Й тактический участок маршрута – Папайский хребет

02.05.2019

День 1

Утро и день: ясно

Вечер: ясно

Переход: Краснодар – ст. Убинская – р. Убинка

13 км

120 м

240 м

время в пути 4ч 9м чистое ходовое время 2ч 44м

Трек на день 1:

Из Краснодара мы выехали в 7 утра на автобусе с Южного автовокзала.

Фото 1.1. Группа на автовокзале в Краснодаре

До станицы Убинская мы добрались к 9 часам утра. В местном магазине купили хлеба на ближайшие 5 дней. На маршрут вышли в 9:42 от конечной остановки станицы. От остановки нужно повернуть налево и перейти через мост и идти уже по правому берегу реки Убинка. Идем в темпе 50 минут хода – 10 минут привал.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Станица Убинская находится в горной лесной зоне Краснодарского края, в верховьях реки Убин. Входит в состав Азовского сельского поселения Северского района. Убинская расположена в 53-х км к юго-западу от цента Краснодара. Это совсем небольшой населенный пункт на шесть улиц и с населением около 500 жителей.

В окрестностях станицы расположены горы Собер-Баш (732 метра над уровнем моря) и Убин-Су (875 метров над уровнем моря, самая высокая гора района, вершина которой буквально изрыта траншеями времен Великой Отечественной войны), являющиеся туристическими объектами.

С северного склона Убин-Су открывается потрясающая панорама на близлежащие станицы. На самой горе находятся загадочные карстовые пещеры и красивые водопады. Эти памятники природы очень популярны среди туристов.

В долине реки Убин, неподалеку от горы Собер-Баш, в четырех километрах к югу, можно увидеть девять дольменов. Подъем на эту гору является популярным туристическим маршрутом. На обоих склонах бьют родники, отчего гору долгое время считали священной и даже проводили молебны. Здесь же, на берегу реки, обосновался оздоровительный детский лагерь «Дубрава». Кроме того, в этом месте можно найти смотровую площадку «Прощай Родина», откуда открывается отличная панорама горного склона Северного Кавказа с обрыва.

Фото 1.2. Группа на остановке в Убинке

По пути попадаются дома и базы отдыха, пока не выйдем за пределы станицы. Потом дорога уходит вверх. Она никуда не сворачивает, так что идем все время прямо по ней. Где-то через 2,5 км от станицы мы доходим до смотровой площадки, откуда открывается красивый вид на горы и ущелье реки.

Фото 1.3. Группа на обзорной площадке у реки Убинка

В 6 км от ст. Убинская есть неплохая стоянка возле реки, где поместится несколько палаток. Здесь дорога уже идет по лесу, она очень разбита с огромными лужами и грязью, которые можно обойти с боку.

Вскоре мы доходим до старого моста и по очереди переходим через него, т.к. конструкция шатается. На машине можно переправиться через саму реку немного правее моста (там есть дорога).

Фото 1.4. Старый мост через реку Убинка

Примерно через километр от моста будет Запорожские минеральные источники (по левому берегу реки). Они располагаются чуть правее дороги, выше по склону. Здесь мы делаем привал на 10 минут и идем дальше.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Запорожские минеральные источники или Соляные поляны. Здесь насчитывается 14 соляных и соляно-щелочных источников вод преимущественно типа «Ессентуки» с разной степенью минерализации.

Через пол часа (в 13:51) мы подходим к кордону убинского охотхозяйства и ищем место для ночевки. Немного левее возле слияния реки Убинки и безымянного ручья мы и поставили свой лагерь. Мест для палаток здесь много.

После того, как все разместились, мы пошли купаться в реке. Вода холодная, но после ходового дня то, что надо!

Фото 1.5. Место нашей первой стоянки на слиянии ручья и реки

03.05.2019

День 2

Утро и день: пасмурно, дождь

Вечер: пасмурно

Переход: м/н – г. Восточный Папай – Центральный Папай – Западный Папай – р. Папай

16 км

240 м

818 м

450 м

время в пути 9ч 15м чистое ходовое время 7ч 51м

Трек на день 2:

Сегодня у нас трудный переход, нам предстоит пройти по Папайской пиле. Это хребет, состоящий из 7 вершин Папая, высотой до 818 м.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Если посмотреть на карту Краснодарского края, Папай находится на довольно пустынной территории, почти напротив Геленджика. С западной стороны от станицы Холмская мимо проходит дорога до поселка Новосадовый. Дальше пути нет. К северу от Папай расположено несколько небольших станиц – Дербентская, Убинская, Крепостная. На карте также хорошо видно, что на горном массиве берет начало множество ручьев и мелких речушек – Убинка, Иль, Пшада, Тамба и другие.

Хребет Папай состоит из семи вершин – Западной (759 метров), Главной (818 метров), Центральной (797 метров), Восточной (715 метров), Северной (755 метров) и двух безымянных. Самая высокая гора имеет высоту 818 метров и считается самой западной на Кавказе. Живописный облик хребта и необычная флора средиземноморского типа обеспечила Папай почетное звание комплексного краевого Памятника природы.

Подъем для дежурных был назначен в 6, для остальных в 7 утра. Собрались и вышли мы в 9:40. С самого утра пасмурно.

Сразу от нашего места ночевки идет развилка. Нужно идти по основной дороге, которая уходит вправо. Дорога левее идет на гору Пшада. Нам туда не нужно, и мы идем по правой дороге к Папаю. Идем в таком же темпе: 50 минут хода, 10 минут привал. Все время движемся прямо по левому берегу реки Убинка, никуда не сворачивая. Вскоре начинается ожидаемый дождь: сначала моросит, а потом настоящий тропический ливень.

Теперь нужно не запутаться в развилках, их тут очень много, и найти правильную дорогу до Папая. Итак, нам встретилась первая развилка, мы ее проходим, иначе можно зайти не совсем туда, куда нам нужно, более трудным и длинным путем или вообще в обход вершины. Мы идем дальше и тут нам встречается пересечение нескольких дорог. Нам нужен самый первый поворот налево. Поворачиваем и идем все время прямо.

Фото 2.1. Дорога к г. Папай

Сначала будет обычная грунтовая дорога, потом она пойдет прямо по ручью. Идем никуда не сворачивая вдоль ручья и выходим на грунтовую дорогу. Опять начинается небольшой дождь.

Фото 2.2. Тропа по руслу ручья

Теперь с грунтовки нужно не пропустить поворот налево на тропу, он будет примерно через метров 400 после ручья. Тропа помечена, но все-равно нужно ее не проглядеть. Теперь остался последний рывок до первой вершины Папая – Восточной.

Фото 2.3. Тропа к Восточной вершине Папая Фото 2.4. Топа к Восточной вершине Папая (вид сверху)

Тропа довольно крутая и скользкая от дождя, так что здесь мы страхуем себя треккинговыми палками, у кого их нет – срезали или нашли обычные деревянные палки. Вскоре тропа вышла из леса и нам открылся вид на долину.

Фото 2.5. Вид на долину с тропы

Чуть-чуть не доходя до вершины, мы решили сделать привал на обед. Дождь в это время усилился. После быстрого обеда мы пошли дальше уже с новыми силами.

Фото 2.6. Тропа к вершине Восточный Папай

С вершины Восточный Папай проглядывается сквозь туман главная вершина хребта. Здесь же есть тропа вниз к Черному хутору. А наша тропа сворачивает в лес. Земля очень скользкая от дождя, особенно на спусках, можно упасть. Поэтому мы снова страхуем себя.

Фото 2.7. Лесная тропа

Впереди нас ждет крутой скальный участок. В дождь еще и мокрый, что усложнит нашу задачу в его прохождении. Этот участок прямо перед Центральной вершиной Папая (818м). Обходного пути нет, так что идем прямо по единственной тропе. Дождь как раз ненадолго прекратился.

Фото 2.8. Путь от Восточной вершины Папая

В сухую погоду, пройти здесь не представляет труда, но в дождь сложность прохождения увеличивается, камни скользкие. Здесь мы стараемся держать больший интервал между друг другом.

Фото 2.9. Начало сложного участка

Последний взлет перед вершиной – почти отвесная небольшая скала. Его мы проходим свободным лазаньем, страхуя друг друга. На этот участок у нас ушло больше всего времени, так как каждый участник проходил его по очереди. Весь скальный участок совсем небольшой – около 400 метров, но проходили мы его почти час.

Временами облака рассеиваются и можно наблюдать прекрасный вид на долину Черной речки.

Фото 2.10. Вид на долину Черной речки с тропы

Фото 2.11. Прохождение скального участка

Вот мы и добрались до Центральной вершины Папая! Даже выглянуло солнце, правда ненадолго. На вершине стоит триангулятор. И открывается красивый вид. Здесь есть две тропы вниз: одна ведет к Черной речке и водопадам, а другая через Северную вершину к дороге, откуда мы свернули на Папай.

Фото 2.12. Центральная вершина Папая, спуск к Северной вершине (прямо)

Перед нами проходила еще одна группа и они вышли как раз со стороны Черной речки. Тропа там довольно крутая, а в дождь еще и опасная. Но в сухую погоду там с прохождением не должно быть трудностей.

А мы немного отдохнув от перехода и налюбовавшись видом, пошли дальше по Папайской пиле. Дождь практически перестал идти, только иногда капала какая-то морось. Следующие участки мы прошли быстро и без приключений за один ход преодолели оставшуюся часть хребта.

Фото 2.13. Вид с тропы

Фото 2.14. Тропа по Папайской пиле

У начала спуска мы сделали привал и перекусили оставшимися с обеда сухофруктами. Здесь установлен какой-то небольшой памятник. По карте мы на Западной вершине Папая (759 м).

Фото 2.15. Памятник на Западной вершине Папая (на фото Разгильдеев Илия)

Перед спуском открывается красивый вид. Тучи уже практически ушли и окончательно вышло солнце, уже вечернее.

Фото 2.16. Вид на соседние хребты (на фото Дюкова Дарья)

Спуск – та же тропа, которая никуда не сворачивает. На каменистых участках идти не представляет сложности, но на грунте упали все хотя бы раз. После дождя очень скользко, что можно просто становиться и ехать ногами по земле.

Фото 2.17. Спуск с Западной вершины Папая

Фото 2.18. Спуск с Западной вершины Папая

Кое-как спустившись, мы вышли прямо на дорогу. От тропы мы поворачиваем налево и идем до нашего места ночевки (200 м). Здесь большая поляна и рядом родник с чистой водой. До стоянки мы дошли к 18:55.

Фото 2.19. Место нашей стоянки

Сразу же дежурные развели костер и все принялись сушить свои вещи. Легли рано (в 21:00), все вымотались за сегодняшний день.

04.05.2019

День 3

Утро и день: переменная облачность

Вечер: переменная облачность

Переход: м/н – ур. Черный хутор – п. Новосадовый

10 км

450 м

180 м

время в пути 3ч 26м чистое ходовое время 2ч 58м

Трек на день 3:

Сегодня у нас небольшой переход особо без подъемов и спусков, так что подъем для дежурных перенесся на час позже (7:00), как и подъем для остальной группы (8:00). Собрались и вышли мы в 10:34.

Сначала нам нужно выйти к реке Папай, которая находится на параллельной дороге, для этого нам нужно немного спуститься. По карте практически напротив нашего лагеря идет дорога. Решили пойти по ней. Дорога старая и заросшая, с поваленными деревьями.

Фото 3.1. Дорога к реке Папай от места ночевки

По мере углубления в лес дорога все больше прекращает быть похожей на дорогу, а потом и вовсе теряется. Поэтому идем просто по азимуту до реки. Выбираем наиболее пологое место для спуска и вскоре выходим к нужной дороге.

Фото 3.2. Дорога пропала, идем по азимуту

Чтобы дойти до Новосадового нам нужно идти вдоль реки Папай и никуда не сворачивать. Так что, мы ориентируемся на нее. После вчерашнего дождя дороги размыло, много грязи, в ней можно оставить свои ботинки.

Фото 3.3. Дорога к Новосадовому

Но вскоре начинаются долгожданные броды и ноги от грязи обмываются. Вода в реке прохладная, но погода теплая, поэтому идти по воде даже приятно.

Фото 3.4. Первый брод через реку Папай

Броды переходим прямо в обуви, смысла нет снимать ее, потому что переходить реку нужно будет много раз. Но у нас в группе нашлось два человека, которые принципиально не хотели мочить ноги, и искали различные пути перехода этой реки.

Фото 3.5. Брод через реку Папай

Периодически дорога уходит дальше от реки и мы идем снова по грязи.

Фото 3.6. Дорога к Новосадовому

Немного не доходя до Новосадового есть заброшенный, а теперь и разрушенный, приют для альпинистов. Раньше здесь стояли небольшие домики, но сейчас их все снесли. Осталось всего пара штук и то полуразрушенные.

Фото 3.7. Бывший альпинистский приют

Немного не доходя до приюта есть развилка к Монастырским столбам. Это самый короткий путь от Новосадового к скалам (примерно 3 км).

На подходе к поселку есть ферма, где можно купить козьего молока.

Фото 3.8. Развилка к ферме

Фото 3.9. Ферма около п. Новосадовый

От фермы идет дорога к урочищу Графские развалины и к водопадам.

Фото 3.10. Табличка на подходе к п. Новосадовый

Мы вышли в сам поселок и поставили лагерь на берегу реки (в 14:00). Здесь же пообедали и искупались в реке. Рядом с нами стояла еще одна группа туристов, которая в этот же день уехала к п. Пшада.

Фото 3.11. Купаемся в реке около лагеря

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Новосадовый — посёлок в Абинском районе Краснодарского края России. Входит в состав Холмского сельского поселения. Численность населения — 18 человек (2010).

Посёлок расположен в горно-лесной зоне, между хребтами Церковный и Коцехур (Лысые Горы), в среднем течении реки Папай, впадающей в реку Пшада. Является труднодоступным вследствие своей удалённости от других населённых пунктов и отсутствия какого-либо регулярного транспортного сообщения. Ближайшие населённые пункты, до которых можно доехать общественным транспортом — посёлок Новый (Абинский район) — в 24 километрах, село Пшада (город-курорт Геленджик) — в 20 километрах. Через посёлок проходит лесная дорога, ведущая из станицы Холмская в село Пшада. До села Пшада дорога идёт вдоль реки через многочисленные броды и во время паводка проехать по этой дороге невозможно. В 1,5 километрах к юго-востоку от посёлка находятся развалины бывшей колонии. Находится в крайней южной точке Абинского района и Холмского сельского поселения.

Посёлок возник как жилой посёлок обслуживающего персонала при колонии («зоне»), созданной в 1969 году. В 1986 году колония была ликвидирована, после чего из Новосадового уехали люди, работавшие при зоне и посёлок пришёл в упадок.