Использование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях для развития музыкального слуха у детей, творческого воображения и певческих навыков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях для развития музыкального слуха у детей, творческого воображения и певческих навыков.



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ, ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность, умение творчески мыслить, помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают певческие навыки, чувство ритма, тембровый и динамический слух.
Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность
провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, восприятия музыки и музыкально-ритмических движений.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, красочно оформлены, интересны и привлекательны, такие игры вызывают желание у детей играть, петь, слушать музыку, танцевать. Музыкально-дидактические игры, развивающие восприятие музыки, с помощью классических и народных музыкальных произведений вызывают интерес ребенка к музыке, формируют эмоционально-положительное отношение к ней. Развитое слуховое восприятие положительно влияет на формирование предпосылок к занятиям различными видами музыкальной деятельности, именно поэтому необходима помощь музыкально-дидактических игр.
Музыкально-дидактические игры стимулируют певческую активность и способствуют развитию звукового взаимодействия между взрослым и ребенком. Пение взрослого благотворно влияет на мелодический слух ребенка, а чередование пения и музыки в аудиозаписи придает играм особую эмоциональную насыщенность, позволяет концентрировать внимание ребенка, дольше сохранять его интерес к музыкально-игровой деятельности.
Организуя музыкально-дидактические игры нужно предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем они сознательнее, отзывчивее, добросовестнее относятся к поручениям. Предлагаем вам некоторые музыкально-дидактические игры на развитие у детей певческих навыков, восприятия музыки и развития музыкального слуха.

 

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛЕСЕНКА» (4 – 5 лет)

 

Цель: дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии.
Игровой материал: восьмиступенчатая лесенка и фигурка (животного, героя мультфильма и т.д.)
Методика организации игры:
Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках, рассказывает им об особенной музыкальной лесенке, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т.к. ее ступеньки
это музыкальные звуки, их можно только услышать.
Детям предлагается прослушать движение звука вверх и вниз по ступенькам музыкальной лесенки (педагог поет песенку «Про лесенку»), сопровождая свое пение движением ладони по воображаемым ступеням.

Сту-пень-ки зву-ки вверх и-дут,
За-тем о-ни нас вниз све-дут.

Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми.
Для закрепления представлений детей о поступенчатом движении мелодии вверх и вниз педагог использует наглядность (например, 8-ступенчатую лесенку из кубиков и фигурку, которая перемещается по ней вверх и вниз).

 

 

ИГРА «КОЛОБОК» (4 – 5 лет)

 

Цель: развитие динамического слуха в сочетании с чистотой интонирования в пении.
Игровой материал: любая знакомая песня, которую можно петь без музыкального сопровождения, игровое поле, молоточек и несколько небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник и елку.
Методика организации игры:
Педагог расставляет фигурки на игровом поле в любом порядке. Дети рассматривают фигурки и выбирают вместе с педагогом водящего. Водящий выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих.
Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут «колобок» и зовут водящего:
Укатился колобок, колобок – румяный бок,
Как же нам его найти, к деду с бабкой привести?

Ну-ка, Лена, по дорожке походи, походи,
И по песенке веселой колобочек отыщи.

Дети поют знакомую песенку, а водящий в это время берет молоточек и водит им по игровому полю от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, дети поют тихо, если близко – громко.
Во время исполнения песни педагог следит за тем, чтобы дети чисто интонировали, пели ласково, выразительно, не форсировали звук.

 

 

ИГРА «КТО ПОЕТ?» (4 – 5 лет)

 

Цель: развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).


Игровой материал: три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.


Методика организации игры:
Дети слушают рассказ о музыкальной семье (при этом музыкальный руководитель показывает соответствующие картинки), в которой все любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сынок – высоким голосом. Дети прослушивают исполнение трех пьес, звучащих в разных регистрах и получают разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре называется «Рассказ папы» (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре называется «Колыбельная песня» (мама поет своему сыну колыбельную); пьеса, звучащая в высоком регистре называется «Маленький марш» (мальчик, напевая, марширует под музыку).
После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор. Задание выполняется всей группой детей, затем индивидуально, при этом «музыкальные загадки» исполняются в разной последовательности.


 

ИГРА «КАПЕЛЬКИ» (5 – 7 лет)

 

Цель: развитие музыкального слуха, определение характера музыки.
Игровой материал: картинки в форме капелек, на которых изображена разная мимика.
Методика организации игры:
Детям раздаются картинки с изображенными на них капельками воды с разной мимикой. Сначала они называют нарисованные эмоциональные состояния, находят между ними общие и отличительные черты. «Капельки» объединяются между собой по принципу похожести, противоположности. Затем, из предложенных музыкальных фрагментов выбираются те, которые наиболее подходят для описания каждой капельки. После этого педагог говорит детям, что все капельки живут на одном облаке и очень дружны между собой (звучит веселая, легкая музыка).
Далее дети внимательно следят за сменой характера произведения: например, когда звучит веселая музыка капельки весело танцуют, когда музыка меняется на грустную – они собираются на облаке и грустят, когда звучит грозная музыка, то капельки превращаются в грозные капли, топают ногами. Педагог обязательно объясняет характер музыки и движения детей.
Можно использовать музыку: «Вальс» Ф. Шопена, «К Элизе» Л. Бетховена,
«Времена года» П. И. Чайковского.



 

 

ИГРА «КОТ И МЫШИ» (5- 7 лет)

 

Цель: совершенствовать умение детей различать динамические оттенки, умение выразительно передавать музыкально-игровой образ.
Игровой материал: музыкальное произведение «Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова.
Методика организации игры:
Педагог читает стихотворение, сопровождая его музыкальными отрывками, исполняемыми в той динамике, которая озвучена стихотворением. Дети выполняют действия, согласно тексту и динамике.
Стихотворение:

Жил кот Василий, ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот!
Очень тихо всегда он ходил, громко, настойчиво кушать просил.
Да чуть потише на печке храпел, вот вам и все, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон, вот такой, будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал, своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились, ой, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот – брысь! И врассыпную они понеслись.
Пока кот спал, происходило вот что: мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки, потом чуть тише смеялись над котом,
Они ему хвост завязали бантом! Василий проснулся и громко чихнул,
К стенке повернулся и снова заснул, а мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались!


 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ, ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность, умение творчески мыслить, помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают певческие навыки, чувство ритма, тембровый и динамический слух.
Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность
провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, восприятия музыки и музыкально-ритмических движений.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, красочно оформлены, интересны и привлекательны, такие игры вызывают желание у детей играть, петь, слушать музыку, танцевать. Музыкально-дидактические игры, развивающие восприятие музыки, с помощью классических и народных музыкальных произведений вызывают интерес ребенка к музыке, формируют эмоционально-положительное отношение к ней. Развитое слуховое восприятие положительно влияет на формирование предпосылок к занятиям различными видами музыкальной деятельности, именно поэтому необходима помощь музыкально-дидактических игр.
Музыкально-дидактические игры стимулируют певческую активность и способствуют развитию звукового взаимодействия между взрослым и ребенком. Пение взрослого благотворно влияет на мелодический слух ребенка, а чередование пения и музыки в аудиозаписи придает играм особую эмоциональную насыщенность, позволяет концентрировать внимание ребенка, дольше сохранять его интерес к музыкально-игровой деятельности.
Организуя музыкально-дидактические игры нужно предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем они сознательнее, отзывчивее, добросовестнее относятся к поручениям. Предлагаем вам некоторые музыкально-дидактические игры на развитие у детей певческих навыков, восприятия музыки и развития музыкального слуха.

 

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛЕСЕНКА» (4 – 5 лет)

 

Цель: дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии.
Игровой материал: восьмиступенчатая лесенка и фигурка (животного, героя мультфильма и т.д.)
Методика организации игры:
Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках, рассказывает им об особенной музыкальной лесенке, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т.к. ее ступеньки
это музыкальные звуки, их можно только услышать.
Детям предлагается прослушать движение звука вверх и вниз по ступенькам музыкальной лесенки (педагог поет песенку «Про лесенку»), сопровождая свое пение движением ладони по воображаемым ступеням.

Сту-пень-ки зву-ки вверх и-дут,
За-тем о-ни нас вниз све-дут.

Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми.
Для закрепления представлений детей о поступенчатом движении мелодии вверх и вниз педагог использует наглядность (например, 8-ступенчатую лесенку из кубиков и фигурку, которая перемещается по ней вверх и вниз).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.022 с.)