Его святейшество далай лама XIV 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Его святейшество далай лама XIV



Его Святейшество Далай Лама XIV

Пробуждение ума, просветление сердца.

 

Предисловие редактора английского текста.

 

Представленное здесь учение Его Святейшества Далай Ламы о тренировке ума основано на тексте, сочинённом в начале XV века Хортёном Намха Пел, учеником великого философа и религиозного практика Цонкапы (1357-1419). Этот текст под названием "Лучи солнца" является комментарием на более раннее поэтическое произведение "Тренировка ума по семи пунктам", строки которого цитируются на протяжении этой книги. Полностью это стихотворение приведено в конце книги.

К началу XX века текст "Лучи солнца" стал редким и неясным произведением. После того, как старший наставник Далай Ламы, Кьябдже Линг Ринпоче выслушал комментарий на него, он стал одной из наиболее значительных для него работ, потому что эта книга в краткой и доступной для понимания и ежедневной практики форме совмещает качества традиций тренировки ума и этапов пути тибетского буддизма. Линг Ринпоче организовал переиздание и распространение тибетского текста и сам комментировал его. Позднее его много раз комментировал Далай Лама – в Дхарамсале, где он живёт, в воссоздаваемых монастырях на юге Индии и в Бодх Гае, где Будда достиг просветления. Таким образом, его популярность оказалась в значительной степени оживлена.

Представленные здесь учения Его Святейшества переведены и отредактированы следующей группой: преподобным Геше Лобсанг Дёрдхен из Института Буддийской Диалектики в Дхарамсале, который с 1989 года является помощником по вопросам религии и личным переводчиком Его Святейшества Далай Ламы; Лобсанг Чёпхел Гангченпа, также обучавшемся в Институте Буддийской Диалектики и работавшем буддийским переводчиком сначала в Библиотеке Тибетских Работ и Архивов в Дхарамсале, а позднее – более десяти лет в Австралии; и Джереми Расселом, имеющим более чем двенадцатилетний опыт работы с тибетской общиной в Дхарамсале, редактором "Чё янг", "Голоса тибетской религии и культуры", публикуемым департаментом по религиозным вопросам тибетского правительства в изгнании.

 

Введение.

 

Будда излагал много различных учений, соответствовавших различным интересам и склонностям его слушателей. Однако, все они описывают методы очищения сознания и достижения полностью пробуждённого состояния Просветления. Среди различных наставлений есть особый раздел учения о тренировке ума, или трансформации мышления, где специально описываются методы развития того, что называется " пробуждающимся умом ", устремлённости к достижению Просветления ради помощи другим. Эти методы были принесены в Тибет индийским наставником Атишей, который обучал им своих тибетских учеников. От Хортёна Намха Пел эта традиция перешла к первому Далай Ламе, а от него – далее вплоть до моего коренного гуру, Кьябдже Линг Ринпоче (1903 – 1983), от которого её получил я.

Эти методы воплощают суть учений Будды – развитие пробуждающегося ума. Я рад возможности изложить их, поскольку практикую их сам. Хотя я и не обладаю всеми качествами, необходимыми, чтобы давать такие наставления, я испытываю великое уважение и преданность к этому учению. Я рад, что эти драгоценные наставления дошли от Будды до такого человека как я в эту эпоху упадка, когда учение Будды почти угасло. Преподаю ли я это учение, или вы слушаете или читаете его – мы не заняты никаким соревнованием. Мы не делаем это ради личной выгоды. Если это учение преподаётся из чистого побуждения помощи другим, нет опасности ухудшения состояния нашего ума; оно может только улучшиться.

Мы можем достичь Просветления только через практику освоения; без неё невозможно преобразовать наш ум. Единственной целью чтения и слушания буддийского учения является обретение нами способности правильно заниматься практикой. Поэтому надо как можно лучше стараться применять на практике то, что усвоено. В настоящее время случилось так, что мы обрели эту драгоценную жизнь свободных и удачливых людей, способных осуществлять такую практику. Надо использовать возможность. Хотя и важно заботиться о теперешней жизни, не следует заниматься только этим. Надо подумать и о своём будущем. Ведь мы очень мало знаем о загробной жизни, и судьба наша непредсказуема. Если загробная жизнь существует, очень важно позаботиться и подготовиться к ней. Теперь, когда мы обрели все условия для практики Дхармы, учения Будды, нам надо сосредоточить все свои усилия именно на этом и таким образом придать смысл своей жизни.

Мы можем сделать это, вступив на путь, ведущий к будущим благоприятным рождениям и, в конечном счёте – к Просветлению. Окончательным устремлением является достижение полностью пробуждённого состояния Будды потому, что даже будущее благоприятное рождение не очень надёжно. Размышление об общих и особых недостатках всего цикла существования – этого порочного круга рождения и смерти – приведёт нас к тому, что мы устремимся к освобождению от страдания. Кроме этого, мы должны быть заняты не только собой, но и благом всех остальных.

Особая методика преобразования ума описана в стихотворении "Тренировка ума по семи пунктам", прокомментированном в работе Хортёна Намха Пел "Лучи солнца". То, что называется умом, мыслью или сознанием – очень непростая тема. Имеет смысл проанализировать, что подразумевается под сознанием или умом, особенно в контексте буддийского учения, потому что согласно Будде не существует бога-творца; все явления возникают в зависимости от индивидуальных причин и условий. Нам придётся проанализировать эти причины.

Также как тепло огня не создано кем-то ещё, но природой огня является то, что он горячий; и как природой воды является её влажность, также есть нечто называемое сознанием или умом, на основании чего мы испытываем чувства удовольствия и боли. Вообще, если мы не знаем природы чего-либо, мы не можем преобразовать и использовать это. Не зная климатических условий местности, нельзя правильно выбрать время для посадки цветов. Так и, чтобы осуществить преобразование в уме, важно сначала определить, что такое ум, или сознание. Затем надо понять, как ум преобразуется.

Независимо от того, признаёте ли вы существование того, что называется умом или сознанием, ясно, что все испытывают удовольствие и боль, и что каждый стремится к счастью и избегает страдания. Это счастье, которого мы ищем и желаем, возможно благодаря сознанию. Поэтому необходимо определить природу сознания и тот процесс, которым мы можем изменять и тренировать его. Фактически, преобразование в уме можно осуществить только умом. Поэтому надо исследовать, возможно ли такое состояние, в котором мы были бы полностью свободны от всех негативных сторон ума, и каков действительный процесс достижения такой свободы.

Боль, удовольствие и страдание зависят от конкретных причин и условий. Поэтому важно определить негативные стороны ума, порождающие страдание, и попытаться преодолеть их. Также, можно развивать позитивные стороны ума, порождающие счастье.

Тренировка ума означает методику или процесс, которым можно преобразовать, или очистить ум. Во всех мировых религиях и, особенно, в буддизме есть методики для преобразования сознания. Но здесь представлена уникальная методика тренировки нашего дикого и омрачённого ума. Этот текст называется "Лучи солнца" потому, что он описывает методы, используя которые можно рассеять темноту неведения внутри ума. Темнота ума означает ошибочную идею "себя" и наше эгоцентрическое и эгоистическое воззрение – негативные стороны ума. Как лучи солнца рассеивают темноту, эти наставления рассеивают тьму неведения.

В начале своей работы автор, Хортён Намха Пел, который был учеником Цонкапы, выражает ему почтение как высочайшему наставнику, взывая к его состраданию. Слова "высочайший наставник" означают великие качества, которыми обладал Цонкапа – его отказ от привязанности к временным удовольствиям мира и достижение наивысших реализаций.

Выразив почтение Цонкапе, в следующих строфах автор приветствует Будду, автора методики тренировки ума; Ьудду будущего, Майтрею; и Бодхисаттву Мудрости, Манжушри. Далее упоминаются тибетские учителя тренировки ума, наставники традиции Кадам. Автор выражает почтение Будде, описывая его качества и то, как он, мотивируемый сильным состраданием и любовью к другим существам, практиковал шесть совершенств и четыре фактора для созревания умов других с целью освобождения их от их страданий и приведения их к полному освобождению и пробуждению ума.

Здесь, сравнивая со штурманом, доводящим корабль с пассажирами до места назначения, автор говорит о том, как Будда, управляя кораблём любви и пробуждающегося ума, ведёт других существ к Просветлению. Когда-то и он был обычным существом, как мы, но, побуждаемый сильным состраданием, он упражнялся, следуя пути, и смог преобразовать свой ум и достичь окончательного Просветления. Именно сострадание побуждало его к достижению такого состояния, именно сострадание сделало совершенным его Просветление, и именно сострадание побудило его учить других в соответствии с их различными склонностями и интересами.

Вот почему пробуждающийся ум является корнем всякого счастья и мира во всей Вселенной. В дальней перспективе это основа для достижения полного Просветления; но даже день ото дня, чем в большей степени мы сможем развить альтруистическое отношение, тем счастливее мы будем, и тем лучшая атмосфера будет окружать нас. С другой стороны, если эмоции будут беспорядочно блуждать, и мы будем легко впадать в ненависть и зависть, тогда мы с самого утра будем даже неспособны насладиться завтраком, а друзья будут избегать нас. Такие беспокойные эмоции раздражают не только наш собственный ум, но и умы других. В таких тяжёлых чувствах не может быть виноват кто-то другой, они являются результатом нашего собственного состояния ума. Вот почему альтруистическое отношение приносит великое чувство счастья и душевного покоя.

Чем более спокоен наш ум, тем более умиротворяющая атмосфера окружает нас. С другой стороны, страх и подозрительность возникают в результате эгоистического отношения и других негативных состояний ума. Эгоистическое отношение порождает страх и незащищённость, которые переходят в подозрительность. Поэтому даже для людей, не имеющих особой веры, важно обладать спокойствием ума. Когда обсуждают качества Будды, пробуждённый ум и сострадание всегда выделяют прежде всего.

 

Глава 5. Пробуждающийся ум.

 

Порождение пробуждающегося ума – единственный способ вступления на путь великой колесницы. В великую колесницу входят всего две колесницы: колесница сутры и колесница тантры. В какую бы из них вы ни захотели вступить, сделать это можно только через пробуждающийся ум. Кто имеет пробуждающийся ум  – принадлежит великой колеснице, но как только он отходит от пробуждающегося ума – он выпадает из неё. Даже тот, кто связан страданием цикла существования, в момент порождения пробуждающегося ума становится объектом уважения даже для Будд, которые сами являются уже пробуждёнными. Также как осколок бриллианта сам по себе является превосходной драгоценностью дороже иных украшений, подобный бриллианту пробуждающийся ум, даже когда он слаб, затмевает все достоинства устремлённых к личному освобождению. В "Драгоценной гирлянде" Нагарджуна говорит, что если вы желаете достичь непревзойдённого состояния высочайшего Просветления, его источником является пробуждающийся ум. Поэтому породите пробуждающийся ум – устойчивый как царь гор.

Те, кто не развил пробуждающегося ума, не могут вступить в тайную практику тантры. Доступ к тантрийским учениям открыт только для получивших специальное посвящение, а не обладая пробуждающимся умом, получить тантрийского посвящения нельзя. Это ясное утверждение о том, что вступление в тайную колесницу также зависит от обладания пробуждающимся умом.

Пробуждающийся ум – семя состояния Будды. Он поле, на котором произрастают все благие достоинства. Он земля, на которой всё держится. Он бог богатства, устраняющий всякую бедность. Он отец-защитник всех Бодхисаттв. Он исполняющая желания драгоценность. Он волшебный рог изобилия. Он копьё, разящее враждебные тревожащие эмоции. Он броня, защищающая от неправильных мыслей. Он меч, обезглавливающий тревожащие эмоции. Он оружие, отражающее любую угрозу. Он крюк, вытягивающий из вод цикла существования. Он вихрь, рассеивающий все препятствия для ума и их источники. Он суть учения, включающая в себя все молитвы и деятельность Бодхисаттв. Он святыня, достойная подношений от любого.

Поэтому, обретя эту драгоценную жизнь свободного и удачливого человека и встретившись с полным учением Будды, мы должны в высочайшей степени ценить пробуждающийся ум. Тибетскую буддийскую традицию настолько ценной делает именно то, что она включает в себя драгоценные методики порождения пробуждающегося ума. Существование этой традиции взращивания любви и сострадания и развития заботы о благе других – крайне благоприятный факт. Сам я считаю возможность преподать это учение в такие времена чрезвычайной удачей. Также и вы крайне удачливы, имея возможность прочитать об этом бесценном состоянии ума.

Не следует думать о пробуждающемся уме только как об объекте почитания и уважения. Это нечто, что нужно породить внутри себя. Мы обладаем способностью и имеем возможность осуществить это. Можно быть ужасно эгоистичным человеком в раннюю часть своей жизни, но, имея решимость, можно изменить себя. Можно сравняться с теми, о ком в молитве говорится, что они "никогда не трудятся ради себя, но всегда – ради блага других".

Будучи людьми, мы обладаем разумом и отвагой. Если использовать их, можно осуществить задуманное. Лично у меня нет пробуждающегося ума, но на четвёртом десятке лет своей жизни, я много размышлял о четырёх благородных истинах и сравнивал возможность достижения освобождения и развития пробуждающегося ума. Я считал, что могу достичь освобождения. Но думая о пробуждающемся уме, я считал его чем-то очень далёким. Мне казалось, что хотя он и прекрасен, его очень трудно осуществить.

Прошло время, и, вступив в свой пятый, а затем и в шестой десяток, я, хотя и всё ещё не развил пробуждающегося ума, но чувствую, что приблизился к нему. Теперь я думаю, что, может быть, разовью его если буду трудиться достаточно упорно. Слушание и размышление о пробуждающемся уме одновременно и радует, и печалит меня. Как и все, я испытываю негативные эмоции, такие как гнев, зависть и соперничество, но я также чувствую, что приближаюсь к пробуждающемуся уму благодаря продолжительному знакомству с ним. Уникальным качеством ума является то, что овладев неким предметом, он обретает в этом устойчивость. В отличие от физического развития, которое естественным образом ограничено, качества ума можно развивать безгранично. Ум как огонь, который будет разгораться, если его постоянно питать. Нет ничего, что не становилось бы бы проще при наличии знакомствома.

Первым действительным шагом в развитии условного пробуждающегося ума, занятого интересами других, является оценка преимуществ заботы о других и порочности себялюбия. Главной практикой для развития такого пробуждающегося ума является обмен себя на других. Его можно выполнять разными способами, но одно является общим для всех вариантов: сначала необходимо полюбить всех живых существ. Необходимо думать о них как о приятных и привлекательных и пытаться взрастить сильное чувство привязанности к ним. Это требует порождения чувства равностности, управляющего нашими эмоциями, неустойчивыми по отношению другим существам.

Чтобы осуществить это, очень полезно представлять перед собой трёх людей: своего родственника или друга, своего врага и кого-то, к кому вы относитесь нейтрально. Наблюдайте свою естественную реакцию на них. Обычно мы предрасположены испытывать близость к своим родственникам, держаться на дистанции от врагов и относиться безразлично ко всем остальным. Думая о своей подруге, вы чувствуете к ней близость, и у вас сразу же возникает чувство заботы о её благе. Думая о враге, вы сразу чувствуете неудобство и неловкость. Его трудности могут даже доставить вам удовольствие. Думая о том, к кому относитесь нейтрально, вы обнаруживаете, что на самом деле вас не заботит, испытывает ли этот человек горе или счастье. Вы чувствуете безразличие. Когда вы осознаете такое колебание эмоций, спросите себя, оправдано ли оно. Если вы представите, что ваша подруга вредит вам, ваша реакция на неё изменится.

Те, кого в настоящее время мы называем своими друзьями, не были ими всегда. А те, кого теперь мы считаем врагами, не всегда были нам враждебны. Тот, кто в этой жизни является нашим другом или родственником, мог быть нашим врагом в прошлой жизни. Также, тот, кого мы теперь считаем своим врагом, в прошлой жизни мог быть одним из наших родителей. Поэтому глупо проявлять заинтересованность только теми, кого мы теперь считаем друзьями, и игнорировать тех, о ком думаем как о врагах. Целью здесь является уменьшение привязанности к своим родственникам и друзьям и одновременно уменьшение враждебности и нелюбви к врагам. Размышляйте, что нет ни одного существа, которое не было вашим другом. Так взращивается равностное отношение ко всем живым существам.

Кроме того, осуществление чистого нравственного поведения, такого как воздержание от убийства, воровства и половых извращений, возможно исключительно в связи с другими существами. Ни одного из десяти благодеяний нельзя совершить, кроме как по отношению к другим. Также, щедрость, нравственность и терпение можно практиковать только в отношении других существ. Только в связи с ними можно развить любовь, сострадание и пробуждающийся ум. Например, сострадание – это такое состояние ума, которое возникает, при сосредоточении на страданиях других существ и развитии сильного желания, чтобы они не страдали. Поэтому нельзя развить сострадание, не имея объектом других.

Все достижения на пути зависят от других существ. Хотя сами существа могут и не иметь намерения помогать нам осуществить такие достижения, это не причина для того, чтобы ими пренебрегать. Например, мы ценим нирвану и стремимся к ней, следуя пути, но ни нирвана, ни путь не имеют намерения помочь нам. Сверх того, иногда случается, что существа, открыто проявляющие по отношению к нам враждебные намерения, могут помочь нам осуществить высочайшие достижения. Враги очень важны, потому что только в связи с ними, можно развить терпение. Только они дают нам возможность практиковать терпение и проверять свою практику. Ни ваш духовный наставник, ни друзья, ни родственники не дадут вам такой великой возможности. Обычно враждебность врагов провоцирует ваш гнев, но, изменяя своё отношение к данной ситуации, можно превратить её в возможность практиковать терпение и проверить свою практику. Вот почему враги иногда характеризуются как величайшие духовные друзья: потому что они дают возможность не только практиковать терпение, но и развивать сострадание.

Доброта не ограничивается друзьями и родственниками, она свойственна всем существам. Все существа были прямо или косвенно добры к нам, даже и не будучи нашими матерями. Наши пища, одежда и жильё в этой жизни возможны только по причине доброты живых существ. Мы можем жить только по причине их доброты. Само наше рождение зависело от доброты наших родителей. Все возможности, которыми мы пользуемся, являются результатом труда множества существ. Они не возникли сами собой, как если бы мы нашли клад.

Даже наши достижения этой жизни – слава, богатство и друзья – осуществимы только в зависимости от других. Слава зависит от того, что другие люди знают о нас. Нельзя быть знаменитым на голой, безлюдной земле. Мы должны оценить то, что доброта живых существ не ограничивается тем временем, когда они были нашими родителями или друзьями. Она распространяется и на то время, когда они были нашими врагами. Этот факт необходимо тщательно обдумать. Это послужит великим вдохновением для развития сострадания. Когда вы таким способом будете вспоминать о чрезвычайной доброте живых существ, ваше желание отплатить им станет намного сильнее. Надо спрашивать себя, можно ли теперь пренебречь ими? Естественное желание отплатить им за доброту является причиной любви, сострадания и сверх-намерения, которое в конечном итоге приводит к пробуждающемуся уму.

После восприятия других существ привлекательными мы должны действительно уравнять себя с другими. Это такое равностное отношение, в котором все другие существа видятся равными нам, потому что они желают счастья и не хотят страдать. Части нашего тела – голова, руки, ноги и всё остальное – различные части, но мы естественным образом воспринимаем их как части целого и не дискриминируем их. Живые существа бесчисленны и разнообразны. Некоторые из них помогают, другие вредят, но с точки зрения желания обрести счастье и избежать страдания все они равны. Так развивается равностное отношение. Точно так же, как мы всегда пытались любыми средствами достичь своего собственного благополучия и счастья, теперь на основе такого равностного отношения мы должны пытаться принести пользу всем живым существам без пристрастности, или чувства близости к одним и дистанции от других.

Это нечто достойное осуществления, как хорошо объясняет следующая строфа:

 

 

Поскольку никто не желает ни малейшего страдания

И никогда не удовлетворён тем счастьем, что имеет,

Поскольку в этом нет разницы между мной и другими,

Вдохновите меня радоваться счастью других.

 

 

Мы сталкиваемся со страданием и несчастьем. Мы испытываем состояния худших рождений, а также свойственные людям страдания рождения, старения, болезни и смерти. Все эти страдания и несчастья происходят от недисциплинированности ума, возникающей из себялюбия. Как это происходит? Поскольку мы эгоистично озабочены только своим собственным процветанием, мы пренебрегаем счастьем других и свысока смотрим на то хорошее, что получаем от них. В ответ мы убиваем, крадём, насилуем и изменяем, сплетничаем, жадничаем, питаем злобу и ложные воззрения. Чем больше мы замкнуты на себе, тем более мы игнорируем других и тем больше обманываем и уязвляем их. Даже в ложном воззрении есть великая доля эгоистичной гордыни. Мы не думаем ни о чём, кроме самих себя, и, как только что-то не соответствует нашим предвзятым представлениям, мы отрицаем это, говоря, что мы в это не верим. Себялюбие – основа десяти дурных деяний. Следовательно, всё неблагое в этой и будущих жизнях происходит от себялюбия. Поэтому в тексте говорится:

 

Изгони того, кто виновен во всём.

 

Мы сталкиваемся с бесчисленными страданиями, которых мы не хотим, и не способны преуспеть в том, чего мы желаем. Не опознавая себялюбие как причину этого, мы всегда находим что-то внешнее. Наше рождение в одном из состояний существования, где испытывается непрекращающееся страдание, не происходит без причин и условий. Причины дурного возникают из деяний и тревожащих эмоций. Деяния возникают в основном по причине тревожащих эмоций. А среди тревожащих эмоций именно неведение, питающее ложное представление о себе, является источником всех страданий. Поэтому весь вред, страдание и страх, которые есть в мире, возникают из ложного представления о себе. Какая же польза от этого великого демона, сидящего во мне?

Под властью тревожащих эмоций мы инстинктивно любим себя. Мы дорожим себялюбием и ложной идеей своего внутреннего "я". Необходимо исследовать, полезно или вредно это естественное чувство заботы о своём собственном благе. То, к чему мы стремимся, это наше собственное счастье, но пока мы находимся под влиянием себялюбия мы получаем только страдание. Себялюбие и ложная идея самости, которые действуют вместе, как два великих союзника, на самом деле обращены против наших интересов.

Ложная идея самости приводит к себялюбию, неколебимо пребывающему в самом сердце нашего существа. Наше последовательное пренебрежение другими подобно острому клинку ложных воззрений, которым мы отсекаем всякий интерес к благим и дурным свойствам деяний. Тем самым мы уничтожаем возможность достижения лучшего рождения, освобождения и просветления. Ложное воззрение возникает по причине сильного чувства своего "я", существующего как наша неотъемлемая сущность. По этой причине мы пренебрегаем другими вплоть до пренебрежения учением Будды и насмешки над самим Буддой – всё из-за ложного представления о себе. Это всё равно что иметь внутри себя злобного мясника. Эта эгоистичная мысль, держащая мешок желания, антипатии и неведения – как вор внутри нас, который крадёт урожай наших добродетелей.

Семена сознания засеваются на полях деяний. Они снова и снова орошаются водами желания и жажды крестьянином, который внутри нас взращивает побеги различных состояний рождения. И это также происходит по причине себялюбия. Хотя в прошлом появлялись бесчисленные Будды и Бодхисаттвы, мы были неспособны развить ни единого из их качеств. По причине своего внутреннего себялюбия мы остались ни с чем – нагие и ленивые. Где бы мы ни находились в цикле существования, нас одолевает страдание. С кем бы мы ни повелись, он дружит со страданием. Чем бы мы ни наслаждались, это является мучительным. Даже несмотря на то, что Будда ясно изложил всё это, мы, полные алчности, из-за себялюбия думаем только о накоплении богатства.

Не зная, хорошо что-то или плохо, мы по причине себялюбия питаем в отношении этого ненужные ожидания и сомнения. Из-за себялюбия мы идём на войну и рискуем своей жизнью, думая, что как-нибудь выживем и на другой день будем сражаться снова. Сталкиваясь даже с малейшей проблемой, мы всегда виним своего наставника или учителя, друга или родителей. Чувство себялюбия бесстыдно. Мы завидуем тем, кто выше нас, соперничаем с равными и питаем гордыню и презрение к низшим. Мы радуемся, когда нас хвалят, и огорчаемся, когда ругают. Наши тревожащие эмоции вырываются из-под контроля, как необузданная лошадь – всё по причине себялюбия.

Мы настолько замкнуты на себе, что, найдя на своей подушке крысиный помёт, боимся, что крыса откусит нам ухо. Слыша раскат грома, мы боимся, что молния ударит нам в голову. Там, где водятся духи, мы прежде всего боимся злых духов. Источник нашего страха – себялюбие. Некоторые страдают от того, что не желают слышать дурных новостей, другие – потому что не способны справиться со своими врагами или поддержать своих родственников. Во всех этих бедах виновен эгоизм.

Все несчастья возникают от недисциплинированности ума. Наш ум неуправляем из-за себялюбия. Он подобен ядовитому акониту. Он порождает множество эмоций, таких как надежда и беспокойство, а из-за них мы постоянно сталкиваемся с бедами и неудачами. Обычно мы указываем на других, виня их в неправильном. Но подлинный корень проблем, источник всякого беспокойства, причина всех неблагоприятных признаков и дурных знамений – себялюбие, неколебимо пребывающее в нашем сердце. На протяжении всего времени без начала мы были его послушными последователями. Именно его надо винить во всех наших бедах.

Чтобы преобразовать свой ум, надо следовать практическому примеру великих мастеров традиции Кадампа. Один геше, когда крошил прессованный чай, повторял про себя: "Да одержу я победу над себялюбием", и представлял, что он крошит и его тоже. Другой говорил: "Я встану на страже у врат своего ума, вооружившись острым копьём бдительности. Если себялюбие нападёт, тогда я нападу на него. Если же оно ослабнет, я тоже расслаблюсь".

Геше Лангри Тангпа говорил: "Отдать выгоду и победу живым существам. – Почему? – Потому что все превосходные достоинства и счастье возникают в зависимости от них. Принять все потери и поражения на себя. – Почему? – Потому что всё страдание и вред происходят от любви к себе".

Важно осознать порочность себялюбия и рассматривать его как своего врага. Можно попасть в череду неудач и глубокий омут несчастья. Но если знать, что источником всех бед является своё собственное ложное представление о себе и себялюбие, тогда будет понятно, что важнейшей задачей является уничтожение их. Тогда неблагоприятные внешние обстоятельства ослабят свою хватку, и непрекращающийся поток страхов, надежд и тревог утихнет. Освободившись от них, вы сможете расслабиться.

До тех пор, пока вы не сможете выполнять такую практику, даже если вы станете монахом или монахиней и будете носить столько монашеских одежд, сколько можно нагрузить на яка, и даже если сосуд посвящения тысячу раз прикоснётся к вашей голове, и даже если вы потратите всю свою жизнь на слушание Дхармы, вы не станете практиком великой колесницы. Но если вы сумеете выполнять такую практику, вы станете последователем великой колесницы. Ум раскроется. Вы сможете возвысить других и разовьёте великую мудрость.

Если бы Будды трёх времён – прошлого, настоящего и будущего – целые эпохи разъясняли недостатки и порочность себялюбия и порождаемых им тревожащих эмоций, этому разъяснению не было бы конца. Однако, того краткого объяснения, которое только что изложено, достаточно, чтобы побудить вас к осознанию порочности себялюбия. Это должно вдохновить вас на то, чтобы устранить его.

Наши прошлые переживания, вызванные внешними обстоятельствами, и различные планы на будущее имеют общую основу в уме. Природа ума – это просто ясность и осознавание. Прошлые переживания теперь – только объект воспоминаний. Планы на будущее – только размышления. Такие прошлые и будущие события – просто порождения ума. Поэтому все переживания, будь они хорошими или дурными, вредными или полезными, создаются умом. Индийский мастер Чандракирти говорил:

 

 

Разнообразные миры живых существ и всё, что их окружает –

Создаётся умом.

Всех живых существ производит деяние,

Но в отсутствии ума деяния также не существуют.

 

 

Все разнообразные переживания являются проявлениями ума. В зависимости от того, успокоен ум или неуправляем, совершаются благие или неблагие деяния. Как внутреннее окружение, физическое тело индивида, так и внешнее окружение, место его обитания – возникают силой деяния. Качество этого деяния зависит от того, дисциплинирован ум или нет. Поэтому мириады уровней счастья и страдания и действительное устройство окружения в них сильно зависят от того, усмирён ваш ум или нет. Вот почему наставление о дисциплинировании ума настолько важно.

Вообще, можно осуществлять религиозную практику и физически, и вербально. Но суть её заключается в том, чтобы преобразовать ум. Это означает удерживание недисциплинированного, неуспокоенного и неуправляемого ума от безумства. Это означает постепенное преобразование ума, который даже несмотря на то, что именно этого мы и желаем, не знает, как создать причины для счастья и устранить страдание.

Ум нельзя преобразовать силой, угрожая ему ножами и пушками. Не имея цвета и формы, он может казаться слабым, но на самом деле он стоек и эластичен. Единственный способ изменить его – это использовать сам ум. Только ум способен различить то, что следует выполнить, а от чего надо отказаться. Именно так можно рассеять тьму неведения. Когда наш ум видит временные и окончательные блага добродетели и порочность дурных деяний, мы способны поступать правильно.

Когда мы, буддисты принимаем прибежище в Трёх Драгоценностях, мы склонны принимать прибежище в ком-то помимо нас – в Будде и его достоинствах. Но подлинным прибежищем является Дхарма истинного прекращения и истинного пути, которые мы сами должны осуществить в будущем. Чтобы самим осуществить эти достижения, мы теперь принимаем прибежище в том, кто уже достиг знания и устранил дурное. Мы стремимся получить знание из опыта Будд и просим их руководить нами, пролить на нас благословение и окружить защитой. Самое главное, что надо понять, это что ваше будущее в ваших же руках. Как сказал Будда: "Я показал вам путь к нирване, но проходить его вам".

Благословение здесь означает исправление ума. Когда мы просим кого-то благословить нас, на самом деле мы просим его помочь нам исправить наш ум. Поэтому первое и самое главное, что мы как религиозные практики должны помнить, это что нашей практикой является дисциплинирование и преобразование ума. Иначе мы можем подумать, что практика Дхармы означает ритуалы и бой в барабаны и тарелки или только чтение текстов. Но всё это вторично по отношению к главной практике – изменению, или преобразованию ума.

Есть исторические свидетельства о том, как мастера традиции Кадампа занимались освоением этапов духовного пути. Они начинали с мелодичного пения молитв. Затем в полном молчании, как будто уснув, они пребывали в глубоком погружении. Также, знакомые прошлого Хунну Ламы рассказывали мне, что каждый раз, когда они приходили повидать его, они обычно заставали его в глубоком созерцании, с накинутой на голову верхней одеждой. Они не заставали его читающим вслух молитвы. И всё же, когда кто-то приближался к нему, он сразу же снимал одежду с головы и спрашивал, зачем этот человек пришёл.

Такие люди – подлинные практики. Вместо громкого чтения молитв или мантр они наблюдают за своим умом. Когда направленность ума положительна, они радуются и пытаются следовать ей, а когда же направленность отрицательна, они применяют противоядия. Именно так они проводят время, наблюдая за умом и поддерживая непрерывную внимательность. Разумеется, поначалу это очень трудно. Некоторые из моих знакомых практиков говорили мне, что наблюдать за умом труднее, чем сидеть в китайской тюрьме. Таков их личный опыт. Однонаправленное сосредоточение, подразумевающее полное сосредоточение внимания на одном объекте без анализирования его, очень трудно. Однако, эта трудность зависит от степени вашего знакомства с ним.

Если поддерживать практику долгое время, ум определённо будет постепенно развиваться. Я уверен, что среди вас есть те, кто имеет такой опыт. Большинство из нас всё ещё находится на обычном уровне развития. Но если вы сравните своё теперешнее поведение со своим поведением в прошлом, когда Дхарма ещё не затронула вас, вы должны увидеть некоторую разницу. Я уверен, что каждый может исправить свой ум, если будет стараться. Текст гласит:

 

 

Созерцай великую доброту всех живых существ.

 

 

Живые существа чрезвычайно добры к нам. Великий индийский мастер Чандракирти превозносил важность сострадания в начале, в середине и в завершении пути. Это сострадание порождается через размышления о беспомощности и страдании живых существ. Сострадание – это желание для живых существ свободы от страдания. Если бы существ не было, мы не имели бы основы для порождения сострадания.

Порочность себялюбия и польза заботы о других так объясняются в "Подношении духовному наставнику":

 

 

Хроническая болезнь себялюбия –

Причина нежеланных страданий.

Вдохновите меня, осознав это,

Обвинить во всём, разочароваться в нём и уничтожить этого чудовищного демона эгоизма.

 

Забота о моих матерях и стремление привести их к блаженству –

Врата безграничной добродетели.

Вдохновите меня, видя это, полюбить их больше жизни,

Даже если они проявят ко мне враждебность.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.076 с.)