Речевая стилистика тележурналиста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевая стилистика тележурналиста



 

Успех в любой работе, в том числе журналистской, зависит от способностей - индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют качественный уровень продукции. Они обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности и не сводятся только к знаниям, умениям и навыкам. Как утверждает автор работы «Слагаемые журналистской профессии» доктор политических наук Виноградова С.М., основными критериями профессионального мастерства журналиста издавна считались литературные способности. Недавние социологические опросы подтвердили, что они по-прежнему входят в перечень главных требований журналистского ремесла. Действительно, отношение аудитории к тексту, следовательно, к газете и журналу, на чьих страницах он появится, или к программе радио и телевидения, которые передали его в эфир, во многом обусловлено речевой культурой корреспондента. Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его - важнейшие составляющие профессионализма [18].

Совершенное владение словом для журналиста обязательно. Особенно сегодня, когда в нашу речь вторгается поток иноязычной лексики, когда она засоряется сленговыми элементами, что вынуждает лингвистов говорить о феномене «антиграмотности». Несмотря на то, что в глазах журналистов дар слова остается одним из самых необходимых для профессионала, ни у теоретиков, ни у практиков нет единого мнения о том, что же все-таки самое главное в системе способностей. Во всем их многообразном комплексе выделяются базисные характеристики: (интеллект, эмоциональность, воля), социальные (способность к труду, творчеству, личностному развитию), профессиональные (познавательные, проективные и коммуникативные). Наряду с этим современному работнику СМИ присущи исследовательские, актерские, режиссерские, коммуникативные, организаторские и коммерческие задатки [19]. Нельзя не согласиться с автором работы «Слагаемые журналистской профессии» Виноградовой С.М. в том, что владение словом, умелое его использование - главный показатель профессионализма журналиста. Этой же позиции придерживается автор работы «Язык как показатель принадлежности к культурной среде» Рыжов А.В. В частности, в своей работе он рассматривает особенности речевой культуры тележурналиста. По его мнению, журналист должен отлично владеть русским литературным языком, который выступает как упорядоченная, правильная и обязательная норма, опирающаяся на языковой узус (принятое употребление, речевой обычай). Норма литературного языка объединяет в единое целое все его разновидности, стилистические богатства, диалектные и профессиональные отклонения. В этом смысле литературная норма является общенародным языком. Поэтому укрепление и распространение нормы литературного языка является предметом особой заботы общества. Язык тележурналиста является не просто средством общения, коммуникации, он имманентен самой журналистской профессии, поскольку корреспондент доносит информацию до медиапотребителя, преимущественно вербально - языковыми средствами [20]. Анализируя контент современного регионального и республиканского телевидения, возникает ощущение, что особой заботы о языке журналисты не проявляют. Прислушиваясь внимательно к телепередачам можно обнаружить разного рода нарушения норм русского языка. Это и неверное склонение по падежам, и неправильная постановка ударения в словах, тавтология, употребление слов разговорного стиля, а иногда даже использование нецензурных выражений. В доказательство, ниже приведен срез телевизионных программ с указанием даты выхода в эфир, где журналисты позволяют себе говорить безграмотно.

Большое влияние на речь журналиста, как излагает в работе «Язык как показатель принадлежности к культурной среде» Рыжов А.В., накладывает социокультурная среда, в которой функционирует та или иная региональная телевещательная компания. Являясь продуктом той среды, в которой журналист вырос, воспитывался, постоянно вращается, он часто подсознательно, автоматически, а порой, наоборот, намеренно использует типичные слова и выражения, обороты речи, свойственные данной местности, территории. Подсознательно это происходит именно вследствие языкового влияния среды на речь отдельного индивидуума. Речь населения любой местности отличается языковыми особенностями: говоры и наречия являются элементом и составной частью сформировавшейся социокультурной среды. Корреспонденты без специального журналистского или филологического образования, с недостаточным опытом и навыками работы нередко допускают речевые погрешности в виде неоправданного и неуместного использования диалектизмов или орфоэпических отклонений [21]. Также автор работы затрагивает вопрос проникновения разговорной речи в литературную норму региональной культуры. С помощью тележурналистов, чья речь находится не всегда на должном уровне, бытовая речь проникает на телевидение и становится нормой. К слову, сами журналисты зачастую становятся приверженцами идеи «чем проще - тем профессиональнее», может это просто удел тех, кто не хочет работать над совершенствованием своей языковой культуры и довольствуется тем, что есть? Во всяком случае, эта позиция не близка авторам дипломной работы, и мы постараемся найти достойные решения, в частности через опрос опытных журналистов области и республики выясним методики грамотного использования языковых средств.

К журналистам региона предъявляются особые требования, поскольку они под прицелом внимания постоянно. Интерес со стороны жителей области объясняется желанием быть в курсе происходящих событий. Этого мнения придерживается также известный международный журналист Кипрас Мажейка. По его словам, сегодняшнего потребителя информации не так интересует, что думает президент Обама, чем обеспокоен Медведев, сколько темы ближайшего круга. Это дом, обучение детей, безопасность, пенсии, проблемы ЖКХ, как сэкономить электроэнергию, бензин. СМИ, которые перестроились на эту волну, они и будут впереди. Потому и создаются «нишевые» телеканалы, узкотематические газеты, которые работают на востребованность [22]. Оттого журналистам необходимо грамотно и доступно преподносить информацию, а также заботиться об оригинальной подаче. В исследовании акцентируем внимание на речевой культуре журналиста - одной из важнейших профессиональных качеств. Слово - звучащее или написанное - инструмент, которым журналисту необходимо правильно пользоваться. На должном ли уровне, находится речевая культура журналистов области и республики, выяснили в ходе эксперимента. В нем принимали участие 2 фокус - группы в количественном соотношении - 50 человек. Из них: студенты - 37, журналисты - профессионалы - 13. В связи с востребованностью новостей на информационном рынке, за реквизиты в исследовании были взяты сюжеты новостей, вышедшие в эфир местных и республиканских телеканалов. О том, что новость - главный информационный продукт свидетельствуют данные предоставленные исследовательской компанией, специализирующейся в области исследований СМИ и рекламы - TNS. Опираясь на анализ, проводимый холдингом в период 17 по 23 марта, выходит что в топ 10 рейтинговых программ входят: новости в 21:00 на Первом канале Евразия, новости КТК, итоговый выпуск, новости в субботу на Первом канале Евразия, а также информационно-аналитическая программа Аналитика на Первом канале Евразия. Помимо новостей в списке телевизионных предпочтений казахстанцев - индийские сериалы и советское кино [23]. Участникам эксперимента продемонстрировали 4 новостных сюжета: три, из которых производства местных телеканалов, и один, из эфира республиканского канала. Задействованные в исследовании видеоматериалы были как с нарушением журналистами языковых норм, так и с правильным употреблением литературно-разговорной речи. Об этом фокус - группам не было сообщено, ради сохранения чистоты эксперимента. После показа видеосюжетов, респонденты ответили на вопросы анкетирования. В анкете был задействован электорат в возрасте от 18 до 45 лет. Участие в опросе принимали известные журналисты: Константин Должанский (радио «КН»), Фарид Дандыбаев, Мария Шило, Екатерина Горбик («Костанайские новости»), а также Александр Журавлев (ведущий программы «БлогПост» на канале СТВ).

Анкета состоит из двух частей. До просмотра новостных видеороликов вопросы носили характер ознакомления с информационной позицией опрашиваемых, а именно ознакомления с источниками, которыми пользуется аудитория для получения новостей. На вопрос, «из каких источников Вы предпочитаете узнавать новости», ответы распределились следующим образом: 84% - в пользу всемирной паутины; 12% - за телевидением; 4% предпочитают печатные СМИ. Такое соотношение можно объяснить возрастным цензом опрашиваемой аудитории, поскольку молодежь нынче в основном предпочитает получать информацию из интернета - это быстро, удобно, доступно и оперативно. Для журналистов интернет тоже наиболее приемлемый вариант получения информации, потому как помогает затрачивать наименьшее количество времени при поиске информации. Вопрос о роли журналиста в подаче новости тоже входил в первую часть. По мнению большинства (100%), журналисту необходимо с самого начала заинтересовать аудиторию. Вызвать первичный интерес, чтобы донести новость до зрителя, слушателя, читателя. Из этого следует, что люди полагаются на слово журналиста, что от него зависит, целое восприятие и даже имидж редакции, на благо которой он трудится. Также выяснилось, что респонденты исключают речевую неграмотность журналиста. С тем, что журналист должен безупречно владеть языком согласились 100% опрашиваемых. К людям этой профессии предъявляются особые требования. Безграмотное использование языковых средств ставит под сомнение профессиональную подготовку. В современном обществе принято считать, что журналист - эталон для подражания, положительный пример того, как нужно грамотно выражать свои мысли словом.

В анкетировании респондентам необходимо было указать журналиста, творчество которого им импонирует. Многие участники опроса отметили особый стиль написания статей журналиста «Костанайских новостей» Фарида Дандыбаева. На втором месте предпочтений - Олег Гурский «КН», и третье - Галина Каткова «Наша Газета».

Вторая часть вопросов была задана после просмотра фокус - группами 4 видеосюжетов, три, из которых производства местных телеканалов, и один, из эфира республиканского канала. Из 4 показанных сюжетов, 76% опрошенным запомнился сюжет о пицце, приготовленной специально ко Дню города. В оценке сюжета респонденты ссылаются на оригинальность и значимость информационного повода. При этом отмечают, что журналист (автор ролика - Наталья Каптел, телеканал «Алау») не допускает речевых ошибок. 14% респондентов отметили, что в сюжете 24.news про полицейских, спасших девушек от нападения, словесный ряд не соответствует изобразительному, при этом они отмечают важность информационного повода. 52% респондентов считают, что речь журналиста в этом новостном сюжете содержит грамматические ошибки. Особую реакцию вызвал сюжет, вышедший в эфир телеканала «Алау», про концерт ко Дню города. Всего 4% респондентов выделили сюжет из-за праздничной темы и знаменитых гостей. 90% опрошенных считают, что журналист многократно неправильно употреблял числительные. А также 60% отметили отсутствие темпа у журналиста. 94% респондентов отметили, что в сюжете о сайте cupon.club, корреспондент телеканала «Казахстан - Костанай» использует обороты, сложные для восприятия. 76% участников эксперимента отметили несоответствующий темп речи и резкий голос журналиста - автора сюжета. А также 68% заметили ошибки и неточности в речи корреспондента. Таким образом, из продемонстрированных видеоматериалов лидером по нарушению речевых норм можно считать сюжет о сайте cupon.club, вышедший в эфир местного телеканала «Казахстан-Костанай». Не отстает от него материал о концерте ко Дню города, транслировавшийся в эфире местного телеканала «Алау», на третьей позиции по безграмотному употреблению речевых средств - сюжет республиканского канала 24.news про полицейских, спасших девушек от нападения. И лишь один новостной сюжет, вышедший в эфир телеканала «Алау» под авторством Натальи Каптел, респонденты считают соответствующим всем требованиям, языковым нормам в частности. Из этого можно заключить, что как на региональном, так и на республиканском уровне есть проблемы квалификации мастерства журналистов. Возрастающий интерес населения к ресурсам местных СМИ предъявляет особые требования к их творчеству, что, по сути, должно способствовать повышению уровня речевой культуры и других профессиональных навыков. Однако на деле этого не происходит: речевой культуре по-прежнему не уделяют должного внимания, причем даже авторитетные республиканские СМИ, отчего страдает качество информационного пространства, а также происходит негативное влияние на формирование речевой культуры населения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.006 с.)