Роль семьи в жизни детей с особенностями психофизического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль семьи в жизни детей с особенностями психофизического развития



 

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья.

В «Кратком словаре по семейному воспитанию» (И.В. Гребенников, Л.В. Новинников) [17] указывается, что семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Важнейшие функции семьи - продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между этими функциями существует тесная связь, взаимозависимость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

Характеризуя роль семьи в развитии и формировании личности ребенка, Е.Н. Гуриненко отмечает следующее [6, с. 69]:

. Воспитательное воздействие человек ощущает со дня своего рождения. Именно в семье в дошкольные годы создается сердцевина человеческой личности, вызревают свойства психики, основы его отношения к жизни.

. Семейное воспитание является непрерывным, оказывает продолжительное и многообразное влияние на развитие ребенка.

. Семья - это основа естественного воспитания. Эмоциональная насыщенность взаимоотношений взрослого и детей есть важнейший фактор, формирующий эмоционально-мотивационную среду детей, их отношение к жизни, людям.

. Родители имеют больше возможностей для глубокого и систематического изучения и учета индивидуальности ребенка и более вдумчивого наблюдения за развитием его личности. Каждая семья - это система неповторимых микросредовых условий, индивидуальности родителей, и это накладывает неизгладимый отпечаток на духовный, нравственный облик, взгляды, интересы, потребности личности.

. Незаметный, скрытый характер педагогических воздействий родителей обеспечивают высокую эффективность воспитательного процесса.

. Семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапному расширению его кругозора и опыта.

Семья детей с ОПФР имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей нормально развивающегося ребенка (Т.Г.Богданова, Е.И. Исенина, М.М. Семаго, В.В. Ткачева). Появление в семье физически или психически неполноценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Нарушается взаимодействие родителей с социумом (родственниками, знакомыми и т.д.), искажаются внутрисемейные супружеские отношения (особенно страдает позиция отца), нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супругов, складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания.

Е.В. Любезнова отмечает, что существуют разные типы отношений родителей к ребенку с особенностями психофизического развития:

• полное принятие: родители понимают и принимают дефект ребенка, ищут способы разрешения проблем, относятся к нему с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности;

• сверхопека: родители освобождают ребенка от обязанностей, мера помощи значительно превышена, дети становятся несамостоятельными и зависимыми;

• нереалистическое отношение: родители отказываются признать, что их ребенок «особенный», ставят перед ним сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми;

• безразличие: неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка, которое проявляется в избежании общения с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для развития ребенка с особенностями развития [13, с. 56].

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем (падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей и т.д.). Значительная часть подростков отдаляется от родителей.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.


1.3 Формы совместной работы учреждения образования и семьи

 

Н.Е. Щурова [26] подчеркивает, что современный подход к организации взаимоотношений школы и семьи в формировании личности ребенка предполагает ориентацию на принципы сотрудничества и взаимодействия.

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

М.И. Рожков [16] отмечает, что взаимодействие школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

единым объектом (субъектом) воспитания;

общими целями и задачами воспитания детей;

возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний на их развитие;

необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;

возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;

возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

И.Н. Батура [1] указывает, что сотрудничество и взаимодействие учреждения образования и семьи в формировании личности школьников строится на следующих основных положениях:

единство в работе школы и семьи в воспитании детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи воспитания хорошо известны и понятны педагогам, и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания и в известной мере овладели ими;

взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как учителей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в учреждении образования;

изучение лучшего опыта воспитания в семье, пропаганда его среди родителей, использование в работе школы положительных методов семейного воспитания;

использование разнообразных форм работы учреждения образования с семьей в их взаимосвязи, когда индивидуальные и коллективные формы работы с родителями дополняют друг друга;

систематическое по определенному плану осуществление связей школы с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания воспитания детей каждого конкретного возраста;

привлечение актива родителей, общественности к деятельности школы, работе с семьями по воспитанию школьников.

Совершенствование работы с семьей признано важным направлением работы учреждений образования. Это предполагает, по мнению Л. Макрушиной [14], включение родителей в учебно-воспитательный процесс в качестве наблюдателей, добровольных помощников, сотрудников; организацию различных форм содействия семье в формировании личности ребенка; развитие сети оздоровительных и образовательных услуг на дому.

Содержание работы педагога с родителями включает три основных блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении школой. Каждый блок можно представить как систему форм и видов деятельности (см. Приложение 1).

Таким образом, основой взаимодействия школы и семьи является общая цель - обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.

Идея партнерства родителей и педагогов-дефектологов в воспитании и обучении детей с особенностями психофизического развития находит отражение в ряде нормативно-правовых документов. Так, в Законе Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» отмечается, что одним из направлений государственной политики в сфере образования является социально-психологическая поддержка семей, воспитывающих лиц с особенностями психофизического развития. В статье 14 указывается на то, что родители могут участвовать в разработке и реализации индивидуальных образовательных и коррекционных программ, присутствовать и участвовать в коррекционных занятиях, получать консультации по вопросам обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития. Важнейшей задачей учреждений образования является создание коллектива единомышленников - педагогов и родителей [4].

Содержание работы педагога с родителями включает три основных блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении учреждением образования.

В.А. Шинкаренко подчеркивает, что содержание работы с родителями детей с ОПФР включает ряд направлений:

• укрепление здоровья, совершенствование физического развития детей, преодоление отклонений, связанных с нарушениями развития;

• нравственное воспитание детей, ознакомление их с общечеловеческими ценностями, нормами общения между людьми, критериями оценки человеческих поступков;

• изучение условий пребывания ребенка в семье, психолого-педагогическая коррекция внутрисемейных отношений;

• привлечение родителей к сотрудничеству с учреждениями образования, активизация общения с педагогами и детьми в условиях совместной деятельности [25, с. 93].

Формы организации работы с родителями, по мнению Л.А. Бондаревич [4], достаточно разнообразны:

• коллективные: общешкольные и классные собрания лекции и семинары для родителей, конференции, день открытых дверей;

• групповые: работа с родительским комитетом, привлечение родителей к решению организационных, культурно-массовых, хозяйственных, воспитательных вопросов;

• индивидуальные: беседы, посещения семей, консультации, переписка.

Только в тесном контакте с родителями, повышая их общую педагогическую культуру, можно добиться успехов в обучении, воспитании детей, создании условий для их социального развития и самореализации.

При этом одним из важнейших условий успешного воспитания в семье будет являться родительский оптимизм, уверенность родителей в том, что с помощью комплекса мер и правильного воспитания в семье можно повысить эффективность социализации и реабилитации ребенка с ОПФР.

Таким образом, основой взаимодействия учреждений образования и семьи является общая цель - обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, развития, воспитания и обучения детей с ОПФР.

На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования можно сформулировать следующие выводы:

Создание классов интегрированного обучения в реальных условиях образовательной системы Республики Беларусь определено рядом объективных условий.

Эффективность интегрированного обучения возможна лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров педагогов как общеобразовательных, так и специальных учреждений. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи и педагогической поддержки в условиях интегрированного обучения.

Сотрудничество педагогов с родителями детей с нарушениями развития является залогом результативной деятельности с детьми по их социально-бытовой адаптации, так как семья оказывает значительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Основная цель совместной деятельности учреждения образования и семьи в решении проблем социальной адаптации - создание в семье благоприятных условий для роста и развития детей, выработка единства действий в их воспитании.

Огромное значение имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.

Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то, что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы педагогов с данным коллективом родителей, особенности системы работы учреждения образования в целом.

Проблема совместной работы школы и семьи в условиях образовательной интеграции важна в теоретическом и практическом отношении.

 


ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ НА ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.023 с.)