Методика логопедического обследования дошкольников с нарушением зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика логопедического обследования дошкольников с нарушением зрения



 

С учетом выше сказанного проводится логопедическое обследование дошкольников с нарушением зрения для выявления уровня речевого недоразвития и составления коррекционной работы по формированию лексико-грамматического строя речи.

Методика логопедического обследования должна быть построена так, чтобы можно было сделать сравнительный вывод о формах и причинах речевых нарушений, о влиянии возрастных особенностей, условиях воспитания и окружающей среды. Для всестороннего и объективного изучения устной речи слабовидящих детей необходимо использовать не только логопеда, но и специалистов разных областей. Данные медицинского изучения детей должны быть взяты из медицинских карт, имеющихся в детских садах. Но, учитывая довольно часто встречающуюся неполноту картины, необходимо обращаться к помощи специалистов для уточнения диагноза (зрительного, слухового и психоневрологического).

В данной работе рассматривается статья, в которой, предлагается методика логопедического исследования, экспериментально разработанная автором. В процессе создания методики были использованы материалы, опубликованные в работах Р.А. Беловой-Давид, Л.А. Даниловой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, М.И. Земцовой, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, М.Е. Хватцева, С.Н. Шаховской и других. Основу методики, составляло то ее содержание, которое было направлено на изучение слабовидящего ребенка и его речи. Содержательная сторона изучения слабовидящих детей и их речи определялась в зависимости от возраста (6-7 лет). При этом содержание материала всегда приводилось в соответствие с программными требованиями. Содержание материала для изучения речи детей детского сада определялось содержанием программы массового детского сада с корректировкой ее программой детских садов для детей с нарушениями зрения и материалами для изучения дошкольников с нарушениями речи. Материал был подобран таким образом, чтобы, не устанавливать заранее границу речевого развития, выявить потенциальные возможности детей. Поскольку у многих детей с глубокими нарушениями зрения нет опыта совместной игровой деятельности, то во всем обследовании выполнению заданий ребенком предшествовали инструкции, показ, совместное выполнение.

Учитывая все рассмотренное выше (выявление речевых и неречевых параметров, наполнение материалом программы изучения речи в зависимости от возраста детей, программных требований, сравнительного выявления потенциальных возможностей детей), основу методики исследования речевых и неречевых объектов, способов регистрации результатов можно представить следующим образом.

I. Анкетные данные (в том числе с учетом времени пребывания в детском саду).

П. Анамнез. Регистрация «Анамнез нормальный». «Анамнез отягощенный» - вредности внутриутробного и постнатального развития, патология родов, задержка физического развития, позднее появление речевых реакций, импрессивной и экспрессивной речи, неравномерность формирования фразовой речи.

III. Физическое и нервно-психическое состояние здоровья ребенка. Регистрация - «нормальное», «осложненное» (данные из медицинской карты).. Условия общения до поступления в организованный коллектив. Регистрация «Удовлетворительные» - педагогически направленное общение со старшими, младшими детьми и сверстниками. «Неудовлетворительные» - отсутствие внимания к развитию речевых контактов у ребенка (со стороны близких людей и окружающих).

V. Диагноз зрительного нарушения, степень и время утраты или снижения зрения, причины (абсолютная слепота, остаточное зрение от 0,01-0,04; 0,05-0,1; 0,1-0,2; 0,2 до 0,4 и выше, приобретенная форма до 1 года, до 2 лет, 3 лет, с 4 до 5 лет, с 5 до б лет или врожденная, травмы, заболевания ЦНС, общие заболевания, неустановленные причины).

VI. Заключение о состоянии биологического слуха, взятое из медицинской карты («полный», «сниженный»).. Строение артикуляционного аппарата («нормальное», «с негрубыми отклонениями», «с грубыми отклонениями»).. Исследования общей и речевой моторики по следующим параметрам: объем движений, точность, переключения от одного движения к другому, самостоятельность. Координация движений. Наличие синкинезий.

Моторные навыки. Координация. Равновесие. Осанка

Проверка по заданиям: а) одеваться, раздеваться, застегивать пуговицы, обуваться; б) пройти от окна к двери, размахивая правой и левой руками. Остановиться, встать на носочки, присесть. Покатать мяч на полу от руки к руке; в) руки вперед, назад, вверх, вниз. Руки над головой - в руках флажок. Переложить флажок из правой руки в левую. Правую руку вверх, а ноги в стороны. Руки в стороны. Левую ногу вперед.

Оценка объема движений - «полный», «неполный»; точность - «полная», «неполная», переключение от одного движения к другому - «есть», «нет»; самостоятельность - «полная», «неполная», «с помощью взрослых». Отмечаются дополнительные движения (покачивание) и качественное состояние моторики - «моторная напряженность», «скованность», «повышенная двигательная активность», «расторможенность». Оценка координации движений - «правильная», «замедленная», «нет координации». Оценка осанки -

«правильная «, «неправильная «.

. Стереогноз и мелкая моторика рук

Выполнение по заданию: а) открыть «Волшебный мешочек» и достать большой и маленький кубик, шарик, яйцо, мозаику большую и маленькую; б) снять кольца с пирамидки. Надеть кольца на пирамидку (регистрируют быстроту и точность движения).

Оценка объема выполнения заданий - «полный», «неполный»; точность - «полная», «неполная». Переключение от одного движения к другому - «есть», «нет». Самостоятельность движений - «полная», «неполная», «с помощью взрослых». Отмечаются сопутствующие движения рук (прикосновение к глазам).

. Речевая моторика и координация

Проверка по заданию: широко открыть рот, показать зубы, язык вперед («покажи») и положить его на верхнюю губу, потом на нижнюю. Покачать язык в правый и левый углы рта. Сделать язык широким («лопаткой»), узким («жалом»). Удержать язык в заданном положении. Оскаливание зубов, надувание щек. Язык вперед, вниз, вверх. Круговые движения языка по губам. Произношение звука а с широко открытым ртом («сокращение небной занавески). Оценка параметров движений артикуляционного аппарата - «активные», «пассивные» (вялые). Объем - «полный», «неполный». Точность- «полная», «неполная». Последовательность перехода от одного движения к другому - «есть», «нет». Самостоятельность - «полная», «неполная», «с помощью взрослого». Оценка мимических движений, выразительность - «амимичность», «гиперкинезы», «синкинезии».

IX. Исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса (ориентировка в большом и малом пространствах).

1. Ориентировка в сторонах собственного тела и напротив сидящего.

2. Ориентировка в пространстве с выполнением последовательности движения по следующим заданиям: «Возьми игрушку со стола. Держи игрушку в руках. Поставь ее на стол (справа, слева, впереди, сзади). Подойди с игрушкой к шкафу. Положи игрушку в шкаф. Возьми игрушку из шкафа. Подойди к столу. Сядь за стол. Поставь ноги под стол, а игрушку положи на стол, под стол (вверх - вниз)».

3. Дифференциация пространственных понятий: «выше», «ниже», «дальше - ближе», «впереди - сзади», «справа - слева». Проверка проводится по игровой ситуации - «Где спрятано?»

4. Ориентировка в замкнутом пространстве по направлению звука. Проверка проводится в игровой ситуации (звучащая игрушка и часы) - «Где лежит (стоит, находится)?»

5. Проверка конструктивного праксиса по следующим заданиям: «Расположить на настольном фланелеграфе кубик из картона вверху, сбоку, внизу, посередине». Выполнить по подражанию на фланелеграфе фигуры из веревочки - круг («солнце»), квадрат («кораблик»), кривую линию («волна»). Задания даются в игровой форме: «Сделай из веревочки вверху солнце, внизу - море, а посередине - кораблики».

Задания с мозаикой: Выложить (по подражанию) из мозаики прямую линию, флажок, круг, квадрат. Регистрация выполнения всех заданий - «Полно», «Неполно», «Отсутствует».

X. Исследование речи.

. Проверка фонетико-фонематической стороны речи

а) Проверка произношения звуков по подражанию и самостоятельно. Произношение изолированных звуков и в слоговых сочетаниях: простых и со стечением согласных звуков. Произношение в словах различной структуры, предложениях, связной речи. Регистрация: «Норма», «Множественные отсутствия, искажения», «Единичные отсутствия, искажения», «Множественные замены», «Единичные замены». Характеристика произносительной стороны речи (нарушение группы звуков): «Сигматизмы», «Ротацизмы», «Ламбдацизмы».

б) Проверка слуховой дифференциации звуков фонетически близких: звонких - глухих, твердых - мягких, аффрикатов и звуков, входящих в их состав, свистящих и шипящих (с, з, ш, ж, ч, п, б, к, г, д, т) с помощью следующих заданий: Поднять руку, если будешь слышать звук (называется нужный звук). Звуки дают изолированно и в следующих слогах: са-ша, ша-са, са-за, ша-жа, жа-за, ач-ас, па-ба, ма-да, ка-га, рала, са-ся и т. д. Повторить слоги.

в) Изучение языкового анализа и синтеза (анализ предложений на слова, фонематический и слоговой анализ, синтез и фонематические представления).

-Анализ предложений на слова (количество слов и последовательность): «Машина едет», «Рак ползет», «Лиса бежит быстро».

Слоговой анализ с определением количества слогов и последовательности в словах различной структуры: рак, лиса, машина.

Определить звук на фоне слова с заданием «Слышишь ли ты звук с в слове сыр? - (поднять руку)». Даются слова: сыр, стул, оса, нос, шкаф, голова, рис.

Определить место звука в слове (в начале слова, в середине, в конце): сок, оса, нос.

Определить количество звуков в словах: сок, мама, доска.

Определить последовательность звуков в слове («какой звук в начале слова, а потом?): сок, мама, доска.

Задания на слоговой синтез. Составить слово из данных слогов. Слоги даются в ненарушенной последовательности: во, ро, на; слоги даются в нарушенной последовательности ка, ру; на, ма, ши. «Что это?» - «Рука, машина» (указывается на руку и игрушечную машину). «Как из этих слогов составить слово?» - «Рука, машина»?

Задания на звуковой синтез. Составить слово из данных звуков. Звуки даются в ненарушенной последовательности: м, а, к. Звуки даются в нарушенной последовательности - т, о, р. «Что это?» - «Рот» (указывается на рот). «Как из этих звуков составить слово рот?»

-Задания на фонематические представления. «Придумать слово на звук (заданный)» или «Разложить картинки по стопочкам, названия картинок включают звуки с - ш и др.» (даются оппозиционные звуки).

Регистрация результатов: «Слуховая дифференциация звуков» - «есть», «нарушена», «нет». «Фонематический анализ» - «есть», «недостаточно сформирован», «нет». «Фонематический синтез» - «есть», «недостаточно сформирован», «нет». «Фонематические представления» - «есть», «недостаточно сформированы», «нет».

. Исследование лексико-грамматической стороны речи

а) Импрессивная речь.

Проверка объема и качества пассивного словаря с помощью заданий: «Покажи, где - стол, стул, шкаф, мяч, машина, заяц, платье, тапочки, полотенце, мыло, стакан, тарелка, ложка?» (беседа по предметам окружающей обстановки, игрушкам, одежде, предметам быта и т. д.).

-Проверка понимания обращенной речи (понимание предложных конструкций) посредством задания: выполнить поручение: «Посади зайчика на стул»; «Возьми тарелку и ложку. Покажи, как кушают суп»; «Покажи, как дети умываются»; «Покажи, как утром ты чистишь зубы»; «Покажи, как утром ты причесываешь волосы».

Выяснение понимания текстов различной сложности. Прочитываются или рассказываются тексты стихотворений, сказок, содержание которых дети должны пересказать по вопросам: «Снежная баба», «Лиса и гуси», «Шарик».

Регистрация по качеству импрессивной речи: «понимание речи полное», «понимание отдельных фраз», «понимание отдельных слов».

б) Экспрессивная речь. Исследование словаря.

-Проверка объема и качества активного словаря. Выяснение номинативной функции слова - предметная его соотнесенность (выяснение понимания употребляемых слов и знание значения этого слова. Слабовидящим детям предлагаются картинки или предметы. Слова: стол, стул, шкаф, тарелка, стакан, ложка, цветок, дерево, рука, голова, нога, собака, кошка, корова, заяц. Дети должны дать название каждого изображения. Задание: «Что это? Назови».

Проверка названия предметов по их назначению. Вопросы: «Что зимой надевают на ноги, голову, руки, туловище?», «Чем расчесываются, умываются, вытирают руки?» (расческой, мылом, полотенцем), «Чем едят суп?» (ложкой), «Из чего пьют компот, молоко?» (из стакана).

Проверка знания обобщающей функции слова (по предметам и картинкам): посуда, игрушка, мебель, одежда, обувь (последнее - для детей подготовительных групп детского сада). Задание: «Что это? - Назови», «Положи в эту стопочку (сторону)», «Как все это вместе называется?» (в стопочке, в стороне).

Исследование употребления слов, обозначающих действие. Задания даются по серии картинок, по выполнению действий с предметами и по описанию действий.

Вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает (ют)?», «Что делает птица? «, «Что делает рыба? «.

Исследование употребления прилагательных с помощью вопросов. «Стакан из стекла. Как сказать - какой стакан? (стеклянный), «Стол из дерева. Как сказать - какой стол?» (деревянный). Даются две ленты - широкая и узкая. Вопрос: «Какая это лента» (широкая), «А эта лента какая?» (узкая). Два карандаша - большой и маленький. «Какой это карандаш?» (большой), «А этот карандаш какой?» (маленький). Слабовидящим дается задание: назвать прилагательные по признаку предмета: «Шарик какой?» (голубой), «Яблоко какое?» (красное), «Карандаш какой?» (зеленый).

3. Исследование грамматического строя речи

Изменение существительных по числам. Выяснение умения употреблять формы единственного и множественного числа существительных по игрушкам, муляжам, предметам, картинкам (последнее только для слабовидящих). Задание: «Скажи - что это?» - «Яблоко - яблоки, гриб - грибы, стол - столы, кукла - куклы, рука - руки, нога - ноги, птица - птицы, рыба - рыбы».

. Проверка употребления падежных форм существительных

Умение правильно употреблять падежные окончания по вопросам. «Что у мальчика на голове» (шапка), «Мяч в руках у кого?» (у девочки), «Девочка дает молоко кому?» (котенку), «Дети лепят снежную - что?» (бабу), «Дети рису ют чем?» (карандашом), «Чем накалывают точки на бумаге?» (грифелем), «Чем подметают пол?» (веником), «О чем мы сегодня пели песенку?» (о елочке).

Умение употреблять мужской и женский род (изменение глаголов прошедшего времени по родам). «Мальчик Валя вылепил снежную бабу. А если Валя девочка, то, как правильно сказать это предложение?» (... вылепила), «Мальчик Шура взял яблоко. А если Шура девочка, то, как правильно сказать предложение?» (... взяла), «Мальчик Женя читал книгу. А если Женя девочка, то как правильно сказать предложение?» (... читала).

Исследование функции словообразования. Задание: «Покажи и скажи - что это?» (например, если большая, то ложка, если маленькая, то - ложечка) - «Кукла - куколка, стул - стульчик, ложка - ложечка, шарф - шарфик, стол - столик».

. Исследование связной речи

-Проверка умения составлять предложения по опорным словам (слабовидящим дают слова, а слепым дают макеты на фланелеграфе или создают ситуации из игрушек). Слова или предметы следующие: лес, дети, грибы, в, пошли, птички, сидят, деревья, на. Инструкция: какое слово нужно куда поставить, чтобы получилось предложение (дается образец).

Проверка умения составления рассказов по сюжету картинок, по сюжету, составленному из игрушек. Сюжеты сказок «Колобок», «Репка», «Кот и мышка».

Проверка развернутости самостоятельной речи. Задания ответить на вопросы: «Что ты знаешь про зиму (весну, лето, осень)?»; «Чем тебе нравится зима (весна, лето, осень)?»; «Чем отличается зима от лета (весна от осени)?»; «Что утром делают дети?» (встают, умываются, одеваются, идут на занятия).

При оценке самостоятельной речи учитывают следующие характеристики: употребление однословных, двухсловных и более словных предложений; употребление простых или сложных предложений; форма изложения (перечисление или повествование). Употребление частей речи и их грамматическое оформление; логичность изложения, образность и выразительность; просодические компоненты речи: темп (нормальный, медленный, быстрый), ритм (норма, аритмия), отмечается наличие судорог, сохранность пауз (норма, деление на слоги и слова), голос (нормальный, сиплый, хриплый, мерцающий, слабый, затухающий, отмечается наличие оттенка гнусавости), тембр (мягкий, резкий), твердая атака голоса (есть, нет).

Результаты исследования экспрессивной речи оценивают следующими критериями. «Развернутая речь» (I уровень) - означает наличие фонетически правильной речи (за исключением 1-2 звуков), словарного запаса, отвечающего предъявленным заданиям; соответствие соотнесенности слова и образа, употребление функционального назначения слов (глагола, прилагательных и т. д.); употребление грамматических категорий, умение составлять предложение и рассказы; наличие логичности и образности в изложении, сохранность просодической стороны речи. «Полная речь» (II уровень) - имеются все компоненты, указанные выше. Но нарушение звукопроизношения, слуховой дифференциации звуков встречается часто. Словарный запас более ограничен. Имеются затруднения в употреблении грамматических категорий,

составлении развернутых предложений и рассказов. Более бедно представлены логичность и образность в изложении, а также просодия речи. «Неполная речь» (III уровень) - широко представлены нарушения звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, ограниченно представлены компоненты экспрессивной речи, т. е. чрезмерно бедный словарный запас, несоотнесенность образа и слова, наличие только одно-, двухсловных предложений, западения просодической стороны речи. «Лепетная речь» (IV уровень) - наличие отдельных слов, главным образом эхолалического порядка или их осколков, отсутствие такой фразовой речи, которая давала бы возможность оценивать необходимые языковые и динамические компоненты (7, с. 434-442)

Результаты обследования фиксируются в схеме логопедического обследования детей с нарушениями зрения (см. приложение (7, с. 444-450)). Данная схема во многих своих частях также предопределяет направление логопедической работы, так как она дает возможность на основе уровней речевой сформированности комплектовать группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.026 с.)