Методика проведения аудита налогообложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения аудита налогообложения



 

Экспертиза налоговых обязательств должна осуществляться более детально по сравнению с аудитом в рамках проверки годовой отчетности организации. Это связано с тем, что налоговое и хозяйственное законодательство РФ является сложным и подвержено изменениям, а функциональные обязанности аудиторов при осуществлении годового аудита весьма обширны, что не всегда позволяет им охватить проверкой все возможные налоговые и правовые проблемы организации.

Налоговый аудит - это независимая проверка состояния бухгалтерского и налогового учета, а также расчетов организации по налогам и сборам, это экспертиза налоговых платежей клиента в целях выявления налоговых рисков и резервов снижения налоговой нагрузки на бизнес.

Определение основных принципов, этапов, основ взаимоотношений с налоговыми органами и ответственности сторон при проведении налогового аудита и оказания других сопутствующих услуг по налоговым вопросам рассматривается в специальной методике. Данный документ носит рекомендательный характер, т.е. ее статус отличается от статуса правил (стандартов) аудиторской деятельности, которые носят директивный характер при проведении обязательных проверок предприятий и рекомендательный при проведении инициативного аудита.

В соответствии с Методикой под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта в целях выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Концептуальная модель налогового аудита представлена в Приложении А.

Кроме того, в ходе аудита налогообложения оцениваются:

соответствие порядка ведения налогового учета предприятия требованиям нормативных актов, регулирующих организацию и ведение налогового учета и составление налоговой отчетности в Российской Федерации;

соответствие налоговой отчетности предприятия-клиента данным первичного и сводного учета, а также тем сведениям о деятельности экономического субъекта, которыми располагает аудиторская организация;

финансовые последствия искажений, обнаруженных в налоговом учете, и пути их устранения;

необходимость внесения изменений в применяемую клиентом методику налогового учета. Налоговый аудит проводится по следующим направлениям.

Налоговый аудит относится к специальным аудиторским заданиям и, следовательно, подпадает под действие Правила (стандарта) «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям».

В соответствии с методикой этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита.

Аудит налогообложения входит в общий план аудита и программу проверки любого предприятия, однако в отличие от налогового аудита в ходе аудита финансовой отчетности данные вопросы проверяются выборочным способом, и зачастую объем выборки, приемлемый для выражения мнения о достоверности финансовой отчетности, является недостаточным для выражения мнения аудитора о достоверности налоговой отчетности. В зависимости от целей проверки, масштабов и характера деятельности аудируемого лица налоговый аудит может выступать как часть общего аудита или как отдельная услуга, специальное аудиторское задание.

В результате аудита налогообложения вырабатывается оптимальная стратегия действий в области налогообложения организации, разрабатывается методика минимизации налоговых платежей, упрощения учетных процессов, налаживаются и согласовываются действия финансовой, юридической и бухгалтерской служб организации.

В процессе налогового аудита аудиторам рекомендуется рассказывать по мере необходимости заказчику налогового аудита о своих профессиональных подходах к проведению работ, рассчитанном уровне существенности, использовании выборочного метода и делать ссылки на действующие нормативные документы при составлении рекомендаций и расчетов по налоговым вопросам.

В ходе проведения налогового аудита и по его результатам появляется необходимость общения аудиторской организации с налоговыми органами не только в порядке представления интересов экономического субъекта, что регулируется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ), но и по таким вопросам, как получение аудиторских доказательств при выполнении специального аудиторского задания и разъяснений по актам проверок, проведенных налоговыми органами.

Конечным этапом проведения налогового аудита является подготовка следующих документов:

а) заключения по результатам проведения налогового аудита;

б) отчета по результатам проведения налогового аудита (если его подготовка предусмотрена условиями договора).

Понятие «аудиторское заключение» при проведении налогового аудита не применяется, так как оно относится к обычному аудиту и характеризует документ совершенно другого плана и назначения. Здесь же речь идет о заключении по результатам проведения налогового аудита и о заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита, что на самом деле одно и то же.

При проведении налогового аудита с руководством экономических субъектов необходимо вести разъяснительную работу в отношении того, что обычный аудит и специальный налоговый аудит требуют разных аудиторских процедур (хотя они могут и пересекаться), и в результате выдаются различные итоговые документы.

Отчет следует рассматривать как аналог другого документа, составляемого по итогам обычного аудита, - письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, поскольку при подготовке отчета рекомендуется руководствоваться требованиями одноименного правила (стандарта). Результатом оказания других сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть различные документально оформленные материалы типа расчетов, схем, предложений.

В соответствии с Методикой налоговый аудит может включать проведение следующих аудиторских заданий и сопутствующих услуг по налоговым вопросам: оценка правильности определения налогооблагаемой базы; оценка правомерности применения налоговых льгот; оценка правильности расчета налоговых обязательств; расчет налоговых последствий для экономического субъекта в случаях некорректного применения норм налогового законодательства; налоговое сопровождение - текущее консультирование по вопросам применения норм налогового законодательства; экспертиза актов налоговых органов, касающихся вопросов налогообложения; налоговое планирование и оптимизация налогообложения; защита интересов налогоплательщика в арбитражных судах и судах общей юрисдикции; задания, получаемые от государственных органов, связанные с налогообложением; постановка налогового учета; представительство интересов экономического субъекта в налоговых и других органах исполнительной власти.

Методика аудита отдельных налогов, уплачиваемых организацией, разрабатывается примерно по такой же схеме, как и методики аудита отдельных участков бухгалтерского учета. Так, составляется методика, которая может включать:

) цель и задачи налогового аудита;

) перечень основных нормативных документов, регулирующих порядок исчисления и уплаты соответствующих налогов;

) объекты аудита;

) программу аудиторской проверки;

) источники информации, используемые при аудите: первичные документы по разделу учета и налогообложения; регистры налогового учета; регистры синтетического и аналитического учета; налоговые декларации;

) план аудиторской проверки;

) классификатор возможных нарушений и типичных ошибок;

) особенности проведения аудита в условиях использования персональных компьютеров.

Выбор метода проведения аналитических процедур или проектирования теста зависит от поставленной цели при проведении налогового аудита. При последовательном анализе правильности определения налогооблагаемых баз, правомерности применения налоговых льгот и правильности расчета налоговых обязательств аудитору рекомендуется сначала применить так называемый метод чтения (анализа) налоговых деклараций.

Данный метод используется для подтверждения правильности заполнения налоговых деклараций и реальности отражения задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами в соответствующих статьях баланса.

Особое внимание при применении данного метода следует обратить на наличие в отчетности необычных показателей и сумм.

Метод анализа бухгалтерских счетов при расчете с бюджетом и внебюджетными фондами рекомендуется применять при осуществлении проверок для использования полученной информации в разработке проектов по минимизации налоговых платежей, налаживанию налогового учета и документооборота, а также построению схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством.

Этапы применения основных методов представлены в приложении Б.

Достаточно эффективен метод отраслевого сравнительного анализа, который используется для сопоставления налоговых показателей предприятия со среднеотраслевыми данными. Преимуществом отраслевого сравнительного анализа является то, что в результате его проведения аудитор глубже понимает содержание бизнеса клиента. Конечно, это справедливо при условии, что налоговые показатели и их динамика отражают объективную закономерность развития отрасли. Кроме того, должна быть доступна информация необходимого качества, на основе которой можно было бы проанализировать данные других организаций конкретной отрасли.

Аудитору целесообразно составить свою собственную схему налогообложения организации исходя из тенденций ее развития и собственного понимания бизнеса клиента. Сравнение фактических данных клиента с расчетами самого аудитора позволит осуществить проверку более тщательно.

В процессе подтверждения правильности исчисления отдельных налогов аудиторы, используя налогооблагаемую базу, сравнивают полученные показатели с данными предприятия. Для этого заполняются результаты предыдущих разделов проверки, выполняют расчет следующие рабочие документы: «Расчет выручки», «Расчет налогооблагаемой прибыли». Правильность применения на предприятии ставок по различным налогам и сборам устанавливается аудиторами путем сравнения фактических ставок с их значениями, регламентированными нормативными документами для соответствующих условий (виды деятельности, группы продукции и товаров, льготы).

Для проверки обоснованности применяемых на предприятии льгот по отдельным налогам аудиторы заполняют рабочий документ «Контроль льготы по налогу». Результаты расчета сравниваются с фактическими льготами и выявляются отклонения.

Выводы: В первой главе дипломного исследования проведен анализ действующего законодательства в области налогообложения. Определены основные нормативные документы, регулирующие обязанности юридических лиц как плательщиков налогов и сборов. Рассмотрены основы отражения в учете исчисленных налогов и взносов во внебюджетные фонды. Так же определены направления налогового аудита.

 


2. Учет и аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в организации на примере ООО «Корса-М»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.016 с.)