Системная организация работы склада 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системная организация работы склада



Логистика изучает материальные и связанные с ними информационные потоки. Природа материального потока такова, что на своем пути к потреблению он проходит производственные, складские, транспортные звенья. Организуют и направляют материальный поток разнообразные участники логистического процесса.

Склады различных конструктивных особенностей могут по-разному объединяться в систему складского хозяйства. Простейшей является разветвленная структура складского хозяйства. В такой структуре любой пункт накопления является складом – источником для нескольких других пунктов. Следующий этап развития такой системы складского хозяйства является эшелонированная структура, состоящая из нескольких иерархических уровней – эшелонов складирования.[6] В этой системе требования поступают только на нижний уровень, то есть запросы от технологического оборудования попадают только на склады подразделений. Пополнение складов каждого уровня при нормальных условиях может происходить только из складов близлежащего вышестоящего уровня. Иногда такую иерархию оказывается целесообразно дополнить. В определенных случаях товары на склады подразделений могут поступать непосредственно от поставщика, минуя региональные и входящие склады, или из региональных складов, минуя входящие.[7]

За рубежом эшелонированная система складирования, как правило, сопрягается с образованием и использованием страховых запасов. Различают два типа структур: независимые и объединенные структуры.

В независимых структурах все запасы, включая общие страховые, концентрируются на центральном складе, а страховые запасы конкретного назначения располагаются на складах подразделений или специализированных филиалов. В этом случае и рабочие и страховые запасы в полном объеме располагаются на складах подразделений или филиалов, а центральный склад служит для их подпитки.

Наиболее современной формой организации и ведения складского хозяйства являются склады-магазины, которые представляют собой склад с определенной степенью механизации и автоматизации, предназначенный для размещения, хранения и поиска тарно-штучной продукции в условиях многономенклатурного ассортимента. В этом случае функционирование такого склада является обычным. Новым здесь является то, что в случае образования излишков сверх запланированного транзитного объема их разрешается реализовывать мелкооптовым покупателям. Для реализации этой функции организуется специальный торговый зал и необходимые для мелкооптовой торговли зоны приема, комплектации и отправки, а также административное и сервисные помещения. Магазин склад выполняет следующие операции:

1. Поступающая тарно-штучная продукция принимается и выгружается с помощью специальных устройств или вручную и транспортируется по территории магазина-склада.

2. Принятая тарно-штучная продукция сортируется и раскладывается по складским товарам. Одновременно этот товар регистрируется. Затем затаренная продукция доставляется на участок комплектации. Затем продукция, не требующая перекомплектации, доставляется к месту хранения.

3. Происходит хранение укомплектованных грузоедениц. При этом обеспечивается возможность доступа к укомплектованной продукции каждого наименования (в наибольшей степени соответствует стеллажный способ хранения грузоедениц).

4. По полученным заказам происходит поиск необходимых товаров, комплектация транспортных партий для отправки и сама отправка.

Для правильной и рациональной организации материальных и сопутствующих им информационных потоков необходима определенная методологическая основа. Методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход, принцип реа­лизации которого в концепции логистики поставлен на первое место.[8]

Системный подход - это направление методологии науч­ного познания, в основе которого лежит рассмотрение объек­тов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдае­мые свойства и отношения в объектах.[9] Системный подход к организации работы склада означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда, она состоит из от­дельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволя­ет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.[10] Функционирование реальных логистических систем характе­ризуется наличием сложных стохастических связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих це­лей функционирования системы и предъявляемых к ней требо­ваний, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибоч­ным. В качестве примера обратимся к схеме движения товара от завода-изготовителя до магазинов (приложение В).[11] Допустим, что руководство предприятия без согласования с оптовым и розничным звеном приняло решение о внедрении мощного обо­рудования для фасовки продукции в специальную упаковку. Возникает вопрос: как воспримет это нововведение вся товаропроводящая система, приспособленная к транспортированию, хранению и выполнению остальных технологических операций с этим товаром, упакованным именно в мешки? Не исключено, что в ее работе произойдет сбой.[12]

В соответствии с требованиями системного подхода решение о фасовке на заводе-изготовителе должно приниматься во взаимной связи с остальными решениями, общей целью которых является оптимизация совокупного материаль­ного потока.

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции. Это своего рода совокупность познаватель­ных принципов, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные исследования.

При формировании логистических систем необходимо учитывать следующие принципы системного подхода:[13]

· принцип последовательного продвижения по этапам созда­ния системы. Соблюдение этого принципа означает, что систе­ма сначала должна исследоваться на макроуровне, то есть во вза­имоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне, то есть внутри своей структуры;

· принцип согласования информационных, надежностных, ре­сурсных и других характеристик проектируемых систем;

· принцип отсутствия конфликтов между целями отдель­ных подсистем и целями всей системы.[14]

Реализация принципа системного подхода заключается в том, что  материаль­ные потоки в экономике складываются в результате действий многих участников, каждый из которых преследу­ет свою собственную цель. Если участники смогут согласовать свою деятельность в целях рационализации совместного объек­та управления - сквозного материального потока, то они все вместе получат существенный экономический выигрыш.

Рационализация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако мак­симальный эффект можно получить, лишь оптимизируя сово­купный материальный поток на всем протяжении от первич­ного источника сырья вплоть до конечного потребителя, либо отдельные значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, то есть все элементы макрологистических и микрологистических систем, должны работать как еди­ный слаженный механизм. Для решения этой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору техники, к проектиро­ванию взаимоувязанных технологических процессов на различ­ных участках движения материалов, к вопросам согласования зачастую противоречивых экономических интересов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков.[15]

Одна из основных задач логистики — управление затратами по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Однако управлять затратами можно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому системы учета издержек производства и обращения участников логистических процессов должны выде­лять затраты, возникающие в процессе реализации функций ло­гистики, формировать информацию о наиболее значимых затра­тах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. При соблюдении названного условия появляется возможность исполь­зовать важный критерий оптимального варианта логистической системы — минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

Что касается использования оборудования, то можно отметить, что при выполнении определенной операции универсальное оборудование, как правило, проигрывает обору­дованию, созданному специально для выполнения этой операции. Это положение в полной мере распространяется и на логисти­ческие процессы. Однако следует отметить, что оптимизация потоковых процессов за счет использования оборудования, отвечающего конкретным условиям работы, возможна лишь в условиях мас­сового выпуска и использования широкой номенклатуры разно­образных средств производства. То есть, для того чтобы применить логистический подход к управлению материальными потоками, общество должно иметь достаточно высокий уровень научно-технического развития.

Кадры, то есть специально подготовленный и обученный персонал способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции, являются одним из значимых элементов логистических систем. Но работа в сфере управления материальными потоками традиционно не является престижной, что объясняет наличие в ней «вечной» проблемы кадров. Логистический подход, усиливая общественную значимость дея­тельности в сфере управления материальными потоками, созда­ет объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом должны адекватно совершенствоваться условия труда. Иначе говоря, если нет современных условий труда и перспектив карье­ры, то нет и дисциплинированного, дееспособного, квалифициро­ванного персонала, а значит элемент «кадры» в логистической системе будет, так называемым, «узким местом».

Нишу на рынке можно занять в следующих случаях:

· повышая качество товара;

· выпуская новый товар;

· повышая уровень логистического сервиса.

Применение первых двух стратегий объективно ограничено необходимостью больших капитальных вложений. Третий путь гораздо дешевле. Поэтому все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису как к средству повышения конкурентоспособности.

Допустим, что на рынке есть несколько поставщиков товаров одинакового качества. В этом случае потребитель отдаст пред­почтение тому из них, который в процессе поставки способен обеспечить более высокий уровень сервиса, например, доставит товар вовремя, в удобной таре, приемлемыми партиями, с подобранным ассортиментом и тому подобными.

Рассмотрим разницу в работе склада при реализации классического и системного подходов. Проиллюстрируем это на примере снабжения торговых точек продовольственными товарами со складов оптовой базы. Участниками этого процесса являются: оптовая база, транспортное предприятие и сеть обслуживае­мых магазинов (приложение Г).

Рассмотрим два варианта организации материальных потоков, имеющих принципиальное отличие друг от друга. Пер­вый вариант носит традиционное название «самовывоз», вто­рой — «централизованная доставка». Для самовывоза характерны:

· отсутствие единого органа, обеспечивающего оптимальное использование транспорта. Магазины самостоятельно договарива­ются с транспортными организациями и, получив машину, приезжают по мере необходимости на базу за товаром;

· на складах базы, на транспорте и в магазинах применяются исторически сложившиеся технологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеет место лишь в местах передачи груза;

· ни оптовая база, ни магазины не предъявляют жестких тре­бований к типам используемого транспорта — главное вывезти товар;

· отсутствует необходимость использования строго определен­ных видов тары;

· возможно, что в ряде магазинов не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара.

Проанализировав перечисленные признаки, характерные для самовывоза можно сделать вывод о том, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель — рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности. Здесь мы имеем дело с классическим способом формирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока. Здесь наблюдаются три са­мостоятельно сформированные подсистемы:

· подсистема, обеспечивающая прохождение материального потока на складах оптовой базы;

· подсистема, обеспечивающая его обработку на транспорте;

· подсистема, обеспечивающая его обработку в магазинах.[16]

Эти подсистемы соединены между собой в значительной сте­пени механически. Несмотря на это, в целом они образуют ра­ботоспособную систему, обеспечивающую прохождение совокуп­ного материального потока по всей цепи: оптовая база – транспорт – магазины.

При централизованной доставке процесс характеризуется следующими признаками:

· участники логистического процесса создают единый орган, цель которого — оптимизация именно совокупного материаль­ного потока. Например, в потребительском союзе для органи­зации централизованной доставки создается рабочая группа, в состав которой входят директора автотранспортных, оптовых и розничных предприятий. Организационное руководство рабо­чей группой возлагается на коммерческого директора;

· исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях - участниках логистического процесса коррек­тируются в соответствии с требованиями оптимальной органи­зации именно совокупного материального потока;

· разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, опреде­ляются рациональные размеры партий поставок и частотазаво­за;

· разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров потребителям;

· создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизи­ровать совокупный материальный поток.

Анализ этого варианта органи­зации материального потока показывает, что при централизо­ванной доставке товаров у участников логистического процесса есть общая цель - формирование логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного материального потока.[17] Изучаются требования, которым он должен удовлетворять. Формируются варианты его организации, из ко­торых по специальным критериям отбирается лучший. Таким образом, этот вариант является примером системного под­хода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока по цепи: оптовая база – транспорт – магазины. Вполне естественно, то, что системный подход к организации материального потока позволяет:

· повысить степень использования материально-техниче­ской базы, в том числе транспорта, складских и торговых пло­щадей;

· оптимизировать товарные запасы у всех участников логистического процесса;

· повысить качество и уровень логистического сервиса;

· оптимизировать размеры партий товаров.[18]

Таким образом, системный подход к организации работы склада является более рациональным с экономической точки зрения и заключается в том, что каждая складская система является интегрированным целым, даже если состоит из разобщенных подсистем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.12.175 (0.027 с.)