Схема логопедического обследования детей страдающих тяжелыми нарушениями зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема логопедического обследования детей страдающих тяжелыми нарушениями зрения



 

Фамилия, имя………

Дата рождения…….

Поступил в группу детского сада…..

Диагноз…..

Домашний адрес…..

Семья…..

Жалобы родителей…..

Перенесенные заболевания…..

Общий анамнез

1. От какой беременности ребенок.

2. Характер беременности (болезни, травмы, падения, токсикозы).

3. Как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция).

4. Вес, рост ребенка при рождении.

5. Вскармливание (грудное, искусственное, как и сколько сосал грудь).

6. Когда выписали из роддома (если задержали - почему).

Вывод: анамнез нормальный, отягощенный.

Раннее психомоторное развитие

7. Когда стал удерживать головку.

8. Когда стал самостоятельно садиться, ходить.

9. Когда появились первые зубы.

10.Поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный, как спал).

Речевой анамнез

11.Гуление, характер лепета. Первые слова, фразы, время их появления, характеристика.

12.Как шло развитие речи (скачкообразно, с перерывами, постепенно. Причины и время отклонения в развитии).

13.С какого возраста заметили нарушение речи.

14.Речь в настоящее время.

15.Речевая среда.

16.Занимался ли с логопедом, где, когда, сколько, результаты.

Заключение врачей.

17.Диагноз психоневролога.

18.Окулист (зрительный диагноз, степень и время нарушения зрения, причины и рекомендации к лечению).

19.ЛОР.

20.Невропатолог.

21.Диагноз МПК (речевой).

Строение артикуляционного аппарата

Нормальное, с негрубыми отклонениями, с грубыми отклонениями.

Губы. Зубы.

Язык (толстый, маленький, с укороченной уздечкой).

Небо.

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний).

Состояние общей моторики

22.Проверка по заданию (навыки самообслуживания слепых).

23.Выполнение заданий по словесному указанию: а) общие движения (бег, ходьба, прыжки);

б) ходьба от окна к двери, размахивая руками - правой и левой, остановиться и встать на носки, присесть, покатать мяч от руки к руке, вытянуть руки вперед, назад, вверх, вниз, над головой, переложить флажок из правой в левую руку.

. Переключение от одного движения к другому: кулак - ладонь; кулак - ребро;

ладонь - ладонь.

Вывод:

. Объем полный, неполный.

2. Переключаемость от одного движения к другому - есть, нет.

3. Сопутствующие движения руками.

Моторные навыки

Координация движений. Равновесие. Осанка.

1. Объем движений - полный, неполный.

2. Самостоятельность - полная, неполная, с помощью взрослых.

3. Качество - моторная напряженность, скованность, повышенная двигательная активность, расторможенность.

4. Координация - правильная, замедленная, нет.

5. Чувство равновесия - есть, нет.

6. Осанка - правильная, неправильная.

Мелкая моторика

Проверка по указанию логопеда на материале различных игр: «Волшебный мешочек», мозаика различной сложности, пирамидки, разборные матрешки.

Оценка:

1. Объем выполнения заданий - полный, неполный.

2. Самостоятельность - полная, неполная, с помощью взрослых.

3. Сопутствующие движения.

Речевая моторика

1. Подвижность артикуляционного аппарата: подвижность губ - вперед, улыбка; подвижность языка: широкий - узкий, кончик языка вверх, вниз, язык «маятником».

2. Подвижность мягкого неба.

3. Точность и продолжительность удержания заданной артикуляционной позы.

4. Переключение от одного артикуляционного движения к другому.

5. Другие особенности (тремор, состояние мимической мускулатуры).

Оценка движений артикуляционного аппарата.

6. Активные, пассивные (вялые).

7. Объем: полный, неполный.

8. Точность: полная, неполная.

9. Замена движений: есть, нет.

Оценка мимических движений: амимичность, гиперкинезы, синкинезии, моторная напряженность, двигательная активность, расторможенность.

Ориентировка в малом и большом пространствах

10.Ориентировка в сторонах своего тела и сидящего напротив.

11.Ориентировка в пространстве с выполнением последовательности движений.

12.Дифференцировка пространственных понятий.

Игра «Где спрятано (выше - ниже, дальше - ближе, справа - слева, впереди - позади)».

13.Ориентировка в замкнутом пространстве по направлению звука.

Игра «Где спрятаны часы? метроном?»

14.Расположить на настольном фланелеграфе: кубик вверху, внизу, сбоку, посередине.

Исследование речи (состояние просодии)

Оценка: полная, неполная, отсутствует.

15.Темп (очень быстрый, замедленный, нормальный).

16.Дыхание (верхнее, шумное, прерывистое, нет паузы).

17.Голос (тихий, крикливый, сиплый, не модулирует, гнусавый).

18.Тембр (мягкий, резкий).

19.Твердая атака голоса (есть, нет).

20.Артикуляция и дикция (малоподвижные губы, речь сквозь зубы, смазанная, вялая).

21.Выразительность (слабая, монотонная речь).

Исследование фонетической стороны речи

.   Произношение изолированных звуков: гласные: а, о, у, э, ы, и;

свистящие: с, сь, з, зь;

шипящие: ш, ж;

аффрикаты: ц, щ, ч;

соноры: л, ль, р, рь, м, н, мь, нь;

йотированные: я, е, ю, е;

звонкие и глухие: б - п, д - т, г - к, в - ф;

твердые и мягкие: т - ть, к - кь, г - гь,х - хь, б - 6ъ.

22.Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па - ба, та - да, ба - па - ба, ка - га - ка,

ба - па, да - та, па - ба - па, та - да - та.

3. Произношение слов с заданным звуком (у слабовидящих подбор картинок, у слепых подбор игрушек). Выделение на слух определенного гласного звука из ряда других звуков.

4. Проверка слуховых дифференцировок фонетически близких звуков (звонкие - глухие, твердые - мягкие) са - ша, са - за,ра - ла, са - ся, ша - са, ша - жа, ка - га, за - зя.

5. Дифференциация смешиваемых в произношении звуков: мышка - мишка, уши - усы, катушка - кадушка, малина - Марина, миска - мишка, уточка - удочка, зуб - суп.

6. Произношение слов, фраз; слова простые по конструкции: кот, мак, дом; слова трудные по конструкции: лист, дождь, фильм, бинт; фразы (неоднократные повторения данного предложения): «Саша сушит шубу», «У Зины желтый зонт», «Ребята слепили снеговика», «В аквариуме плавают рыбки», «Водопроводчик чинит водопровод», «Волосы подстригают в парикмахерской».

Изучение аналитико-синтетической деятельности

1. Определить одну фонему с - есть звук или нет: сани - лампа, миска - мишка, нос - ноги.

2. Определить количество звуков в слове и место звука в слове.

3. Составить слова из данных звуков: т, о, р, - рот (как из этих звуков составить слово?)

4. Придумать слова на заданный звук (разложить картинки, игрушки по стопочкам, с - ш и др. оппозиционные звуки).

5. Воспроизведение слоговой структуры слова: муха - ваза, боты - вода, корова - ворота - малина.

Выводы.

6. Слуховая дифференциация звуков (есть, нет).

7. Фонематический анализ (есть, недостаточно сформирован, нет).

8. Фонетический синтез (есть, недостаточно сформирован, нет).

9. Фонематические представления (есть, недостаточно сформированы, нет).

Изучение импрессивной речи

1. Объем и качество пассивного словаря (выполнение поручений, выраженных фразой):

а) задания: покажи, где...

б) беседа по предметам окружающей обстановки (игрушки, одежда, предметы быта);

в) Посади зайчика на стул. Возьми тарелку и ложку.

2. Понимание распространенных предложений (по сюжетным картинкам).

Составление «аппликаций» у слепых. Задания: покажи девочку, которая ловит бабочку.

3. Понимание соотношения между членами предложения: «Кто изображен?», «Что делает?», «Где находится?».

4. Понимание текстов различной сложности («Репка», рассказы Л. Н. Толстого, Ушинского).

Вывод: понимание речи полное, понимание отдельных фраз, отдельных слов.

Состояние экспрессивной речи

1. Исследование развернутости самостоятельной речи:

а) беседа: фамилия, имя, возраст, где живет, какие есть игрушки дома, как играет с ними;

б) составление предложений по опорным словам:

«Летом» - утро, дети, Жучка, корзинки, лес, грибы, белка, сосна. «Помощница» - мама, болезнь, тряпка, дочка, любит, ведро, вода, чисто, спасибо, рада;

в) составление предложений по сюжетной картинке - серия картинок;

г)  составление рассказа - описание игрушки или предмета;

д) пересказ прочитанного рассказа;

е)  чтение знакомого стихотворения.

Вывод: употребление однословных, двусловных, простых, сложных предложений.

Характер: перечисление, повествование.

Навыки связного рассказывания: логичность, образность, словарный запас, выразительность.

2. Оценка активного словаря:

а) объем и качество активного словаря, предметная соотнесенность, номинативная функция;

б) называние предметов по картинкам и предъявлению («Что это?», «Для чего нужен?», «Как с ним играть?»);

в) обобщающие понятия (овощи, фрукты, обувь, одежда, посуда, ме бель, транспорт). Задание: «Что лишнее?»

Предлагаются группы предметов и явлений, объединенных общим признаком; в них включается предмет или явление, не подпадающее под этот признак.

3. Состояние грамматического строя:

а) изменение по падежам: «У меня был карандаш, а теперь нет карандаша»;

б) согласование прилагательного с существительным ед. числа в роде («шар красный», «платье красное»);

в) согласование глагола с существительным («Ваня играл на барабане». «Валя играла на барабане «. «Девочка идет в лес «, «Девочки идут в лес «.);

г)  глагольные формы совершенного и несовершенного вида («Что ты делаешь?» - «Пишу». «Что ты сделал?» - «Написал»);

д) согласование числительного с существительным («один кубик «, «два кубика», «пять кубиков»).

4. Словообразование:

а) образование существительного множественного числа: стол - столы, кукла - куклы, жук - жуки;

б) образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: стол - столик, дом - домик, ложка - ложечка;

в) образование названий детенышей животных: утка - утенок, утята;

г)  образование относительных прилагательных: дерево - деревянный, стекло - стеклянный, резина - резиновый;

д) образование глаголов движения с помощью приставок: ушел - пришел, вышел, пошел;

е)  употребление предложных конструкций: у стола, на столе, под столом.

Выводы

Уровень речевой сформированности:

Вывод о психолого-педагогическом развитии:

Уточненный диагноз:

Консультации врачей:


СЛОВАРЬ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ

Овощи

Существительные: морковь, помидор, огурец, лук, картошка, репа -овощи, то, что растет на грядке на огороде; салат, щи, пища.

Прилагательные: цвета (основные) - красный, зеленый, желтый, черный, коричневый; вкус - кислый, сладкий, горький; форма - круглая; размер

большой, маленький.

Глаголы: расти, зреть, брать, мыть, чистить, резать, варить, есть.

Игрушки

Существительные: машина, мишка, зайка, кукла, кубики, мяч, юла, матрешка и др. игрушки.

Прилагательные: цвет - красный, зеленый, синий, желтый, коричневый, черный; форма - круглый, квадратный; поверхность - мягкий, твердый, чистый, грязный; размер - большой, маленький; новый, старый, любимый, красный.

Глаголы: играть, катать, строить, собирать, разбирать, кормить, спать, мыть, качать, убирать.

Лето.

Существительные: лето, солнце, небо, дождь, гроза, радуга, молния, река, мяч, ягоды, грибы, овощи, фрукты.

Наречия: жарко.

Прилагательные: летний, жаркий, желтое, синее, белое, красивая, разноцветная

(радуга), теплая (вода), надувной (круг, мяч).

Глаголы: наступило (лето), светит (солнце), гремит (гром), сверкас; (молния), купаться, играть.

Осень

Существительные: осень, листья, трава, тучи, ветер, дождь, зонт.

Прилагательные: холодная, красивая, дождливая, теплая (одежда); цвета

(листьев и травы) - зеленый, желтый, красный, коричневый (сухой).

Глаголы: наступила (осень), похолодало; желтеют, краснеют, засыхают, опадают (листья); идет (дождь), дует (ветер).

Зима. Зимние забавы.

Существительные: зима, снег, сосульки, лед, снеговик, круг, горка, санки, лыжи, лопата, дорожка.

Прилагательные: белый, холодный, снежная (баба), большой - маленький, средний, мягкий -твердый, зимний, прозрачная (сосулька).

Глаголы: идет (снег), выпал, лежит, висит (сосулька под крышей), лепить, кататься, ходить (на лыжах), делать (горку), расчищать.

Человек.

Существительные: человек, мужчина, женщина, ребенок, мальчик, девочка, голова, волосы, глаза, уши, нос, рот, зубы, шея, лицо, руки, ладони, ноги, колени, тело, пальцы, спина, грудь, живот.

Прилагательные: правая, левая.

Глаголы: бегать, ходить, прыгать, смотреть, сидеть, спать, слушать, есть, пить, говорить, дышать, плакать, улыбаться, умываться, брать, носить, играть, рисовать.

Транспорт.

Существительные: машина, автомобиль, самосвал; знать части машин: колесо, кабина, кузов, руль, сиденье, фары, мотор; прицеп, груз (песок, земля); познакомить с обобщением, что грузовые машины перевозят различные грузы, а легковые - людей.

Прилагательные: грузовая, легковая, гоночная, игрушечная, настоящая; повторить основные цвета; железная, деревянная, пластмассовая.

Глаголы: ехать, перевозить, катать, прицеплять.

Животные.

Звери наших лесов: медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж, лось.

Звери жарких стран: лев, тигр, обезьяна, слон, бегемот, пантера, носорог, кенгуру, крокодил.

Звери севера: тюлень, морж, северный олень.

Детеныши животных: медвежонок - медвежата, зайчонок - зайчата, лисенок лисята и т. д.

Части тела животных: голова, туловище, когти, пасть, грива, клыки, уши, хобот, челюсти, хвост, кожа, шерсть, морда, копыта, шея, спина, глаза, иголки (ежа), сумка (кенгуру), щетина.

Признаки: рыжая, пушистая, хитрая, трусливый, пугливый, злой, голодный, сердитый, колючий, мохнатый, бурый, неуклюжий, неповоротливый, хищный.

Действия: прыгать, петлять, заготавливать на зиму, линять,, рыскать, выть, грызть, прятать.

Домашние птицы.

Домашние птицы: гусь, утка, курица-наседка, петух, индейка.

Детеныши: утенок - утята, гусенок - гусята, цыпленок - цыплята, индюшонок - индюшата.

Части тела домашних птиц: голова, туловище, шея, хвоста лапы, шпоры, перепонки, клюв, крыло, перья, пух, гребешок, бородка, крылья.

Признаки: куриное (перышко), гусиные (лапки), утиный (клюв), индюшачий (хвост), петушиный (гребешок) и т. д.

Действия: плавать, переплывать, отплывать, нырять (утка, гусь); летать, перелетать, взлетать (на забор), кукарекать, садиться на насест, нестись; гоготать (гусь), щипать (цыпленок).

Дикие птицы.

Зимующие: ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица и др.

Перелетные птицы: грач, скворец, ласточка, журавль, аист, цапли.

Части тела птиц: клюв, перья, пух, крылья, грудка, хохолок, лапы, оперенье, хвост.

Признаки: красивые, разноцветные, певчие, шумные, голосистые, перелетные, зимующие.

Действия: улетать (в теплые края), прилетать (из теплых стран), зимовать, вить (гнезда), высиживать (птенцов), откладывать (яйца), уничтожать (вредных насекомых, гусениц, жуков), ворковать (голубь), чирикать (воробей), каркать (ворона), щебетать (ласточка), петь, ухать (сова, филин).

Дом

Дом, этажи, стены, окна, рамы, балкон, фундамент, крыша, подвал, подъезд, лестница, лестничная клетка, мусоропровод, лифт, квартира, дверь, замок, замочная скважина, прихожая, ванная, кухня, комната, коридор, потолок; детский сад, ясли, школа, институт, университет, театр, кинотеатр, музей, цирк; столовая, ресторан, магазин, библиотека, аптека, химчистка; поликлиника, больница, дом отдыха, санаторий; фабрика, завод.

Признаки: продовольственный, хлебный, молочный, овощной, промтоварный, книжный, обувной (магазин). Многоэтажные, одноэтажные, десятиэтажные и т. д., глиняные, деревянные, блочные; каменные, бетонные, жилые, нежилые (дома).

Действия: строить, белить, красить, достраивать, ремонтировать, заселять, переселять.

Мебель

Парта, шкаф, письменный стол, стул, табуретка, кресло, кровать, диван, тахта; раскладушка, доска, зеркало, полка, мойка, сушка, пенал; буфет, стенка.

Признаки: детская, игрушечная, кухонная, школьная (мебель); круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный, раскладной (стол); журнальный (столик); полированная, плетеная, лакированная, деревянная, пластмассовая (мебель).

Действия: ухаживать (за мебелью), вытирать (пыль), передвигать, переставлять, обставлять (квартиру); задвигать (стулья), раздвигать (стол), ремонтировать; вешать (полки).

Посуда

Чайная посуда: чашка, блюдце, стакан, чайник, сахарница, молочник, бокал, кружка, сухарница, конфетница.

Столовая посуда: тарелка (мелкая, глубокая), хлебница, масленка, солонка, салатница, перечница, рюмка, супница, соусница, селедочнияца.

Столовые приборы: ложка (столовая, чайная), вилка, нож.

Кухонная посуда: кастрюля, сковорода, половник, миска, мясорубка, терка, бидон, бутылка, кружка, банка, кухонный нож, кувшин, дуршлаг.

Детали посуды: ручка, донышко, стенки, дно, крышка, носик, горлышко.

Признаки: металлическая, эмалированная, стеклянная, фарфоровая, деревянная, пластмассовая, глиняная (посуда).

Действия: наливать, выливать, разливать, есть, готовить, пить, мыть, полоскать, вытирать, сушить.

Семья

Члены семьи: мама, папа, дедушка, бабушка (знать полное имя и отчество), внук, внучка, младший брат, старшая сестра, сестренка.

Действия: убирать (квартиру), готовить (обед), покупать (продукты), вытирать (пыль), подметать (пол), наводить порядок, чистить (обувь), вытряхивать (коврики), чинить, прибивать (полки), ремонтировать, зашивать, чинить (одежду), ухаживать (за маленькими детьми, за стариками).

Профессии

Водитель, шофер, машиностроитель, продавец, няня, воспитательница, учитель, тренер, медсестра, врач, повар, слесарь, милиционер, парикмахер, швея, портниха (в ателье), электросварщик, крановщик, штукатур, столяр, сапожник, садовник, птичница, доярка, тракторист.

Признаки: внимательный, вежливый, обходительный, аккуратный, старательный, строгий, исполнительный.

Действия: воспитывать (детей), водить (машины), собирать (детали машин), чинить (краны, электричество), поддерживать (порядок), учить, лечить, тренировать (спортсменов), ухаживать за птицами, шить, чинить обувь, стричь, причесывать, доить, кормить, пахать, сеять, собирать (урожай).

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Тематический цикл «Домашние животные»

1 «Давай познакомимся»

Цель: уточнить и расширить словарь ребенка по теме.

Оборудование: игрушка (кошка, собака, корова, лошадь).

Ход. Взрослый с таинственным видом показывает ребенку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, например собаку, и беседует с малышом о ней. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как называется детеныш собаки? Как она кричит? Что умеет делать? Где живет?» Если ребенок затрудняется при ответе на вопросы, взрослый ему помогает. Взрослый должен объяснить ребенку, что собака - это домашнее животное, гак как она живет рядом с человеком и человек заботится о ней. Аналогично проводится беседа о кошке, корове и лошади.

2 «Кто как кричит?»

Цель: научить ребенка узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-либо домашнего животного, и бросает мяч ребенку. Тот называет это животное и возвращает мяч: «Мяу-мяу» (кошка). «Гав-гав» (собака), "Му-му" (корова). «Иго-го» (лошадь).

3 «Помоги маме найти своих детенышей»

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксам.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку, например собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей

4 «Назови ласково»

Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша.

Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корова), его детеныша (теленок), показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова - головушка, нога - ножка, рога рожки, копыто - копытце, ухо -ушко, глаз глазик.

5 «Один-много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: (кошка - кошки, собака - собаки, корова - коровы, лошадь - лошади, котенок - котята, щенок - щенки, теленок - телята, жеребенок - жеребята

6 «Кто где спрятался?»

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь

Оборудование: игрушечная кошечка или собачка.

Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?» Безречевому ребенку предлагают спрятать игрушку в какое то место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый рассказывает, где игрушка, выделяя предлог голосом.

7 «Разрезные картинки»

Цель: научить составлять целое из трех и четырех частей, активизировать речь в ходе работы и после ее выполнения.

Оборудование: разрезные картинки «Конура» (дна вертикальны: роил), «Конюшни» (вертикальный и горизонтальный разрезы).

Ход. Ребенку предлагают сложить конуру (конюшню). В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом? Кто живет в конуре (конюшне)?»

Фрагменты занятия на формирование лексико-грамматического строя речи.

1. «Чудесный мешочек»

Цель: закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

2. «Что в корзинке?»

Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.

Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.

Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

3. «Соберем фрукты в саду»

Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сначала возьми одну грушу, потом много яблок...» и т. д.

4. «Кто больше, а кто меньше?»

Цель: упражнять детей в правильном использовании в речи степени прилагательных при сравнении величины животных. Использовать в игре свои знания о величине диких и домашних животных. Определить величину животного для свободной клетки на карточке в зависимости от расположения рядом двух животных, т.е. найти большее или меньшее по величине, чем они.

Оборудование: картинки с силуэтным изображением (примерно одинаковой величины) знакомых животных (мышь, кошка, собака, корова, свинья, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж). Часть картинок - в двух экземплярах. Парные карточки, на одной из которых изображены животные в двух клетках, начиная с крупного, а на другой, наоборот, - с маленького, и по две одинаковых картинки с животными для каждой пары карточек: слон - лев, лев - слон, носорог - носорог (две одинаковых картинки на одной карточке), орел - голубь, утка-- воробей, гусь - курица, верблюд - осел, утка - ворона, лось - кабан..

Ход игры Логопед напоминает детям, что они знают много животных, и спрашивает, одинаковые они или разные по величине. Кто больше - корова или коза? Волк или заяц? Показывает детям несколько картинок с разными животными и говорит: «На этих картинках все животные нарисованы почти одинаковыми по величине (показывает кошку и мышку). То мы то знаем, что кошка больше мышки, а заяц... (меньше медведя)». Показывает их изображения. Предлагает детям поиграть в игру «Кто больше, а кто меньше».

Раздает детям по 2 картинки. Картинка с изображением кошки кладется на середину стола, рядом с ней - карточка с двумя полосками. Предлагает детям посмотреть на свои картинки и выбрать животное меньше кошки по величине (еж, мышь, белка, воробей, голубь). Выбранное животное следует сравнить с кошкой и сказать так: «Еж меньше, чем кошка», - и положить эту картинку на верхнюю полоску карточки. Кто ошибется, получит свою картинку назад. Дети по очереди сравнивают выбранное животное с кошкой. Потом все вместе перечисляют животных, меньших по величине, чем кошка. Логопед: «А теперь покажите тех животных, которые больше кошки». Дети называют животное и сравнивают его по величине с кошкой: «Лиса больше, чем кошка...» и т. д. Потом дети все вместе называют животных на нижней полоске карточки, которые крупнее кошки. Затем логопед кладет все картинки на середину стола и предлагает детям взять по одной, на которой изображено животное, живущее в лесу (дикое), и сравнить его с зайцем по величине. Выкладывает перед детьми изображение зайца. Дети поочередно подкладывают свою картинку к зайцу и сравнивают своего животного с ним: «Волк больше, чем заяц». Другой ребенок: «Еж меньше, чем заяц». После сравнения картинка ребенка убирается.

5. «Что у нас получится?»

Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных.

Оборудование: цветные прямоугольники из картона и карточки такого же размера с прорезями силуэтов предметов быта: посуды, одежды, игрушек.

Ход игры. Логопед кладет на середину стола прямоугольники цветной стороной вниз. Для детей младшей группы - красного, синего, желтого и зеленого цветов, а для детей средней группы - оранжевого, розового, голубого, серого. Показывает игровые действия. На цветной прямоугольник накладывает карточку с прорезью предмета: «Что же у меня получилось? - «У меня получился зеленый чайник» (образец ответа). Затем раздает детям младшей группы по 2 карточки с предметами, обозначающимися существительными разного рода (флажок и пирамидка; ведро и лопатка и т.п.) и предлагает детям наложить их на цветные прямоугольники, а потом рассказать, что у них получилось. Далее дети получают карточки с предметами, при описании которых в ответе нужно согласовывать прилагательные с тремя родами существительных, а также с множественным числом. (У меня получились желтые носки, красные туфли, зеленые брюки...) Дети средней группы могут получить сразу по 4 карточки. Вариантом игры для них может быть такое задание: «Назовите те предметы, про которые можно сказать: красная, синяя, зеленая, желтая или красное, синее, зеленое, желтое и т. д. (цвета могут быть другими).

6. «Чего не стало?»

Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже.

Оборудование: карточки с изображениями предметов, картонные прямоугольники для закрывания карточек.

Ход игры. Логопед раздает детям по 3-4 карточки, которые они раскладывают перед собой в ряд, и объясняет: «Чтобы играть в эту игру, надо хорошо запомнить, что и сколько у вас нарисовано на всех карточках, для этого надо тихо или про себя назвать предметы. Я буду закрывать одну из ваших карточек, а вы должны ответить, каких и сколько предметов у вас не стало (не стало пяти конфет, не стало двух яблок, не стало одного мячика и т. д.). Потом откроете свою карточку и, если правильно ответили, получите фишку». Игра продолжается еще несколько конов, логопед может добавить 1-2 карточки или поменять 1-2 карточки у ребенка, И опять логопед отмечает, что слова, обозначающие число и названия предметов, снова изменили свои окончания.

7. «Чьи эти вещи?»

Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Научить различать принадлежность вещей для взрослых и для детей. Разъяснить значение обобщенного слова семья.

Оборудование: картинки с изображениями членов семьи: мамы, папы, детей (девочки и мальчика), бабушки и дедушки. Предметы быта: одежды, посуды, игрушек, учебных принадлежностей и др.

Ход игры. Логопед показывает детям 6 карточек с изображениями членов семьи и спрашивает, кто нарисован на картинках. Каким, словом можно назвать всех этих людей? Предлагает детям дать имя девочке и мальчику (например, Маша и Коля обращает внимание на их возраст (девочка - школьница, а мальчик - еще малыш или наоборот). Далее логопед рассказывает, что эта семья переехала в новую квартиру и перевезла туда свои вещи, и показывает коробку с множеством предметов быта. Логопед: «Нам нужно узнать, чьи эти вещи: бабушкины, дедушкины, мамины, папины, Машины или Колины, и разложить их рядом с ними». Воспитатель может каждому и грающему по его желанию дать изображение того или иного члена семьи или перевернуть картинки лицевой стороной вниз, перемешать их и предложить взять любую. Затем показывает предмет быта и спрашивает у детей средней группы: «Чьи это очки?» и т. д. Ответы детей могут быть такими: «мамино платье», «бабушкин зонтик», «дедушкины очки». Может сразу показывать по два предмета, принадлежащими разным членам семьи (мужской и женский головные уборы или предметы одежды для мальчика и девочки и т.п.). Если вещь может принадлежать разным членам семьи (очки, зонты и т.п.), то логопед отдает картинку тому, кто первый назвал, кому она принадлежит, или дает 2-й экземпляр другому играющему, определившему, чья эта вещь. Когда дети разложат вещи возле их владельцев, тогда логопед предлагает поочередно перечислить их и сказать, чьи они (трость, кресло, очки, чашка, фартук, клубок ниток - бабушкины). Остальные играющие определяют, все ли бабушкины вещи попали к ней или кто-то ошибся и отдал их другому члену семьи.

 

Таблица. Перспективное планирование

Период

Тема, лексический словарь Грамматический строй речи Словообразование  
Сентябрь 3-я неделя Лето и осень Согласование существительных с прилагательными в роде (желтые листья, холодный дождь)

Формирование умения выделять слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков и слов сравнительного анализа

  4-я неделя Овощи и фрукты Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (красный помидор - красные помидоры - много красных помидоров)

Образование множественного числа существительных (яблоко - яблоки, огурец - огурцы). Понимание обобщающего значения слов

Октябрь 1 -я неделя Сбор урожая Согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мое) с существительными мужского и женского рода (моя груша, мой перец, мое яблоко)

Развитие навыка словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (лук - лучок, огурец - огурчик)

  2-я неделя Птицы Согласование существительных с глаголами в настоящем времени: птица (что делает?) летит, поет, клюет...

Образование глаголов с приставками (на-, по-, вы-, с-, пере-)

  3-я неделя Домашние птицы Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже (желтый цыпленок - желтые цыплята)

Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени (утка плавает - утки плавают)

  4-я неделя Домашние животные Усвоение навыка образования притяжательных прилагательных (кошачьи глаза, лошадиный хвост)

Образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ята (теленок - телята)

Ноябрь 2-я неделя Деревенский двор Различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам (какой? какая? какое?)

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кошка - кошечка

  3-я неделя Дикие животные Практическое употребление притяжательных прилагательных (лисий хвост, волчьи зубы)

Образование существительных с помощью суффиксов -ата, -ята, -онок, -енок (бельчонок- бельчата)

  4-я неделя Подготовка животных к зиме Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах (мы видели рыжую белку; в дупло пряталась рыжая белка)

Усвоение окончаний глаголов множественного и единственного числа настоящего и прошедшего времени (белка делает запасы; еж сделал норку)

  1-я неделя Продукты питания Изменение окончаний существительных в винительном, дательном творительном падежах

Образование относительных прилагательных (яблочный сок, кабачковая. икра)

Декабрь 2-я неделя Зима Согласование прилагательных с существительными (рыжая белка, колючий еж)

Умение образовывать сравнительную степень прилагательных (холодный - холоднее, белый - белее)

  3-я неделя Одежда Согласование существительных мужского и женского рода с притяжательными прилагательными (мой шарф, моя шуба, мое пальто)

Образование приставочных глаголов (шить - зашить, подшить, вышить, пришить)

  4-я неделя Новый год Употребление в речи глаголов в единственном и множественном числе настоящего и прошедшего времени (дети украшают елку, дети украшали елку)

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (елка - елочка)

Январь 2-я неделя Мебель Закрепление навыка использования в речи предлогов (в, на, над, из, под, с)

Образование сравнительной степени прилагательных (мягкий - мягче)

  3-я неделя Посуда Образование формы творительного падежа (что с чем? - чашка с чаем, тарелка с супом). Различение и выделение названий признаков по назначению (какой? какая? какие?)

Образование существительных с помощью суффиксов (название предметов в зависимости от назначения: сахар - сахарница, хлеб - хлебница)

  4-я неделя Человек. Семья Использование в речи местоимений (мой, моя, мое - мой нос, моя нога, мое лицо)

Образование прилагательных путем словосложения (голубоглазый, длинноволосый)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.149 с.)