Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ход и Анализ коррекционного этапа исследования
На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования, данных констатирующего эксперимента были выявлены направления, методы и приемы совместной работы школы и семьи в условиях интегрированного обучения с детьми младшего школьного возраста. Коррекционное обучение строилось с учетом общих дидактических принципов (наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность обучения и т.д.), а также данных психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующей учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировке на «зону ближайшего развития». Важнейшим в работе был принцип коммуникативного подхода, который предполагает использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка. Основными особенностями планирования и организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями являются: ) Единство диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психолого-педагогической диагностики. Схема и подбор диагностических и коррекционных методов должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, специфике ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода. В самой процедуре психолого-педагогической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. ) Учет в планировании личностно ориентированного подхода. Личностный подход - это подход к ребенку как целостной личности с учетом ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей. В процессе психолого-педагогической коррекции мы рассматриваем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у человека, а личность в целом. ) Реализация принципа деятелъностного подхода в планировании работы. Личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Коррекционная работа должна проводиться с учетом основного ведущего вида деятельности ребенка. Однако, исходя из специфики и задач следует ориентироваться так же и на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
) Применение иерархического принципа при планировании В качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. ) Учет причин и источников отклонений в развитии ребенка. Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура нарушения определяют задачи и цели психолого-педагогической коррекции. Первопричина определяет стратегию психолого-педагогической коррекции. Основная цель совместной деятельности школы и семьи - включение родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями развития. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя-дефектолога, учителя и родителей. Основными задачами такой работы являются: Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов. Приобщить родителей к участию в жизни школы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми и воспитателями. Основными направлениями работы являются: изучение семьи и установление контактов с ее членами; повышение педагогической культуры родителей; совершенствование мастерства по вопросам взаимодействия с семьёй; создание условий для совместной деятельности детей и взрослых. Эффективность коррекционных мероприятий, таким образом, будет прямо пропорциональна тому, насколько эмоциональная обстановка воздействует на разные аспекты психической деятельности ребенка и его отношения с родителями. Была составлена программа консультационно-коррекционной работы с родителями.
Таблица 2.3 Программа консультационно-коррекционной работы с родителями.
Таким образом, данная программа включает диагностический, собственно коррекционный и заключительный этапы. Программа с родителями и детьми проводилась в течение месяца 2 раза в неделю (по 2 часа). Сотрудничество с родителями осуществляется в следующих формах: . Коллективные: совместные занятия; буклеты; родительские собрания; выставки пособий; консультации, семинары, тренинги; дни открытых дверей. . Индивидуальные: индивидуальные беседы; библиотека для родителей; индивидуальные практикумы; анкетирование. Индивидуальные встречи с родителями выстраивались в процессе общения с каждой семьей. Проводилось анкетирование родителей и детей «Особенности вашего ребенка», обмен впечатлениями и наблюдениями, рекомендации и задания для ребенка. Участие родителей в семинарах по обмену опытом (например, тема «Играем дома») предполагало возможность познакомиться с играми, в которые могут поиграть с ребенком дома, пальчиковые игры, игры со сказкой. А впоследствии сами поделиться накопление опытом. Важным моментом было участие родителей в речевых традициях группы. Например, «Копилка слов» (традиция направлена на расширение, закрепление, активизацию словаря), «Я дарю тебе словечко» (говорить одному имениннику ласковые слова, которые подбирают с родителями дома) и др.. В дни открытых дверей родители посещали занятия и групповые мероприятия, получали дополнительные консультации по вопросам стимулирования развития детей. Темы консультаций для родителей: ►«Как работать с детьми по предметным и сюжетным картинкам». ►«Игра помогает развиваться». Была организована выставка развивающих игр, осуществлен подбор литературы по вопросам речевого развития, оформлены: раскладушка «Наши пальчики играют». раскладушка «Мама, папа, я - вместе дружная семья». альбом «Игротека в кругу семьи». Укреплению взаимодействия с семьей способствует и проведение утренников, праздников, вечеров отдыха и дискотек, где родители вместе с детьми участвуют в играх, танцах. Педагогическое просвещение родителей предоставляет им возможность ознакомиться с системой специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного семейного воспитания в настоящем и в ближайшем будущем. Лучшими формами организации педагогического просвещения являются университет для родителей и лектории по семейному воспитанию. И там, и там занятия проводятся раз в месяц и включают в себя лекции, тематические занятия, семинары по обмену опытом семейного воспитания, организацию выставок литературы. Темы согласуются с интересами и предложениями родителей. Для успеха их проведения важен также выбор нестандартных тем, вызывающих особый интерес у родителей, например: «Знаете ли (понимаете ли) вы своего ребенка?», «Формирование культуры речевого общения в семье» и т.д.
На просветительских занятиях родители узнают о своем ребенке много важного для правильного их участия в его воспитании, учатся проведению упражнений и игр, направленных на социальное развитие ребенка и т.д. Эффективной формой коллективной работы с родителями являются родительские научно-практические конференции, которые предназначены для обмена лучшим опытом обучения и воспитания детей, для повышения педагогических знаний и кругозора. На конференции с докладами выступают педагоги, воспитатели, родители детей, представители администрации, другие специалисты. Интересная нетрадиционная работа, организуемая педагогами, - родительские чтения. В начале года педагоги знакомят родителей с литературой определенной тематики. Содержание родительских чтений следующее: обмен знаниями, полученными из литературы, обмен опытом общения с ребенком, коллективное рассмотрение путей решения проблемы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рекомендации родителям по развитию речи у детей: . Действия, которые выполняет взрослый и ребенок, должны оречевляться. . Ребенок должен повторять не только действия, но и те слова, которые обозначают это действие. У детей должно закрепиться понимание того, что за каждым действие или предметом стоит определенное слово. . Для развития речи дети необходимо использовать различные ситуации - дома, на прогулке, в магазине. Процесс познания предметной среды, а соответственно и развитие предметного восприятия, - это процесс расширения физической и духовной ориентации человека в мире, базирующийся на «обычных» способах восприятия - зрение, слух, обоняние, вкус, которые поставляют информацию о соответствующих объектах. Так что старайтесь как можно больше задействовать не только зрение ребенка, но и его осязание, обоняние, слух. . Нельзя указывать ребенку на его ошибки. Это может сформировать негативное отношение к процессу говорения. Взрослый должен давать правильный образец речи, и самому следить за своей речью.
. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи. . Наберитесь терпения и учите ребёнка, опираясь на характерную для детей склонность к подражанию. Коррекционные занятия должны помочь детям осознать проблемы тех, кто отличается от них интеллектуальными данными и физическими возможностями. Важно, чтобы обычные дети поняли, как чувствует себя ребенок со сниженными зрением, слухом, двигательными нарушениями. С этой целью на занятиях моделируются ситуации, в которых обычные дети могли бы идентифицировать себя с ребенком с ОПФР, ощутить всю меру возникающих у него трудностей. Игры и задания на развитие внимания и памяти для родителей представлены в Приложении 4-6. С целью создания доброжелательных межличностных отношений между детьми, для лучшего познания сверстников педагоги проводили с детьми класса игры спортивного характера, где приходилось делиться на команды, выбирать лидера, постоянно называя имена. Необходимо было создать такую обстановку, чтобы ребята поняли, как весело, хорошо участвовать в совместных делах, помогать друг другу. Использовался и такой воспитательный приём, как включение педагога или родителей в игру детей на правах участника. Ребята любят, когда взрослые играют вместе с ними, так как для всех детей взрослый, особенно учитель, - всегда авторитет. Ему охотно уступают ведущую роль в игре. Когда педагог руководит действиями детей, всё идёт гладко, интересно. Он придумывает неожиданные ситуации, предотвращает конфликты. Особое место в работе занимали игры развивающего характера: «Кто больше?» (на придумывание слов), «Кто где?», «Составь слово», «Эхо» и т.д. Игры на сплочение, на сглаживание межличностных отношений, которые проводились в присутствии родителей, даны в Приложении 7. Итак, содержание экспериментальной работы с родителями и детьми включало изучение уровня развития ребенка, проведение с родителями индивидуальных и групповых занятий, консультирование и др. По окончании экспериментального обучения была проведена повторная диагностика развития памяти и внимания младших школьников по той же методике, что и констатирующий эксперимент (см. главу 2.1). Результаты исследования наглядно отражены на рисунках 2.1 и 2.2.
Первоначальная Итоговая диагностика диагностика
Первоначальная Итоговая диагностика диагностика Рисунок 2.1.Результаты диагностики развития внимания В результате этой игры выяснилось, что в классе: “Звезды” группы - четыре члена группы получили по 8 выборов. “предпочитаемый” - в группе 8 человека. “оттесненный” - в группе их 7 человек. “отверженный” - таких 1 человека. взаимовыбора нет у 8 человек.
Таким образом, посредством формирующего эксперимента, была успешно проведена совместная коррекционная работа по развитию психических процессов и межличностных отношений у детей младшего школьного возраста в условиях интегрированного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы: Создание классов интегрированного обучения в реальных условиях образовательной системы Республики Беларусь определено рядом объективных условий. Эффективность интегрированного обучения возможна лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров педагогов как общеобразовательных, так и специальных учреждений. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи и педагогической поддержки в условиях интегрированного обучения. В «Законе об образовании» подчеркивается важная роль педагога в содействии обогащению знаниями, важными в воспитании и образовании детей. При этом необходимо стремиться к единству во взгляде на ребенка как на уникальную, неповторимую личность, требующую внимания, поддержки, проявления уважения и одобрения продуктов его творчества, инициативности, самостоятельности. Важно помочь родителям в приобщении к психологической и педагогической культуре, в развитии рефлексии родителей, умения анализировать и объективно оценивать свои воспитательные возможности и способности, стиль общения с детьми, в формировании готовности родителей к осуществлению коррекции своих установок и позиций по отношению к ребенку, способов общения и др. Состав родителей, имеющих детей с ОПФР, весьма разнообразен как по социальной характеристике, общекультурному уровню, так и по степени заинтересованности в судьбе ребенка. В практике общеобразовательной школы используются коллективные, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия школы и семьи, усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса. Во второй части курсовой работы представлено описание организации и методики проведения констатирующего эксперимента, в котором принимали участие младшие школьники средней школы № 164 г. Минска (20 учеников 2 «В» класса, из них 5 учеников с трудностями в обучении и тяжелыми нарушениями речи). Результаты эксперимента позволили выявить младших школьников с четырьмя различными уровнями развития памяти и внимания: высоким, средним, ниже среднего и низким. При этом никто из младших школьников с особенностями психофизического развития не достиг высокого и среднего уровня развития данных процессов. У этих детей практически отсутствует умение длительно сосредотачиваться на выполнении задания и одновременно действовать с несколькими предметами, недостаточно сформировано умение воспроизводить слова и названия картинок. В результате проведения исследования взаимоотношений детей выяснилось, что класс достаточно дружный. Дети легко вступают в контакт, дружелюбны, отзывчивы друг к другу, адекватно реагируют на замечания, находятся в хороших отношениях со сверстниками с особенностями психофизического развития. Далее приводятся методические рекомендации и особенности проведения обучающего эксперимента. Как свидетельствуют результаты контрольного эксперимента, специальное планирование, целенаправленная и систематическая совместная коррекционная работа с использованием наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей позволяет достигнуть положительных результатов. Сотрудничество педагогов с родителями детей с ОПФР является залогом результативной деятельности с учащимися по их социально-бытовой адаптации, так как семья оказывает значительное влияние на формирование жизненных компетенций. Основная цель совместной деятельности школы и семьи в решении проблем социальной адаптации - создание в семье благоприятных условий для роста и развития детей, выработка единства действий в их воспитании. Огромное значение имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. В отношениях с родителями педагог должен учитывать специфику проблем, которые волнуют родителей, специфику, связанную с возрастом детей, социальной ситуацией их развития. Данная работа охватывает лишь некоторые аспекты взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания школьников с ОПФР в условиях интегрированного обучения. Остальные вопросы нуждаются в дальнейшем рассмотрении и детальной доработке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Батура, И.Н. Взаимодействие семьи и школы как условие педагогической поддержки / И.Н. Батура // Праблемы выхавання. - 2005. - № 3. - С. 41-44. 2. Беляева, О.Л. Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями слабослышащего ребенка, интегрированного в общеобразовательную школу / О.Л. Беляева, Н.В. Ольховская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 1. - С. 42-46. 3. Бондаревич, Л.А. Сотрудничество школы и семьи в воспитании учащихся с нарушением слуха / Л.А. Бондаревич // Дэфекталогiя. - 2005. - № 5. - С. 26-31. 4. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики / Т.В.Варенова. - Минск: Асар, 2003. - 288 с. 5. Волковская, Т.Н. Возможные способы организации педагогической работы с родителями в условиях специальных детских учреждений / Т.Н. Волковская // Дефектология. - 1999. - №4. - С. 66-72. 6. Гуриненко, Е.Н. Влияние семьи на формирование и развитие личности ребенка / Е.Н. Гуриненко // Психологическая студия. - Витебск, 2008. - Вып. 2. - С. 68-72. 7. Захожая, Н.Н. Воспитательная работа: тенденции и развитие в специальном образовании / Н.Н.Захожая, И.С.Дубовик. - Мн.: Бестпринт, 2008. - 133 с. 8. Коноплева, А.Н. Проблемы и перспективы образовательной интеграции в Республике Беларусь / А.Н. Коноплева // Дэфекталогiя. - 2006. - № 5. - С. 3-10. 9. Лаврентьев, В.В. Рекомендации классному руководителю по работе с родителями / В.В. Лаврентьев // Классный руководитель. - 2001. - № 1. - С. 86-91. 10. Лаптева, Л. Учителя и родители - соавторы процесса воспитания / Л.Лаптева // Учитель. - 1999. - № 1. - С. 56-58. 11. Лещинская, Т.Л. Методические основы исследования интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития / Т.Л. Лещинская // Дэфекталогiя. - 2006. - № 4. - С. 35-44. 12. Лойко, Т.В. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании учащихся / Т.В. Лойко // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2008. - № 6. - С. 44-48. 13. Любезнова, Е.В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Любезнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 1. - С. 55-58. 14. Макрушина, Л. Опыт взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка / Л. Макрушина // Воспитание школьников. - 2003. - № 9. - С. 15-18. 15. Олешкевич, В.И. Интегрированное обучение: факторы успешности / В.И. Олешкевич // Дэфекталогiя. - 2006. - № 5. - С. 27-32. 16. Рожков, М.И. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи. Теория и методика воспитания / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 372 с. 17. Семейное воспитание: Краткий словарь / Состав.: И.В. Гребенников, Л.В. Новинников. - М.: Просвещение, 1990. - 326 с. 18. Соловей, Т.В. Работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями / Т.В. Соловей // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2003. - № 2. - С. 95-101. 19.Солодянкина, О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2007. - 80 с. 20. Усанова, О.Н. Роль семьи в коррекционном воздействии на детей / О.Н. Усанова, С.Н. Шаховская. // Психокоррекция: теория и практика. - М.: Педагогика, 1995. - С. 50-65. 21. Усанова, О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей / О.Н Усанова. - М.: Наука, 1990. - 202 с. 22. Хотеева, Э.Н. Взаимодействие школы и семьи в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха / Э.Н. Хотеева. - Белгород, 2000. - 116 с. 23. Хруль, О.С. Межличностные отношения в классном социуме в условиях образовательной интеграции / О.С. Хруль // Дэфекталогiя. - 2006. - № 5. - С. 30-36. 24. Швед, М.В. Проблема формирования положительных межличностных отношений в классе интегрированного обучения / М.В. Швед // Актуальные проблемы педагогики и психологии детства / Под общ. ред. С.О. Каминской. - Могилев, 2003. - С. 223 - 225. 25. Шинкаренко, В.А. О проблеме интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития / В.А. Шинкаренко // Дэфекталогiя. - 1996. - Выпуск 4. - С. 88-96. 26. Щурова, Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс / Н.Е. Щурова. - М.: АРКТИ, 2004. - 174 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для педагогов
Уважаемые педагоги! Просим Вас ответить на ряд вопросов, связанных с проблемой совместной работы школы и семьи в условиях интегрированного обучения. . Какое значение, на Ваш взгляд, имеет работа по организации взаимодействия учреждения образования и семьи? . Осуществляется ли в Вашем учреждении образования совместная работа школы и семьи? . Какие виды деятельности, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными в работе по организации взаимодействия учреждения образования и семьи? . Откуда Вы черпаете новые сведения о совместной работе школы и семьи? . Как Вы оцениваете свою готовность осуществлять работу по организации взаимодействия учреждения образования и семьи? Спасибо за сотрудничество! ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Внимательно прочитайте вопрос и выберите подходящий ответ. Нужный ответ подчеркните или обведите кружочком. Если на один вопрос вы можете дать несколько ответов, пронумеруйте их по значимости. . Пол вашего ребенка __________ . Возраст вашего ребенка __________ . С кем чаще всего находится ваш ребенок дома? С родителями. С бабушкой и дедушкой. С сестрой или братом. . Назовите любимые виды деятельности вашего ребенка в свободное время (выберите три вида). Игры с игрушками. Конструирование. Чтение книжек. Рисование. Игры на воздухе. Пение. Музыка. Прогулки. Игры с мячом. Другие виды деятельности. . Посещаете ли вы со своим ребенком театры, выставки, цирк? Посещаем. Иногда посещаем. Не посещаем. . Что конкретно вы посетили в этом месяце? __________________________________________ . Обращаете ли вы внимание на развитие вашего ребенка? Постоянно. Систематически (в выходные дни). Вообще нет. Затрудняюсь ответить. . Что мешает вам активно заниматься развитием своего ребенка? Состояние здоровья. Недостаток времени. Продолжительный рабочий день. Недостаток воли. Недостаток знаний и умений. Усталость на работе. Домашние дела. Другие факторы. . Каковы источники ваших знаний о развитии ребенка? Чтение специальных книг. Лекции и беседы. Передачи по телевидению и радио. Детские врачи. Статьи в газетах и журналах. Друзья и знакомые. Специалисты дошкольных учреждений. Родственники. Исхожу из личного опыта. Не интересуюсь. . Готовы ли Вы к полноценному сотрудничеству с учреждением образования в целях обучения, развития и воспитания Вашего ребенка? Да. Нет. Затрудняюсь ответить. Спасибо за сотрудничество! ПРИЛОЖЕНИЕ 3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.131 с.) |