Исследование лексической стороны речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование лексической стороны речи



Упражнения предназначены для определения уровня развития словарного запаса детей, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Упражнения состоят из 4 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается и интерпретируется в зависимости от полученного результата.
Задание А: « Придумай как можно больше слов на букву С. Время 1 мин». Оценка: 7 слов—высокий уровень; 4—5 слов —средний, 2 —3 слова —низкий.
Задание Б: Ребенка спрашивают: «Отгадай, что я хочу сказать? По...». Если ученик молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: «А теперь, что я хочу сказать? Пона...» и т. д.
Всего ученику дается 10 слогов, часто встречающихся в начале  разных слов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.
Оценка: если ребенок дополнил все предложенные слоги до целого слова — высокий уровень; справился с половиной предложенных слогов —средний уровень;  если смог дополнить только 2 слога—низкий уровень.
Задание В. Ученику предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:
1) девочка, мячик, кукла;
2) лето, лес, грибы.

Оценивается правильность составления фразы.
Задание Г. Исследование и развитие способности словообразования. Учащемуся  предлагается назвать в уменьшительной форме предложенные слова:
мяч —мячик;
рука —...;
солнце —...;
трава —...;
плечо —...;
ухо —...;
таз —...
Оценивается по количеству правильно названных уменьшительных форм: 6—7 баллов —высокий уровень, 4—5 баллов -—средний, 2—3 балла -—низкий.


Развитие лексической стороны речи

Развивающая работа включает обогащение словаря, его уточнение, активизация, устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, грубой  просторечной лексики. Самый простой способ знакомства с новым словом—это показ предмета или действия, возможен показ рисунка. Так, для объяснения существительных и прилагательных можно показывать предметные картинки, а для иллюстрации глаголов— сюжетные. Этот прием применим для слов с конкретным значением и дополняется другими языковыми и логическими приемами. Способ подстановки синонимов является одним из самых универсальных. Подбирая к слову близкие по значению слова, дети уясняют его значение. Нельзя при этом забывать, что синонимы не тождественны, каждый из них обладает различными оттенками. Замена одного синонима другим должна сопровождаться дополнительными пояснениями. Особенно это относится к эмоционально окрашенным словам, так как у школьников наблюдается стремление заменить их нейтральными синонимами. Например, слова шлепнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками они заменяют невыразительным, стилистически нейтральным словом — упала. Чтобы этого не произошло, дается задание: «Какие слова ярче, выразительнее—ваши или авторские? Почему?». Употребите при пересказе авторские выражения. Нередко содержание слов раскрывается логическим определением, подведением под ближайший род, выделением видовых признаков. Например, ФУРГОН—крытый автомобиль для перевозки продуктов, мебели. КРЕЙСЕР—военный корабль, быстроходный, с мощным вооружением.

Некоторые новые слова становятся понятными, если их ввести в предложение, например, слово БРА: Нажали кнопку и яркий свет бра осветил комнату. Или слово ХОДИКИ: На стене мирно тикают ходики, показывают время. Желательно, чтобы новые слова были включены в предложения теми учениками, которые понимают его смысл.

Иногда для разъяснения слова можно использовать антоним. Так, значение слова тусклый становится понятным, если ему противопоставить слово яркий.

Многие слова могут быть объяснены через анализ их морфемного состава. Такой путь развивает мышление и интересен всем детям: что означает слова баюкает, гулит. В авторских художественных текстах слова и их сочетания эмоциональны, метки, оживляют речь, развивают мышление и совершенствуют словарь. Нужно использовать все возможности, доступные умственно отсталым учащимся: сравнения, синонимы, антонимы.

Можно предложить следующие  игровые приемы пополнения словаря.

1.Составление слов из первых букв или слогов по картинкам.

Например, учащимся представлены картинки, на которых изображены:

душ, оса, мяч—(дом),

            медведь, иголка, роза —(мир),

месяц, яблоко, чашка —(мяч),

телефон, огурец, лиса, яблоко —(Толя),

пальто, акула, роза, книга —(парк).

Перед детьми встает задача не только правильно выделить первый звук или слог, но и назвать картинку. Используется материал, помогающий отдифференцировать названия сходных предметов (чашка—кружка), дает толчок к спонтанному использованию синонимов, чтобы разгадать слово, приходится одну и ту же картинку называть по-разному: автомобиль—машина, помидор—томат, луна—месяц, оса—пчела. Ребенок активно занимается поиском слова.

2.Составление слов из первых слогов:

голуби, раки (гора),

телефон, малина (тема),

ромашка, самолет (роса),

ухо, колокольчик, лыжи (уколы),

гиря, тапочки, ракета (гитара).

3.Составление предложений из первых слогов:

мама, лыжи, шиповник, петух, лимон (Малыши пели),

ягоды, пенал, кубики, пирамида, ромашка, гиря (Я пеку пироги),

пеликан, телевизор, кукушка, пила, лиса, ромашка, ботинки, тапочки (Пете купили робота).

Рекомендуется упражнение по разделению слов на группы по временам года: ливень, слякоть, листопад, мороз, пасмурно, жара, купание, снеговик, пляж, ручейки, сосульки, ледоход, снежки, куличики, одуванчики, почки, вьюга, цветение, иней, проталины, урожай, капель, каток, прополка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.005 с.)