Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика показателей сердечно-сосудистой системы и мышечной силы кисти у детей 11-14 лет, занимающихся дзюдо в дюц «атлет».↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тюменский государственный университет Институт физической культуры Кафедра управления физической культурой и спортом
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И МЫШЕЧНОЙ СИЛЫ КИСТИ У ДЕТЕЙ 11-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДЗЮДО В ДЮЦ «АТЛЕТ».
Автор работы: С.В.Набокова Студент 5 курса, группы 1123, Научный руководитель: д.м.н, профессор А.М.Дуров
Тюмень, 2007
АННОТАЦИЯ Дипломная работа посвящена исследованию важнейших показателей сердечно-сосудистой системы: артериального давления и частоты сердечных сокращений у детей в возрасте 11-14 лет, занимающихся дзюдо. Исследование проводилось у детей, занимающихся дзюдо от 2 до 5 лет. Вторая группа детей, которые впервые пришли в секцию, служила в качестве контрольной. В каждой группе исследовано по 24 человека. Изучение показателей сердечно-сосудистой системы и пробы с задержкой дыхания осуществлялись до нагрузки и после нагрузки. Для исследования были выбраны следующие показатели: артериальное давление (систолическое и диастолическое), пульсовое давление, частота сердечных сокращений, пробы Штанге и Генчи, мышечная сила кисти и мышечная выносливость. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке по методу Фишера-Стьюдента. Достоверными считались результаты при Р<0,05. Структура данной работы традиционна. Работа состоит из введения, обзора литературы, главы результатов исследования, списка литературы и приложения. Дипломная работа представлена на 46 печатных листах. Список литературы содержит 32 источника.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1 Механизмы адаптации организма к мышечной деятельности 1.2 Влияние физических упражнений на процессы роста и развития детей 1.3 Тренированность, как специфическая форма адаптации к мышечной деятельности 1.4 Двигательная активность 1.5 Гипокинезия и ее влияние на растущий организм 1.6 Спортивная гиперкинезия и ее влияние на растущий организм 1.7 Двигательная активность и здоровье детей ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 2.1 Организация исследования 2.2 Методы исследования 2.3 Методы статистической обработки полученных результатов
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение. Характеристика показателей сердечно-сосудистой системы и мышечной силы кисти у детей 11-14 лет, занимающихся дзюдо в ДЮЦ «Атлет» 3.1 Характеристика показателей артериального давления у детей, занимающихся дзюдо и у детей в контрольной группе 3.2 Характеристика частоты сердечных сокращений у детей, занимающихся дзюдо и у детей в контрольной группе 3.3 Оценка гипоксических проб (Штанге и Генчи) у детей двух групп 3.4 Оценка мышечной силы кисти и мышечной выносливости у детей двух групп ВЫВОДЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ
Стремительный рост научно-технического прогресса внес существенные изменения в условия жизни человека. Сохранение здоровья детей в сложных социальных, экономических и экологических условиях является в настоящее время одной из самых актуальных проблем человечества. Характерным является то, что современные дети достаточно мало двигаются и много времени проводят за занятиями и компьютером. Гипокинезия у детей и подростков является следствием ограничений учебно-воспитательного режима и перегруженности учебной программы, негативного отношения к физической культуре. Низкий уровень двигательной активности оказывает сложное влияние на организм ребенка. Ключевое значение в реализации программы укрепления здоровья отводится регулярным занятиям физическими упражнениями, которые при достаточной их интенсивности ведут к усилению деятельности нервной, мышечной и кардиореспираторной системы (Н.Я.Прокопьев и соавт.,2002; А.П.Койносов, 2003). Одним из интересных направлений физического и психического развития детей являются занятия дзюдо. Объект исследования: показатели сердечно-сосудистой системы у детей 11-14 лет, занимающиеся дзюдо. Предмет исследования: изменение адаптационных и функциональных возможностей у детей, занимающихся дзюдо. Цель исследования – проанализировать влияние занятий дзюдо на состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем и уровень здоровья детей. Задачи исследования: Дать характеристику показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений у детей, занимающихся дзюдо и у детей в контрольной группе до и после нагрузки.
Оценить функциональные пробы системы внешнего дыхания у детей 2-х групп до и после нагрузки. Дать характеристику показателей мышечной силы кисти и мышечной выносливости у детей 2-х групп. Выявить влияние длительного срока занятий дзюдо на состояние здоровья детей, их самочувствие и адаптационные возможности. Научная новизна: впервые исследованы показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечной силы кисти у детей, занимающихся дзюдо в ДЮЦ «Атлет». Практическая значимость: адаптационные возможности детей длительное время занимающиеся дзюдо значительно выше, чем у нетренированных ребят. Положения, выносимые на защиту: У детей, которые занимались дзюдо менее 1 месяца (контрольная группа) значения систолического и диастолического артериального давления после нагрузки (20 приседаний за 30 секунд) имеют тенденцию к увеличению, а у спортсменов (срок занятий более 2-х лет)- к уменьшению. У спортсменов значения пробы Штанге и Генчи статистически достоверно выше, чем у детей, не занимавшихся спортом. Значения мышечной силы кисти и мышечной выносливости у спортсменов достоверно выше, чем у детей, которые только приступили к тренировочным занятиям. Занятия дзюдо благоприятно влияют на здоровье занимающихся детей. Дети с большим сроком занятий значительно лучше адаптированы к физическим нагрузкам, чем дети в контрольной группе.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР Двигательная активность
Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности (Н.А. Берштейн, 1966). В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 основные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения; общественно-полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой и дополняют друг друга (И.И. Сулейманов, 2000). Проблема нормирования двигательной активности является сложной задачей. Поскольку должна учитывать как биологические. Так и социальные аспекты. С позиции биологии «норма» представляет собой результат непрерывной эволюции, где в ходе естественного отбора определились конкретные потребности растущего организма в движениях. С социальной позиции «норма» – это целенаправленные моторные действия, обеспечивающие социальную дееспособность человека. Содержанием нормы является мера целесообразной жизнедеятельности и физической активности, определенные генотипом и существующими социальными условиями (В. К. Бальсевич, 2000). Норма двигательной активности детей и подростков- это научно обоснованные количественные параметры, которые полностью удовлетворяют биологическую потребность растущего организма в движениях и способствуют благоприятному росту, развитию и укрепленю здоровья. Норма разрабатывается на основе изучения реакций организма и может проводиться на разных уровнях: клеточном, организменном, системном и на уровне целостного организма (В.С. Фарфель, 1970). Научные исследования показывают. Что у каждого человека имеется своя суточная величина двигательной активности, которая строго индивидуализирована. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности местных климатических условий, организации учебно-воспитательного процесса, режима дня и многих других факторов. Меру двигательной активности, учитывающую все индивидуальные особенности и оказывающие благоприятное влияние как на уровне клеток, органов и тканей, так и на уровне целостного организма. следует называть оптимальной нормой. При оптимальной величине двигательной активности усиливаются полное взаимодействие и уравновешенность в системе «организм-окружающая среда - личность. Критерием оптимальной нормы двигательной активности является экономичность и надежность функционирования всех систем организма, способность адекватно реагировать на меняющиеся условия окружающей среды. Нарушение гомеостаза и неадекватность реакций указывают на выход за пределы оптимальной нормы. Что приводит к ухудшению здоровья и социальной дееспособности (И.П. Ратов, 1994).
При всей важности индивидуального нормирования и поиска оптимальных величин суточной двигательной активности ведущим признаком является возрастная норма. При исследовании возрастной нормы следует учитывать общие закономерности процесса роста и развития, биологическую потребность организма в движениях. Критерием возрастной нормы суточной двигательной активности являются положительные изменения в годичной динамике показателей на уровне целостного организма или популяции (А. Г. Сухарев, 1991). Следует отметить, что недостаток и избыток движений приводит к патологическим сдвигам в организме, росту заболеваемости и неблагоприятным изменениям в состоянии здоровья человека (А.В. Брагин, 1999). При разработке норм суточной двигательной активности для отдельных возрастных групп используются теоретические расчеты и методы измерений числа локомоций с помощью шагомеров (А.Г. Сухоруков, 1991). Нормирование двигательной активности может быть полным при учете величин энерготрат, числу локомоций и продолжительности двигательного компонента. Гигиеническая норма суточной двигательной активности дается в диапазоне от минимально допустимой величины (нижняя граница) до максимальной допустимой (верхняя граница). За пределами данных величин двигательная активность оценивается как гипокинезия или гиперкинезия. Использование оценочных шкал позволяет медику и педагогу вносить коррективы в объемы суточной двигательной активности, с целью достижения небольшого оздоровительного эффекта (В. А. Булкин).
Организация исследования
Исследования проводились у практически здоровых детей в возрасте от 11 до 14 лет, занимающихся дзюдо в ДЮЦ «Атлет» г. Тюмени. Изучение осуществлялось в 2-х группах детей: в первой группе стаж занятий составлял менее 1 месяца (контрольная группа), во второй – 2-5 лет, занимающихся дзюдо. В каждой группе изучено по 24 человека. Исследование показателей сердечно-сосудистой системы и функциональных проб системы внешнего дыхания проводилось до и после нагрузки.
Методы исследования
Для изучения нами были выбраны следующие физиологические показатели: артериальное давление (систолическое и диастолическое), пульсовое давление и частота сердечных сокращений. Артериальное давление (в мм.рт.ст.) измерялось на правой руке в условиях относительного покоя в положении сидя по Н.С. Короткову. Из полученных параметров рассчитывалось пульсовое давление: ПД = АДС-АДД. Частота сердечных сокращений (уд. в мин.) измерялась на правой руке за 1 минуту. Выполнялись гипоксические пробы: Генчи И Штанге. Проба Генчи- регистрации времени задержки дыхания после максимального выдоха. Исследуемому предлагают сделать глубокий вдох, затем максимальный выдох. Исследуемый задерживает дыхание при зажатом носе и рте. Регистрируется время задержки дыхания между вдохом и выдохом. Проба Штанге- регистрируется время задержки дыхания при глубоком вдохе. Исследуемому предлагают сделать вдох, выдох, а затем вдох на уровне 85-95% от максимального. Закрывают рот, зажимают нос. После выдоха регистрируют время задержки. Мышечная сила кисти (правой и левой руки)регистрировалась с помощью ручного динамометра. Мышечная выносливость определялась следующим образом: у испытуемого определялось максимальное значение мышечной силы кисти. С помощью секундомера фиксировалось время, в течение которого испытуемый удерживал на динамометре значение 50% от своего максимального значения. ВЫВОДЫ 1. У детей, которые занимались дзюдо менее 1 месяца (контрольная группа) значения систолического и диастолического артериального давления после нагрузки (20 приседаний за 30 секунд) имеют тенденцию к увеличению, а у спортсменов (срок занятий более 2-х лет)- к уменьшению. 2. У детей, не занимающихся дзюдо, после нагрузки ЧСС достоверно выше, чем до нагрузки (P< 0,05). При этом различие составляет 10,7 ударов в минуту. У спортсменов после нагрузки ЧСС увеличивается незначительно (на 4,2 ударов в минуту). 3.У спортсменов значения пробы Штанге и Генчи статистически достоверно выше, чем у детей, не занимавшихся спортом. 4. Значения гипоксических проб (Штанге и Генчи) свидетельствуют о более высоком уровне обменных процессов и степени адаптации дыхательного центра к гипоксии и более хорошей работе левого желудочка сердца у детей, занимающихся дзюдо, по сравнению с детьми из контрольной группы. 5. Значения мышечной силы кисти у спортсменов в 3 раза выше, а мышечной выносливости в 4 раза, чем у детей, которые только приступили к тренировочным занятиям.
6. Анализ изученных показателей сердечно-сосудистой системы, гипоксических проб, мышечной силы кисти и мышечной выносливости свидетельствует о том, что занятия дзюдо благоприятно влияют на здоровье детей. Дети с большим стажем занятий (более 2-х лет) значительно лучше адаптированы к физически нагрузкам, чем дети в контрольной группе (срок занятий менее 1 месяца).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Полученные данные по показателям сердечно-сосудистой системы (САД, ДАД, ПД, ЧСС) у детей, занимающихся дзюдо менее 1 месяца могут служить в качестве нормы при оценке динамики этих показателей у детей в возрасте 11-14 лет, занимающихся дзюдо. Динамика изменений показателей артериального давления, гипоксических проб, мышечной силы кисти и мышечной выносливости может служить индикатором функциональных и адаптационных возможностей у детей, которые систематически занимаются дзюдо и давать возможность тренеру корректировать физические нагрузки во время тренировок. Поскольку занятия дзюдо обладают высокой степенью воздействия на организм ребенка, то требуется строго индивидуальный выбор и дозировка физической нагрузки в зависимости от срока занятий дзюдо. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агаджанян Н.А., Ермакова Н.В. Экологический портрет человека на Севере.- М: крук, 1997.- 208 с. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. М: Медицина, 1975.- 448 с. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. М., 1976.- 475 с. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М: Теория и практика физической культуры, 2000.- 275с. Берштейн Н.А. Очерки физиология движений и физиология активности. М.: Медицина, 1966.- 349с. Брагин А.В. Физиологическая потребность в двигательной активности у лиц с различной устойчивостью зубов к кариесу. Автореф. дисс. … канд. Мед. Наук. Курган, 1999.- 22 с. Булкин В.А. Диагностика подготовленности спортсменов. Л., ЛНИИ ФК, 1990.- 342 с. Быков Е.В., Исаев А.П., Сашенков С.Л. Спорт и кровообращение: возрастные аспекты. Челябинск, 1998.- 64 с. Граневская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина: курс лекций и практические занятия.- М.: Советский спорт,2004.-304 с. Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьников. Челябинск, 1980.- 151с. Дубровский В.И. Спортивная медицина. МВЛАДОС, 1998.- 480 с. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый. Здоровый образ жизни. М., 2001.- 60 с. Исаев А.П., Личагина С.А., Потапова Т.В. Стратегии адаптации человека. Тюмень. Из-во: ТюмГУ, 2003.- 248 с. Койносов А.П. Индивидуально-типологические особенности адаптации организма подростков к различным двигательным режимам. Автореф. канд. дисс. Тюмень, 2003.- 22с. Ким В.В. Спорт, как особая отрасль общественного производства // Спорт, физич. культура, здоровье: состояние и перспективы совершенствования: матер. конф. – Тюмень, 1998.- В. 1, С. 87-98. Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психофизиологических механизмов в процессе адаптации. // Физиология человека. 1998.- № 4. – С.7-11. Меерсон Ф.В. Физиология адаптационных процессов. М.: Наука, 1985.- 645 с. Меерсон Ф. В., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. – 256 с. Прокопьев Н.Я., Потапова Т.В. Физическая работоспособность.- Тюмень, из-во ТюмГУ, 2001.- 76 с. Прокопьев Н.Я., Важенин А.А., Соловьев С.В. Физиологическая особенность роста и развития детей и подростков.- Сургут, РИИЦ “Нефть Приобья”, 2002.- 152 с. Прокопьев Н.Я., Орлов С.А., Койносов П.Г. и др. Физическое развитие детей и подростков. М.: Крук, 1999.- 192 с. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоровье, 1988.- 199 с. Ратов И.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления, Минск, 1994. – 116 с. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников. М.: Просвещение, 1968.- 347 с. Слоним А.Д. Среда и поведение. Формирование адаптивного поведения. Л.: Наука, 1976.- 211с. Смирнов В.М. Особенности физиологии детей. М.: РГМУ, 1993.- 168с. Сулейманов И.И. Соотношение и определение понятий двигательных способностей и качеств // Здоровье и физические упражнения: Материалы междун. конф. Тюмень, 2000.- С.201-206. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991.- 272 с. Тристан В.Г. Двигательная активность, временная регуляция жизнедеятельности и уровень здоровья человека. Омск:СибГАФК, 1994.- 144 с. Фарфель В.С. Физиология спорта, М.:ФИС, 1960.- 383 с. Фомин Н.А. Физиология человека. М.: Просвещение, 1995.- 416 с. Харитонов В.И. Физическое развитие- основа здоровьесберегающей среды учащихся. Челябинск, 2000.- 152 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица 1. Значения ЧСС и артериального давления у мальчиков 11-14 лет в контрольной группе (срок занятий дзюдо до1 месяца)(15.09.2005г.).
Таблица 2. Значения мышечной силы кисти и мышечной выносливости у мальчиков 11-14 лет в контрольной группе (срок занятий дзюдо до1 месяца)(15.09.2005г.).
Таблица 3. Значения проб Штанге и Генчи у мальчиков 11-14 лет в контрольной группе (срок занятий дзюдо до1 месяца)(15.09.2005г.).
Таблица 4. Значения ЧСС и артериального давления у мальчиков 11-14 лет, занимающихся дзюдо (срок занятий дзюдо 2-5 лет)(15.09.2005г.).
Таблица 5. Значения мышечной силы кисти и мышечной выносливости у мальчиков 11-14 лет, занимающихся дзюдо (срок занятий дзюдо 2-5 лет)(15.09.2005г.).
Таблица 6. Значения проб Штанге и Генчи у мальчиков 11-14 лет, занимающихся дзюдо (срок занятий дзюдо 2-5 лет)(15.09.2005г.).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тюменский государственный университет Институт физической культуры Кафедра управления физической культурой и спортом
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И МЫШЕЧНОЙ СИЛЫ КИСТИ У ДЕТЕЙ 11-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДЗЮДО В ДЮЦ «АТЛЕТ».
Автор работы: С.В.Набокова Студент 5 курса, группы 1123, Научный руководитель: д.м.н, профессор А.М.Дуров
Тюмень, 2007
АННОТАЦИЯ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.6 (0.014 с.) |