Общая организационно-хозяйственная характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая организационно-хозяйственная характеристика



 

 

Минимаркет «Золотая Гильдия», расположенный в г. Ижевске по ул. К. Маркса, имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения.

Рассматриваемый нами минимаркет «Золотая Гильдия» осуществляет хозяйственную деятельность в соответствии с учредительными документами на основании Свидетельства № 10310 от 04 сентября 2000 года (см. Приложение 1).

Хозяйственная деятельность минимаркета «Золотая Гильдия», его права и обязанности регулируется законом о предпринимательской деятельности. Данная фирма является индивидуальным предпринимателем Копысова, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью.

Целями деятельности минимаркета являются расширение рынка продовольственных товаров, реализация своей произведенной продукции, а также извлечение прибыли.

Минимаркет «Золотая Гильдия» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе предметом деятельности являются: купля-продажа продовольственных товаров и продукции общественного питания, других товаров народного потребления.

Высшим органом управления является директор минимаркета «Золотая Гильдия».

Цели деятельности:

- получение прибыли;

- увеличение объемов продаж;

- удовлетворение спроса клиентов;

Задачи:

- обеспечение оптимального планирования поставок товаров и реализации продукции;

- обеспечение эффективного использования торговых площадей, материальных ресурсов магазина;

- оптимальное управление персоналом и др.

Продаваемые в розницу товары в магазине предназначены для дальнейшего удовлетворения спроса потребителей.

Организационная структура минимаркета «Золотая Гильдия» относится к линейному типу построения, который является наиболее распространённым. Он характеризуется единством руководства (линейная связь) и специализацией функциональных подразделений.

Как правило, линейная структура применяется в небольших и средних организациях, каким и является минимаркет «Золотая Гильдия».

Персонал данного предприятия представлен тремя категориями - управленческий, основной (торгово-оперативный и производственный) и вспомогательный.

В минимаркете «Золотая Гильдия» руководитель выполняет следующие функции:

- экономическое руководство (планирование и организация оплаты труда, финансирование, кредитование, определение экономической эффективности новой техники, учет и анализ работы отделов, склада);

- контроль за комплектованием и подготовкой кадров.

Большое значение имеет бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером, который выполняет также функции:

- техника безопасности;

- оплата налогов;

- выдача заработной платы;

- начисление заработной платы;

- ведение бухгалтерской отчетности.

Также важна работа главного товароведа, главной задачей которого является снабжение, сбыт и реализация продукции, заведующей, экспедитора. Так как от налаженной работы этого звена зависят основные показатели деятельности всей фирмы.

До начала работы с поставщиком, экспедитор предлагает свой ассортимент товара, который он может предложить с наименованием товара и его цены (см. Приложение № 2). В это время наш товаровед анализирует и сопоставляет со всеми ценами, которые ему предложили несколько экспедиторов, после чего заключает уже с поставщиком договор поставки, где рассматриваются все сроки и порядки расчетов (см. Приложение № 3).

Далее снова экспедитор (либо сам поставщик) по заявке товароведа (см. Приложение № 4) привозит товар с сертификатом соответствия и удостоверением качества (см. Приложение № 5), после чего производится оплата.

Организационная структура и структура управления минимаркета «Золотая Гильдия» представлены на рис. 1.

 

     
 

 

 


Рисунок 1 - Организационная структура управления в
минимаркете «Золотая Гильдия»

 

Площадь магазина разделяется на торговые и неторговые. К неторговым площадям минимаркета «Золотая Гильдия» относятся помещения для хранения и подготовки продуктов питания к продаже, полезной площадью 35,8 кв. метра. Так как магазин имеет небольшие площади, то помещение для хозяйственного обслуживания, хранения тары, упаковочных материалов, запасного оборудования находится здесь же.

Организация складского пространства в данном магазине значительно отличается от больших магазинов, т.к. используется штабельный способ укладки товаров.

При этом директор и товаровед тщательно проверяет условия хранения продуктов (температуру, влажность, освещенность).

К торговым помещениям минимаркета «Золотая Гильдия» относятся: торговый зал.

К неторговым относятся помещения, разделенные по признаку их назначения:

- помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов: хранения тары и упаковочных материалов, прочего инвентаря, спецодежды, административно-бытовое помещение;

- технологическое помещение;

Технологическая планировка минимаркета «Золотая Гильдия» – это совокупность всех помещений минимаркета «Золотая Гильдия», а также кафе в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов.

К планировке минимаркета «Золотая Гильдия» предъявляются следующие определенные требования:

- торговый зал должен быть связан с помещением для подготовки товаров к продаже;

- помещение для приема, хранения и подготовки товаров к продаже обеспечивает кратчайшие пути движения товаров в торговый зал.

- создание необходимых условий работникам минимаркета «Золотая Гильдия» для рациональной организации оперативных процессов.

Расстановка оборудования произведена в минимаркете «Золотая Гильдия» с использованием линейной и боксовой планировок. В описываемом минимаркете «Золотая Гильдия» к торговым площадям относится торговый зал полезной площадью 75 кв. метра, на котором размещается торговое оборудование минимаркета «Золотая Гильдия», продаваемый товар, вспомогательное расчетно-кассовое, измерительное оборудование.

 В данном минимаркете используется свободная планировка торгового зала в соответствие с геометрической формой зала. В магазине так же присутствует бытовое помещение и небольшой коридор для перемещения, разгрузки товаров и движения работников минимаркета «Золотая Гильдия».

В минимаркете «Золотая Гильдия» несколько видов торгового оборудования:

- торговый инвентарь;

- контрольно-кассовое оборудование;

- холодильное оборудование

- мебель.

Торговый инвентарь минимаркета «Золотая Гильдия» включает:

- приспособления, инструменты;

- приборы, применяемые для показа, упаковки, обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, для различных вспомогательных и хозяйственных операций.

К торговому инвентарю, используемому в данном минимаркете «Золотая Гильдия» можно отнести:

- инструмент для вскрытия тары (ножи);

- полиэтиленовая пленка, которая, как вид упаковки, приобрела широкое применение в последнее время;

- калькулятор, используемый для выполнения текущих арифметических расчетов;

В состав основных средств также входят:

- модуль прилавка для кассового аппарата;

- модуль прилавка ВС1100;

- модуль холодильных витрин;

- передвижной стеллаж для хранения;

- низкоуровневая витрина;

- корзины, тележки;

- подставка под упаковку.

Контрольно-кассовое оборудование, используемое в минимаркете «Золотая Гильдия» – контрольно-кассовая машина марки Элвес. Обслуживание контрольно-кассовой машины осуществляется фирмой «Арктур-сервис», с которой заключен договор на техническое обслуживание и ремонт.

Ведущим направлением деятельности минимаркета «Золотая Гильдия» была и остается розничная торговля, оперируя в основном небольшим партиями товара и работая, как правило, с населением.

Минимаркет «Золотая Гильдия» предлагает изделия собственного производства:

- горячие вторые блюда (отбивные из мяса, филе рыбы и др.);

- гарниры;

- булочные и кондитерские изделия.

Одновременно в минимаркете представлен не широкий, но пользующийся повседневным спросом товар, включая продовольственные и непродовольственные товары:

- соки, минеральная вода, пиво и алкогольные изделия;

- шоколад, чай, кофе;

- консервы, макаронные изделия;

- свежие овощи и фрукты;

- молочная продукция, мясная и рыбная гастрономия;

- средства гигиены, одноразовая посуда и др.

Таким образом, покупатель может приобрести сразу полный комплект необходимых товаров в одном магазине.

В таблице 2 приведен удельный вес основных товаров в общем объеме товарооборота.

 

Таблица 2 - Удельный вес товаров в общем объеме товарооборота

Наименование товара

2003

2004

Сумма % Сумма %
1 2 3 4 5
1. Готовая продукция, в т.ч. 901 14,5 1317 17,5
- пирожки, пирожные 226 3,6 271 3,6
- отбивные из свинины, курицы, говядины, баранины 396 6,4 406 5,4
- филе рыбы 347 5,6 355 4,7
- гарниры (макароны, рис, овощи) 182 2,9 85 1,1
2. Полуфабрикаты, в т.ч. 650 10,5 845 15,2
- отбивные из свинины, курицы, говядины, баранины 206 3,3 211 2,8
- филе рыбы 144 2,3 165 2,2
- поджарка из свинины, говядины, курицы 121 1,9 129 1,7
- котлеты, шницеля, ромштексы 116 1,9 144 1,9
- пельмени, манты 63 1,0 196 2,6
3. Кондитерские изделия, в т.ч. 993 16,0 943 12,5
- торты 725 11,7 700 9,3
- конфеты 268 4,3 243 3,2
4. Безалкогольные напитки, в т.ч. 186 3,0 226 3
- соки натуральные 82 1,3 89 1,2
- напитки 45 0,7 46 0,6
- газированная вода 59 1,0 91 1,2
5. Алкогольная продукция, в т.ч. 745 12 905 12
- водка 224 3,6 239 3,2
- пиво 209 3,4 219 29
- вина 312 5,0 447 5,9

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4 5
6. Табачные изделия 434 7 528 7
7. Фрукты, в т.ч. 186 3 226 3
- бананы 49 0,8 55 0,7
- ананасы 25 0,4 29 0,3
- груши 65 1,0 61 0,8
- яблоки 47 0,8 81 1,1
8. Колбасы, в т.ч. 683 11 830 11
- вареные 218 3,4 233 3,1
- полукопченые 178 2,9 206 2,7
- сырокопченые 287 4,6 391 5,2
9. Консервы, в т.ч. 434 7 528 7
- рыбные 106 1,7 167 2,2
- мясные 277 4,5 288 3,8
- овощные 51 0,8 73 1,0
10. Сыры 434 7 453 6
11. Чай, кофе, в т.ч. 201 3,2 277 3,7
- в одноразовой фасовке 55 0,9 80 1,1
- молотый кофе 96 1,5 124 1,6
- чай 50 0,8 73 1,0
12. Сопутствующие товары 109 1,8 100 1,3
Итого 6205,3 100,0 7545,6 100,0

 

Как видим из приведенных данных, больше всего в минимаркете «Золотая Гильдия» реализуется готовой продукции, полуфабрикатов и кондитерских изделий (тортов), что связано со специализацией минимаркета именно на этих товарных группах. Причем наблюдается незначительное уменьшение реализации тортов в 2004 г. Скорее всего это связано со слишком большим количеством конкурирующих предприятий и необходимостью изменения ассортимента тортов, которые уже «приелись» покупателям.

На рис.2 приведена структура реализуемой продукции в минимаркете «Золотая Гильдия».

 

 

Рисунок 2 - Структура реализуемой продукции
минимаркета «Золотая Гильдия»

 

Рассмотрим подробнее реализацию тортов за последние 2 года. Динамика реализации тортов в минимаркете «Золотая Гильдия» показана на рис.3.

 

Рисунок 3 - Динамика реализации тортов в минимаркете
«Золотая Гильдия»

 

Как видим, наблюдается снижение реализации тортов в штучном выражении по причинам, указанным выше.

Обычно реклама в минимаркете «Золотая Гильдия» направлена либо на продвижение новых товаров, либо на те, которые плохо продаются, а также в зависимости от праздников. Например, во время Пасхи проводили дегустацию куличей, а в связи с нехваткой витаминов весной продавали 3 пачки овощной смеси + 1 в подарок. При этом в кафе «Золотая Гильдия» также проводилась бесплатная дегустация на эти овощи. И хотя кондитерские изделия (а именно торты, пирожные) приносят не малую прибыль для минимаркета и имеют постоянный спрос, необходимо вновь увеличить ассортимент тортов и провести ряд рекламных мероприятий для того, чтобы не потерять своих постоянных покупателей и приобрести новых. Для этого рассмотрим в общем ассортимент кондитерских товаров и проанализируем, необходима ли реклама для тортов.

 

2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности
минимаркета «Золотая Гильдия»

 

Для начала проведем анализ объема и динамики розничного товарооборота, исследуем товарные запасы минимаркета, а также определим издержки, прибыль и рентабельность предприятия. После чего можно провести исследования по необходимости рекламных мероприятий.

В первую очередь нам нужно определить розничный товарооборот, который характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. В таблице 3 представлены объем и динамика розничного товарооборота минимаркета «Золотая Гильдия».

Фактический товарооборот в действующих ценах за соответствующий год берется из отчетности предприятия (стр.010 формы 2 «Отчет о прибылях и убытках). Фактический товарооборот в сопоставимых ценах за соответствующий год находится по формуле:

ТС = ТД х КЦЕН,                                                                           (1)

где ТС – товарооборот в сопоставимых ценах;

ТД – товарооборот в действующих ценах;

КЦЕН – коэффициент цен, КЦЕН = 1,08 в 2003 г., КЦЕН = 1,14 в 2004 г. по данным Госкомстата.

в 2003 г. ТС = 6205,3: 1,08 = 5745,6

в 2004 г. ТС = 7545,6: 1,14 = 6618,9

Абсолютный прирост в действующих ценах находится по формуле:

АД = ТТ – ТБ,                                                                                        (2)

где АД – абсолютный прирост в действующих ценах;

ТТ – товарооборот в текущем году;

ТБ – товарооборот в базисном году.

в 2003 г. АД = 6205,3 – 5897,4 = 307,9

в 2004 г. АД = 7545,6 - 6205,3 = 1340,3

Абсолютный прирост в сопоставимых ценах находится по формуле:

АС = ТТ – ТБ,                                                                                        (3)

где АД – абсолютный прирост в действующих ценах;

ТТ – товарооборот в текущем году;

ТБ – товарооборот в базисном году.

в 2003 г. АС = 5745,6 – 5897,4 = -151,8

в 2004 г. АС = 6618,9 – 5745,6 = +873,3

Темпы роста в действующих ценах находится по формуле:

РД = ТТ: ТБ х 100%,                                                                   (4)

где РД – темпы роста в действующих ценах;

ТТ – товарооборот в текущем году;

ТБ – товарооборот в базисном году.

в 2003 г. РД = 6205,3: 5897,4 х 100% = 105,2%

в 2004 г. РД = 7545,6: 6205,3 х 100% = 121,6%

Темпы роста в сопоставимых ценах находится по формуле:

РС = ТТ: ТБ х 100%,                                                              (5)

где РС – темпы роста в сопоставимых ценах;

ТТ – товарооборот в текущем году;

ТБ – товарооборот в базисном году.

в 2003 г. РС = 5745,6: 5897,4 х 100% = 97,4

в 2004 г. РС = 6618,9: 5745,6 х 100% = 115,2

Темпы прироста в действующих ценах находится по формуле:

ПРД = РД - 100%,                                                                        (6)

где РД – темпы роста в действующих ценах;

ПРД – темпы прироста в действующих ценах.

в 2003 г. ПРД = 105,2% - 100% = 5,2%

в 2004 г. ПРД = 121,6% - 100% = 21,6%

Темпы прироста в сопоставимых ценах находится по формуле:

ПРС = РС - 100%,                                                                        (7)

где РС – темпы роста в сопоставимых ценах;

ПРС – темпы прироста в сопоставимых ценах.

в 2003 г. ПРС = 97,4% - 100% = - 2,6%

в 2004 г. ПРС = 115,2% - 100% = 15,2%

 

Таблица 3 - Объем и динамика розничного товарооборота

 

Периоды

Фактический товарооборот (тыс. руб.)

Абсолютный прирост за год (тыс. руб.)

Темпы роста (%)

Темпы прироста (%)

В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах   В сопоставимых ценах С учетом действующих цен  С учетом сопоставимых цен С учетом действующих цен С учетом сопоставимых цен
1 2 3 4 5 6 7 8 9
2002 г. 5897,4 5897,4 - - - - - -
2003 г. 6205,3 5745,6 307,9  -151,8 105,2 97,4 5,2 -2,6
2004 г. 7545,6 6618,9 1340,3 +873,3 121,6 115,2 21,6 15,2

 

На основе данных таблицы построим динамику изменения товарооборота в сопоставимых ценах за 3 года.

Рисунок 4 – Динамика товарооборота минимаркета «Золотая Гильдия»

 

Как видим из приведенных данных, в 2003 г., несмотря на то, что абсолютное значение товарооборота в действующих ценах выросло на 307,9 тыс. руб., или на 5,2%, в сопоставимых ценах наблюдается снижение товарооборота на 151,8 тыс. руб., или на 2,6%. Однако в 2004 г. происходит увеличение товарооборота и в действующих ценах на 1340,3 тыс. руб., или на 21,6%, так и в сопоставимых ценах на 873,3 тыс. руб., или на 15,2%.

По данным этих расчетов можно сказать, что прирост товарооборота получен за счет роста цен, но покупатели потеряли свои денежные средства от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии).

Издержки обращения являются неотъемлемой частью деятельности предприятия, это расход, связанные с доведением товара от производителя до потребителя. Издержки обращения минимаркета представлены в табл.4

Уровень издержек обращения к товарообороту находится по формуле:

УИО = ИО: Т х 100%,                                                                 (8)

где УИО – уровень издержек обращения;

Т – товарооборот в текущем году;

ИО – издержки обращения.

в 2002 г. РД = 666,6: 5897,4 х 100% = 11,3%

в 2003 г. РД = 1088,3: 6205,3 х 100% = 17,5%

в 2004 г. РД = 1177: 7545,6 х 100% = 15,6%

 

Таблица 4 - Издержки обращения торгового предприятия за отчетный период

 

Статьи издержек обращения

2002

2003

2004

Отклонения по удельному весу

Сумма уд.вес % сумма уд.вес % Сумма уд.вес % 2004/2002 2004/2003
Транспортные расходы 76,5 11,0 149,1 10,7 134,0 9,4 -1,6 -1,3
Расходы на оплату труда 289,3 41,4 394,8 34,2 388,9 33,3 -8,1 -0,9
Отчисления на соц. нужды 69,3 9,9 92,5 11,7 89,0 8,1 -1,8 -3,6
Амортизация ОС 8,0 1,2 52,1 2,2 10,0 2,3 +1,1 +0,1
Затраты по оплате % займа 0 0 4,5 0,2 14,0 0,4 +0,4 +0,2
Расходы на аренду 10,9 1,5 96,5 4,2 101,5 4,2 +2,7 0
Расходы на газ, топливо, энергию 23,0 3,2 43,8 6,2 55,3 6,3 +3,1 +0,1
Потери товаров 0,75 0,1 15,0 0,7 12,1 0,9 +0,8 +0,2
Внутрихозяйственные отчисления 6,8 1,0 74,1 3,2 43,0 4,0 +3,0 +0,8
Прочие расходы в.ч. ремонт зданий 182,0 93,0 26,4   165,9 93 24,7 240,2 114 15,2 -11,2 -13,5
оплата услуг 89,0   72,9   126,2      
Издержки обращения ВСЕГО 666,6 100 1088,3 100 1177 100    
Товарооборот всего 5897,4   6205,3   7545,6      
Уровень ИО в % к ТО   11,3   17,5   15,6 +4,3 -1,9

 

Из данных таблицы 6 видно, что минимаркет «Золотая Гильдия» имеет типичную структуру затрат для предприятий преимущественно розничной торговли с высоким удельным весов расходов на оплату труда, коммунальных услуг, внутрихозяйственных отчислений. В общей сумме издержек обращения данного предприятия доля расходов на оплату труда в 2004 г. составила 33,3%, что меньше показателя 2002 г. на 8,1%, а показателя 2003 г. – 0,9%. Темп роста заработной платы превышает темп роста производительности труда на 120,7%.

Внутрихозяйственные отчисления предприятия по удельному весу в общих издержках обращения в 2004 г. снизились с 11,0% в 2002 г. до 9,4%. Можно заметить, что минимаркет «Золотая Гильдия» большое внимание уделяет техническому состоянию своего магазина, это обуславливает крупные суммы, направленные на ремонт. Представим динамику издержек обращения на рис.5.

 

Рисунок 5 – Динамика издержек обращения минимаркета «Золотая Гильдия»

 

На рис.5 видно, что состояние издержек обращения на предприятии неодинаково, что объясняется, в частности, тем, что с каждым годом растут тарифы по оплате водоснабжения, бензина, электроэнергии и т.д.

Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения.

Прибыль измеряется суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности товаров.

В упрощенном виде это разница между валовым доходом и издержками обращения предприятия. Рассчитаем показатели прибыли и рентабельности минимаркета «Золотая Гильдия» в табл.5.

Выручка от продажи товаров за соответствующий год берется из отчетности предприятия (стр.010 формы 2 «Отчет о прибылях и убытках). Себестоимость за соответствующий год берется из отчетности предприятия (стр.020 формы 2 «Отчет о прибылях и убытках). Прибыль за соответствующий год берется из отчетности предприятия (стр.050 формы 2 «Отчет о прибылях и убытках).

Рентабельность за соответствующий год находится по формуле:

Р = П: В х 100%,                                                                       (9)

где Р – рентабельность;

П – прибыль;

В – выручка.

в 2002 г. Р = 1129,8: 5897,4 = 19,2%

в 2003 г. Р = 713,4: 6205,3 = 11,5%

в 2004 г. Р = 1255,2: 7545,6 = 16,6%

 

Таблица 5 - Динамика прибыли и рентабельности торговой фирмы за период

 

Наименование показателей Ед. 2002 2003 2004 Темпы роста
1 Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг тыс.р. 5897,4 6205,3 7545,6 121,6
2 Себестоимость основной продукции тыс.р. 4767,6 5491,9 6290,40 114,5
3 Прибыль по балансу тыс.р. 1129,8 713,4 1255,2 175,9
4 Рентабельность общая % 19,2 11,5 16,6 144,3

 

Как видим из приведенных данных, выручка от реализации товаров имела тенденцию к росту от 5897,4 тыс. руб. до 7545,6 тыс. руб. Соответственно и росла себестоимость основной продукции от 4767,6 до 6290,4 тыс. руб., однако, если рост выручки за 2004 г. составит 121,6 %, то себестоимость выросла лишь на 114,5%, что свидетельствует о росте рентабельности, которая выросла с 11,5 до 16,6%. Представим динамику прибыли на рис.6.

Рисунок 6 – Динамика прибыли минимаркета «Золотая Гильдия»

 

На рис.6 видно, что прибыль в 2002 г. была почти такой же, как в 2004 г. Это связано с относительной стабильностью в экономике и развитием предприятия, прибыль также увеличилась за счет увеличения продаж, которое в свое время во многом зависело от открытия дополнительной точки – минимаркета и кафе «Малахит». Но в период 2002-2003 гг. произошел спад прибыли, что объясняет резким скачком цен на сырье, товары и рост тарифов. Мы не можем также резко поднять цены на реализуемую продукцию (особенно на продукцию собственного производства), это может способствовать потере покупателей и еще большему спаду прибыли.

На основе произведенного анализа можно сделать следующие выводы: товарооборот предприятия в основном увеличился за счет роста цен, но есть и относительные показатели его роста в сопоставимых ценах, что говорит о росте и развитии предприятия. Издержки предприятия за последний год работы
увеличились по сравнению с предыдущими периодами, это, скорее всего, вызвано повышением тарифов на оплату налогов, уровня заработной платы, повышением расходов на рекламу (анкетирование, наружная реклама, метеорологические исследования и т.д.). Эти же показатели сказались и на росте прибыли в последний год.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.094 с.)