базовому нормативному бюджетному финансированию. Обладая некоторыми достоинствами (адресность в получении средств) явным недостатком которого является нестабильностью финансовых поступлений. Поэтому целесообразно базовое бюджетное финансирование дополнять финансированием через гранты, контракты, фонды.

Далее в данном разделе рассмотрим бюджетные ассигнования из федерального бюджета на культуру и искусство.

Учреждения культуры решают специфические задачи по развитию и самореализации личной гумманизации общества. Правовая база развития учреждений культуры изложена в Законе РФ “Основы законодательства о культуре“ номер 3612-1 от 09.10.1992 года.

Таблица 8 - Распределение расходов федерального бюджета на период с 2001 по 2003 годы по разделу “Культура, искусство и кинематография”(тыс. руб.)

Наименование показателей 2001 год 2002 год 2003 год Отклонение 2003г от 2001г Отклонение 2003г от 2002г
1. Культура и    искусство 2 714 770,6 4 099 523,5 5597746,4 + 2882975,8 + 1498 222,9
2. Кинематография 339 266,9 566 446,9 772200,0 + 432933,1 + 205 753,1
3. Прочие мероприятия в области культуры и искусства 8 052,9 12 912,4 14800,0 + 6747,1 + 1887,6
4. итого 3 062 090,4 4 678 882,8 6384746,4 + 3322656,0 + 1705 863,6

 

Как видно из представленной таблицы 8 бюджетные ассигнования по разделу “Культура, искусство и кинематография” ежегодно увеличиваются, причем основная сумма ассигнований приходится на “культуру и искусство”.

Наглядно распределение ассигнований из федерального бюджета по разделу "Культура, искусство и кинематография" можно представить в виде диаграммы (рис. 3).

Рисунок 3 – Бюджетные расходы по разделу “Культура, искусство

и кинематография”

Рассмотрим финансирование из федерального бюджета расходов на образование.

В соответствии с Законом “Об образовании“ государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 % национального дохода и защищенность статей расходов бюджетов всех уровней. Расходы на финансирование высшего профессионального образования может составлять не менее 3 % расходной части федерального бюджета. Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование на всей территории России основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых. Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции. Но практика показывает, что требования законодательства не выполняются: доля ВВП, ассигнуемая на образование составляет лишь 4,4 %.

Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривает ассигнования на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В системе образования в России в ближайшие годы возможно применение платы за обучение, как источника внебюджетного финансирования будут ограничены, продолжающимся снижением жизненного уровня населения и отсутствием эффективного механизма контроля за качеством подготовки специалистов. Необходима разработка новой модели финансирования высшей школы, так как в последние годы сократился приток специалистов в экономику и науку.

Речь идет о создании субфедеральных внебюджетных фондов высшего образования. За счет таких фондов может осуществляться контрактная подготовка студентов и аспирантов для наукоемких отраслей и научных учреждений, занимающихся фундаментальными исследованиями.

Наиболее гибким способом направления финансовых средств на получение высшего образования является образовательный сертификат, предполагающий предоставление кредита обучающемуся. Система кредитов может быть разнообразной: субсидиарный кредит, льготный кредит и коммерческий.

Рассмотрим на основе данных таблицы 9, какие средства выделяются из федерального бюджета на финансирование образования.

Таблица 9 - Распределение расходов федерального бюджета на период с 2001 по 2003 годы по разделу “Образование” функциональной классификации федерального бюджета(тыс. руб.)

Наименование показателей 2001 год 2002 год 2003 год Отклонение 2003г от 2001г Отклонение 2003г от 2002г
1. Дошкольное воспитание 293 719,1 344 672,7 462349,8 + 168630,7 + 117 677,1
2. Общее образование 411 636,6 630 609,9 872807,2 + 461170,6 + 242 197,3
3. Начальное профессиональное образование 3 844 182,2 6 325 568,4 10831194,5 + 6 987 012,3 + 4505626,1
4. Среднее профессиональное образование 2 775 630,2 5 499 370,4 6748725,8 + 3 973 095,6 + 1249355,4
5.Переподготовка и повышение квалификации 404 766,2 548 498,9 692075,0 + 287308,8 + 143 576,1
6. Высшее профессиональное образование 13 023 586,6 19 461 035,6 28599091,0 + 15575504,4 + 9138055,4
7. Прочие расходы в области образования 112 732,2 289 469,6 596989,3 + 484257,1 + 307519,7
8. итого 20 866 253,2 32 099 225,5 48803232,6 + 27936979,4 + 16704007,1

 

По данным таблицы 9 на 2003 год по разделу “Образование” предусмотрено бюджетных ассигнований в сумме 48803232,6 тысяч рублей, что в сравнении с 2002 годом больше на 16704007,1 тысяч рублей, а с 2001 годом на 27936979,4 тысяч рублей, но все же этих средств явно не достаточно для нормального функционирования образования.

В соответствии с законодательством Российской Федерации сфера образования признана приоритетной.

В настоящее время в нашей стране с целью соединения положительных сторон государственного и частной медицины выбрана бюджетно-страховая модель. Система медицинского страхования обеспечивает заинтересованность государства, предприятий и граждан в наиболее полном удовлетворении потребности населения в медицинском обслуживании. Бюджетно-страховая модель сохраняет государственные гарантии населения в медицинском обслуживании и привлекает дополнительные ресурсы.

Средства государственной и муниципальной систем здравоохранения практически полностью формируются за счет средств бюджетов различных уровней.

Затраты на содержание лечебно профилактических учреждений занимают наибольшую долю в расходах на здравоохранение. Работа учреждений здравоохранения характеризуется такими показателями, как среднегодовое количество коек, число дне функционирования койки в году, количество койко-дней, среднегодовое количество штатных единиц по всем категориям персонала, число врачебных посещений.

Основными затратами учреждений здравоохранения являются расходы на выплату зарплаты, покупку товаров, оплату услуг, приобретение оборудование длительного пользования, проведение капитального ремонта, расходы на питание, приобретение медикаментов.

Основную нагрузку по финансированию сети лечебно-профилактических учреждений несут субъекты Российской Федерации.

Таблица 10 - Распределение расходов федерального бюджета на период с 2001 по 2003 годы по разделу “Здравоохранение и физическая культура”(тыс. руб.).

Наименование показателей 2001 год 2002 год 2003 год Отклонение 2003 года от 2001 года   Отклонение 2003 года от 2002 года
1. Здравоохранение 8 396 106,8 13 152 822,5 18700609,6 + 10304502,8     + 5547787,1
2. Санитарно-эпидемиологический надзор 1 371 538,9 2 086 178,2 2653180,1 + 1281641,2 + 567 001,9
3. Физическая культура и спорт 470 893,8 754 312,8 852800,0 + 381906,2     + 98487,2
4. итого 10 238 539,5 15 993 313,5 22206589,7 + 11968050,2 + 6213276,2

 

 

Распределение расходов федерального бюджета на период с 2001 по 2003 годы по разделу “Здравоохранение и физическая культура" представлено в диаграмме (рис. 4).

Рисунок 4 - Распределение расходов федерального бюджета по разделу “Здравоохранение и физическая культура

Налицо рост бюджетных ассигнований по разделу "Здравоохранение и физическая культура и спорт".

Перейдем к рассмотрению расходов федерального бюджета на социальную сферу.

Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение включает в себя: выплату государственных пенсий по старости, пенсии и пособия военнослужащим срочной службы и их семьям, пособия на детей до 6 лет, пособия одиноким матерям и другие.

Для того чтобы охарактеризовать расходы федерального бюджета в области социальной политики, рассмотрим планируемые показатели бюджета за ряд лет (таблица 11).

Как видно из таблицы 11, в целом бюджетные ассигнования по разделу “Социальная помощь” за данный период увеличивались значительно.

Важную роль в области социальной политики играет создание социально-ориентированного механизма бюджетного федерализма, реализация которого должна осуществляться по следующим направлениям: четкое разграничение полномочий и предметов ведения РФ, ее субъектов органов местного самоуправления в социальной сфере; отнесение к функциям РФ утверждения и обеспечения общефедеральных социальных гарантий, а также предоставление дополнительных прав и гарантий, вытекающих из особого статуса отдельных субъектов РФ.

Таблица 11 - Распределение расходов федерального бюджета по разделу "Социальные расходы" за период с2001 по 2003 годы (тыс. руб.)

Наименование показателей 2001 год 2002 год 2003 год Отклонение 2003 от 2001г Отклонение 2003 от 2002г
1. Учреждения социального обеспечения и службы занятости 46293,8 88674,8 2 985 967,6 + 2 939673,8 + 2897292,8
2. Социальная помощь 18247800,0 28676228,3 42157 012,5 + 23 909212,5 + 13480784,2
3. Молодежная политика 44141,4 64771,4 92125,0 + 47 983,6 + 27 353,6
4. Пенсии военнослужащим 13380495,9 20282000,0 60 651415,0 + 47270919,1 + 40369415,0
5. Пенсии и пособия в правоохранительных органах 6075177,2 9784800,0 14 108 900,0 +8033722,8 + 4 324100,0
6. Прочие мероприятия в области         социальной политики 2996747,3 2423118,3 16 062 377,2 + 13065629,9 + 13639258,9
7. Государственные пособия гражданам, имеющим детей 900000,0 550000,0      
8. Миграционная политика   1126941,1 1 723 200,0 + 1 723 200,0 + 596 058,9
9.итого 41870655,6 62996733,9 107780997,3 + 65910341,7 + 44784263,4

Распределение расходов федерального бюджета по разделу "Социальные расходы " за период с 2001 по 2003 годы представлено на диаграмме (рис. 5).

 

 

Рисунок 5 - Распределение расходов федерального бюджета по разделу

"Социальные расходы"

Важную роль играет создание социально-ориентированного механизма бюджетного федерализма, реализация которого должна осуществляться по следующим направлениям:

− четкое разграничение полномочий и предметов ведения РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления в социальной сфере;

− отнесение у функциям Российской Федерации утверждения и обеспечения общефедеральных социальных гарантий, предоставление дополнительных прав и гарантий, вытекающих из особого статуса отдельных субъектов РФ;

− обоснование нормативов трансфертов регионам на выплату пособий по малообеспеченности;

− установление пособий по безработице на уровне регионального прожиточного минимума;

Долговременной целью социальной политики государства должно стать обеспечение уровня и качества жизни граждан по критериям постиндустриального общества.

Реализация социальной политики в этом направлении должна основываться на ряде основополагающих принципов:

− стимулирование государством роста капиталовложений в социальную сферу налаживании контроля за состоянием научно-технического и образовательного потенциалов;

− формирование государством единого социального пространства для реализации основных социальных гарантий в области образования и охраны здоровья на всей территории страны;

− совмещении социальной защиты населения с ростом экономической эффективности производства на базе концепции социального партнерства;

− сочетании двух методов решения социальных задач: адаптационного - для трудоспособных и работающих, способных заработать на себя и на семью и защитного - для нетрудоспособных и социально слабых, не имеющих возможности обеспечить свое существование без помощи государства.

Одним из наиболее важных и актуальных аспектов социальной роли государства является снижение уровня бедности. Основные ее источники - низкая цена рабочей силы, особенно в бюджетном секторе и ряде кризисных отраслей; низкий размер пенсий; безработица; высокое число иждивенцев в семьях; наличие массы людей, оставшихся в зоне риска; беженцы, лица с ограниченной дееспособностью, граждане, потерявшие постоянный источник дохода и место жительства существуют следующие методы борьбы с бедностью: введение в генеральное соглашение и другие виды коллективных договоров положения об индексации минимальной оплаты труда в связи с ростом цен; укрепление финансовой базы пенсионного фонда; привлечение к общественным работам; увеличение совокупного дохода семьи за счет использования резервов трудоспособности, снижение иждивенческой нагрузки на общество; введение индексации пособий по безработице ниже прожиточного минимума, установление дополнительных льгот для безработных родителей в наиболее социально незащищенных семьях; сохранение пособий на детей с применением дифференцированного подхода, преимущественное увеличение их для социально благополучных, усиление контроля за обязательностью выплат детских пособий, государственное регулирование цен на детские товары; ориентация фондов социального страхования на наименее обеспеченные слои населения.

Для наглядного примера можно представить таблицу 12, в которой показан размер пенсий в России по сравнению с другими странами.

Таблица 12 - Размер минимальной пенсии в России по сравнению с другими странами

№ п\п Страна Пенсионный возраст мужчины\женщины Минимальная пенсия в месяц в долларах США
1 Великобритания 62/60 633
2 Дания 62/60 833
3 Китай 60/60 80
4 США 65/62 667
5 Франция 60/55 667
6 Чили 65/60 120
7 Швеция 62,5/60 800
8 Япония 65/65 833
9 Россия 60/55 21

 

К числу важнейших задач регулирования социальных процессов относится предотвращение разрушения социальной сферы, сохранение доступности социальных услуг, усиление вложений государства в человеческий капитал.

Основными формами и инструментами государственного регулирования развития социальной сферы являются:

− стратегические программы развития отраслей социальной сферы и обеспечение их финансирования;

− нормативы и стандарты обеспечения населения социальными услугами; регулирование межбюджетных отношений путем выравнивания минимальной обеспеченности по регионам; государственные программы, направленные на выход из критических социальных ситуаций; система экстренных мер, позволяющих ослабить социальную напряженность.

В среднесрочной перспективе потребуется создание гибкой системы амортизаторов для смягчения негативных социальных последствий банкротства и санации предприятий; отладка механизма многоканальной системы адаптационного обучения рынка образовательных услуг; ускорение формирования партнерских отношений на предприятиях и в регионах; совершенствование системы страхования рисков на рынке труда; обеспечение конкурентоспособности работников.

Ключевое значение для социальной сферы имеет государственное финансирование, дальнейшее расширение которого связано со следующими мерами:

− установление целевой фиксированной доли государственных расходов на ее развитие;

− обеспечение перехода образования и здравоохранения на нормативное финансирование;

− осуществление взаимоувязанного перемещения социальных функций их финансового обеспечения в регионы, определение системы финансовой поддержки регионов.

Рассмотрим распределение расходов ФБ за 2001-2003 гг. по разделу «Международная деятельность» по таблице 13 (международное сотрудничество, участие в миротворческой деятельности, международные культурные и научно-информационные связи).

Таблица 13 - Распределение расходов федерального бюджета на 2001 - 2003 годы по разделу “Международная деятельность ” (тыс. руб.)

Наименование показателей 2001 год 2002 год 2003 год Отклонение 2003 от 2001г Отклонение 2003 от 2002г
1. Международное сотрудничество 34351064,6 53675013,0 18582180,8 -15768883,8 - 35092832,2
2. Участие в миротворческой деятельности 442 518,0 1 624 625,0 -    
3. Реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ 1 122 763,4 - 468 480,0 2775820,8 + 1653057,4 +2307340,8
4. Международные культурные, научные и информационные связи 648 902,0 1 223 904,0 764917,3 + 116015,3 - 458986,7
5. Экономическая и гуманитарная помощь другим государствам 29 082,0 64 000,0 59950,0 + 30868,0 - 4050,0
6. итого 36 594 330,0 56 119 062,0 22182868,9 +14411461,1 - 33936193,1

 

Бюджетные ассигнования по разделу “Международная деятельность” на 2003 год предусмотрены в сумме 22182868,9 тыс. рублей, что в сравнении с 32001 годом увеличены на 14411461,1 тысяч рублей, а с 2002 годом уменьшились на 33 936 193,1 тыс. рублей.В сравнении с расходами 2002 года бюджетные ассигнования уменьшились на международное сотрудничество, международные культурные и научно-информационные связи и экономическую помощь другим государствам.

По разделу “Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства“ пред



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.075 с.)