Глава I. Повседневная культура: базовые понятия и концепты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Повседневная культура: базовые понятия и концепты



Оглавление

Введение

Глава I. Повседневная культура: базовые понятия и концепты

1.1 Основные подходы к определению повседневной культуры

1.2 Представления о жизни и смерти в разные эпохи (на примере России)

Глава II. Трансформация представлений о жизни и смерти в современной повседневной культуре

2.1 Концепты "жизнь", "смерть": репрезентация повседневных обрядов

2.2 Свадебные и похоронные обряды в повседневной культуре

2.2.1 Свадебные обряды в повседневной культуре

2.2.2 Похоронные обряды в повседневной культуре

Заключение

Список источников


Введение

 

Актуальность исследования. В настоящее время растет осознание того, что духовное измерение человеческого опыта является полноправной сферой исследования и изучения в рамках психологической науки.

Самыми сильными критическими ситуациями личности являются те, которые связаны с осознанием собственной смертности (неизлечимая болезнь, участие в боевых действиях и т.д.) или столкновения со смертью другого (переживание потери близкого человека). Причем, смерть в данном контексте понимается как трансформирующий процесс, отказ от старых, привычных способов бытия и подбор, совершенствование новых более адекватных изменившимся условиям.

Рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональные потрясения, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.

Поиском ответа на этот вопрос занимались и занимаются и мифология, и различные религиозные учения, и искусство, и многочисленные философии.

Изучение изменений в повседневной культуре на разных исторических этапах дает зримое представление об эволюции духовных ценностей общества, включая представления о жизни и смерти. Анализ обрядов жизненного цикла, в частности похоронных и свадебных ритуалов, в контексте общекультурного опыта позволяет выявить особенности определенного народа и их связи в историческом процессе. Обряды и ритуалы жизненного цикла представляют собой особый социокультурный мир, выраженный в символах и знаках повседневной культуры.

Проблемы жизни и смерти разрабатывались философами и этиками на протяжении веков. Можно поставить вопрос - зачем снова обращаться к ним? Потому что это - вечные проблемы, над которыми всегда, пока существует человечество, будут задумываться люди. Постоянно накапливается новый социальный и моральный опыт и возникает необходимость вновь ставить вопросы, давать им новое решение. А социальный и моральный опыт XX столетия дал особенно много материала для обобщения. Поэтому вопросы жизни и смерти встали в наше время с особой остротой.

Цель данной дипломной работы: анализ репрезентации представлений о жизни и смерти в повседневной культуре.

Задачи:

определить базовые понятия и концепты повседневной культуры;

проанализировать основные подходы к определению повседневной культуры;

проанализировать представления о жизни и смерти в разные эпохи;

проследить трансформацию представлений о жизни и смерти в современной повседневной культуре;

проанализировать свадебные и похоронные обряды в повседневной культуре.

Объектом дипломной работы является проблема репрезентации представлений о жизни и смерти.

Предметом данной дипломной работы является динамика обрядов, связанных с представлениями о жизни и смерти в российской культуре разных эпох.

В качестве гипотезы в данной работе выдвигается утверждение, что обряды, связанные с жизнью и смертью, в наименьшей степени подвержены трансформации в современной эпохе.

Данное исследование строилось на следующей методологической базе:

повседневная культура свадебный похоронный

Феномен культуры повседневности представлен в работах Л.В. Беловинского, Э. Гуссерля, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана, А.Л. Ястребицкой, Ф. Броделя, К. Гирца, Л. Февра.

Концептосфера играет немалую роль в данном исследовании, ее основные положения изложены в работах А. Вежбицкой, С.Г. Вокачева, Ю.С. Степанова, Д.С. Лихачева, А.Ю. Большаковой, Ф. Гватари, Ю.Е. Прохорова.

Тезисы мифологии исследованы в работах таких авторов, как А.Ф. Лосев, П.С. Гуревич, Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрезер, Б. Малиновский, Л.Н. Воеводина, М.В. Семенова, В.Я. Пропп и многих других. Тема мифологии актуальна для данного исследования, так как именно в ней можно проследить истоки и дальнейшее развитие представлений о жизни и смерти на примерах мифов о загробной жизни и о богах, воплощающих собой жизнь и смерть.

В процессе написания данной работы использовались следующие методы: описательный, компаративный (сравнительный), обобщение, эволюционализм, структурный функционализм.

Структура работы

Дипломная работа состоит из Введения, 2 глав, Заключения и Списка источников.


Заключение

 

Проблемы жизни и смерти разрабатывались специалистами из разных областей наук на протяжении веков. В XX веке продолжала развиваться тенденция вытеснения смерти из смыслового поля культуры. Мир живых отделяется от мира мертвых и начинается противостояние. Отступление смерти из культурного мира современного человека механизирует, омертвляет его жизненное пространство. Смерть превращается в десоциализированное небытие, и этому немало способствует разрушение ритуала, как моста, связывающего культуру и жизнь, миры живых и мертвых.

Между тем древние культуры демонстрируют значительную роль ритуала как системы предписанного сложного поведения, обеспечивающего обмен между живыми и мертвыми. Так, в первобытном мире смерть понималась как отделение души (не в христианском смысле), как тени, двойника. Ощущение высшего познания связывалось с выходом души, с ритуальным употребление психоделических средств, введением постов. Болезнь также нередко трактовалась как временное отсутствие души или вторжение чужого из мира мертвых. Во многих древних культурах фигурирует сюжет об отверстиях, через которые уходит и приходит двойник, с ними же связан и ритуал врачевания.

Постепенно "торжественная смерть" в семейном кругу уходит из европейской цивилизации. В ХХ веке большинство людей встречают смерть в больницах, то есть в деритуализованной среде. Выведение смерти за границы ценностно-смысловой сферы современной западной цивилизации порождает негативное отношение к страданию и стремление к вытеснению его из жизни, чтобы максимально облегчить переход к смерти, чем и объясняется возрастающее количество сторонников активной эвтаназии.

Возросшие требования к качеству жизни, стремление к "комфортной смерти" изменяют отношение к формам, сопровождающим смерть, прежде всего к эстетическому оформлению тела и всего погребального обряда. Умерший должен "походить на живого", выглядеть естественно, в соответствии со свойственной современной культуре идеей о противоестественности смерти. Подобное отношение к погребальным ритуалам скорее увеличивает пропасть между миром живых и мертвых и подчеркивает безжизненность индустрии "погребальной саркофагии".

И все же человек современной культуры продолжает нуждаться в ритуале, как в адаптивном механизме, обслуживающем поле жизни-смерти, и облегчающем переживание горя. Общества, в которых продолжают жить религиозные (православные, мусульманские, буддийские) традиции отношения к смерти, не изжили ритуал как коллективное действие, производящее символический обмен между живыми и мертвыми. Поминальный ритуал в день похорон, соблюдение ритуальных поминовений на девятый, сороковой дни, через год, оказывают социально-терапевтическое воздействие на живых.

Современный биоэтический дискурс отличается дискуссионностью и полемичностью. Обсуждение различных точек зрения является продуктивной фазой развития этого научно-практического направления, так как ведет к установлению консенсуса и, в конечном счете, к изменению законов. Тем самым, современное общество вырабатывает формы санкционирования прав на смерть, нетрадиционные формы репродукции, дарение, (а возможно и торговлю) биоматериалом, а человек впервые получает возможность изменить свою биологическую природу.

Социализация смерти заявляет о себе во все расширяющемся поле насилия. Акты насилия, облеченные совершающими их людьми в ритуальные формы и направленные не против отдельной личности, а против неприемлемой цивилизации, застают врасплох людей западного мира, привыкших считать личность самоценностью, погружают их в мир тотального страха. Возникает потребность в новых ритуалах, способных стать средствами психотерапии для людей западного мира и социумов, ассоциирующих себя с ним.

О жизни также написано много. И науки, и философия заняты исследованием жизни, проявления которой бесконечно многообразны. Тем не менее, потребность во все более глубоком изучении ее не только не уменьшается, но возрастает. Ответить на вопрос о том, что такое жизнь, как сделать ее более полноценной, можно, только ответив на вопрос, что такое смерть, какова ее сущность и есть ли пути преодоления.

Что касается собственно свадебного обряда, то в деревнях вплоть до XVI века христианству не удалось полностью вытеснить язычество. Лишь к XVII веку церкви удалось прочно ввести освященную религией форму брака. Под влиянием христианства постепенно стали исчезать и трансформировались старые обычаи и обряды. Так же постепенно складывались нормы брачного права.

Вплоть до XIX-начала XX в. в свадебном ритуале сохранялись элементы, характерные для сознания человека, воспитанного на анимистических и магических архетипах. Это и обряды, направленные на улучшение плодовитости будущей матери, и действия на укрепление связи молодых друг с другом. Многие из древних языческих обрядов, сохраняя свое место в ритуале, постепенно утратили первоначальные смысл, но остались частью празднества, или приобрели новое значение, например, в качестве игры, развлечения.

Свадьба имела функцию не только продолжения рода. Также это было важным экономическим событием для обеих семей. К браку общество относилось очень ответственно, всячески осуждая тех, кто не вступал в брак в установленное обычаем время, считая таких людей безнравственными, нарушающими законы крестьянской жизни и обычаи предков.

Говоря о современном бракосочетании, необходимо отметить, что оно все же незначительно отличается от традиционного русского обряда. Сейчас уже никто никого принудительно не сватает, мир стал совершенно другим, у человека появилось больше свободы, поменялась система ценностей. Человек - сам хозяин своей судьбы, и сам выбирает себе спутника в жизни.

Но в свадебном ритуале все же остались устойчивые элементы. Это обручальные кольца, белое (или светлое) платье невесты и фата. Также многие пары, не прибегая к помощи различных праздничных агентств, организуют свои свадьбы сами. Почти на каждой свадьбе воспроизводится сценарий выкупа или похищения невесты. На выходе из ЗАГСа или церкви молодоженов часто осыпают рисом, монетами или конфетти. Свадебный автомобильный кортеж, оглушительно сигналя, непременно объезжает традиционный список памятных мест в городе (изначально - элемент городской русской свадьбы, когда молодая семья объезжала всю свою родню). А вот бросание невестой своего букета - западная традиция.

Справедливым будет заметить, что в настоящее время в России наблюдается стремление к возрождению древних традиций, и то же мы можем видеть в свадебном обряде.

В ходе работы над материалом все поставленные задачи были достигнуты.

Целью данной дипломной работы был анализ репрезентации представлений о жизни и смерти в повседневной культуре. Для этого в первой главе выявлялись основные походы к определению повседневной культуры, прослеживалась динамика становления современных представлений людей о смерти и собственной смертности, рассматривались различные концепции смерти и бессмертия, характеризующие взаимосвязь индивида и общества. Во второй главе анализировались проблемы, связанные с отношением к смерти, рефлексией общественного сознания по поводу смысла и ценности жизни, а также выявлялась динамика изменений в ритуалах, связанных с концептами "жизнь" и "смерть" на примерах свадебных и похоронных обрядов в современной повседневной культуре.


Список источников

 

1. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология. М., 1997

2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992.

.   Баженова, А. Солнечные боги славян // А.С. Кайсаров и др. Мифы древних славян. Велесова книга. - Саратов, 1993

.   Балашов Д.М., Марченко Ю.И. Русская свадьба / Д.М. Балашов, Ю.И. Марченко. - М.; - Современник. - 1985

.   Беловинский Л.В. Культурно-исторические аспекты повседневности: содержание, структура и динамика: автореф. дис. … д-ра ист. наук. - М., 2003

.   Беловинский Л.В. Культура русской повседневности: учеб. пособие для вузов - М.: Высш. шк., 2008

.   Бергер П. Социальное конструирование реальности. М., 1966

.   Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

.   Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности. М., 1986

.   Большой энциклопедический словарь. М.: 1998. (3-е (репринтное) издание 1986г

.   Бэкон Ф. - Сочинения в двух томах, Том 2, М. 1978

.   Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1984

.   Вежбицкая А., Понимание культур через посредство ключевых слов, М., 2001

.   Воеводина Л.Н. - Мифология и культура: учебное пособие - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002

.   Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании 2001.

.   Воркачев С. Счастье как лингвокультурный концепт. - М, 2004

.   Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. М., 1967.

.   Гирц К. Интерпретация культур.М. росспен. 2004.

.   Гирц К. Интерпретация культур.М. росспен. 2004.

.   Гусейнов, А.А. Этика: Учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 1998

.   Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа "Анналов".М., Индрик, 1993.

.   Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.

.   Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990

.   Ильин Н.А. Современная наука о жизни и смерти. - Кишинев, 1995.

.   Ковтун А.В. Современный контекст смерти. // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии №3. Екатеринбург, 2002

.   Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии. 1920-1930 годы. СПб., 1999

.   Левкиевская Е. Мифы русского народа., М., 2000

.   Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка - СПб., 1993. - Т.48

.   Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С.13; Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.1

.   Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство - СПБ, 1994.

.   Лук А.Н. - Мышление и Творчество, 1976

.   Лук А.Н. - Мышление и Творчество,

.   Малиновский Б. - Динамика культурных изменений - М, 2004

.   Малыгина И.В. От "помнящей культуры" к "культуре забвения": дискурсы и исторические формы репрезентации культурной памяти // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № 3. - С.66-72

.   Марков Б.В. "Философская антропология. Очерки истории и теории". - СПб, 1997.

.   Мифы народов мира. В 2-х т. - М.: Советская энциклопедия, 1991.

37. Пушкарева Н.Л. "История повседневности" http://www.perspektivy. info/history/istorija_povsednevnosti_kak_napravlenije_istoricheskih_issledovanij_2010-03-16. htm <http://www.perspektivy.info/history/istorija_povsednevnosti_kak_napravlenije_istoricheskih_issledovanij_2010-03-16.htm>

.   Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. - М., 1994

.   Семенова М.В. Быт и верования древних славян. Спб.: "Азбука", 2000

.   Соболев, А.Н. Мифология славян/А. Н Соболев. - М.: "Лань" 1999.

.   Советский энциклопедический словарь. "Советская энциклопедия”, М., 1981.

.   Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997

.   Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Изд-во политической литературы, 1989.

.   Теология смерти. Издательство политической литературы. 1991 г.

.   Токарев, С.А. Мифы народов мира: энц.: в 2 т. - М.: Советская энц., 1991.

.   Топорков А.Л. Происхождение элементов застольного этикета у славян // Этнические стереотипы поведения. - 1985.

.   Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., Петербургское философское общество, 2000

.   Уайт Л.А. Понятие культуры // Антология исследований культуры: Т.1: Интерпретации культуры. СПб.: Университетская книга, 1997.

.   Февр Л. Бои за историю. М., 1991

.   Флиер А. Я - Культурология для культурологов - Учебное пособие - 2000

.   Шендрик А.И. Теория культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Единство, 2002.

.   Шибаева М.М. О специфике русской философии культуры // Культура в контексте гуманитарного знания. Юбилейный сборник кафедры теории культуры, этики и эстетики в 2-х томах. - М., 2007. Т.1.

.   Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. - 1998. - № 2.

.   Энгельс Ф. Анти-Дюринг 1878: Т.14. Москва-Ленинград, 1931

.   Ястребицкая а.Л. Междисциплинарный диалог и изучение истории повседневности и материальной культуры в Центральной Европы // Межкультурный диалог в историческом контексте. М., 2003.

.   http://ru. wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница <http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница>

.   <http://www.svadbuzz.ru/wiki/2>

.   http://www.pohoroni. info/polezno/informaciya/-istoriya_pohoron/ <http://www.pohoroni.info/polezno/informaciya/-istoriya_pohoron/>

.   <http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/ISTORIYA_POVSEDNEVNOSTI.html>

.   http://dic. academic.ru/dic. nsf/bse/100017/Криобиология <http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/100017/Криобиология>

Оглавление

Введение

Глава I. Повседневная культура: базовые понятия и концепты

1.1 Основные подходы к определению повседневной культуры

1.2 Представления о жизни и смерти в разные эпохи (на примере России)

Глава II. Трансформация представлений о жизни и смерти в современной повседневной культуре

2.1 Концепты "жизнь", "смерть": репрезентация повседневных обрядов

2.2 Свадебные и похоронные обряды в повседневной культуре

2.2.1 Свадебные обряды в повседневной культуре

2.2.2 Похоронные обряды в повседневной культуре

Заключение

Список источников


Введение

 

Актуальность исследования. В настоящее время растет осознание того, что духовное измерение человеческого опыта является полноправной сферой исследования и изучения в рамках психологической науки.

Самыми сильными критическими ситуациями личности являются те, которые связаны с осознанием собственной смертности (неизлечимая болезнь, участие в боевых действиях и т.д.) или столкновения со смертью другого (переживание потери близкого человека). Причем, смерть в данном контексте понимается как трансформирующий процесс, отказ от старых, привычных способов бытия и подбор, совершенствование новых более адекватных изменившимся условиям.

Рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональные потрясения, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.

Поиском ответа на этот вопрос занимались и занимаются и мифология, и различные религиозные учения, и искусство, и многочисленные философии.

Изучение изменений в повседневной культуре на разных исторических этапах дает зримое представление об эволюции духовных ценностей общества, включая представления о жизни и смерти. Анализ обрядов жизненного цикла, в частности похоронных и свадебных ритуалов, в контексте общекультурного опыта позволяет выявить особенности определенного народа и их связи в историческом процессе. Обряды и ритуалы жизненного цикла представляют собой особый социокультурный мир, выраженный в символах и знаках повседневной культуры.

Проблемы жизни и смерти разрабатывались философами и этиками на протяжении веков. Можно поставить вопрос - зачем снова обращаться к ним? Потому что это - вечные проблемы, над которыми всегда, пока существует человечество, будут задумываться люди. Постоянно накапливается новый социальный и моральный опыт и возникает необходимость вновь ставить вопросы, давать им новое решение. А социальный и моральный опыт XX столетия дал особенно много материала для обобщения. Поэтому вопросы жизни и смерти встали в наше время с особой остротой.

Цель данной дипломной работы: анализ репрезентации представлений о жизни и смерти в повседневной культуре.

Задачи:

определить базовые понятия и концепты повседневной культуры;

проанализировать основные подходы к определению повседневной культуры;

проанализировать представления о жизни и смерти в разные эпохи;

проследить трансформацию представлений о жизни и смерти в современной повседневной культуре;

проанализировать свадебные и похоронные обряды в повседневной культуре.

Объектом дипломной работы является проблема репрезентации представлений о жизни и смерти.

Предметом данной дипломной работы является динамика обрядов, связанных с представлениями о жизни и смерти в российской культуре разных эпох.

В качестве гипотезы в данной работе выдвигается утверждение, что обряды, связанные с жизнью и смертью, в наименьшей степени подвержены трансформации в современной эпохе.

Данное исследование строилось на следующей методологической базе:

повседневная культура свадебный похоронный

Феномен культуры повседневности представлен в работах Л.В. Беловинского, Э. Гуссерля, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана, А.Л. Ястребицкой, Ф. Броделя, К. Гирца, Л. Февра.

Концептосфера играет немалую роль в данном исследовании, ее основные положения изложены в работах А. Вежбицкой, С.Г. Вокачева, Ю.С. Степанова, Д.С. Лихачева, А.Ю. Большаковой, Ф. Гватари, Ю.Е. Прохорова.

Тезисы мифологии исследованы в работах таких авторов, как А.Ф. Лосев, П.С. Гуревич, Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрезер, Б. Малиновский, Л.Н. Воеводина, М.В. Семенова, В.Я. Пропп и многих других. Тема мифологии актуальна для данного исследования, так как именно в ней можно проследить истоки и дальнейшее развитие представлений о жизни и смерти на примерах мифов о загробной жизни и о богах, воплощающих собой жизнь и смерть.

В процессе написания данной работы использовались следующие методы: описательный, компаративный (сравнительный), обобщение, эволюционализм, структурный функционализм.

Структура работы

Дипломная работа состоит из Введения, 2 глав, Заключения и Списка источников.


Глава I. Повседневная культура: базовые понятия и концепты

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.069 с.)