Организация и методы проведения исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методы проведения исследования



 

В соответствии с поставленными в исследовании задачами нами было осуществлено изучение некоторых особенностей психического развития младших школьников, обучающихся в классе интегрированного обучения, и особенностей их межличностных взаимоотношений.

Исследование проводилось на базе средней школы №3 г. Пинска. В исследовании принимали участие 20 учеников 2 «В» класса, из них 5 учеников с трудностями в обучении и тяжелыми нарушениями речи.

Констатирующий эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе изучались особенности внимания и памяти учащихся начальных классов. Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между экспериментатором и ребенком. Для налаживания такого контакта обследование проводилось в знакомой ребенку обстановке. Создавались такие условия, при которых ребенок не испытывал отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с малознакомым человеком. Работа с ребенком начиналась с игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. В случае утомления обследование прерывалось и ребенку предоставлялась возможность отдохнуть.

Во время обследования экспериментатор ведет протокол и фиксирует: предлагаемые задания и уровень их выполнения; оказываемую ребенку помощь и степень его обучаемости; возможности самостоятельного исправления ошибок; отношение к выполнению заданий.

Методики диагностики внимания

. Методика «Запомни и расставь точки»

Цель: определение объема внимания.

Описание: ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки - нанести их на пустую карточку за 15 секунд.

. Методика «Корректурная проба»

Цель: диагностика распределения внимания.

Описание: ребенок, просматривая в корректурной матрице каждую сторону последовательно, должен как можно скорее зачеркивать разными способами три каких-либо различных элемента матрицы. Например: елочку - поперечной чертой, мяч - вертикальной, а звездочку - крестиком. Необходимо фиксировать общее время выполнения всей работы (максимум 5 минут). Через каждую минуту взрослый должен отмечать цветным карандашом на бланке (предупредив об этом заранее ребенка, чтобы не сбивать его темп работы) место текущего поиска заданных знаков.

. Методика «Домик» (по Н.И.Гуткиной)

Цель: определение уровня развития произвольного внимания, выявление умения ориентироваться в своей работе на образец, копировать его.

Описание: ребенку предлагают срисовывать домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорной координации и тонкой моторики руки.

Методики для исследования памяти

. Методика «10 слов»

Цель: определение уровня развития зрительной памяти.

Описание: ребенку предлагают посмотреть и запомнить предлагаемые картинки. В зависимости от цели исследования, можно исследовать как кратковременный, так и долговременный вид памяти.

Материал: дом, солнце, ворона, карандаш, часы, молоко, окно, вода, брат, книга; утро, серебро, ребенок, река, север, молоток, капуста, стакан, школа, ботинок.

. Метод Джекобса

Цель: выявление уровня развития кратковременной памяти.

Описание: ребенку предлагают прослушать, запомнить и повторить ряды цифр.

Материал: 4-3-9; 3-9-5-3; 4-2-7-3-1; 6-1-9-4-7-3; 5-9-1-7-4-2-3; 9-8-1-9-2-6-4-7; 3-8-2-9-5-1-7-4-6.

. Методика «Пары слов»

Цель: определение уровня развития смысловой памяти.

Описание: ребенку предлагают послушать и запомнить пары слов. Материал: кукла - играть, курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, бабочка - муха, щетка - зубы, снег - зима, мультфильм - телевизор, груша - компот, лампа - вечер.

На втором этапе проводился анализ межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Для выявления характера взаимоотношений детей в классах интегрированного обучения была использована разработанная Я.Л. Коломинским методика «Выбор в действии». В соответствии с нею была проведена игра “Секрет”. Методика проведения: перед началом игры каждому ребенку давалась инструкция: “Сейчас я дам тебе три игрушки. Ты можешь положить их тем детям, которым ты хотел бы их подарить, только каждому по одной. Можешь положить и тем детям, которых нет сегодня”. Полученные данные заносились в заранее заготовленную матрицу.

Результатам обследования давалась качественная и количественная оценка. Качественная оценка представляла собой выявление, анализ и подробное описание особенностей выполнения ребенком каждого задания. Она легла в основу количественного анализа результатов обследования: выявленные особенности ответов детей с общим недоразвитием речи учитывались при начислении баллов за каждое задание, т.е. получали свою количественную интерпретацию.

За каждое выполненное задание начислялись баллы:

балла - задание выполнено самостоятельно без ошибок;

балла - при выполнении задания были допущены единичные ошибки;

балл - допущено более 3-х ошибок.

баллов - задание не выполнено.

На основании обработки полученных данных были выделены 4 уровня развития внимания и памяти у детей младшего школьного возраста:

высокий (В) - 8-9 баллов;

средний (С) - 6-7 баллов;

ниже среднего (НС) - 4-5 баллов;

низкий (Н) - 1-3 балла.

Обследование проводится индивидуально в несколько приемов. Полученные данные констатирующего эксперимента анализировались и заносились в сводные таблицы.

С целью определения условий, которые созданы в учреждении образования для совместной работы школы и семьи в условиях интегрированного обучения, было проведено анкетирование педагогов и родителей.

В процессе проведения анкетирования педагогов 2 «В» класса (учитель начальных классов и учитель-дефектолог) и родителей им предлагалось ответить на вопросы, связанные с проблемой сотрудничества (анкеты представлены в Приложении 2 и Приложении 3).

 


2.2 Анализ результатов исследования

 

Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить младших школьников с четырьмя различными уровнями развития памяти и внимания: высоким, средним, ниже среднего и низким.

Наглядно результаты эксперимента отражены в таблицах 2.1 и 2.2.

 

Таблица 2.1

Особенности развития внимания у младших школьников на этапе констатирующего эксперимента, в баллах

Имя Ф.

Методика

Общая сумма баллов Уровень
  1 2 3    
Илья В. 3 2 2 7 С
Оля К. 3 2 2 7 С
Рома Г. 1 1 1 3 Н
Денис П. 3 3 3 9 В
Настя Р. 3 2 3 8 В
Костя Е. 3 2 2 7 С
Алеша С. 2 2 3 7 С
Никита К. 1 1 1 3 Н
Катя С.. 3 2 3 8 В
Илья К. 3 2 2 7 С
Таня Ю. 3 2 3 8 В
Наташа С. 2 1 1 4 НС
Диана Д. 3 2 2 7 С
Настя С. 3 2 3 8 В
Аня А. 3 2 2 7 С
Егор П. 1 1 1 3 Н
Лена М. 3 3 3 9 В
Юра Б. 3 2 3 8 В
Настя М. 1 1 2 4 НС
Лиза Р. 3 2 2 7 С

Таблица 2.2

Особенности развития памяти у младших школьников

на этапе констатирующего эксперимента, в баллах

Имя Ф.

Методика

Общая сумма баллов Уровень
  1 2 3    
Илья В. 3 2 2 7 С
Оля К. 2 2 2 6 С
Рома Г. 1 0 1 2 Н
Денис П. 3 2 3 8 В
Настя Р. 2 2 2 6 С
Костя Е. 3 2 2 7 С
Алеша С. 2 2 2 6 С
Никита К. 1 1 1 2 Н
Катя С.. 3 2 3 8 В
Илья К. 3 2 2 7 С
Таня Ю. 2 2 2 6 С
Наташа С. 1 1 1 4 Н
Диана Д. 2 2 2 6 С
Настя С. 3 2 3 8 В
Аня А. 3 2 2 7 С
Егор П. 1 1 1 3 Н
Лена М. 3 3 2 8 В
Юра Б. 3 2 3 8 В
Настя М. 1 1 2 4 НС
Лиза Р. 2 2 2 6 С

 

Как видно из таблиц 2.1 и 2.2, никто из младших школьников с особенностями психофизического развития не достиг высокого и среднего уровня.

По результатам диагностики, высоким уровнем сформированности изучаемых процессов обладают 35 и 25 % испытуемых. Для этих ребят характерно умение длительно сосредотачиваться на выполнении предлагаемых заданий, переходить от одного задания к другому, а также достаточно развитая слуховая и зрительная память.

Большинство школьников, принимавших участие в исследовании, обладает средним уровнем сформированности (40 % и 50 %). Эти дети имеют достаточные умения запоминать предлагаемый материал на короткое время и переходить от одной деятельности к другой. Однако у этих детей наблюдается недостаточный уровень развития долговременной памяти и способности длительно сосредотачиваться на определенном задании.

Все дети с особенностями психофизического развития отнесены по результатам диагностики к ниже среднему и низкому уровню сформированности психических процессов. У этих детей практически отсутствует умение длительно сосредотачиваться на выполнении задания и одновременно действовать с несколькими предметами, недостаточно сформировано умение воспроизводить слова и названия картинок.

В результате проведения исследования взаимоотношений детей выяснилось, что класс достаточно дружный:

три члена класса получили по 8 выборов. Это “Звезды” класса, они в классе популярны.

“предпочитаемый” - член класса, получивший 4-6 выборов. Таких в классе 6 человек.

“оттесненный” - член класса, получивший 1-3 выбора. В классе их 9 человек (из них 4 ребенка с особенностями психофизического развития).

“отверженный” - член класса, не получивший ни одного выбора. Таких - два человека (1 ребенок с особенностями развития);

взаимовыбора нет у 10 человек.

Дети в данном классе легко вступают в контакт, дружелюбны, отзывчивы друг к другу, адекватно реагируют на замечания, находятся в хороших отношениях со сверстниками с особенностями психофизического развития.

Анализ ответов педагогов показал, что:

все педагоги считают работу по взаимодействию школы и семьи, так как это залог полноценного развития личности ребенка;

все педагоги подчеркивают, что в их учреждении образования проводится систематическая работа по взаимодействию школы и семьи;

все педагоги указывают, что наиболее эффективными видами деятельности в работе являются родительские собрания, консультации, дни открытых дверей и т.п.;

по мнению педагогов, основными источниками, в которых можно почерпнуть новые сведения о совместной работе, являются интернет-ресурсы, литература по данной теме;

при оценке готовности осуществлять работу по организации взаимодействия семьи и школы педагоги подчеркнули, что готовы осуществлять эту работу.

Итак, анкетирование педагогов выявило, что педагоги учреждения образования могут проектировать и осуществлять работу по данной теме.

Анализ результатов проведенного анкетирования родителей позволил сделать следующие выводы:

* в большинстве случаев (60%) дети дома находятся с бабушкой и дедушкой, с родителями - лишь 20% детей.

* любимыми видами деятельности детей в свободное время оказались: игры с игрушками (60 %), чтение книжек (50 %), рисование (40 %), прогулки (40 %).

* театры, выставки и цирк в 70% случае с ребенком посещают с бабушками и дедушками, а остальные посещают данные заведения лишь изредка. Указать те учреждения, которые родители посетили в этом месяце, смогли лишь 20% родителей.

* большинство родителей (60 %) систематически обращают внимание на развитие ребенка, 30 % - постоянно и 10 % - затруднились ответить.

* активно заниматься развитием ребенка мешают: недостаток времени - 40 %, недостаток знаний и умений - 30 %, домашние дела - 30 %.

* основными источниками знаний о развитии детей являются: статьи в газетах и журналах - 30 %, личный опыт - 30 %, специалисты дошкольных учреждений - 20 %, родственники - 10 %, друзья и знакомые - 10 %.

* 60 % родителей готовы к сотрудничеству с учреждением образования и 30 % - затруднились ответить.

Итак, результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования процесса совместной работы учреждения образования и семьи в условиях интегрированного обучения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.019 с.)