Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование и коррекция внимания умственно отсталых детей

Поиск

Для оценки устойчивости и концентрации внимания используется методика корректурной пробы. Учитель выдает ребенку бланк «Корректурной пробы» (см. Приложение 3.) и разъясняет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита.      Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай две заданные буквы и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно».     Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора.

Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква. При обработке результатов подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв, и точность, вычисленная по формуле K= m:n * 100 %, где К — точность, n—количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m — количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

Для коррекции устойчивости внимания учащимся предлагается без ошибок переписать следующие псевдоаббревиатуры:
АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
 При возникновении затруднений можно разделить псевдоаббревиатуры на отдельные слоги, доступные для учащихся.

Для коррекции концентрации внимания предлагается игра «Голова, пол, потолок».
Учитель дает установку: «Сейчас мы поиграем в игру. Если я говорю «голова», то смотрим перед собой, если «пол»—смотрим вниз, голова опущена, если «потолок»—смотрим вверх, голова поднята. Будьте внимательны».

Для исследования особенностей распределения внимания используется методика Т.Е. Рыбакова. Для работы необходим бланк этой методики, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер. Учащемуся  предлагают считать вслух и без остановки, не прибегая к помощи указательного пальца, по горизонтали число кружков и крестов в отдельности (рис.13).

  

Рис.13. Бланк методикиТ.Е. Рыбакова

Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

Для коррекции распределения внимания рекомендуется игра «Шалун».
Один из учащихся пишет на доске простое предложение. Для детей, не умеющих писать слова, предлагается написать одно слово. Другой учащийся, выполняющий роль Шалуна, почти вслед за ним стирает написанное. Остальные участники игры в своих тетрадях должны воспроизвести то, что было написано на доске.


Примеры предложений:
• Вам прислали сто рублей.
• Якорь зацепился за сундук.
• Семеро одного не ждут.

Для изучения и оценки способности к переключению внимания используем таблицу с разбросанными числами  от 1 до 25 черного и красного цветов (двухцветная модификация таблицы Шульте - Горбова на рис.14), секундомер.

9 17 9 25 20 14 11
4 13 20 22 19 5 3
21 18 6 7 16 23 8
15 2 5 10 16 6 24
4 12 3 21 19 13 14
2 17 24 15 22 1 11
1 18 12 7 10 23 8

Рис.14. Черно-красная таблица Горбова - Шульте для исследования переключения внимания (Примечание: выделенные цифры–черные)

По сигналу учителя учащийся должен назвать и показать числа: а) черного цвета от 1 до 25; б) красного цвета от 25 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного — в убывающем (например, 1— черная, 25—красная, 2—черная, 24—красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера. Время, затрачиваемое ребенком во втором случае, оказывается большим, что характеризует способность к переключению внимания при переходе от одной деятельности к другой.

Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания:
Называйте учащимся различные слова из разных категорий: стол, кофта чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Дети внимательно слушают и хлопают в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее заданную категорию, например, «животное».

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее   растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.
Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, тогда желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

Игра «Наоборот» также направлена на развитие переключаемости внимания. Суть игры заключается в том, что учитель, ведущий игру, показывает какие-либо движения, а учащиеся должны делать обратное: если ведущий поднимает руки, то они должны их опускать; если ведущий сожмет  ладони в кулаки, то дети должны разжать ладони. Кто ошибается, становится ведущим.

Чтобы определить объем внимания ребенка, можно провести следующую игру.

Рис.15. Карточки для выявления объема внимания

Испытуемому на короткое время (1 сек) предъявляются по одной каж­дая из восьми карточек с изображением на ней от двух до девяти точек (рис.15). Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2—5 точками дается 10 секунд, 6—7 точками — 15 секунд, 8—9 точка­ми—20 секунд. После выполнения заданий учитель подсчитывает количество правильно отмеченных то­чек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого. Существуют следующие нормативы: 1 балл—3 точки на двух карточках; 2—4 точки; 3—6 точек; 4—9 точек; 5— 10 точек; 6—11 точек; 7—13 точек; 8—15 точек; 9—16 точек.

Бальные 1-е и 2-е места свидетельствуют о малом объеме внимания, 3-е — 7-е —о среднем, а 8-е и 9-е — о большом.

Для развития объёма внимания детей, умеющих писать, рекомендуется применить упражнение «Шесть пар».
Зачитывают участникам 6 пар слов, связанных между собой по смыслу. Необходимо к каждой паре подобрать по смыслу третье слово и записать его. Следует сделать разбор примера. Например: час – минута – время (третье подобранное слово).
Слова:
● яйцо – курица –
● лес – дерево –
● дом – город –
● река – озеро –
● шуба – холод –
● птица – полёт –

Затем, по третьему записанному слову, ученики  воспроизводят пары слов, предложенных учителем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.204.52 (0.006 с.)