Й тактический участок маршрута – гора Тхаб

08.05.2019

День 7

Утро и день: пасмурно, дождь

Вечер: сильный дождь

Переход: м/н – г. Тхаб – ур. Жене – г. Шахан – р. Жане

21 км

330 м

905 м

230 м

время в пути 7ч 15м чистое ходовое время 5ч 12м

Трек на день 7:

Подъем так же, как и вчера – в 6:30 для дежурных, в 7:00 для остальной группы. Вышли мы в 9:55. Идти сегодня предстоит без особых наборов и сбросов высоты, но 21 км.

Из лагеря мы поворачиваем к скалам, там начинается нужная нам тропа. Тут же начинается дождь, мы набрасываем на себя дождевики и идем дальше.

Фото 7.1. Тропа от Мельничной щели к горе Тхаб (на фото Зубо Александра)

Тропа идет без развилок по лесу, ближе к самой вершине горы Тхаб, становится более крутой (около 40˚). Пройдя 2,5 км по тропе, мы вышли к дороге. Отсюда до вершины Тхаб буквально метров 200 (нужно повернуть налево).

Фото 7.2. Развилка после тропы (на фото Дюкова Дарья)

Мы скинули рюкзаки, и пошли к вершине, пока дождь ненадолго прекратился. Сама вершина покрыта лесом и здесь стоит памятная стела.

Фото 7.3. Группа на вершине горы Тхаб

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Гора Тхаб — долгое время считалась самой высокой вершиной хребта Коцехур. Однако высшая точка — 921,5 м — находится к западу от Тхаба. Высота же горы Тхаб — 905 м. Расположена в 2 км к юго-западу от знаменитого ансамбля скал Серые Монастыри. На его крутых склонах зарождаются истоки Плесецкой щели (с юга) и ручья Мельничного (с севера). Через вершину Тхаба проходит плановый туристский маршрут «По партизанским тропам Кубани». На вершине геодезический пункт. «Тхаб» с адыгейского языка переводится как «многохребтовый».

Фото 7.4. Тропа к вершине горы Тхаб

От места привала до первой развилки мы шли примерно 700 метров. Нам нужно идти по нижней дороге к Голубой гостинице. Мы сворачиваем и идем по грунтовой дороге. По пути нам попадается небольшой крытый столик с лавочками. Мы решаем пообедать здесь: как раз есть укрытие от вновь начавшегося дождя.

Фото 7.5. Дорога от горы Тхаб

После обеда выдвигаемся дальше и через некоторое время выходим к вертолетной площадке и к дороге. Это уже более основательная грунтовая дорога, видно, что здесь часто проезжают машины и квадроциклы. Чуть дальше по дороге (правее) находится антенная станция «Тхабский шарик». Мы же поворачиваем налево и идем по постепенно размывающейся дороге от дождя.

Фото 7.6. Грунтовая дорога к п. Возрождение

Вскоре проходим какие-то ворота, оборачиваемся и видим надпись, что проход на территорию, откуда мы вышли запрещен.

Фото 7.7. Табличка «проход запрещен» у антенной станции

Через 2 км мы доходим до урочища Жане, здесь недалеко от дороги находится памятник, посвященный событиям гражданской войны.

Надпись на памятнике гласит:

Здесь, на горе Шахан, 9 августа 1919 года объединённым отрядом красных партизан третьей Лысогорской и второй Геленджикской группами разгромлен карательный отряд белогвардейцев. Памятник установлен комсомольцами совхоза Михайловский Перевал 27 октября 1982г.

Фото 7.8. Памятник, посвященный действиям во время Гражданской войны

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

"Памятник напоминает нам о временах Гражданской войны. Как уже упоминалось, хребет Коцехур раньше был густо заселен. Более десятка хуторов и поселений объединял Лысогорский Совет, обра­зованный в 1918 году, однако вскоре началась Гражданская война, советская власть на Кубани была свергнута и восстановлена только после разгрома Деникина в 1920 году. Все эти годы на Лысых горах власть находилась в руках Совета, а когда белогвардейцы попытались установить здесь свой порядок и в августе 1919 года направили карательный отряд, он потерпел поражение. Об этом событии и свидетельствует памятный знак под вершиной Шахан." (Путеводитель "Абинское предгорье" Самойленко).

Когда доходим до большой развилки, никуда не сворачиваем и идем по той же дороге. Дождь только усиливается и вокруг ничего не видно. У горы Шахан есть обзорная площадка на соседние хребты, но видимость нулевая, так что ничего нельзя сказать об этом виде.

Фото 7.9. Гора Шахан (слева обзорная площадка)

Теперь нам нужно не пропустить наш поворот к реке Жане. Их будет два: практически сразу после горы Шахан, он нам не нужен, и в 2-х км по дороге, нужный нам поворот.

Дорога потихоньку начала идти вниз, а дождь стихать, что даже можно было иногда увидеть соседний хребет.

Фото 7.10. Вид на соседний хребет

Через минут 30 мы дошли до нужного нам поворота и свернули налево к побочной дороге. Дорогу размыло от дождя и можно было легко поскользнуться на камнях. Через 1,5 км дорога закончилась у какой-то полянки, огороженной забором в виде металлический проволоки (видимо здесь пасут скот). Здесь же валялись доски и всякий хлам, судя по всему, тут был домик.

Фото 7.11. Спуск к реке Жане

Пройдя через поляну, нашли нужную нам тропу, которую всю размыло, и мы опять скользили вниз по крутому склону. Вскоре тропа исчезла, и мы просто пошли прямо вниз. Вышли к небольшой оборудованной стоянке. Это и есть место для нашего лагеря. Одно место под палатку полностью затоплено. Кое-как мы вместили наши три палатки между корней и камней, так чтобы нас не затопило ночью. В сухую погоду разместиться здесь можно было намного проще.

Легли спать рано, потому что все устали и промокли. Дождь шел всю ночь.

09.05.2019

День 8

Утро и день: дождь

Вечер: переменная облачность

Переход: м/н – п. Возрождение

9 км

230 м

100 м

время в пути 2ч 10м чистое ходовое время 2ч 0м

Трек на день 8:

Всю ночь и утро шел дождь, затопив все вокруг. Палатки тоже вымокли, но не критически. Только ближе к обеду мы вылезли из палаток и стали сушиться у костра.

Фото 8.1. Сушка у костра после дождей

Сегодня по маршруту мы должны пройти по ущелью реки Жане с водопадами. За ночь река вышла из берегов и увеличилась в разы. Бурный поток воды дал понять, что мы здесь вряд ли перейдем реку, да и дальше тоже.

Фото 8.2. Река Жане после дождей

Решено было сходить на разведку, может где-то есть переправа на ругой берег. Найдя небольшое бревно, мы все-таки перебрались на противоположный берег.

Фото 8.3. Бревно на противоположный берег

Там нас ожидало следующее препятствие: второй рукав реки. Еще более широкий и бурный. На другом берегу виднеется уходящая вверх тропа. Видимо, здесь предусмотрен брод, но в нашем случае это невозможно сделать. И мы вернулись в лагерь к остальной группе.

Фото 8.4. Тропа вверх на противоположном берегу реки Жане

Было решено вернуться на главную дорогу, по которой мы шли вчера, и по ней выйти к поселку Возрождение. Этот путь длиннее всего на 2 км нашего изначального маршрута. Единственное, жаль, что мы так и не увидим водопадов. Немного посушившись, мы собрались и вышли в 17:22.

Фото 8.5. Дорога от лагеря к главной грунтовой дороге

Фото 8.6. Группа на поляне выше лагеря

Дождь уже окончательно закончился и даже выглянуло солнце. И мы увидели зеленые горы, освещенные вечернем солнцем. Мы просто не могли не остановиться, чтобы запечатлеть эту красоту. Ведь сегодня заключительный день нашего похода!

Фото 8.7. Вид на зеленые вечерние горы (на фото Тремасова Марина)

Фото 8.8. Дорога до п. Возрождение

Шли мы практически без остановок и уже через 2 часа были в Возрождении. Вот и подошел к концу наш маршрут.

Фото 8.9. В п. Возрождение

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Возрождение — село в Краснодарском крае. Входит в состав Дивноморского сельского округа муниципального образования город-курорт Геленджик. Населённый пункт расположен в долине реки Мезыбь и её притоке Жане (Жанэ), на участке от Тёмной Щели до устья реки Ачибс, в 8 км от побережья Чёрного моря. В восточной части села Мезыбь впадает её правый приток — река Жане (Жанэ).

Средние высоты на территории села составляют 122 метра над уровнем моря. Рельеф местности преимущественно холмисто-гористый.

История поселка берёт своё начало в 1925 г., именно этот год считается временем задокументированного возникновения села. Но люди проживали на здешних территориях ещё несколько тысячелетий назад, об этом свидетельствуют археологические находки и памятники – дольмены, каменные строения, чем-то напоминающие небольшие дома. Об их назначении до сих пор точно неизвестно. Датируются они примерно III и II тысячелетиями до нашей эры.

По плану мы должны были поехать в кемпинг «Голубая бездна» и стоять там 2 дня. Но так как мы были совершенно мокрые, грязные и уставшие, то решили поехать в Геленджик и остаться в гостинице на эти два дня. Автобус от Возрождения до Геленджика ходит регулярно, так что мы уехали почти сразу. Поезд из Новороссийска в Москву у нас на 11 мая.