Й тактический участок маршрута – гора молдаванская

05.05.2019

День 4

Утро и день: ясно

Вечер: ясно

Переход: м/н – Пшадские водопады

15 км

180 м

100 м

время в пути 5ч 44м чистое ходовое время 3ч 26м

Трек на день 4:

Сегодня с утра солнечная и теплая погода. Переход должен быть не трудным, как и вчера, но сегодня будет намного больше бродов (около 20).

Подъем для дежурных в 8, для остальной группы в 9 утра. Вышли из лагеря в 11:20.

Мы выходим на дорогу, справа от нашей стоянки, и идем через поселок, переходим мост и оказываемся н той же дороге, по которой шли вчера.

Фото 4.1. Дорога от п. Новосадовый к п. Пшаде

Теперь идем по этой дороге, никуда не сворачивая. Через 1,5 км от места стоянки мы дошли до развалин бывшей колонии общего режима. Выглядит это место очень живописно.

Фото 4.2. Руины бывшей колонии общего режима

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

"Зона" (колония строгого режима) функционировала тут с 60-х годов прошлого века, а закрыта была в середине 80-х. Местные заключенные занимались заготовкой древесины. Раньше дорога до Новосадового была такая, что из пос. Новый ходил автобус, а нынче добраться сюда можно разве что на внедорожнике или пешком - из уже упомянутого пос. Новый, или со станицы Убинская, или из пос. Пшада, преодолев по пути около 50 бродов (от Пшады до "зоны" примерно 20 км).

Теперь, после того, как мы прошли руины, нужно не запутаться в развилках, иначе можно уйти в гору. Перед нами три развилки: левая уходит к Пшадскому приюту, правая к горе Молдаванская, а нам нужно идти прямо, как мы и шли, вдоль реки Папай (она служит главным ориентиром).

Фото 4.3. Дорога по реке Папай (на фото Разгильдеев Илия)

Идем по грунтовой дороге, а порой практически по реке. Но река пока что не глубокая, так что сложностей не возникает. Сегодня уже все участники группы смирились с тем, что броды придется переходить не снимая обуви. Так гораздо проще переходить реку, не нужно каждый раз останавливаться и разуваться, вероятность того, что можно поранить стопу камнями и поскользнуться минимальна.

Фото 4.4. Брод через реку Папай

По пути попадаются очень красивые места, что невозможно не остановиться и сфотографировать.

Фото 4.5. Красивая скала у реки

Далее через 6,5 км от прошлой развилки появляется следующая. Дорога влево ведет так же на Папайский приют, нам же нужно идти по той же дороге вдоль реки.

Здесь есть оборудованная стоянка, где поместится около 5 палаток, а то и больше. В этом месте в реку Папай впадает еще одна небольшая речка – Пшада. Слияние рек образовало небольшую заводь, где можно искупаться. На противоположном берегу есть даже тарзанка.

Фото 4.6. Место слияния рек Папай и Пшада

И примерно через час выходим к базе отдыха и пасеке. Где-то здесь нужно искать место для ночевки. Ребята выяснили, что можно поставить палатки на территории пасеки за 300 рублей с человека. Там есть и баня, и мангал. Но мы отказались и нашли неплохое место подальше от дороги возле реки. Тропинка к этой стоянке сворачивает с основной дороги практически напротив пасеки, идти метров 500. К стоянке пришли в 17:05.

Фото 4.7. Место нашей стоянки

Фото 4.8. Место нашей стоянки

После того, как поставили палатки и разложили вещи, мы сразу же отправились к пасечнику, оставив в лагере дежурного. Вернулись обратно с вкуснейшим горным медом.

Фото 4.9. Тропинка к нашему лагерю от дороги (на фото Гараева Галина)

Спать легли ближе к 10 вечера.

06.05.2019

День 5

Утро и день: переменная облачность, небольшой дождь

Вечер: переменная облачность

дневка

Трек на день 5:

Сегодня у нас долгожданная дневка. Решили выспаться и встали около 10 утра. Погода хорошая, теплая, все настроены на купание. Поэтому мы сегодня пойдем к Пшадским водопадам. Собрались и вышли мы ближе к обеду.

Фото 5.1. Местная пасека

Дорога к водопадам начинается от пасеки: с главной дороги нужно повернуть налево (если мы стоим спиной к пасеке). Вскоре по этой дороге мы выходим к домикам и летнему кафе. Здесь после моста начинается тропа по самому ущелью.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Пшадские водопады — это условное название более сотни больших и малых каскадов, образованных в руслах двух горных рек — Красной и Пшады, а также их многочисленных притоков. Многие находятся в непроходимой местности, поэтому добираться до них самостоятельно без опытного проводника крайне опасно. Для экскурсий обычно используется участок протяжённостью 1 км неподалёку от деревни Пшада. На нём по оборудованным тропам можно подойти к 13 водопадам.

Фото 5.2. Мост через безымянную реку

На этой небольшой безымянной реке образовался целый каскад водопадов. Начинаются они практически сразу, но самые красивые и большие дальше. Тропа то идет по склону ущелья, оборудованному в некоторых местах лестницами и перилами, а иногда уходит к самой реке и нужно идти по ее руслу. Мы это знали и сразу подготовились к тому, что придется намочить ноги. Камни, обработанные водой, очень скользкие и в тине, так что нужно идти аккуратно, чтобы не упасть.

Фото 5.3. Идем по руслу реки к водопадам

Вот мы, наконец, добрались до первого высокого водопада. Впечатляющий поток воды. Но только в это время года, летом река мельчает и с этой скалы течет лишь небольшая струйка воды. Так что май – самое благоприятное время для посещения этих мест.

Фото 5.4. Первый большой водопад

Под водопадом есть небольшой бассейн, где можно окунуться, что мы и сделали. Погода резко изменилась и начал накрапывать небольшой дождик, который вскоре кончился.

Фото 5.5. Купаемся в водопаде

После купания мы пошли дальше, ко второму большому водопаду. Нам он показался не таким впечатляющим, но тоже очень красивый.

Фото 5.6. Второй большой водопад

После прогулки к водопадам мы вернулись в лагерь и стали готовить ужин и собираться к завтрашнему переходу.

Фото 5.7. Наш лагерь

Когда мы уже начали засыпать, у костра послышались какие-то шорохи. Явно кто-то искал нашу еду и заглядывал в оставленные у костра тарелки. Это оказались еноты! Они здесь частенько заглядывают к туристам, чтобы поживиться. Мы кое-как прогнали банду енотов и забрали оставленные продукты и посуду по палаткам.

07.05.2019

День 6

Утро и день: ясно

330 м

время в пути 4ч 52м чистое ходовое время 6ч 57м

Трек на день 6:

Подъем для дежурных в 6:30, для остальной группы в 7:00. Собрались и вышли мы в 9:30. Сегодня нам предстоит вновь подниматься в гору. Дорога к горе Молдаванская начинается выше поворота к водопадам, примерно в 300 метрах. Дорога усыпана щебнем и в некоторых местах довольно круто поднимается вверх. Идем, как всегда с интервалом 50 минут хода, 10 минут привал.

Фото 6.1. Дорога к горе Молдованская

Фото 6.2. Дорога к горе Молдованская

Эта дорога идет по всему хребту и вершинам Молдованская и Тхаб. Через 4,7 км появилась развилка – это дорога от п. Новосадового до г. Молдаванская. По рассказам местных жителей, она очень крутая и неприятная на подъем, особенно после дождей. Но это наиболее короткий путь из поселка до горы Молдаванская.

Фото 6.3. Развилка на подходе к вершине

От развилки до вершины идти примерно 1 км. Здесь уже лесополоса кончается, и дорога идет по открытой местности. Последний взлет до вершины крутой (~ 50˚).

Фото 6.4. Последний взлет к вершине горы Молдованская

Фото 6.5. Последний взлет к вершине горы Молдованская и вид на соседний хребет

Преодолев последнее препятствие, мы расположись на привал на вершине. Отсюда открывается прекрасный вид на Папайский хребет. И с самой вершины уходит дорога вниз к реке Пшада.

Фото 6.6. Привал на вершине горы Молдованская

Фото 6.7. Группа На вершине горы Молдованская

Фото 6.8. Вид с вершины на Папайский хребет

Нам же надо идти дальше по нашей дороге.

Фото 6.9. Дорога от вершины горы

Она вскоре уходит в лес и теперь нам нужно не пропустить поворот направо к Мельничной щели. В месте, где должна быть тропа, ее не было. Как мы не смотрели и не искали, тропу найти не смогли. Несколько раз ребята ходили на разведку в предполагаемое место начала тропы, но там только заросли и нет никаких обозначений, что там может быть тропа. На карте в навигаторе эта тропа обозначена как «еле заметная труднопроходимая». Был выбор идти дальше до горы Тхаб, а там спуститься по тропе, но кто-то из ребят нашел какие-то обрывки тропы. И мы решили пойти по этому самому короткому пути.

Фото 6.10. Начало «еле заметной труднопроходимой» тропы Фото 6.11. Начало «еле заметной труднопроходимой» тропы

Это действительно короткий путь, но очень крутой (склон больше 50˚) и практически без нормальной тропы. Ориентировались мы только по навигатору в телефоне, по чьим-то свежим следам и по редко попадающимся обрывкам троп.

Фото 6.12. Начало спуска по тропе

Фото 6.13. Спуск по крутому склону без тропы

Фото 6.14. Спуск вниз по еле заметной тропе

Из-за вчерашнего дождя земля стала мокрая и мы постоянно скатывались вниз, спасала только страховка треккинговыми палками.

Фото 6.15. Спуск по крутому склону

Вскоре дошли до пересохшего ручья и решили пойти по его руслу, который по карте как раз должен нас вывести к нужному месту. Через несколько метров в пересохшее русло впадает другой ручей, и мы переходим на его левый берег, где и находим хорошую тропу.

Фото 6.16. Русло пересохшего ручья (на фото Гараева Галина)

Она ведет как раз к Монастырским столбам, куда нам и нужно. К месту стоянки мы пришли в 16:26.

Рекомендуем идти все-таки по дороге через Тхаб. Идти всего на 2,5 км больше, по времени выйдет одинаково, что вы будете ползти вниз по склону как мы, или идти по нормальной дороге.

У Монастырских столбов есть большое хорошее место для стоянки. Здесь же на ручье есть водопад, где мы и искупались после сложного перехода.

Фото 6.17. Место стоянки

Фото 6.18. Водопад Мельничный около нашего лагеря

Фото 6.19. Скалы Монастыри

Фото 6.20. Скалы Монастыри

Фото 6.21. Желтый рододендрон около скал

Спать легли примерно в 10 вечера. Завтра длительный переход.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Скалы Серые Монастыри (Краснодарские столбы) — хорошо известны далеко за пределами края альпинистам, туристам и скалолазам. Расположены в дальней глубине предгорной части Кубани на северных склонах хр. Коцехур. Впервые эти скалы опробовали краснодарские альпинисты в конце 60-х годов.

Скалы Монастыри расположены на северном склоне восточной части хребта Коцехур.
Скалы Монастыри вытягиваются в виде стены или отдельных башен параллельно гребню хребта Коцехур, вблизи его подножия. Сложенные песчаником, они оказались более стойкими к процессам разрушения, чем окружающие их горные породы. Вынос менее стойких пород способствует тому, что пласт песчаника был отпрепарирован и сейчас выступает на поверхности в виде гряды причудливых скал длиною в несколько километров.