Особенности речевой культуры корреспондента информационного агентства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности речевой культуры корреспондента информационного агентства



 

Прежде чем говорить об особенностях работы корреспондента в информационных агентствах необходимо знать, что это за структура СМИ. Информационные агентства - это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно информационные агентства составляют хребет национальной и международной систем распространения новостей. Корреспонденты информационного агентства собирают информацию (новости) для агентства, которое затем перепродает новости подписчикам - газетам, журналам, государственным органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам [24]. Главное в работе корреспондента информационного агентства, по мнению заместителя гендиректора службы финансово-экономической информации «Интерфакса» Юрия Погорелого - оперативность и точность. В одном из интервью он говорит, что в информационных агентствах скорость и полнота информации ставится во главу угла. Девиз журналистов информагентства «Передай быстро, но обязательно точно». Цитата: Почему мы к этой точности, как и к источникам, так нервно относимся? Потому что если ошибся корреспондент газеты или сайта и у него никто не скопировал, то это только его ошибка, о ней узнали его читатели. Если мы ошиблись в нашем сообщении, то это мультиплицируется с феерической скоростью. Если ошибка опубликована на сайте наших подписчиков и скопирована по всему интернету, она попадает в архивы и воспроизводится из года в год. Поэтому мы стараемся не ошибаться даже в мелочах. А если ошибаемся, то обязаны как можно скорее это признать. Кроме вот этой скорости и точности, вся остальная работа похожа на работу классического корреспондента в любом СМИ. Он, имея некое количество источников, должен стараться находить людей, которые действительно понимают в определенной тематике, должен уметь правильно и емко формулировать свои мысли и так далее. Это абсолютная классика журналистской истории [25]. Порой в погоне за новостью, точностью корреспонденты забывают о таком важном аспекте как грамотная передача информации.

Мало того, что потребителями информационного контента являются обычные люди, информационные порталы это источник информации для коллег - журналистов, которые черпают ее для последующего использования. Неправильно изложенная мысль, пропущенные буквы, неуместное использование слов это далеко не весь перечень ошибок, которые можно выявить при первом же прочтении новости. Прежде чем продемонстрировать типичные языковые искажения на примере известных и авторитетных информационных агентств Казахстана, таких как Tengrinews.kz и Zakon.kz перечислим основные требования к работе корреспондента в информационном агентстве:

. постоянная готовность к срочному выполнению оперативного задания;

. вторая особенность - «чутье на новость». Нужно иметь самые тесные связи с источниками информации и заблаговременно знать планы объектов, деятельность которых поручено освещать репортеру;

. высокая ответственность за каждое передаваемое слово;

. особенности построения материалов для информационных агентств. Практически любое сообщение готовится по принципу «перевернутой пирамиды», обязателен лидер - абзац;

. высокие требования предъявляются к надежности информации;

. каждое сообщение должно быть интересно как газетам и журналам, так и радио и телевидению. Корреспонденту нужно учитывать особенности различных СМИ;

. поскольку информационные агентства продают свою продукцию, журналисту приходится ее рекламировать;

. при подготовке материала к распространению журналист обязан проверить достоверность полученных данных [26].

«От издевательств извращенца ребёнка спасла лошадь. Она ударила извращенца копытом. Шокирующее преступление произошло на чабанской точке в Шалкарском районе в июне этого года. Мать оставила на…» (так построен лид, журналист не посчитал нужным его закончить, возникает недосказанность и это нарушение общепринятых норм построения статьи, можно было бы завершить мысль вторым предложением).

«Там он стал насильно девочку раздевать, попытался изнасиловать в неестественной форме» (нет уточнения, что еще за термин - неестественная форма).

«Догоняя ее, мужчина ударил ребенка ножом 9 раз по лицу, в шею, в предплечье. Раненая девочка не дала себя догнать». (Тавтология в предложениях, потеря смысла догнал, нанес ранения, однако потом следует мысль, что девочка не дала себя догнать).

«Перед матчем «Шахтер» - «Селтик» на стадионе «Астан-Арена» был совершен обряд жертвоприношения. В Сочи собирайтесь подобное совершать?» «Много споров в интернете вызвала кандидатур флагоносца на церемонии открытия».

«Почему зимние виды спорта у нас в Казахстане «хромают»? Хотя большая часть года в северных областях - зима?» (вопросы журналиста респонденту, также в статье интервьюируемый допускает большое количество ошибок, журналист не обработал свой материал).

В качестве отклонения от речевых норм проанализировали контент известных в Казахстане информационных агентств Zakon.kz и Tengrinews.kz. Zakon.kz - это казахстанский информационный портал, существующий в интернет пространстве уже 4 года. Информационное агентство позволяет следить за новостями как внутри страны, так и за рубежом. Содержит такие рубрики, как: новости Казахстана, международные новости, юридические новости, аналитика, законодательство Казахстана, новости авто, юридический форум, прогноз погоды, курсы валют, программа телепередач, афиша кино и театров. По данным сайта казахстанского сервиса интернет статистики http://zero.kz/, Zakon.kz входит в тройку самых посещаемых информационных порталов, опережая даже Tengrinews.kz, который по итогам месяца (24 февраля 2014) находится на 8 строчке [27]. Таким образом, можно сказать, что за четыре года существования Zakon.kz набрал популярность и пользуется спросом среди читателей, об этом свидетельствует рейтинги, предоставленные сервисом интернет статистики http://zero.kz/. Надо отметить, что на 24.02.14 на первой строчке оказался информационный портал Nur.kz, на втором месте - Колеса, на третьей позиции - Zakon.kz. Во многом благодаря тому функционалу возможностей, которые предлагает портал своим читателям. Потому как, находясь на сайте можно не только оперативно ознакомиться с новостями, но в тоже время и отдохнуть - послушать музыку, узнать афиши кино и театров. Также можно принимать участие в обсуждениях, есть возможность черпать полезную информацию на форумах, там же можно задавать интересующие вопросы или изложить суть проблемы - квалифицированный юрист в режиме онлайн даст консультацию, информацию о поправках в законодательство можно тоже найти на сайте Zakon.kz. Появиться на сайте можно с любого аккаунта в сети, что делает сайт более доступным для молодого населения страны, а также для тех, кто большое количество времени проводит в интернет - сетях. При обнаружении ошибки в материалах на сайте Zakon.kz, редакция ИА предлагает читателям сообщить об опечатке, и она будет оперативно устранена. Еще один, набирающий популярность информационный портал - Tengrinews.kz - казахстанский информационный портал, существует в сети с 2010 года. Сообщает актуальные новости страны и мира, а также содержит рубрики: новости, экономика, происшествия, техно, культура, спорт, профессиональный разговор, жизнь, кадровые перестановки, блоги и мнения. На сайте Tengrinews.kz можно слушать радио Тengri fm, следить за онлайн трансляциями важных событий, смотреть программу Blog пост. Удобный интерфейс позволяет без труда находить интересующие новости. Также, подобно Zakon.kz, ИА предлагает исправить ошибку, если читатель ее обнаружит. Эта функция вызывает двусмысленные мнения. По результатам опроса, целью которого было выяснение мнения читателей информационных агентств о данной функции, позиции разделились. Из 11 человек, опрошенных в социальной сети «Вконтакте», 45% считают, что тем самым информагентство желает завоевать доверие своего читателя, остальные 55% единогласны в том, что функция эта лишняя - не каждый посетитель ИА может заметить, и тем более корректно исправить ошибки.

Екатерина Попова, редактор информационного агентства Tobol.info: я считаю, что это правильно с точки зрения политики сайта, так как журналисты - это люди, и все они гонятся за оперативной подачей информации, соответственно некоторые ошибки остаются в тени. Думаю дело в отсутствии профессиональных корректоров в редакции, что не допустимо, на мой взгляд, и еще одна сторона мало - кто из казахстанцев будет исправлять какие либо ошибки, посмеются и дальше пойдут.

Сауле Ибрагимова, читает новости на mail.ru: считаю недопустимым прибегать редакции к таким мерам. Если каждый как хочет, будет редактировать статьи, на свое усмотрение то, что получится? В любой редакции, в том числе и в ИА должен быть корректор, который редактирует материал, прежде чем он будет доступен публике. Другой вопрос - насколько грамотен сам корректор, хотя можно предположить, что чисто физически редакторы не успевают проверять, ведь ИА очень большое количество новостей в день выдают, оттого за каждым закрепляется определенный поток информации.

Антон Лысяк, пресс-служба ФК «Тобол», Tengrinews.kz по его мнению источник достоверной информации: боюсь, что в нашей стране это может оказаться скорее минусом, чем плюсом. Во-первых, пытаться исправлять могут всякие дегенераты, специально допуская ошибки, издеваясь над работниками сайта. Во-вторых, исправлять могут и разные школьники, которые по незнанию допустят ошибку…Возможно, зачастую это только лишняя работа для администрации портала.

Ермек Сансызбаев, пресс-секретарь КИнЭУ им. М. Дулатова, читает Tengrinews.kz и Bnews.kz: все мы люди, а особенно журналисты, работая с текстом, не всегда могут заметить некоторые ошибки-опечатки. Так сказать «замыленный глаз». Но с другой стороны, а для чего в штате редакторы и корректоры, которые получают за это деньги. Значит, издания подают некачественную информацию, где в роли редактора выступает читатель. Думаю, это не есть хорошо.

Ксения Маликова, корреспондент «Казахстан-Костанай», читает Tobol.info: это правильно, не важно, как и о чем думали люди, когда писали с ошибкой, важен факт, что заметивший отозвался и на сайте будет меньше неверной или безграмотной информации.

Юлия Волкова, ведущая радио «КН», доверяет местной прессе «КН», «НГ»: для чего тогда сотрудники этих информагентств и самые разные корректоры. Это их работа, они за это деньги получают. И прежде, чем выдать материал должны хорошо его проверить, чтобы не позориться потом. Нужно тщательнее отбирать персонал и брать на такую работу очень грамотных людей.

Арина Бондал, доверяет Tengrinews.kz: я считаю, такие функции важны и нужны. Так как возможно некоторые статьи выпускаются без тщательной проверки, в которых допущены ошибки, опечатки, не только в словах, но и в именах собственных. Посетитель тем временем может их исправить, указывая на правильность написания.

Михаил Романюк, читает mail.ru, KazInfo: да это довольно таки полезная функция. Позволяет вовремя исправить ошибку, при этом предотвращая ее последствия. Например, в других областях не правильно произносят Карасуский район, произносят «Карасуйский», тем самым как в интернет изданиях, так и в печатных складывается представление о каком-то другом уже месте. Не говоря уже о фамилиях.

Александр Доновский, предпочитает узнавать новости от Zakon.kz: считаю уместным наличие функции. По поводу вопроса, скажем так - считаю его неуместным. Везде допускаются ошибки, и нет ничего такого что пользователь сообщит об этом, чем к примеру, с ошибкой будет висеть новость годами и каждый раз кто-то будет усмехаться над «безграмотностью» журналистов.

Виктор Проценко, читает новостные службы Rambler и mail.ru: я считаю, что возможность вносить свои поправки имеет место быть. Только эта функция должна быть лимитирована, то есть в зависимости от категории материала.

Светлана Москаленко, узнает новости из http://www.dostup1.ru/ и http://chelyabinsk.ru/: хорошая идея. Еще один способ связи с читателем. И действительно некоторым СМИ будет полезна, скажем так, «народная цензура». Стараясь оперативно информировать читателей, журналисты часто публикуют неверную информацию. Появляются новости, взятые буквально с потолка, «слышал звон…». Я по работе сталкивалась с такими случаями, поэтому не вижу ничего страшного в том, что пользователь, заметив ошибку, скажет редакторам о ней.

Вопрос остается противоречивым, есть и плюсы и минусы, однако также есть факт того, что информационные агентства допускают ошибки и им приходиться предлагать читателям их исправлять, тем самым признавая публично свой непрофессионализм. В приложении приведены скриншоты ИА Zakon.kz и Tengrinews.kz, на сайтах которых есть статьи, содержащие грамматические ошибки (см. в приложении). Из приведенных мнений опроса также можно сделать другой не менее интересный вывод. У респондентов, 8 из которых студенты специальности «журналистика» как уже закончившие обучение, так еще его продолжающие, бытует неверное понятие об обязанностях редактора и корректора в редакции. Многие даже не отделяют друг от друга эти две разные профессии. Некоторые ошибочно полагают, что у редактора и корректора аналогичный стилистический функционал обязанностей. Свободная энциклопедия Википедия приводит следующие определения этих специальностей:

Редактор - тот, кто занимается редактированием (составляет, проверяет и исправляет содержание) издания (книги, журнала, газеты и т.п.). Редактор занимается не только процессом приведения авторских материалов в вид, соответствующий формату того или иного средства массовой информации или книжного издательства. В числе должностных обязанностей этого специалиста - распределение авторских заданий и контроль за их своевременным и качественным исполнением. Кроме того, задача редактора заключается в популяризации той компании, в которой он работает. Именно поэтому вся информация должна быть актуальной, точной, грамотно поданной и изложенной в полной мере [28]. Корре ́ ктор (от лат. исправитель). Корректура - совокупность исправлений и сам процесс работы корректора. К обязанностям корректора относятся:

·         вычитка текстов перед их публикацией в издании, проверка их структуры и содержания, сверка с оригиналом;

·         отслеживание правильности написания терминов, условных сокращений и обозначений (в том числе единиц измерения), символов (графических знаков);

·         устранение неясностей в написании отдельных букв и знаков, неправильной разбивки текста на абзацы, проверка правильности оформления таблиц, иллюстраций, сносок, ссылок, цитат;

·         согласование выявляемых погрешностей с редактором, пометка для редактора и автора всех не замеченных ими в оригинале ошибок [29].

Таким образом, ошибочно предполагая, что исправление стилистических и грамматических ошибок прерогатива корректора либо редактора, журналисты сдают неполноценные материалы, недочеты в которых сплошь и рядом может заметить обычный читатель. Почему такая установка до сих пор существует у студентов - журналистов остается непонятным, потому как в учебной программе по специальности «Журналистика и коммуникационный менеджмент» в КГУ им. А. Байтурсынова идет четкое деление обязанностей и журналистов и других работников редакции.

Рассматривая стилистические требования к языку журналиста информационного агентства возникает необходимость учитывать предпочтения потребителей информации, потому как информационные потребности обывателя информагентства отличаются от предпочтений читателя периодического издания, телезрителя или радиослушателя, которые хотят не только получить новую информацию, но и выслушать комментарий, анализ, а иногда и развлечься, получить удовольствие. В учебном пособии «Редактирование информационных сообщений» для студентов ВУЗов Лащук О.Р. резюмирует что, те же, кто обращается непосредственно к материалам информационных агентств, читают их либо с целью дальнейшей переработки (сотрудники других СМИ), либо для быстрого получения новых сведений. Немалую роль в том, чтобы читатель отдал предпочтение информационным агентствам перед другими СМИ, играет и практикуемая этими агентствами краткая, концентрированная и в то же время понятная читателю форма подачи материала: информация подается в облегченном виде, удобном для современного человека, испытывающего постоянный дефицит времени. Неспешное чтение длинных статей, занимающих слишком много места на неудобных, труднообозримых газетных полосах могут позволить себе немногие [30]. Также автор пособия утверждает, что к информационным интересам читателей нужно относиться с осторожностью. Существуют особые параметры, которых придерживаются потребители при выборе информационного продукта. С точки зрения потребителя информационных агентств к параметру необходимы, относится: оперативность, удобство в работе с информацией (найти среди множества разнообразных материалов тот, который содержит сведения об интересующем событии, получить важнейшие данные об этом событии, легко и быстро разобраться в его сути), корректность подачи информации, информационная насыщенность (достаточная полнота и в то же время отсутствие второстепенной, «уводящей в сторону» информации); широкий ассортимент тем, по которым предоставляется информация. Совсем не обязательно, чтобы сообщение привлекало и интриговало, содержало аналитическую или эмоциональную оценку автора - все это потребитель при желании найдет в других источниках.

Многие из этих критериев применимы при отборе новостей для публикации информационными агентствами.

В теории выделяют три группы свойств, которые делают текст информационно насыщенным: оригинальность, декодируемость и релевантность. Оригинальность содержания и формы подразумевает, что текст сообщения должен нести то, чем еще не располагает аудитория: новые сведения; новое осмысление (авторитетом в каком-либо вопросе либо самим автором материала) уже известных фактов; новизна идей, концепций, подходов. Но, заботясь о новизне предлагаемой информации, нельзя забывать, что сообщаемые новости должны быть связаны с теми, которые уже освоены аудиторией, опираться на них (или, напротив, опровергать их). С этим требованием связано требование декодируемости.

Декодируемость - это доступность информации для той аудитории, которая ее получает. Можно выделить три аспекта декодируемости. Во-первых, необходимо учитывать словарный запас (тезаурус) получателей новостного сообщения. Во-вторых, ориентироваться на их эмоциональный опыт, чтобы вызвать желаемый эмоциональный отклик, избежать негативной реакции. В-третьих, следует опираться на имеющиеся у получателей сообщения знания - исторические, географические, политические и т.д., а также их логические способности. Не следует недооценивать читателя, но не надо и переоценивать его осведомленность. В то же время желание быть правильно понятым не должно противоречить еще одной цели информационного агентства - развитию языковых, культурных и мыслительных возможностей аудитории.

Таким образом, декодируемость можно понимать очень широко - не только как отказ от употребления неизвестных читателю слов (поскольку и понятными словами можно говорить путано), но и как обеспечение адекватного и легкого восприятия информации: в композиции, логике, стилистике и т.д. Третье - релевантность, то есть ценность, значимость сведений для аудитории. Перечисленные выше группы свойств взаимно дополняют друг друга. Отсутствие даже одного из них не позволяет тексту стать информацией - это относится к традиционным видам СМИ. Для рассматриваемого частного случая - деятельности информационных агентств - не все названные свойства информационных материалов равнозначны по степени важности и не все из них проявляются указанным образом. Если исходить из главнейшего назначения сообщений агентств - предоставление оперативной и адекватной информации о новых событиях, то отсутствие оригинальности просто лишает информацию всякого смысла, тогда как отсутствие декодируемости лишь снижает возможность ее эффективного использования потребителем (последний может, в крайнем случае, обратиться к справочникам или специалистам, чтобы «расшифровать» заинтересовавшее его сообщение).

Что касается релевантности то, когда речь идет о материалах информационных агентств, под ней следует понимать не «увлекательность» и «развлекательность», а важность, значимость, «солидность» того или иного сообщения. Следует отметить, что именно с этих позиций происходит отбор новостной информации агентствами: сообщения о любопытных, но малозначимых событиях публикуются ими гораздо реже, чем о менее любопытных, но значимых. Например, оценки различными политическими деятелями перспектив борьбы с терроризмом, как правило, не отличаются глубиной и оригинальностью, однако их публикуют все рассматриваемые агентства; тогда как от «развлекательной» информации о праздниках, конкурсах, забавных происшествиях и т.д. зачастую отказываются [31].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.032 с.)