Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика древнегреческой литературы.

Поиск

Общая характеристика древнегреческой литературы.

Литература сформировалась под влиянием мифа – отражение происходящего в мире через метафоры и образы. Под влиянием родовой общины сформировалось представление о пантеоне богов объединенных родственными связями. Через мифы люди пытались объяснять события, происходящие на земле (воля богов).

 

Греческая мифология. Красота, героизм, судьба как основные мифологемы.

Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Греческая мифология -это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с мифами также и исторические легенды, предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы.

У Гомера красота есть божественная субстанция и главные художники – боги, создающие мир по законам искусства. Недаром красота мира создается богами в страшной борьбе, когда олимпийцы уничтожают архаических чудовищ. Однако эта красота гибельна. Сирены привлекают моряков прекрасными голосами и умерщвляют их. Эти страшные полуптицы – полуженщины прекрасны своим искусством пения, но ужасны своей дикостью.

 (Героизм) Прекрасные олимпийские боги жестоко расправляются со всеми кто покушается нарушить гармонию установленной ими власти. И боги посылают в этот мир красоту, воплощая ее в облике женщины, несущей с собой соблазны, смерти и самоуничтожение великих героев. Так появляется созданная богами прекрасная Пандора, в которую боги вкладывают лживую душу.

Судьба для греков является чем то неоспоримым. Ее вершат боги и человек не в силах им противостоять. Так появляется миф о 3хвесталках, которые плетут нить жизни а затем ее обрезают

 

  Оптимизм и фатализм как основы мировоззрения.

Оптимизм у греков – наслаждение земной жизнью, ведь загробная – мучение. Люди верили в героев, которые избавят их от чудовищ и принесут мир, выступая защитниками. Фатализм в мировоззрении греков проявлялся как подчинение воле богов. Человек ничего не мог изменить и слепо подчинялzь. За исключением героев (Персей или Геракл). Противоположность – Эдип.

Эпикур - один из знаменитых греческих мыслителей, прославился философией гедонизма (культ радости). У греков был депрессивное восприятие смерти, поэтому все земные наслаждения воспринимались не только физиологическую, но и религиозно. Любовь жизни противопоставлена страху смерти. Поэтому Деонис и Эрот почитались им. Греческая эротика была необычна тем, что имела не столько физиологическую, сколько духовную сторону.

 

Олимпийские боги. Мифологические герои. Музы. Боги и люди.

 

Олимпийские боги являются отражением жизненного уклада греков (патриархальный строй). Верховным был один бог – Зевс. Каждый бог покровительствовал определенному ремеслу или действию (Гермес – бог торговли и посланник Зевса; Афина – богиня мудрости и военного дела).

Мифологические герои – простые люди, но полу божественного происхождения (например, Геракл – сын Зевса). Они совершают подвиги и избавляют людей от чудовищ (Тесей и Минотавр). Герои бросают вызов богам, судьбе, но как правило проигрывают (Фамирид и музы). Появляются мифы о родовом проклятии.

Боги и люди вступают в конфликты, за что и получают наказания (Миф об Арахне); боги считают себя выше людей, однако не все боги против людей (Прометей (титан) дарует людям огонь). Боги считали жизнь людей лучше, ведь люди смертные.

Музы выступают в греческой мифологии как покровительницы искусств, а так же они наделены человеческими чувствами (Анненский, Орфей и Эвридика).

Греческая лирика. Сапфо.

Единственная из оставшихся в античном периоде поэт-женщина, вероятно была руководительницей поэтической школы. Поэтесса из аристократического рода, в результате политической борьбы была изгнана с острова Лезбос и бежала в Сицилию. Это изгнание было не долгим. Женская поэзия посвящалась культу Афродиты. Судя по стихам и легендам Сафо была очень сильной, яркой, была влюблена в Фаона - мифический герой, был ли он на самом деле не известно. Сафо имела дочь была замужем. Эти сведения интересны с точки зрения автобиографии. С психической точки зрения ее стихи отличались эмоциональной насыщенностью, напряженностью. Большинство из них построены к воображаемой идеологии. 

 Историки считают, что у не было большое собрание сочинений (около 9 списков), эти самые циклы были распределены по разны художественным техникам и воспринимались как пособия для учеников. Сафо сформировала традицию европейских психических лириков. Писала прежде всего о себе. В поэзии Сафо тоже есть лирический персонаж. Тематически она воспевает красоту, любовь, любовь к ребенку, сомнения. Исповедальность соединяется с культом красоты сделала ее поэтом первой величины.

 

Басни Эзопа.

Эзоп - это древнегреческий баснописец, который создал около 426 басен. В V веке до н.э. Геродот упоминает Эзопа в своих работах и пишет о том, что этот баснописец был рабом, но сумел стать свободным человеком.

Басни Эзопа отличаются краткостью и лаконичностью, а мораль его произведений проста, но от этого она не теряет своей главной ценности. Героями его басен выступают различные животные, а поучительный урок преподносится не прямо, а через иносказания.

Все его произведения несут в себе поучительные уроки, которые необходимы людям и до сих пор. Те проблемы и пороки, которые раскрывает Эзоп, являются вечными для человечества, и всегда будут оставаться актуальными.

 

Чаще всего, басня - это изображение короткой сцены из жизни, в которой раскрывается истинные и ложные ценности человеческой жизни.

Знамениты басни Эзопа о сыновьях, которые перекопали виноградник, когда искали сокровище, оставленное отцом: о свинье, которая уничтожила корни дерева, плоды которого были ее едой; о лисице, которая так и не сумела достать вожделенный виноград и решила, что он еще зеленый.

Басни всегда обладают поучительным концом, который полноценно раскрывает ошибку, сделанную героем до этого. Эзоп учит нас смотреть на жизнь более осмысленно и не забывать анализировать собственное поведение - ведь зачастую именно мы сами можем оказаться виновниками своих неудач.

А иносказательную речь в литературе стали называть "эзоповым языком", благодаря мудрости и емкости его басен.

 

Ливий Андроник.

Считается первым римским писателем. Он был рабом, учителем и воспитателем детей богатого римлянина.

Вплоть до II века н. э. этот перевод был главной учебной книгой для римской литературы. Ливий адаптировал греческую мифологию под римскую, и она приобрела законченную стройность. Он перевёл также имена богов: Зевс стал Юпитером. Афродита – Венерой и т.д. Греческие мифы стали восприниматься как римские.

Ливий познакомил римлян с греческой драматургией. Он переводил не великих греческих драматургов, а второстепенных, в частности, пьесы Менандра «Ахилл» и «Троянский конь». В основе была «Илиада» Гомера. Ливий считал, что римлянам интересно читать про войну. Он перевёл с греческого на латинский «Одиссею».

Важной частью римской истории были войны с Карфагеном, считавшимся альтернативной цивилизацией. В 207 году Карфаген был взят, войска Ганнибала разбиты. Ливий написал гимн в честь победы. Этот гимн стал частью оригинальной римской литературы.

Гней Невий.

Латинский язык для него был родным, но, будучи греком, жил в провинции. Был участником 1-й Пунической войны (войны с Ганнибалом). Вернувшись с поля боя в Рим, испытал себя в драматургии, переводил греческие трагедии. Переводы эти утеряны.

Невий воспел войну в поэме «Пуническая война». Необычно то, что в этой поэме появляется Эней – герой греческой мифологии, троянец, которого боги спасли от плена и гибели. Началом поэмы было бегство Энея из охваченной пожаром Трои; упоминался любовный роман Энея и Дидоны, карфагенской царицы. Затем Эней прибывал в Италию, где его внук Ромул становился основателем Рима. Создание Рима стало восприниматься как божественное событие.

 Поэма Невия, как можно судить по фрагментам, была написана сатурнинским стихом, ее язык был прост, но архаичен.

Другое его важное произведение – «Воспитание Ромула и Рема».

Квинт Энний.

Энний родился в Южной Италии. Для этого региона было характерно многоязычие – Энний знал и греческий, и латинский языки. Энний, по-видимому, участвовал во второй Пунической войне с карфагенянами, где познакомился с Катоном Старшим, который привез его с собой в Рим. Основная его деятельность была связана с философией.

Его заслуга в формировании римской литературы связана с историческим произведением «Анналы» («Летопись»), состоявшим из 18 книг. В поэме Энний излагает свою версию истории, перечисляет различных греческих политиков, правителей. Среди этих деятелей особое значение получает царь Тирр, который воспринимается как прообраз будущих императоров. 

Поэма, написана уже не «старым» сатурнинским стихом, а заимствованным из Греции гомеровским гекзаметром, который с этих пор прочно утвердился в римском эпосе.

Кроме того, «Энний» делал драматические адаптации, хотя театр римляне не любили, и театральные сочинения не пользовались популярностью. С греческими оригиналами Энний обращался очень свободно и, видимо, старался приспособить их к потребностям римской сцены; так, например, в «Ифигении» хор девушек, выведенный у Еврипида, заменён у хором солдат. Из римской жизни достоверно известна только одна пьеса Энния — «Похищение сабинянок».

 

Римская поэзия. Овидий.

 

Пу́блий Ови́дий Назо́н — древнеримский поэт. Более всего известен как автор поэм «Метаморфозы» и «Наука любви», а также элегий — «Любовных элегий» и «Скорбных элегий». По одной из версий, из-за несоответствия пропагандируемых им идеалов любви официальной политике императора Августа в отношении семьи и брака был сослан из Рима в западное Причерноморье, где провёл последние годы жизни. Оказал огромное влияние на европейскую литературу, в том числе на Пушкина, в 1821 году посвятившего ему обширное послание в стихах.

Цицерон и Цезарь.

 

Рассмотрев сущность цицероновского понятия «идеальный правитель», отношение Цицерона к единовластию, в том числе к диктатуре Цезаря, которую он называет тиранией, мы пришли к выводу о том, что именно реальная угроза единоличной власти с элементами тирании подтолкнула Цицерона к теоретическому оформлению концепции идеального правителя. В целом, она базируется на идее нравственной реформы государственного аппарата, которая восходит к стоическим добродетелям (мудрости, справедливости, благодеянию, величию духа и умеренности). Однако для Цицерона правитель не просто философ, на что указывали стоики, а активный государственный деятель, для которого наивысшей справедливостью является общественное благо. Правитель является опекуном для подчиненных, и такие отношения основаны на справедливости и доверии.

Правителю также необходимо быть хорошим оратором, уважать религию и быть просто удачливым человеком.

Цицероновский правитель не является монархом. Цицерон не мог восхвалять идеал монархического правителя, поскольку в своих сочинениях он неоднократно указывал на нестабильность монархической формы правления, на ее тенденцию вырождаться в тиранию одного человека, которая являлась, по его мнению, самой несправедливой из всех форм тирании.

 Если учесть, что цицероновская концепция идеального правителя была оформлена во времена диктатуры Цезаря, то становится очевидной ее антимонархическая направленность. Отношение Цицерона к последним годам правления

 Цезаря явно негативное. Уже не веря в нравственное исцеление тирана и восстановление с его помощью genus mixtum, Цицерон заявляет, что уничтожение тирана — это благо для римского народа, а то, что нравственно-прекрасно с общественной точки зрения, является, безусловно, полезным, даже если это убийство человека.

 

Общая характеристика древнегреческой литературы.

Литература сформировалась под влиянием мифа – отражение происходящего в мире через метафоры и образы. Под влиянием родовой общины сформировалось представление о пантеоне богов объединенных родственными связями. Через мифы люди пытались объяснять события, происходящие на земле (воля богов).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 911; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.009 с.)