Технологии предоставления и погашения потребительского кредита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии предоставления и погашения потребительского кредита



 

Следует учитывать, что банки не имеют реальной возможности, да и не имеют права выдавать кредит всякому клиенту, который в нем нуждается, поскольку они сами работают преимущественно на чужих деньгах. К тому же риск не возврата кредита, связанный прежде всего с недостаточно эффективной работой предприятий, обязывает банк проводить сдержанную кредитную политику.

Процесс банковского кредитования можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения:

1. рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком;

2. изучение кредитоспособности клиента;

3. подготовка и заключение кредитного договора;

4. кредитный мониторинг.

Рассмотрение кредитной заявки в среднестатистическом банке происходит следующим образом:

Будущий заемщик, на беседу с кредитным инспектором, приходит с кредитной заявкой, содержащей исходные данные о запрашиваемой ссуде, целях, на которые она предназначена и анкетные данные.

В банках кредитная заявка рассматривается в составе пакета сопроводительных документов.

В них, как правило, входят:

) Документы, удостоверяющие личность, как правило, это паспорт гражданина РФ + дополнительный документ (на выбор заемщика): водительское удостоверение, страховое свидетельство пенсионного фонда РФ, загран. паспорт или военный билет.

) Документы, подтверждающие платежеспособность клиента, такие как:

выписки из оборотов по счетам в других банках, справки о доходах;

документы на имущество в собственности;

документы подтверждающие положительную кредитную историю клиента(отсутствие длительных и множественных случаев просрочек по кредитам);

в некоторых случаях, подтверждением также может являться наличие загранпаспорта с визами о регулярных выездах за рубеж;

другие, подтверждающие документы;

)В случаях автокредитования или ипотечного кредита, клиентом так же предоставляются документы на объект покупки, и договоры с продавцом.

)Другие документы, которые могут потребоваться для подтверждения целей кредитования и возможности клиента погасить кредит.

Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов, а так же результатов бесед является определение характера заемщика и его кредитоспособности.

При оценке кредитных заявок сотрудником кредитных отделов, предстоит проанализировать не только все вопросы с конкретным заемщиком, но и экономическую ситуацию, сложившуюся в регионе и отрасли, в которой он действует. В конечном итоге, кредитный инспектор принимает решение о продолжении работы с клиентом или отказе ему.

Изучение кредитоспособности заемщика.

Оценка кредитоспособности предполагает прежде всего использование показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной задолженности.

При анализе кредитоспособности используются различные источники информации:

) материала, полученного непосредственно от клиента;

) материала о клиенте, имеющемся в архиве банка;

)сведения, сообщенные теми, кто имел контакты с клиентом (его родственниками, друзьями, коллегами, банками и т.д.);

)учетные и другие материалы частных и государственных учреждений и агентов, либо отчеты о кредитоспособности, справочники по инвестициям и т.д. Не последнюю роль могут играть фирмы собирающие информацию о заемщиках и о том, как они раньше погашали свои долги, т.е. кредитные истории.

Существует множество различных методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга банку.

Помимо анализа финансового состояния самого заемщика, анализируется, также, состояние тех людей, кто проживает с ним совместно, рассчитывается совокупный доход семьи, обязательства перед другими организациями, обязательные платежи в бюджет и прочие показатели, после чего делается вывод о финансовой благонадежности клиента. Однако, финансовое благополучие, еще не залог получения кредита, помимо прочего, клиента проверяют на причастность к экономическим преступлениям, отношение к воинской повинности, стаж на текущем месте работы и пр.

Например, в частном случае, молодой человек 23 лет, отслуживший в армии, работающий комплектовщиком на текущем месте пол года, не имеющий судимости, с заработной платой в 8000, живущий с работающими родителями имеет больше шансов на получение кредита, чем, индивидуальный предприниматель средних лет, открывший бизнес 3 месяца назад и имеющий судимость за хищение.

Порядок предоставления кредита.

В зависимости от порядка предоставления потребительские ссуды коммерческих банков и специальных финансовокредитных учреждений делятся на несколько видов:

1 Банки покупают у розничных торговцев долговые обязательства покупателей, в результате чего роль кредитора от розничного торговца переходит к банку. Хотя эти обязательства розничные торговцы гарантируют, но не редко такие гарантии, как таковые, отсутствуют. Стоит лишь надеяться на обеспечение кредита, которым служат купленные в кредит товары.

2 Прямые банковские ссуды.

Заключение кредитного договора.

Кредитный договор - соглашение, по которому банк или другая кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней [1, ст. 819 ]

Структура и форма кредитного договора.

По законодательству РФ кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора. Структура же кредитного договора законом не регламентируется, и на практике он, как правило, имеет следующие разделы:

· вводная часть;

· общие положения;

· предмет договора;

· условия предоставления кредита;

· условия и порядок расчетов;

· права и обязанности сторон;

· прочие условия;

· юридические адреса, реквизиты и подписи сторон.

В вводной части отражаются официальные наименования сторон, указанные в свидетельствах о регистрации и выдаче лицензии. При заполнении следует обратить внимание на правильность их написания. Так же фиксируется дата и место подписания сделки.

Договор считается заключенным, когда сторонами достигнуто согласие по всем его существенными условиями.

Первое условие: предмет договора.

В нем фиксируется договоренность сторон о сумме кредита. Она определяется финансовыми потребностями и возможностями кредитора и заемщика.

Второе условие: сроки и цели кредита.

В договоре фиксируется срок сделки, который определяет временные границы пользования кредитными средствами, погашения основной суммы кредита и %.

Срок кредита наступает на следующий день после календарной даты с момента заключения договора.

По срокам представления делятся:

· краткосрочные (до 1 года);

· среднесрочные (от 1 до 5 лет);

· долгосрочные (свыше 5 лет).

Сроки получения и возврата кредита по договору могут начисляться с момента:

· заключения договора;

· перечисления денежных средств кредитором или заемщиком;

· поступление средств заемщику или кредитору.

В кредитном договоре должны быть четко определены даты получения и возврата кредита.

В случаях, когда срок возврата кредита договором не установлен или не определен моментом востребования, суммы кредита возвращаются заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления кредитором требований об этом.

В кредитном договоре может быть указана не одна цель, а несколько или общее направление использования кредита.

Третье условие: ставки по кредиту.

При определении ставки по кредиту надо учитывать разные факторы.

Такие как:

1)стоимость для банка привлеченных средств, депозитов и кредитов;

2)надежность заемщика и степень риска, связанного со ссудой;

3)расходы по оформлению и контролю за погашением кредита;

4)характер отношений между кредитором и заемщиком и др.

Установка ставки по кредиту является одной из наиболее трудных задач. От уровня ставки зависит, возьмет ли заемщик кредит или пойдет в другой банк. Ставка должна быть на разумном уровне.

Существует ряд моделей установления ставки - это "стоимость плюс", "надбавки", "стоимость-выгодность" и др.

Например: "ставка плюс" осуществляется путем суммирования следующих компонентов:

· стоимость для банка привлеченных средств в целях кредитования заемщика;

· банковские организационные расходы, в том числе заработная плата сотрудников кредитного управления, стоимость оборудования и материалов, необходимых для предоставления кредита и контроля над его погашенем;

· маржа (компенсация банку) за уровень риска невыполнения обязательств;

· ожидаемая прибыль по каждому кредиту.

Каждый указанный компонент может быть выражен в форме годовых процентов относительно суммы кредита. Хотя недостаток этой модели, является предположение, что банк точно знает свои расходы и может установить ставку по кредиту без учета фактора конкуренции со стороны других кредиторов.

Единицей платы за услуги банка, является годовой процент, т.е. сумма, которую заемщик обязан заплатить банку за пользование кредитом в течение года. Но кредит предоставляется на разное время. По этому, на практике годовая процентная ставка делится на количество дней, месяцев, на которые предоставлен кредит. В договоре необходимо предусмотреть какое количество дней в году (360 или 365) или дней в месяце (30) будут приниматься во внимание при погашении процента за пользование кредитом.

И наконец, в заключительной части договора необходимо указать реквизиты банка - кредитора и заемщика:

· полное наименование сторон;

· юридический адрес;

· почтовый адрес;

· телефон, факс, телефакс;

· банковские реквизиты сторон;

· идентификационный номер налогоплательщика;

· регистрационные реквизиты.

Погашение потребительского кредита.

В зависимости от договоренности, достигнутой с банком и вида кредита, погашение может осуществляться перечислением денежных средств на кредитный счет, вносом наличных в кассу, списанием суммы банком со счета клиента автоматически. В настоящее время, наиболее распространены две формы выплат по кредитам:

Аннуитнетная - выплаты равными суммами через равные промежутки времени;

Уменьшаемый платеж - начиная с первого платежа, по кредиту, с течением времени суммы выплат уменьшаются.

Следует так же отметить такую форму кредитования, как предоставление льготного периода, или грейс-периода, преимущество данной формы для клиента состоит в том, что если в течении определенного периода времени(который каждый банк устанавливает сам) клиент возвращает банку кредитные средства, то проценты по кредиту банком не взимаются. Таким образом, клиент может безвоздмездно пользоваться кредитными средствами. Выгода для банков от такого кредита состоит в возможности заинтересовать клиента большим количеством услуг, к тому же, в большинстве случаев, льготный период привязывается к кредитным картам, выпуск и обслуживание которых клиент оплачивает в любом случае.

Итак, как было указано ранее, погашение может быть осуществлено наличным и безналичным способами. Большинство банков позволяет клиентам досрочно погашать взятые кредиты, при этом, как правило, сумма процентов к выплате пересчитывается, однако, т.к. досрочное погашение не выгодно банку, в большинстве случаев, устанавливается минимальный срок досрочного погашения (например, не ранее чем через три месяца). Помимо досрочного погашения кредита, следует рассмотреть и возможность не погашения кредита заемщиком вовсе. В таких случаях, банком, согласно условиям договора, со дня, следующего за днем выплаты, начинают начисляться штрафные пени.

По окончании срока кредита, в зависимости от условий договора, кредитный счет либо закрывается автоматически, либо по заявлению клиента в письменной форме.


2. Анализ практики кредитования в "Банк24.ру" (ОАО)

 

2.1 Характеристика деятельности "Банка24.ру" (ОАО)

 

Банк24.ру - средний региональный банк, базирующийся в Екатеринбурге. Бизнес ориентирован на работу с частными лицами, малым и средним предпринимательством. Основной отличительной особенностью банка является упор на развитие высокотехнологичных продуктов и услуг, а также круглосуточное функционирование всех подразделений, за исключением головного офиса.

Банк имеет следующие лицензии:

Лицензия на осуществление деятельности по предоставлению услуг в области шифрования информации (Номер: 245 У; Дата: 23.11.2009;Срок действия: 23 ноября 2014 г)

Лицензия на осуществление деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств (Номер: 244 Х; Дата: 23.11.2009; Срок действия: 23 ноября 2014 г)

Лицензия на осуществление деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств (Номер: 243 Р; Дата: 23.11.2009; Срок действия: 23.11.2014)

Лицензия на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов (Номер: ВП-54-001 604; Дата: 29.05.2009; Срок действия: 29.05.2014)

Лицензии на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте юридических и физических лиц (Номер: 2227; Дата: 29.10.2003)

Юридический адрес Банка: 620144, Екатеринбург, ул. Куйбышева, 12, Российская Федерация.

Сегодня у Банка 20 точек обслуживания, 18 из которых предоставляют финансовые услуги круглосуточно. 11 офисов расположены в Екатеринбурге, другие расположены в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Нижний Тагил, Новосибирск, Иркутск и Красноярск.

Органами управления банком являются: общее собрание акционеров, Совет директор банка, единоличный исполнительный орган - Председатель Правления, коллегиальный исполнительный орган - Правление. Структура банка представлена в приложениях А и Б.

Топ-менеджерами Банка24.ру являются известные в деловых кругах области профессионалы банковского бизнеса.

Председатель Правления Банка - Лапшин Сергей Геннадьевич. В банковском бизнесе 19 лет, прошел карьерный путь от экономиста отдела ценных бумаг (Уральский банк реконструкции и развития) до Председателя Совета директоров и Председателя Правления "Банк24.ру" (ОАО).

Имя "Банк24.ру" служит точным отражением конкурентных преимуществ. "24" в названии отражает время обслуживания клиентов - 24 часа в сутки. ".ру" показывает, что название является адресом в сети Интернет(www.bank24.ru). Имя Банка раскрывает его Миссию: "Банк24.ру - круглосуточный банк для деловых людей".

Главная стратегия развития - создание автоматизированного банка, осуществляющего круглосуточное обслуживание клиентов.

Основные принципы работы:

. Работа 24 часа 7 дней в неделю

. Экономия времени клиентов

. Обслуживание клиента в любой точке земного шара через систему Интернет-банка

. Предоставление только качественных услуг

. Финансовая гарантия качества услуг

Банк24.ру - участник специальной государственной программы создания системы обязательного страхования банковских вкладов населения. Ее основная задача - защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в российских банках на территории РФ. 24 февраля 2005 года "Банк24.ру" (ОАО) был включен в реестр банков-участников системы обязательного страхования вкладов под номером 716.

В апреле 2008 года Банк24.ру так же стал первым в России Банком, который сертифицировал комплекс услуг расчетного обслуживания клиентов через Интернет по международному стандарту информационной безопасности ISO 27001:2005.

Банк создан в декабре 1992 года в Екатеринбурге под именем "Уралконтактбанк". До 2003 года Уралконтактбанк представлял собой небольшое кредитное учреждение, в основном обслуживающее собственных акционеров. После смены собственников в 2003 году получил современное наименование - Банк24.ру.

"Банк24.ру" (ОАО) в 2008 году был ориентирован в основном на обслуживание реального сектора экономики. Данный факт обусловил чувствительность банка к негативным процессам, происходящим в экономике, ставших следствием мирового финансового кризиса. Причинами, послужившими возникновению финансовых затруднений банка, являются:

неблагоприятная конъюнктура на мировых финансовых рынках (кризис ликвидности и банкротство ряда крупнейших американских и европейских банков);

отсутствие должного уровня ликвидности в банковском и финансовом секторе, резкое сокращение ликвидности на рынке ценных бумаг;

фактическое замораживание рынка межбанковского кредитования;

повышение волатильности валютного рынка и рынка ценных бумаг.

Все эти обстоятельства привели к оттоку денежных средств вкладчиков из банка.

В период с 17.09.2008 по 30.09.2008 был зафиксирован отток средств физических лиц на сумму 482,7 миллионов рублей, в том числе срочных вкладов 313,8 миллионов рублей. В начале октября отток средств физических лиц значительно усилился: только в период с 01.10.2008 по 08.10.2008 было закрыто и расторгнуто досрочно срочных вкладов физических лиц на сумму 112,9 миллионов рублей. Для стабилизации ситуации были предприняты меры по стимулированию притока денежных средств физических лиц (увеличение процентных ставок), а также были введены ограничения на снятия и досрочные расторжения. Тем не менее, предпринятые меры оказались недостаточными в условиях резкого сокращения входящего потока денежных средств. Ограничения по торгам на фондовом рынке не позволили провести полную реализацию портфеля корпоративных облигаций. Кроме того, произошло сокращение объемов межбанковского кредитования, используемых для регулирования мгновенной ликвидности.

В конце сентября и начале октября среди клиентов банка стали распространяться слухи о финансовых проблемах банка. Была проведена массовая рассылка по sms и icq с информацией о неплатежеспособности и скором банкротстве банка. На интернет-форумах усиливалось активное обсуждение ситуации в банке. Данная информация перепечатывалась в Интернет СМИ без проверки подлинности, тем самым, провоцируя массовую панику среди клиентов и контрагентов банка и вызывая отток средств вкладчиков. Все меры предпринимаемые банком на снижение напряженности и стабилизацию ситуации вызывали резкую ответную реакцию, с появлением новых слухов и возможных дат банкротства.

Банк24.ру был вынужден приостановить платежи и обратиться в ЦБ РФ и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) с просьбой оказать финансовую поддержку в восстановлении нормальной деятельности.

Санировать банк доверили Пробизнесбанку, который на сегодняшний день контролирует 99,887% его акций, приобретенных в начале 2009 года. Сейчас Банк24.ру входит в состав финансовой группы "Лайф".

В связи со значительным оттоком вкладчиков, спровоцированным целенаправленной массовой информационной атакой в 2008 году, произошел спад по основным направлениям деятельности всей банковской сферы, что в полной мере коснулось и "Банк24.ру" (ОАО). В связи с этим, 2009 год стал годом восстановления клиентской базы и репутации банка.

Основные акценты в продвижении в 2009 году были сделаны на:

1.     Стратегии low cost: приток новых клиентов был сформирован за счет низких тарифов, высокой скорости платежей, самого длинного операционного дня. В конце 2009 года "Банк24.ру" (ОАО) предложил клиентам удобные тарифные планы для различных категорий бизнеса.

2. Системе удержания клиентов. В 2009 году особое внимание со стороны "Банк24.ру" (ОАО) было уделено вкладам физических лиц. В начале года действовала достаточно широкая линейка вкладов, но, в связи со сложной экономической ситуацией пришлось переработать линейку вкладов, к которой дополнительно ввести новый вид - вклад "Срочный". Это было своеобразное ноу-хау на рынке банковских услуг. Основной принцип работы данного вида вклада заключается в том, что клиент сам выбирает срок размещения средств. Результатом слаженной работы сотрудников "Банк24.ру" (ОАО) на конец 2009 года объемы вкладов физических лиц достигли докризисного уровня.

.   Линейке антикризисных продуктов. В 2009 году просматривается определенная настороженность рынка кредитования. Многие кредитные программы были приостановлены, что явилось некой реакцией на поведение рынка кредитования в частности, и экономики страны в целом Население региона достаточно остро отреагировало на кризисные проявления конца 2008 года и начало 2009 года, что характеризуется "замиранием" рынка кредитования. Но, тем не менее, уже ко 2-ому кварталу 2009 года "Банк24.ру" (ОАО) в полном объеме восстановил все кредитные программы, а также предложил целый ряд новых.

Основной акцент в работе был сделан на сохранение доли рынка по основным продуктам: вкладам физических лиц, кредитам, картам, а также на восстановление положительного имиджа банка в бизнес-сообществе.

К концу года в полной мере удалось восстановить клиентскую базу, даже несколько увеличить ее. Например, рост базы корпоративных клиентов составил 37% по сравнению с аналогичным показателем на 2008 год. На 01.01.2010г. количество расчетных счетов составило 21 329 шт. На эту же дату 2011 года - примерно 30 000.

год становится поворотным моментом в деятельности финансовой организации - меняются ориентиры, появляются предпочтительные виды деятельности. Так все больше банк старается уйти от понятия универсальности. "Банк24.ру" начинает позиционировать себя именно как высокотехнологичный банк, оказывающий по большей части именно расчетные услуги. В 2011 это направление усиливается, что подтверждается увеличением количества дистанционных услуг, а также увеличением комиссий за обслуживание клиентов в офисе относительно стоимости операций в Интернет-банке.

Банковские услуги ОАО "Банк24.ру" можно разделить на услуги, предоставляемые частным клиентам и услуги, предоставляемые корпоративному сектору.

) Услуги для юридических лиц:

· открытие и ведение расчетных, текущих счетов (в валюте РФ и иностранной валюте);

· осуществление безналичных расчетов по России в валюте РФ и иностранной валюте в страны дальнего и ближнего зарубежья;

· управление счетом посредством системы удаленного доступа "Интернетбанк" и "Интерентбанк2";

· организация выдачи заработной платы сотрудникам предприятий через банковские карты международной платежной системы VISA International;

· кассовое обслуживание;

· предоставления кредитов;

· расчеты с использованием аккредитивов по сделкам на территории РФ;

· гарантии,

· прием документов на инкассо;

· корпоративные пластиковые карты;

· предоставление в аренду банковских сейфов.

· международные расчеты по системе SWIFT;

· осуществление функций агента валютного контроля.

2) Услуги для частных лиц:

- выпуск и обслуживание банковских карт платежной системы VISA International;

- управление личным счетом по системе Интернетбанк, SMS - банкинг, iPhone-Банкинг;

- зарплатные карточные проекты;

· осуществление безналичных переводов в валюте РФ на территории Российской Федерации и иностранной валюте в страны дальнего и ближнего зарубежья;

· переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов в рублях и иностранной валюте по системам "Migom", " Western-Union";

· привлечение денежных средств во вклады в валюте РФ и иностранной валюте;

· потребительское кредитование, в том числе с использованием банковских карт;

· осуществление валютно-обменных операций.

Огромное внимание "Банк24.ру" уделяет безопасности обслуживания и использования системы Интернет-банка. Как для физических, так и для юридических лиц степень защиты постоянно повышается, благодаря постоянным разработкам специалистов банка. Так для физических лиц - это карточки доступа и одноразовых ключей, которыми клиент подтверждает каждое действие в процессе управления счетами. Ключи запрашиваются системой защиты в случайном порядке, что еще больше повышает надежность предоставляемой услуги. Для корпоративных клиентов главной защитой работы с системой дистанционного обслуживания является создание ключей на токене - это аппаратное USB-устройство, позволяющее хранить до 64 ключей электронно-цифровой подписи. Но специалиты банка на этом не останавливаются и разрабатывают новые меры обеспечения безопасности. Например, 01 марта 2011 года была введена система, которая позволяет клиенту воспользоваться Интернет-банком только после ввода кода, который приходит через смс.

Рассмотрим экономическое положение банка на основе методики, предложенной в Указании ЦБ РФ от 30 апреля 2008 года № 2005-У.

Данная методика позволяет оценить капитал, активы, уровень доходности, ликвидности банка, а также качество управления и прозрачность структуры собственности банка, выявить недостатки и проблемы в организации банковского менеджмента.

Оценка капитала производится по результатам показателей достаточности собственных средств, общей достаточности капитала и оценки качества капитала банка.

Оценка активов банка определяется по результатам оценок показателей качества ссуд, риска потерь, доли просроченных ссуд, размера резервов на потери по ссудам и иным активам, концентрации крупных кредитных рисков.

Оценка доходности определяется по результатам оценок показателей прибыльности активов, капитала, структуры расходов, чистой процентной маржи и чистого спреда от кредитных операций.

Ликвидность оценивается по показателям общей краткосрочной ликвидности, мгновенной ликвидности, текущей ликвидности, структуры привлеченных средств, зависимости от межбанковского рынка, риска собственных вексельных обязательств, небанковских ссуд.

Оценка качества управления банка осуществляется по результатам показателей системы управления рисками, состояния внутреннего контроля и управления стратегическим риском.

Прозрачность структуры собственности банка определяется по результатам оценок показателей достаточности объема раскрываемой информации о структуре собственности банка, доступности информации о лицах, оказывающих существенное влияние на решения органов управления банка, и значительности влияния на управление банком резидентов оффшорных зон.

Оценка всех показателей была также произведена на основании официальной отчетности ОАО "Банк24.ру" за период с 2008 по 2010 года, а также на основании данных, полученных в процессе бесед и опросов сотрудников ОАО "Банк24.ру".

 

Таблица 2 - Оценка деятельности ОАО "Банк24.ру" 2008-2010 гг.

 

Состояние показателя в оцениваемом периоде

  2008 2009 2010
Группа показателей оценки      
Капитал Удовлетворительное Неудовлетворительное Удовлетворительное
Активы Удовлетворительное Удовлетворительная Удовлетворительное
Доходность Сомнительное Сомнительное Удовлетворительное
Ликвидность Удовлетворительное Удовлетворительное Хорошее
Качество управления Удовлетворительное Удовлетворительное Удовлетворительное
Прозрачность структуры собственности Достаточно прозрачная Достаточно прозрачная Достаточно прозрачная

 

Таким образом, можно сказать, что в 2008 году ОАО "Банк24.ру" на основании системы оценки финансового состояния кредитных организаций Банком России относится к третьей группе банков, где имеются недостатки в деятельности, неустранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов. Основанием для отнесения к этой группе является оценка доходности как "сомнительное". Кроме этого, остальные показатели также носят "удовлетворительное" состояние.

В 2009 году состояние значительно усугубляется. Состояние капитала оценивается уже как "неудовлетворительное", что является самой низкой оценкой по данной методике. Помимо этого уровень доходности банка в целом носит сомнительный характер, что также не дает банку переместиться в более высокую группу банков по методике ЦБ РФ. В данном периоде банк относится к четвертой группе банков, нарушения деятельности которых создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров банка. Основанием для внесения в эту группу для "Банка24.ру" становятся неудовлетворительная оценка капитала и сомнительное состояние доходности организации. Предотвратить процедуру банкротства в этом случае данному финансовому институту помогает процедура санации, начатая в начале 2009 года.

В 2010 году уже в значительной мере заметны улучшения в состоянии банка и в результатах его деятельности. Все показатели оцениваются как "удовлетворительные", а структура собственности, в свою очередь, признается достаточно прозрачной. Все это в целом позволяет отнести ОАО "Банк24.ру" по результатам 2010 года уже ко второй группе банков по Указанию ЦБ РФ № 2005-У. Это говорит о том, что в деятельности банка не выявлены текущие трудности, но присутствуют недостатки, способствующие в случае их неустранения к возникновению проблем в течение 12 месяцев.

Далее автором были рассмотрена динамика показателей, на основании которых производились расчеты для определения общего финансового положения ОАО "Банк24.ру".

В таблице произведен анализ финансового состояния банка, составленный автором на основе данных отчетности банка, представленных в приложении.

 

Таблица 3 - Основные показатели деятельности ОАО "Банк24.ру"

Показатели 2008 г. тыс. р. 2009 г. тыс.р. Отклонение, тыс. руб. 2009/2008 Темп роста, % 2009/2008 2010 г. тыс. р. Отклонение, тыс. руб. 2010/2009 Темп роста, % 2010/2009
Активы нетто 9310180 10713845 1403665 115,08 8752891 -1960954 81,69
в т.ч. кредитный портфель (без межбанкоских кредитов) 3180962 3414244 233282 107,33 1870932 -1543312 54,79
Привлеченные средства(Пассивы) 8403869 10014838 1610969 119,17 7930680 -2084158 79,19
в т.ч. средства физических лиц 3784797 4398274  613477 116,21 3154900 -1243374 71,73
Средства некредитных организаций 4485286 5993107 1507821 133,62 6927999 934892 115,59
Собственные средства 906311 699007 -207304 77,13 822211 123204 117,63
Прибыль до налогообложения 42723 -160454 -203177 -375,57 169360 329814 205,56
Чистая прибыль -10800 -185382 -174582 -1716,5 122956 308338  250,77

 

По проведенному анализу основных финансовых показателей деятельности банка в таблице 3 можно сделать следующий вывод:

год стал достаточно сложным для работы банка в целом, т.к. в этот период все основные показатели значительно упали по сравнению с данными 2008 года. Но в 2010 году организации удалось достигнуть положительной динамики развития практически по всем напрвлениям.

Прибыль до налогообложения в 2009 г. снизилась на 160 454 тыс. руб., или на 275,57%, что является явным показателем тяжелого финансового положения, приведшего к санации банка. Так же в 2009 году наблюдается падение и чистой прибыли банка на внушительную сумму в 174 582 тыс. руб. В 2010 же году, благодаря грамотному управлению и эффективным программам оздоровления, прибыль до налогообложения возрастает уже на 105,56%. Показатели чистой прибыли также увеличиваются на 308 338 тыс.руб.

Собственные средства банка в 2009 году уменьшаются по сравнению с прошлым периодом на 22,87%, что также является отражением происходящих в этот период событий. В 2010 году "Банк24.ру" еще не достигает показателей начального периода, но имеет рост стоимости основных средств в размере 17%.

Активы банка в 2009 г. увеличились на 15,08%, при этом объем кредитного портфеля увеличился на 7,33 % за счет активного кредитования физических и юридических лиц на условиях новых "антикризисных" программ. В 2010 году наблюдается значительное снижение суммы активов на 1 960 954 тыс.руб., в том числе снижается и объем ссудной задолженности на 45,21%. Это связано с изменениями в кредитной политике - в нескольких регионах своего присутствия банк убирает большее число кредитных программ как для физических, так и для юридических лиц, делая больший акцент только на расчетно-кассовом обслуживании.

В 2009 году совокупный объем привлеченных средств вырос на 19,17%, за счет роста депозитов физических лиц на 16,21%. В 2010 году уже наблюдается значительное снижение суммы пассивов банка на 1 243 374 тыс.руб. или примерно на 20% относительно предыдущего года. Сумма вкладов физических лиц снижается практически на 30%. Стремясь к увеличению размеров ресурсной базы, банк предлагал широкий спектр депозитов и вкладов на привлекательных для клиентов условиях в 2009 году. В результате удалось не только сохранить объем привлеченных вкладов населения, но и значительно его увеличить. В 2010 году происходят значительные изменения в политике банка, в результате снижаются и ставки по вкладам и депозитам.

Одним из важнейших компонентов системы оценки финансового состояния банка является также анализ достаточности собственных средств (капитала).

Норматив достаточности собственных средств (капитала) регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине капитала банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Норматив Н1 определяется как отношение капитала банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н1 устанавливается в зависимости от размера собственных средств банка:

для банков с размером капитала не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро - 10%

для банков с размером капитала менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро - 11%.

 

Таблица 4 - Анализ достаточности капитала ОАО "Банк24.ру" 2008-2010 г

Наименование статей 01.01.09 % 01.01.10 % На 1.01.11 %
Фактическое значение достаточности собственных средств (капитала) 12,6 6 13,4
Нормативное значение достаточности собственных средств (капитала) 10,0 10,0 10,0

 

Как видно в таблице 4, за весь рассматриваемый период достаточность капитала банка находится на очень низком уровне. В 2008 и 2010 практически близки к нормативному значению, но все же превышают его. В 2009 норматив не соблюдается, коэффициент достаточности ниже требуемого значения на 4% или же, в удельном соотношении, норматив достаточности выполняется лишь на 60%. Такие показатели создавали реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов банка.

 

 

Таблица 5 - Состав, структура и динамика пассивов.

Пассивы

На 1.01.09

На 1.01.10

Темп роста, Абс. Изм.

На 1.01.11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.096 с.)