Понятие государственного бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие государственного бюджета



 

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [4, с.5].

Для бюджета, как основного финансового плана характерны следующие признаки:

− во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том числе, что его показатели охватывают фактически все области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальностью не обладает ни какой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы имеют узкую сферу действия;

− во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджеты и возможные ассигнования из бюджета.

Основными задачами бюджета является:

1. Перераспределение национального дохода и ВВП.

2. Государственное регулирование экономики.

3. Финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики.

4. Контроль за образованием и использованием.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно две стадии:

1. образование доходов бюджетов;

2. использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Бюджет как экономическая категория представляет систему экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня [12, с. 2].

В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной или местной власти. Именно этот аспект бюджета имеется ввиду, когда в официальных документах и в практике государственной деятельности говорят, о финансировании тех или иных мероприятий из бюджета, о содержании органов и учреждений за счет средств бюджета о зачислении источника дохода на счет бюджета и другое.

Бюджет, как правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти.

Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на три группы:

1) государство, национально-государственные и административно-территориальные образования;

2) представительные и исполнительные органы государственной или местной власти;

3) государственные и муниципальные организации.

На территории Российской Федерации ежегодно составляются консолидированные бюджеты.

Консолидированный бюджет, представляет собой сводный бюджет, включающий в себя бюджет соответствующего национально- государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих уровней [15, с.10].

Консолидированный бюджет- это свод бюджетов нижестоящего бюджета (местного бюджета) и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета. Консолидированный бюджет используется для расчетов и анализа.

Консолидированный бюджет Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Консолидированный бюджет республики в составе Российской Федерации состоит из республиканского бюджета и бюджетов районов, республиканских городов республики.

Консолидированный бюджет края состоит из краевого бюджета края и бюджетов районов, краевых городов, расположенных на территории края.

Консолидированный бюджет области включает в себя областной бюджет области и бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории области.

Консолидированный бюджет района включает в себя районный бюджет района и бюджеты сел, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района.

Составление консолидированных бюджетов возложено на соответствующие исполнительные органы власти. В отличие от самостоятельных бюджетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.

Бюджетное законодательство вводит понятие “минимальный бюджет” для расчета объема доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего уровня (сельского, поселкового, района, города) покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы [1, с.7]. При этом часть расходов в случае недостаточности материального объема закрепленных доходов покрываются отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями.

Таким образом, расчеты минимального бюджета служат исходной базой для формирования отношений между выше и нижестоящими органами власти, с тем, чтобы обеспечить минимально необходимые расходы бюджета каждого уровня.

Бюджетное законодательство предусматривает возможность при введение чрезвычайного положения в стране устанавливать бюджет с особым правовым режимом - чрезвычайный бюджет. Чрезвычайный бюджет отличается от режима чрезвычайного расходования средств, который вводится в случае увеличения дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств регламентируется законом. В рамках чрезвычайного расходования средств финансирование производится в режиме секвестра.

Сущность бюджета отражает базовые функции финансов в целом и текущую финансовую политику конкретного государства.

Цели бюджета можно выразить следующим образом: ресурсное обеспечение функций, установленных государству в части расходов централизованного характера и регулирование экономики путем перераспределения национального дохода.

Общая структура бюджета делится по направлениям и по управлениям. По направлениям на доходную и расходную, а по управлениям на федеральный, бюджеты субъектов, местные (муниципальные) бюджеты.

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулируются средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства.

В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасность государства, фундаментальная наука и другие. Кроме того, за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение и искусство.

Существуют два метода формирования и использования бюджетных средств - собственно бюджетный и кредитный. Суть бюджетного метода состоит в том, что изъятие части денежных доходов предприятий и населения, с одной стороны, и представление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется и расходуется значительная часть бюджета. Другая часть бюджета формируется и используется на кредитной основе: поступление в форме займов, иностранных кредитов и расходы в форме бюджетных ссуд, кредитов иностранным государствам.

Бюджет Российской Федерации как финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально - экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связана с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства [22, с.25].

Финансовый план государства взаимосвязан с финансовым планом предприятий и некоммерческих организаций, денежными доходами и расходами населения. Финансовый план предприятия, представляет собой баланс доходов и расходов и включает раздел “Взаимоотношения с бюджетом”, где отражаются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Финансовые планы некоммерческих организаций, находящихся в государственном или муниципальном ведении, основываются на смете расходов, утверждаемой вышестоящим ведомством - конкретным распорядителем данной бюджетной статьи расходов. В случае коммерческой деятельности у таких бюджетных организаций появляются доходы, которые образуют дополнительный источник средств, облагаются налогами и расходуются на нужды своего развития.

Финансовый план государства взаимосвязан и с балансом денежных доходов и расходов населения. В доходной части баланса показываются получаемая из бюджета и социальных внебюджетных фондов заработная плата, пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты, а в расходной части - обязательные платежи в бюджет.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством, закрепленным Конституцией РФ. В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Бюджетное устройство определяется Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 года как организация бюджетной системы и принципы ее построения [8, с.3].

Бюджетная система в соответствии с действующим законодательством представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных иных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Бюджетная система Российской Федерации является частью финансовой системы России.

Бюджетный кодекс РФ расширяет понятие бюджетной системы, включая в бюджетную систему не только вышеназванные бюджеты, но и бюджеты государственных внебюджетных фондов. В статье 6 Бюджетного кодекса бюджетная система Российской Федерации определяется как основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [1, с.6].

В соответствии со статьей 10 Бюджетного Кодекса Российской Федерации бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты [1, с.7].

В соответствии со статьей 28 Бюджетного Кодекса Российской Федерации “Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации ” бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельность бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджета; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств [1, с.10].

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает: право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации [22, с.35].

Бюджетный процесс состоит из пяти стадий: составление проекта бюджета, рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета, исполнение бюджета, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета [1, с.42].

В соответствии с Бюджетным Кодексом, со статьей 169, составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ. Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимается Президентом Российской Федерации. Правительство Российской Федерации организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета [1, с.22].

В определенные сроки составляются: прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики Российской Федерации, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную переработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

Правительство РФ одновременно с организацией работы по доведению в определенные сроки до представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах (минимальных) или их изменениях.

Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации в установленные их представительными органами власти сроки, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводит до представительных органов власти нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов, в том числе социальные и финансовые нормы и нормативы или их изменения, включая нормы и нормативы, утвержденные вышестоящим органом представительной власти.

В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов местных бюджетов или бюджетов субъектов федерации соответствующий исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган (исполнительные органы власти субъектов федерации - в Правительство Российской Федерации) необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

Контроль за исполнением бюджета и расходованием средств фондов, а также средств валютного фонда осуществляет конкретный орган власти, который самостоятельно определяется органами осуществления такого контроля.

 

1.2 Состав доходов и расходов федерального бюджета

 

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в доходах бюджетов могут быть зачислены частично централизованные доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.

В составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов [12, с.167].

К налоговым доходам относятся предусмотренные законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитываются в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

− доходы от использования имущества; находящегося в государственной или муниципальной собственности;

− доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

− средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия;

− доходы в виде финансовой помощи, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; иные неналоговые доходы [12, с.169].

Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений, в процентах в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе, не менее чем на 3 года, по разным видов таких доходов.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50 процентов от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета.

В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные не- налоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, другие безвозмездные перечисления.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся: федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации; таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет: доходов от имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти - в полном объеме; части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

В доходах федерального бюджета также учитываются: прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами; доходы от внешнеэкономической деятельности.

Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемые федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет и федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов Российской Федерации полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Иные неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

К налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:

− собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”;

− отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет: доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ; доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Законодательные органы субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся: собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ; отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации; государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в соответствии со статьей 50 Бюджетного Кодекса РФ в доходы федерального бюджета, по нормативу 100 процентов по месту нахождения кредитной организации, принявший платеж.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются аналогично неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ, в том числе за счет прибыли муниципальных унитарных предприятий, оставшейся после уплаты налогов и обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами местного самоуправления.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные. Группировка расходов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерацией [1, с.196].

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

− ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

− средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемые физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

− трансфертов населению, включающих в себя: ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного управления;

− ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

− бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

− субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам; инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

− бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам; кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований; кредитов иностранным государствам; средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные расходы и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации; оплата товаров, работ и услуг по заключенным государственным и муниципальным контрактам оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

− обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального собрания РФ, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

− национальная оборона и обеспечение безопасности государства, на осуществление конверсии и оборонных отраслей промышленности;

− фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

− государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

− государственная поддержка атомной энергетики;

− ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

− исследование и использование космического пространства;

− содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

− формирование федеральной собственности;

− обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.068 с.)