Развитие грамматической стороны речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие грамматической стороны речи



Упражнение 1. Введение в речь предлога НА (вначале о предлоге дается пояснение—часть слова).

Детям предлагается поиграть, отвечая  на вопросы, используя предлог НА, при этом следить за окончанием слов.

«Куда села бабочка?» (на цветок,(на цветке), на стол (на столе), на забор(на заборе),…).

«Куда падает  снег?» (н а дерево, на крышу, на ёлку…)

  «На чем можно кататься (ехать, лететь)?»

На пароходе, на поезде, на самолете, на …, и т.д.

 « Где растет березовый лист?»— На березе.

«Где растет дубовый лист?»— На дубе.

«Где растет ивовый лист?» — На иве.

 «На чем сидят?» — На диване, на кресле,…

« Куда ставят посуду?» — На стол, на плиту,…

«На чем играет музыкант?» — На гитаре, на трубе, …

Упражнение 2. Введение в речь предлога С  (СО).

А. Учитель берёт мяч (куклу или др.) с разных предметов, а учащийся комментирует:

«Мяч взяли с полки, с окна, со стола, со стула…и т.д.»

Б. Учитель задаёт вопрос, а ученик  отвечает:

«Откуда сорвали яблоко?»— С яблони.

«Откуда сорвали грушу?»— С ветки дерева… и т.д. о других фруктах.

«Откуда сорвали помидор?»— С кустика.

«Откуда сорвали огурец?»— С …и т.д.

В. Перед учащимся  кладут картинки с изображением животных, птиц и др. Учитель  предлагает составить предложение с предлогом С(СО) про того, кто изображен на картинке. Например, на изображения белки, кота составить предложения: Белка прыгает с ветки. Кот прыгает со стула.

Аналогично учитель работает по введению в речь учащихся других предлогов.

Упражнение 3. Развитие словообразования в винительном падеже в единственного и множественного числа. Учащимся следует предложить следующие упражнения:

«Что я вижу на картине (на улице, в группе…)?» (я вижу машину, стол...)

«Экскурсия» (перечислить, что видели в зоопарке, в музее...)

«Кто что надел?» (Таня надела шубу, Ваня надел куртку…)

«Что ты хочешь купить?» (я хочу купить хлеб, молоко…)

«Что нарисовал художник?» (художник нарисовал белку, кошку, фрукты …)

Упражнение 4. Развитие словообразования существительных в родительном падеже единственного числа.

Игра «Запах чего ты любишь?» (запах клубники, запах духов…)

Игра «Половинку чего ты отдашь другу?» (половинку апельсина, половину яблока…)

Игра «Что налила  мама?» (тарелку супа, кружку молока, стакан сока, кастрюлю  супа).

Игра «Чего не стало?» (не стало стола, ручки…).

Игра «Без чего предмет?» (без ножки, без спинки…).

Игра «У кого такой предмет?» (иголка у швеи, молоток у папы, картинки у воспитателя и т.д.). Аналогично учитель работает по развитию словообразования в других падежах.

 

Методические задания по организации изучения содержания параграфа.

1. Перечень примерных заданий слушателям для самостоятельной работы:

●Общие нарушения и расстройства речи у детей с нарушением интеллекта. Особенности экспрессивных и импрессивных функций устной речи детей с нарушением интеллекта.

●Анализ психолого-педагогической характеристики речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида.

2. Примерная тематика рефератов:

●Особенности развития фонематического слуха у умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.

●Особенности фонетической стороны речи умственно отсталых детей.

●Особенности словарного запаса умственно отсталых детей.

●Особенности грамматического строя речи умственно отсталых детей.

3. Примерные темы семинарских заданий:

● Речь и мышление.

● Особенности речевой деятельности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста (недоразвитие сигнификативной, обобщающей, коммуникативной, контролирующей и регулирующей функций речи).

● Особенности импрессивной речи умственно отсталых детей школьного возраста.

● Особенности экспрессивной (устной и письменной) речи умственно отсталых детей.

● Развитие речи как фактор коррекции познавательной деятельности и личности умственно отсталых.

4.Тесты промежуточного контроля

Выбрать правильный ответ:

● При умственной отсталости речь у детей: а) первично нарушена, б) сохранна, в) вторично нарушена, г) хорошо развита, д) отсутствует.

● Какие речевые нарушения у умственно отсталых детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности: а) нечеткость артикуляции, б) несформированность грамматического строя, в) нарушение темпа речи, г) бедность словарного запаса, д) нарушение интонационной выразительности речи.

Психические процессы:                         Методики их изучения у младших

                                               умственно отсталых школьников:

 

а) восприятие                                 1) «десять слов»

 

б) память                                                  2) последовательные картинки

                                                            

в) речь                                                 3) классификация предметов                                      

 

г) мышление                                   4)«зашумленные» изображения

 

5. Рекомендованные к освоению информационные материалы.

1. Гнездилов М. Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. М.- Л., 1947.

2. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. Ч. I. M., 1963.

3. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978.

4. Особенности умственного развития учащихся вспо­могательной школы / под ред. Ж. И. Шиф. М., 1965.

5. Петрова В. Г. О некоторых особенностях усвоения текста умственно отсталыми школьниками // Специальная школа. Вып. 3. М., 1958.

6. Петрова В. Г. О развитии устной речи учащихся. Специальная школа. Вып. 3. М., 1960.

7. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М., 1968.

8. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1977.

9. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979. 198 с.

10. Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонением в развитии: учебно-методический комплекс дисциплины / сост.: И.В. Аношкин;  Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.  Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. 44с.

Мышление

Мышление рассматривается как процесс познавательной деятельности личности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление выступает главным образом как процесс решения задач и проблем, которые постоянно выдвигаются жизнью. Для того чтобы мышление «заработало», необходимо появле­ние проблемной ситуации и задачи, которая фор­мулируется на основе этой ситуации. Задача является специфическим объектом мышления: физический мир, общественная жизнь, межличностные отношения, сам человек, в том числе и его процесс мыш­ления. Процесс  этот социально обусловленный, неразрывно связанный с речью. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря этому мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение.

Суждение – это элементарная структурная единица мысли. Она является исход­ной для двух других логических форм мышления — понятия и умозаключения. Понятие — это отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Умозаключение — это вывод из нескольких последовательных суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Для того чтобы вычленить и понять отношения и связи между элементами ситуации, необходимо произвести определенную деятельность — мыслительные операции соотнесения элементов друг с другом, посредством которых человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Сравнение — мыслительная операции, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько их признаков, по которым будет произведено сравнение.

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых сторон конкретных признаков с целью лучшего познания его.

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Это общее выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Виды мышления. Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления является преобразовательной деятельностью человека с реальными предметами.

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Отличительной особенностью этого мышления является связь мышления с восприятием окружающей действительности. Таким мышлением человек привязан к действительности.

 Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Словесно-логическое (абстрактное) мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и обществе. Абстрактное мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления играют вспомогательную роль.

Фазы мышления. Исходным пунктом мыслительного пути является постановка вопроса для решения задачи. Следующей фазой мыслительного процесса является перебор вероятных вариантов решения задачи. На следующей фазе из всех возможных способов в качестве гипотезы выби­рается наилучший вариант. На этой же фазе осуществляется проверка выбранной гипотезы. Решение задачи завершается получением ответа или формулировкой сужде­ния.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.013 с.)