Упражнение «Российский экспресс». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Российский экспресс».



Цель: выявить предрассудки в группе, осознать неизбежность наличия предрассуд­ков и научиться жить с ними.

Процедура: Каждому участнику будет представлен список. Вопрос звучит так: «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?» Участники должны определить три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбора. Затем участники делятся на группы по три человека. Каждая группа - купе. Цель - проранжировать список, чтобы выбрать четвертого попутчика. После этого группа собирается вместе. Обсудите различные выборы.

Список пассажиров: цыганка, явный гомосексуалист, скинхед, молодой человек, больной СПИДОМ, неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком, кавказец-мусульманин, человек из деревни с большим мешком, африканский студент, похожий на наркомана подросток, бывший заключенный, таджик в национальной одежде, милиционер, инвалид со складной коляской, кришнаит, человек (говорящий на непонятном языке), китаец (который ест странно пахнущую еду).

Вопросы для обсуждения:

- Трудно ли было придти к единому мнению?

- Почему у разных групп ответы оказались разными?

- Почему иногда ответы всех групп совпадали?

- Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда - брезгливость, когда - неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?

- Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях? А нужно ли с ними что-то делать?

- Может ли кто-нибудь не захотеть ехать водном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?

- Как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком? Случались ли ситуации, когда вы (или кто-то при вас) вели себя плохо с людьми, которые вам не нравятся?

- Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?

- Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?

- Как лучше всего поступать в таких случаях?

Упражнение «Толерантный человек».

Цель: осознать в себе черты толерантной личности.

Процедура: Участникам всем вместе предлагается нарисовать портрет толерантного человека, прописав его черты. Далее участники отмечают, какие из названных черт присутствуют у них, а каких нет, и почему?

Упражнение «Нить».

Процедура: Участники при помощи клубка нитей связываются в единую группу. Передавая клубок, каждый зажимает нить в своих руках и высказывает мнение о полезности занятия для него лично. Рефлексируя упражнение и занятие ведущий подчёркивает единство группы, связанной символическими узами, единым отношением к ценности «толерантность».

 

 

МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

«ОБРАЗЫ МИЛОСЕРДИЯ»

Румянцева К.Ю.,

педагог-психолог МОУ Кирово-Чепецкая

санаторная школа-интернат

Возраст учащихся: 13-16 лет

Цель: создание условий для осознания ценностей милосердия, сострадания; переосмысление имеющегося социального опыта участников.

Подготовка кабинета: участники рассаживаются за столы по трём группам, на доску прикрепляется изображение дерева на плакате

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, фильм «Образы милосердия», бланки для работы в группах, карточки с ситуациями, карточки с притчами, заготовки картонных яблок, бумага формата А-4, ручки, фломастеры, цветные карандаши, двусторонний скотч.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Индуктор

Цель индуктора: актуализировать личный опыт каждого и познавательный интерес, включает в деятельность, стимулирует переживание ценностей «сострадание» и «милосердие».

Процедура: В качестве индуктора используется флэш-фильм, включающий изображения людей и животных, нуждающихся в сострадании и милосердии (см. электронное приложение).

После просмотра предлагается ответить на вопрос: «Какие чувства вы испытывали во время просмотра?» И закончить фразы: «Когда я вижу раненое животное…», «Когда я вижу несчастных стариков…», «Когда я вижу больного ребёнка…»

Психолог: Наша мастерская называется «Образы милосердия». Для меня одним из образов милосердия является дерево – оно может и защитить от жары, и накормить, и укрыть, и утешить, и согреть, отдавая себя в жертву. Попытаемся сегодня вырастить сад милосердия. У каждой группы есть дерево, которое вы будете выращивать.

Первый этап мастерской

Цель этапа: создать условия для осознания подростком того ценностного отношения к людям, нуждающимся в помощи и сострадании, которое у ребёнка уже есть; осознание ценностных идеалов, уже принятых в его духовный мир.

Задание «Рисование образа милосердия»

Процедура: Группам даётся задание обсудить и закончить фразу «Милосердие - это…» и нарисовать образ милосердия.

Афиширование: Группы представляют результаты работы – прикрепляют лист с рисунком к стволу дерева, изображенного на доске.

Задание «Черты милосердного человека»

Процедура: Определить черты милосердного человека «Мы называем милосердным человека…». Подготовить по группам списки черт.

Афиширование: Листы с качествами прикрепляются рядом со стволом дерева на доске.

Задание «Адресаты помощи»

Процедура: В группах обсудить ответы на вопросы: «Кто нуждается в нашей помощи?», «Как мы готовы помочь?» В группы раздаются бумажные яблоки, на которых следует записать вид помощи, на который готовы участники группы.

Афиширование: Заполняются надписями ветки (адресаты помощи) и прикрепляются на них яблоки (те дела, которые готов сделать; на те ветки, кому готов помочь).

  Задание «Сценки о милосердии»

Процедура: каждая группа получает карточку с описанием ситуации. Участникам необходимо обсудить развитие ситуации: таким образом, чтобы проявить милосердие. Сценки разыгрываются перед всем классом и комментируются.

Обсуждение: В какой ситуации было легче (труднее) проявить милосердие? Почему?

Содержание карточек:

Карточка № 1. Двое семиклассников разорили птичье гнездо. Раздавив яйцо, они обнаружили в нем птенчика, который вот-вот должен был вылупиться. Он дышал, двигался. Мальчики начали тыкать птенца палкой, подбрасывать. Мимо шли девочки-шестиклассницы…

Карточка №2. Лида девочка добрая и неглупая, но из сложной семьи. Родители редко покупают ей обновки и сладости, да и вообще мало ей интересуются. Учится Лида хорошо, старательно. Но перед осенними каникулами Лида заболела и месяц пролежала в больнице. Тёплую одежду из дома ей не привезли. Да и по учёбе девочка сильно отстала. С тяжёлым настроением вошла Лида в класс…

Карточка №3. Катя – девочка вредная, навязчивая – всегда что-нибудь клянчит, ябедничает. А то возьмется всеми командовать, кричит, обзывается. В классе, да и в школе её не любят. Вечно она провоцирует какие-то скандалы, и частенько получает трёпку. Вот и в этот вечер прицепилась Катя к Эле из параллельного класса с какими-то придирками – преградила ей путь на лестнице, и давай препираться. Эля попыталась её отодвинуть, а Катя полетела вниз по лестнице. Да упала так неудачно: сломала руку. Приехала скорая и врач сказал, что Кате придётся делать операцию, а может и не одну – раздроблена кость. Тогда Катины одноклассники…

Второй этап мастерской

Цель этапа: создание условий для осознание новых аспектов ценностного отношения, создание внутриличностного ценностного противоречия между ценностным идеалом «надо быть милосердным» и реальным ценностным отношением «как быть милосердным к врагу, к обидчику», формирование ценностной ориентации на основе ценностного идеала.

Задание «Притчи о милосердии»

Процедура: Задание состоит из двух частей - социализации и афиширование. Для обсуждения группам раздаются притчи. Группы читают, обсуждают, отвечают на вопросы (социализация), затем презентуют свою позицию классу(афиширование), а класс подключается к обсуждению.

Притча о Мохаммеде. Когда Мохаммед начал проповедовать ислам, появилось много людей, настроенных против него. Некоторые не соглашались с ним по причине своего невежества. Другие завидовали его растущей популярности. Многие из них стали распространять лживые истории о нем, чтобы посеять ненависть к нему в умах людей. Некоторые даже планировали напасть на него и причинить ему вред.

Среди этих противников была престарелая арабская женщина. Каждый день число последователей Мохаммеда росло, и она не могла сдерживать свой гнев и ненависть к нему. Однажды к своей радости она заметила, что каждое утро Мохаммед проходит мимо её дома по пути в мечеть. В тот же самый день она собрала в миску всю пыль и грязь в доме и, задумав оскорбить Мохаммеда, приготовилась осуществить свой план.

На следующее утро, когда Мохаммед проходил мимо, она поднялась на верхний этаж своего дома и выбросила всю пыль и грязь на его голову. Но Мохаммед даже не потрудился взглянуть наверх. Он продолжал безмятежно идти по направлению к мечети, на ходу отряхивая мусор, который упал на его голову и плечи. Несмотря на это, старая арабка вволю посмеялась над его незавидным положением. «Ну ладно, это всего лишь приветствие, которое он будет получать от меня каждое утро», – сказала она себе.

Она повторяла эту злую шутку каждый день, чтобы оскорбить Мохаммеда. Но она видела, что он не воспринимает это серьезно, а её, наоборот, все больше и больше раздражало его полное безразличие к её злонамеренной игре.

Однажды Мохаммед, проходя мимо её дома, неожиданно осознал, что последние три дня никакой мусор не падал на его голову. Вместо того чтобы обрадоваться, он взволновался: «Почему сегодня не падал мусор? Надеюсь, что мои последователи не узнали об этом умысле и не наказали ту особу. В любом случае мне стоит войти и выяснить, что случилось с человеком». Мохаммед поднялся по лестнице и постучал в дверь, которая была наполовину приоткрыта. «Войдите», – сказал слабый голос. Он вошел в комнату и, увидев старую, больную женщину, лежащую на кровати, заговорил с ней. «Мать, – сказал Мохаммед с любовью, – ты, кажется, совсем больна. Ты принимала какие-нибудь лекарства?» «В доме нет никого, кто мог бы ухаживать за мной, – сказала престарелая женщина, – с большим трудом мне удаётся сделать несколько шагов, когда мне что-нибудь нужно». Мохаммед расспросил её о симптомах болезни, одолевшей её три дня назад, и ушел. Через некоторое время он вернулся с бутылкой в руке. «Я принес тебе это лекарство из Хакима, – сказал он, наливая немного в кружку. – Принимай его трижды в день, и ты скоро поправишься».

От чистоты сердца Мохаммеда старая женщина расплакалась. «Насколько терпимым, любящим, прощающим оказался этот великий человек», – думала она. Затем, повернувшись к Мохаммеду, она начала рыдать, так как её сердце было полно раскаяния. «Ты действительно Божий человек, – сказала она сдавленным голосом. – Простит ли меня когда-нибудь Бог за мой грех против тебя? Пожалуйста, покажи мне настоящий путь к Богу».

«Не делай себя несчастной, мать, – ответил ей Мохаммед. – Если у тебя есть вера в то, что Бог – всемогущий, всеведущий и вездесущий, Он никогда не будет вдалеке от тебя. Но одно лишь богослужение не умилостивит Его. Самоотверженная любовь ко всему и её применение в жизни через молитву, честность, прощение, благотворительность, служение и самопожертвование – только это делает нас возлюбленными Бога».

Вопросы для обсуждения к притче о Мохаммеде: Кто проявил милосердие в данной притче? По отношению к кому было проявлено милосердие? В чём заключался милосердный поступок? Как милосердие связано с религиозностью?

Притча о добром самарянине. Однажды Иисуса Христа спросили о том, какая среди множества заповедей самая главная. Он сказал, что важнее всего любовь к Богу и человеку: «Люби ближнего, как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?» Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине (в данном случае самарянин означает чужак).

Один человек направился из Иерусалима в Иерихон. В пути на него напали разбойники, избили его и ограбили. Вскоре по той же дороге шёл в город священник. Он увидел несчастного, испугался и прошёл мимо. Не остановился и левит – учитель закона Моисеева. Люди проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвёз на своём осле раненого в гостиницу и велел позаботиться о больном, оплатив все расходы.

«Вот и рассудите, - сказал Иисус, - кто из этих трёх поступил, как велел Господь».

Вопросы для обсуждения к притче о добром самарянине: Кто проявил милосердие в данной притче? По отношению к кому было проявлено милосердие? В чём заключался милосердный поступок? Кто же такой «ближний»?

Притча «Исход». Однажды человек пришел к Будде и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил:

- Это все, или ты хочешь чего-нибудь еще?

Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:

- Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!

- Ананда, ты стал саньясином, но постоянно забываешь об этом, - ответил Будда. - Этот бедняга итак слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня - это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!

Человек слышал весь диалог. Он был смущен и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно - любовь и сострадание, проявленные Буддой! Будда сказал ему:

- Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль, и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений.

Человек заплакал, устало поднялся и ушел.

Вечером он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал:

- Прости меня!

Будда произнес:

- Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив видеть, что ты пришел в себя и что прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!

Вопросы для обсуждения притчи «Исход»: Кто проявил милосердие в данной притче? По отношению к кому было проявлено милосердие? В чём заключался милосердный поступок? Легко ли быть милосердным, когда тебя унижают, оскорбляют?

Задание «Мотивы милосердия»

Процедура: На основе работы с притчами группы обсуждают «Почему люди совершают милосердные поступки?».

Афиширование: Группы представляют мотивы милосердного поведения и на дереве надписываются корни.

Рефлексия

 Вопросы для обсуждения и высказываний каждого: Что мне дала эта мастерская? Как изменилось для меня понимание милосердия? Что нового я узнал о себе?

В электронном приложении:

1. Видеоролик «Образы милосердия»

2. Дидактические материалы для работы групп.

 

 

МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

«МАМА» - КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ»

Фукалова Г. И.,

педагог-психолог МКОУ СОШ п. Юбилейный

Котельничского района

Возраст учащихся: 11лет

Цель: создание условий для становления ценностных ориентаций «мама», «материнская любовь», «сыновья/дочерняя благодарность матери».

Материалы: цветная бумага, трафареты фигур (солнце, сердце, бабочка, цветы, ракета и т. п.), цветные фотографии женских портретов, женской одежды, обуви, сумочек, букетов цветов; клей – карандаш, ножницы, фломастеры, ручка; карточки с незаконченными предложениями.

Литературные произведения: И. Панькин «Откуда у моряков взялась сила», Е. Чарушин «Сыновья», татарская народная сказка «Три сестры».

СОДЕРЖАНИЕ

Индуктор

Цель индуктора: стимулировать переживание ценностей «мама», «материнская любовь», «сыновья/дочерняя благодарность матери», актуализировать личный опыт каждого.

Процедура: В качестве индуктора используется «Песня о маме».

Вопросы для обсуждения: Какие чувства вы испытывали во время прослушивания? Какие слова особенно трогают сердце? Что вы знаете из своего опыта: как разные люди относятся к своим матерям? Говоришь ли ты маме о своих добрых чувствах к ней? Как нам на деле доказать, что мы любим и ценим маму?

Постановка проблемного вопроса для занятия: «Как проявить любовь к маме и показать ей своё отношение?»

Первый этап.

Коллаж «Портрет моей мамы»

Цель этапа: создать условия для актуализации и осознания подростками ценностных идеалов, принятых в его духовный мир, способствовать переживанию ценностных идеалов.

Процедура: Каждый участник изготовляет свой коллаж - создаёт зрительный образ мамы. Материал для коллажа - цветные женские портреты, фотографии из журналов, вырезки женской одежды, обуви, сумочек, цветов, предметов быта. После изготовления коллажа детям предлагают надписать рисунки, закончив предложения. Например, «Моя мама … (какая?)», «Моя мама любит (что делать)…», «Моя мама мечтает…», «Я люблю свою маму за то, что…», «Для меня (что мама делает?)…» Коллажи вывешиваются на доску в виде галереи портретов.

Вопросы для обсуждения: Что ты делаешь для своей мамы? Что она любит и чего ждёт от тебя? Что сегодня ты можешь сделать?

«Для мамы»

Процедура: Продуктом мастерской становится список саморекомендаций по проявлению внимания к маме. В подгруппах подростки обсуждают два вопроса: «Что полезного для мамы могут сделать мальчики?», «Что необходимо для мамы делать девочкам?»

Афиширование: Представление классу списков.

Второй этап.

Цель этапа: создание условий для формирования на основе ценностного идеала ценностной ориентации как регулятора поведения, создание внутриличностного ценностного противоречия между усвоенным ценностным идеалом и поведением подростка.

«Неоконченная легенда»

Процедура: Прослушивание содержания легенды И. Панькина «Откуда у моряков взялась сила?», подростки заканчивают легенду по своему усмотрению. Вопросы для обсуждения: Как ты понимаешь роль матери в жизни детей? В чём, по-твоему, причины и сущность материнской бескорыстной любви и самопожертвования? Способны ли дети на такие поступки ради своих матерей?

 

Откуда у моряков взялась сила

Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел - стрел счастья.

 Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом - стрелял в сторону стада, а если пахарем - в сторону поля.

 Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная - из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

 - Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.

 Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море. Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда. В какую ярость пришёл Нептун!

 - Я всех вас похороню в пучине морской! - взревел он.

 Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море. Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины - сильные, красивые, никогда не стареющие.

 Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

 Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.

 Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

 - Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!

 Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав. Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы. Вышли дочери Нептуна и сказали:

 - Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.

 Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.

 Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.

Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них. Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.

 Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец, вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут-пождут матери - не возвращаются сыновья. Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.

 - Не дождаться вам теперь сыновей! - хохотал Нептун. - Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок. И опять он закатился в страшном смехе. Тогда женщины воскликнули:

- Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.

 Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.

 Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.

 

«Сыновья»

Процедура: Чтения и рефлексия рассказа Е. Чарушина «Сыновья». мальчиков.

Вопросы для обсуждения: Всегда ли ты видишь, какая помощь нужна маме? В чём причины подросткового эгоизма по отношению к матери? В каких ситуациях мама расстраивается и печалится чаще всего? Как ты узнаёшь, что ей плохо в данный момент? Что ты делаешь в такой ситуации? Чего она ждёт от окружающих? В какие моменты обычно радуется твоя мама? В чём счастье твоей мамы? Кто поддерживает обычно твою маму в трудных ситуациях её жизни?

 

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

 

«Дочери»

Процедура: Работа над татарской сказкой «Три сестры». К дискуссии желательно активно привлечь девочек.

Вопросы для обсуждения: Справедливо ли поступила белочка? Можно ли было двум сестрам избежать наказания? Легко ли было достичь счастья третьей сестре? Что девочки могут делать для счастья мамы? Всегда ли ты видишь, какая помощь нужна маме? В чём причины подросткового эгоизма по отношению к матери? В каких ситуациях мама расстраивается и печалится чаще всего? Как ты узнаёшь, что ей плохо в данный момент? Что ты делаешь в такой ситуации? Чего она ждёт от окружающих? В какие моменты обычно радуется твоя мама? В чём счастье твоей мамы? Кто поддерживает обычно твою маму в трудных ситуациях её жизни?

 

Три сестры

 Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.

 Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.

 - Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

 - Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. - Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.

 - Почистить два таза? - рассердилась белочка. - Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

 И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

 Постучалась белочка ко второй дочери.

 - Ой, - отвечала та. - Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.

 - Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! - сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.

 А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

 - Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.

 И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.

 Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся - ест только мёд и сахар.

«Для мамы»

Процедура: Продолжается работа над списком саморекомендаций по проявлению внимания к маме. В подгруппах подростки повторно обсуждают два вопроса: «Что полезного для мамы могут сделать мальчики?», «Что необходимо для мамы делать девочкам?» и дорабатывают списки.

Афиширование: Представление классу списков саморекомендаций.

Рефлексия

Вопросы для рефлексии: Сегодня за занятие мы все стали немножко лучше, потому что прикоснулись к важнейшей для каждого человека теме. Попробуй ответить: в чём ты стал лучше сегодня, что изменилось в тебе? Какие мысли были для меня важны на занятии? Какие выводы я сделал для себя? Как мои размышления отразятся на моём поведении в отношении к маме?

Домашнее задание: Выпуск стенгазеты к родительскому собранию «Наши мамы» с использованием творческих продуктов мастерской.

В электронном приложении:

1. Музыкальное сопровождение мастерской

2. Тексты для мастерской

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

«СВОБОДА - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Леонова Е.В.,

педагог-психолог, учитель обществознания

 МОКУ СОШ с УИОП пгт. Опарино

Возраст учащихся: 12-16 лет.

Цель: создать условия для осознания «свободы» и «ответственности» как взаимосвязанных ценностей личности.

Оборудование: компьютер, проектор, мяч, мультимедийная презентация «Свобода и ответственность в жизни подростков», коробка «Табу», листы «Решения, решения…», карточки «Пословицы».

 

СОДЕРЖАНИЕ

Вводная часть

Психолог: Любой человек задумывается о свободе. Многие мечтают быть полностью свободными. Свобода представляется им чем-то прекрасным и светлым. Другие более осторожны с этим понятием и соглашаются с некоторыми ограничениями. Значительная часть людей считают свободу чем-то опасным и даже вредным (слайды). Попробуем сегодня вместе разобраться.

Разминка

Процедура: Участники по кругу заканчивают одно из предложений:  «Свобода – это хорошо… Свобода – это плохо…».

Рефлексия: Трудно ли было вам определиться? Считаете ли вы себя свободным человеком? Считают ли тебя таковым другие (друзья, родители, близкие)? Что мешает ощущать себя свободным? В каких ситуациях ты чувствуешь себя свободным?

Психолог: В повседневной жизни мы постоянно должны делать выбор. Высказать собственное мнение или промолчать? Заняться делом или погулять? Поступать учиться на дизайнера или на парикмахера? Свобода это всегда выбор. Он требует от человека серьезного напряжения внутренних сил.

Упражнение «Свободные ассоциации»

Процедура: Упражнение для двоих участников, которые становятся друг против друга на некотором расстоянии. Первый участник, кидая мяч второму, называет любое пришедшее ему на ум слово (имя существительное). Второй ловит мяч и сразу же бросает его обратно, подбирая подходящий по смыслу глагол. Первый ловит и «бросает» новое существительное и т.д.

Рефлексия: Испытывали ли вы трудности в этом упражнении? Что было легче подобрать ассоциацию к слову или называть любое слово? Что было препятствием для вас, мешало лёгкости при выполнении задания?

  Психолог: Однако когда мы говорим о свободе, то часто фиксируем внимание и на препятствиях, которые нужно устранить ради достижения свободы.

Упражнение «Если бы…, то…»

Процедура: Участники составляют предложения по схеме «Если бы…, то я бы…» Например, «Если бы у меня было время, то я каждый день ходил бы на рыбалку».

Рефлексия: Какие препятствия мы чаще всего называли в этом упражнении? Что чаще всего мешает нам быть свободными? Как бы сейчас вы определили, что такое свобода?

Основная часть

Информационный блок.

Психолог: Итак, проблема свободы актуальна как для отдельного человека, так и для общества. Свобода - средство для достижения цели и смысла жизни человека.… В ней человек реализует свое внутренне богатство. Свобода - это способность выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. 

Однако, безграничной, абсолютной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном плане. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Поэтому в жизни любого человека есть правила и запреты.

Упражнение «Табу».

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Процедура: Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. «Там лежит то, что нельзя», - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.

Рефлексия: Что вы чувствовали при выполнении упражнения? Как обычно вы относитесь к «запретным плодам»? Приведите примеры.

Психолог: Принимая решение, мы делаем выбор. Мы можем при этом проявлять разный уровень ответственности.

Упражнение «Решения, решения…»

Инструкция: Задумайтесь и вспомните наиболее важные решения, которые Вы принимали за послед­ний год. Выпишите пять-шесть решений и рас­ставьте их по порядку, от самого сложного до наиболее простого. Затем подумайте, как Вы принимали эти решения.

Решения

Это было логическое решение. Я собрал, проверил и проанализировал всю имею­щуюся информацию и на этой основе при­нял наиболее приемлемое решение

Это было импульсивное решение. Я не особенно долго раздумывал, главное было принять решение и заняться более важными вещами.

Это было эмоциональное решение. Оно бы­ло основано на том, что я в тот момент чувствовал, чего хотел, к чему меня влекло.

Это было интуитивное решение. Его труд­но объяснить, я просто почувствовал, что именно так будет правильно поступить.

Это было чрезвычайное решение. Было очень важно принять верное решение, но времени на размышления не было.

Это было образцовое реше­ние. Я знал, что на многих подействует мой пример, поэтому я обдумал все очень тщательно.

Это было горькое решение. Я знал, что кто-нибудь по­страдает, но этого нельзя было избежать; из двух зол выбрал меньшее.

Это было решение, приня­тое под влиянием других людей. Для меня было важ­но мнение моих друзей, по­этому я выслушал и принял во внимание их советы и предложения.

Это было молитвенное ре­шение. Я не знал, что мне делать, поэтому я просто молился и просил Бога на­править меня.

Это было чужое решение. Я не знал, что предпри­нять, поэтому обратился к родителям и выполнил их совет.

Это было групповое реше­ние. Я чувствовал, что мы все должны взять на себя ответственность за раз­решение возникшей проблемы.

Это было поспешное решение. Я знал, что, возможно, делаю ошибку, но у меня не было ни времени, ни желания думать о последствиях.

Это было запоздалое решение. Я не торо­пился, откладывал решение как можно дольше. Мне было очень трудно прини­мать решение.

Это было решение ничего не предприни­мать. Я ничего не стал делать, и события пошли своим чередом.

Рефлексия: Что вы поняли про свои решения? Всегда ли вы проявляете ответственность? Считаешь ли ты себя ответственным? Считают ли тебя ответственным другие? Приведи примеры своего ответственного поведения, которое ты выбрал сам? Какое решение в ближайшее время или сегодня тебе необходимо принять? Каким оно должно быть, чтобы его можно было назвать ответственным?

Упражнение «Пословицы»

Процедура: Участники получают по половинке пословицы. Им надо найти вторую половинку. Затем участники вспоминают или придумывают ситуации из жизни, в которых эта пословица воплощена, проигрывают ситуации, проговаривают, как в данной русской пословице проявляется свобода и ответственность.

Пословицы

Хоть тяжела доля, да все своя воля.

Назвался груздем, полезай в кузов.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Волков бояться, в лес не ходить

Берись дружно – не будет грузно.

Встанешь раньше, шагнешь дальше.

Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться.

Не рой другому



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.195 с.)