Развитие представлений о выразительных свойствах цвета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие представлений о выразительных свойствах цвета



 

Целью второй серии занятий формирующего эксперимента было обогащение у детей представлений о выразительных возможностях цвета.

Для реализации данной цели нами были выделены следующие задачи:

развивать у детей представление о способности цвета воздействовать на настроение и чувства человека, о способности цвета передавать эмоции, мысли и переживания;

учить детей «чувствовать» и понимать настроение, эмоциональную выразительность того или иного цвета;

развивать у детей представление о «теплых» и «холодных» цветах, о гармоничных и негармоничных сочетаниях цветов;

формировать у детей навыки передачи того или иного настроения через цвет.

Данная серия занятия состояла из 8 занятий, которые завершились констатирующим экспериментом.

На первом занятии в данной серии занятий нами была поставлена задача познакомить детей со способностью цвета передавать настроение, чувства, состояния души. Рассматривая репродукции картин художников-живописцев (Жуковского С.Ю., Грабарь И.Э. и др.), мы задавали детям вопросы:

Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? (дети отвечали: «Мне спокойно и хорошо, когда я смотрю на картину…», «Весело и радостно становится!»);

Какое настроение хотел передать художник?» («Доброе», «Печальное…»);

С помощью чего художнику удается передать то или иное настроение?» («С помощью цвета»).

На поставленные вопросы дети отвечали оживленно и заинтересовано, детям нравилось рассматривать картины и делиться своими переживаниями от их созерцания.

В конце этого занятия была проведена игра «Определи настроение по цвету одежды», на которой детям предлагалось почувствовать настроение одежды детей из группы и сравнить его с характером, настроением ребенка. Задание было очень интересным для детей, на нем развивалась наблюдательность, восприимчивость к цвету. Из всех цветов детям сложнее всего было определить настроение белого цвета: спокойный ли это цвет или, наоборот, подвижный и веселый? Чтобы не закреплять в сознании детей цветовые шаблоны, мы предложили детям самостоятельно почувствовать настроение цвета и решить, когда белый цвет «озорной», а когда спокойный.

На последующих двух занятиях, приуроченных ко Дню Защитника и Дню 8 марта (рис. 8, 9), мы побуждали детей передавать через цвет в своих рисунках самые теплые и нежные чувства к своим родителям, бабушкам и дедушкам. После рассмотрения нескольких ваз с цветами, игрушечных машин и обсуждения разнообразия цветового спектра этих предметов, мы выяснили с детьми, что самые красивые рисунки получатся, только если использовать много ярких, светлых цветов и оттенков, ведь иначе рисунки получатся тусклыми, бледными и не передадут всей гаммы чувств…

Развивая у детей представления о свойствах и возможностях цвета, мы не забывали формировать у детей навыки и привычку рисовать аккуратно, правильно пользуясь техническими средствами.

Четвертое занятие второй серии формирующего эксперимента было посвящено теме «теплых» и «холодных» цветов, главных выразительных характеристиках колорита, принятых в живописи. На этом занятии мы наблюдали за различными явлениями в природе (дождь, облака, солнце…) и предлагали детям представить, что из этих явлений будет теплым и холодным, если прикоснуться к ним рукой. Детям удалось почти безошибочно причислять объекты синих и черных оттенков к холодным, а объекты желтый и красных оттенков - к теплым.

После этого мы ввели понятие «теплых» и «холодных» цветов, объяснив детям, что цвета могут вызывать в нашей душе тепло и радость, свет и нежность, а могут вызывать холод и грусть, страх и печаль. Для наглядности детям была представлена картинка с хорошо знакомой радугой, цвета которой дети с нашей подсказкой быстро разделили на теплые и холодные: цвета от желтого до красного - теплые, от голубого до фиолетового - холодные. Дети спросили, куда отнести зеленый цвет, ведь травка не холодная наощупь, и тогда мы предложили детям вспомнить, из каких цветов можно получить зеленый. Вспомнив, что зеленый состоит из желтого и синего, дети удивленно констатировали, что зеленый может быть и теплым, и холодным, он «посерединке».

В результате таких бесед и наблюдений у детей развивались не только представления о цвете, но и развивались наблюдательность, аналитическое мышление, смекалка.

Для закрепления полученных знаний о «теплых» и «холодных» цветах мы предложили детям поучаствовать в сказке. Дети должны были представить себя потерявшимися в лесу путешественниками. В поисках дороги к дому, путешественники пробирались сквозь густые и темные чащи леса, измученные и грустные…. И вот, неожиданно лес заканчивался и перед глазами путешественников появлялся чудесный замок, освещенный ярким и теплым солнцем… Вокруг этого замка пели птицы и росли красивые цветы, а в самом замке жил Добрый Волшебник.

После этого детям предлагалось нарисовать замок Доброго Волшебника, чтобы поделится со всеми своими впечатлениями, тем, что увидел каждый путешественник. Задачей детей было передать волшебство и доброту волшебника через цвета его замка, теплые и светлые. С этой задачей дети справились отлично (рис. 10).

На следующем занятии детям было предложено продолжить путешествие по лесу. После посещения замка доброго волшебника дети должны были встретить замок Злого Волшебника, который выглядел устрашающе и отпугивал не только людей, но и птиц, животных, и даже солнце не желало освещать этот замок... Теперь задачей детей было передать весь холод и злобу Злого Волшебника через холодные и темные цвета и оттенки его замка. И с этой задачей дети справились полностью (рис. 11).

Рисуя замки доброго и злого волшебников, дети получали огромное удовольствие, комментировали работы друг друга (некоторые дети говорили, глядя на рисунок соседа с замком Злого Волшебника: «Если бы я увидел такой страшный замок, никогда бы туда не пошел…»). На этих занятиях мы развивали у детей навыки передачи выразительных свойств цвета, закрепляли навыки смешения красок с целью получения более светлых, нежных, темных, ярких и других оттенков цветов.

Следует отметить, что в работе детьми, наряду с занятиями, мы старались постоянно обращать внимание детей на цветовой аспект окружающего мира, в речи мы использовали дифференцированные названия оттенков цвета (светло-зеленый, темно-фиолетовый и др.), давали цветам эмоционально-чувственные характеристики (нежный цвет, светлый, радостный…).

Следующие занятия были посвящены обучению детей навыкам передачи настроения природы через цвет, закреплению представлений о «теплых» и «холодных» цветах именно в природе. После наблюдений за погодой ранней весны мы рисовали с детьми пасмурную и солнечную погоду, передавая оттенки и настроение природы через «холодные» (темное серое небо, коричневая земля и синяя вода в ручьях) и, соответственно, «теплые» цвета (яркое желтое солнце, солнечная желто-зеленая трава) (рис. 12, 13). Кроме того, мы закрепляли у детей навыки тонирования листа, навыки правильного нанесения краски (кисть двигается в одном направлении, излишек краски и воды снимается) и получения разных оттенков одного цвета акварельной и гуашевой краской.

На последнем, восьмом, занятии детям было предложено представить себя художниками, раскрашивающими красивые вазы и кувшины. Дети должны были использовать все полученные умения и навыки в передаче различных цветов и оттенков, выразив в своих рисунках красоту и необычность вазы (рис. 14).

Необходимо отметить, что на протяжении всего формирующего эксперимента занятия сопровождались музыкой и были построены на игровых и сказочных моментах. На занятиях не допускались отрицательные оценки работ детей, вся наша работа строилась на уважении к любым результатам и выбору ребенка.

Динамика усвоения детьми представлений о выразительных свойствах цвета представлена в таблице 3.

По завершению формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент, целью которого было: выявить влияние проведенной работы по развитию у детей чувства цвета.

Контрольный этап состоял из двух занятий, на которых дети рисовали добрые и злые маски. Анализ выполненных работ показал, что дети достаточно высоко усвоили полученные знания и навыки: детьми использовалось множество различных оттенков цвета, ярко переданы выразительные свойства цвета, присутствуют элементы творчества в цветовых соотношениях и т.д. Итоги контрольного этапа в экспериментальной группе представлены в таблице 4. Анализ сравнения результатов контрольного этапа в экспериментальной и контрольной группе представлен в таблице 5. Динамика усвоения детьми представлений о выразительных свойствах цвета

 

 

Коля                        Давид    Ангелина       Лера      Артем

занятие 2 1 - низкий уровень

занятие 4 2 - нормативный уровень

занятие 8 3 - высокий уровень

Рис. 2

Таблица 2 - Результаты контрольного эксперимента

Группа Уровень чувства цвета

Количество детей Экспериментальная группа Контрольная группа

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 1 8
НОРМАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ 12 11
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 7 1

 

Сравнение результатов контрольного эксперимента

 

Рис. 3


 

Заключение

 

На основании поведенной работы можно сделать следующие выводы.

Результаты экспериментальной работы подтверждают гипотезу о том, что развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста происходит при соблюдении следующих условий:

при проведении с детьми систематических занятий по ознакомлению со свойствами цвета;

при проведении целенаправленных наблюдений с детьми за явлениями и объектами в природе с целью обогащения их представлений о цветовом многообразии окружающего мира;

при ознакомлении детей с произведениями живописи с целью развития представлений о возможностях цвета и цветосочетаний в передаче замысла художника;

при использовании различных дидактических игр и упражнений по развитию чувства цвета;

при предоставлении детям возможности применять полученные знания и умения в рисовании;

при создании в группе доброжелательной и творческой атмосферы.

Теоретическая и экспериментальная работа позволила выявить следующие психолого-педагогические основы развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста:

детям доступны знания об основных изобразительных свойствах цвета (тон, светлота, насыщенность, яркость) и выразительных свойствах цвета (разделение цветов на «теплые» и «холодные», гармоничные и негармоничные сочетания цветов и т.д.);

детям доступны знания и навыки получения новых цветов и оттенков при смешении красок на палитре;

к 5-6 годам у ребенка хорошо сформирован зрительный анализатор и дети обладают большими возможностями в области восприятия основных и промежуточных цветов спектра;

соотнося цвет с характерными явлениями действительности, дети воспринимают его, как средство выражения конкретного содержания;

при систематическом обучении дети дошкольного возраста легко ориентируются не только в основных цветах, но и в оттенках одного и того же цвета;

у детей 5-6 лет есть необходимые предпосылки для развития эстетического восприятия цвета, его сочетаний.

Анализ экспериментальной работы позволил выделить следующие особенности в развитии чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью:

познакомившись с выразительными возможностями цвета и отображая эмоции через символический строй цветовых соотношений, у детей повышается уровень овладения живописными средствами и приемами в решении тем эмоционального содержания: настроения, чувств, переживаний;

полноценное развитие восприятия цвета ребенком осуществляется только тогда, когда он сам получает возможность убедиться в цветовом многообразии окружающего мира;

развитие чувства цвета у детей должно происходить без закрепления цветовых шаблонов, что способствует получению большего эстетического наслаждения от красоты индивидуального образа предмета или явления и более творческому подходу в выборе выразительных и изобразительных средств в своей художественной деятельности;

детей на занятиях по рисованию необходимо научить самостоятельно выбирать краски и смешивать их для получения нужных цветов и оттенков;

ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно;

работа по развитию чувства цвета у детей должна сопровождаться сказкой, игрой, музыкой;

в начале обучения у детей необходимо сформировать представления об изобразительных свойствах цвета, научить использовать их в своей работе и только затем развивать представления о выразительных свойствах цвета.


 

Список литературы

 

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1974. - 201 с.

.   Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству/ Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 3. - С.23-27.

.   Аллаярова И.Е. Симфония красок. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. - 64 с.

.   Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968. - 379 с.

.   Афанасьева С. Напитать душу красотой / С. Афанасьева // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 6. - С.54-61.

.   Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. - 363 с.

.   Венгер Л.А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве /Л.А. Венгер, И.Д. Венев // Формирование восприятия цвета у дошкольников, Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1969. - 112 с.

.   Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по цвету/ Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 9. - С.11-12.

.   Вершинина Н.А. Формирование у детей понимания эмоционального содержания живописных картин // Проблемы культуры, языка, воспитания / Отв. ред. А.И. Есюков. - Архангельск: ПМПУ, 1996. - Вып. 2. - С.156-166.

.   Вибер Ж. Живопись и ее средства. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961. - 224 с.

.   Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985. - 480 с.

.   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Спб.: Союз, 1997. - 96 с.

.   Гете И. В. Учение о цветах // Лихтенштадт В.О. Гёте. Петербург: Гос. издательство, 1920. - 335 с.

.   Гладкова Л. Рисуем и лепим/ Л. Гладкова // Ребенок в детском саду, 2003 - №6, - С.51-54.

.   Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999. - 225 с.

.   Гудина Н. С. Рисуем песню/ Н.С. Гудина // Воспитатель, 2008 - №9, - С.35-37.

.   Дерибери М. Цвет в деятельности человека / Пер. с фр. А.М. Григорьева. М., 1964. - 246 с.

.   Дидактические игры на занятиях по изобразительной деятельности // Воспитатель, 2008 - №12, - С.56-60.

.   Доронова Т.Н. Занятия по развитию изобразительной деятельности с детьми 5-6 лет/ Т.Н. Доронова //Дошкольное воспитание, 2000 - №1,- С.34-37.

.   Евдокимова Е.С. Изобразительная деятельность как средство формирования гуманистической направленности личности дошкольников // Культура и образование. - Волгоград: Перемена, 1995. - С. 50-52.

.   Железняков В. Цвет и контраст. - М.: ВГИК, 2000. - 157 с.

.   Знакомим с натюрмортом (Большое искусство - маленьким): Учебно-наглядное пособие /Авт.-сост. Н.А.Курочкина. - 2-е изд. - Спб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2000. - 24 с.

.   Зубарева Н.М. Отношение детей к картине/ Н.М. Зубарева // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 5. - С.16-18.

.   Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета / Пер. с англ. Д.А. Шкловера. М., 1964. - 229 с.

.   Игнатьев Е.И. Восприятие и воспроизведение цвета детьми дошкольного возраста при обучении рисованию/ Е.И. Игнатьев // Вопросы психологии, 1957, - №1, - С.11-16.

.   Иоханнес Иттен. Искусство цвета / Пер. с немецкого Л. Монаховой, М.: Д. Аронов, 2000., 350 с.

.   Истомина 3.М. Восприятие и называние цвета.- Изд-во АПН РСФСР, вып.113. М., 1960. - 110 с.

.   Казакова Т.Г. Детское творчество - мир ярких образов/ Т.Г. Казакова // Дошкольное воспитание, 1993 - №4, - С.58.

.   Кандинский В.В. О духовном искусстве. М., 1992. - 250 с.

.   Клюева И. Рождение жар-птицы/ И. Клюева // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 7. - С.123-125.

.   Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 144с.

.   Комарова Т.С. Рисование 5-6 лет. Ч. 1,2. М., 1997. - 170 с.

.   Комарова Т.С. Чувство цвета/ Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание, 1962 - №6, С.48-52.

.   Кондратенко Н. Изобразительная деятельность ребенка глазами детских поэтов/ Н. Кондратенко // Ребенок в детском саду, 2002 - №4, - С.57-59.

.   Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы «Детство». - Спб.: Изд-во «Акцидент», 1996. - 112 с.

.   Мальцева Р.А. Изостудия в детском саду/ Р.А. Мальцева // Воспитатель, 2008 - №3, - С.76-79.

.   Миннарт М. Свет и цвет в природе. М., 1969. - 196 с.

.   Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С.Комаровой. - М., 1979. - 188 с.

.   Моисеева Л.А. Мир искусства/ Л.А. Моисеева // Воспитатель, 2008 - №9, - С.84-85.

.   Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка, как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 223 с.

.   Мухина В.С. Красивое - хорошее искусство. М.: Просвещение, 1964. - 123 с.

.   Ознакомление дошкольников с графикой и живописью / Под ред. Грибовской А.А. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.

.   Пантелеева Л.В. Развитие чувства цвета у детей 5-7 лет (в процессе их художественной деятельности). М. 1969. -250 с.

.   Пантелеева Л.В. Формирование чувства цвета у детей 5-7 лет / Художественное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1974.- 175 с.

.   Пилюгина Э. Г. К вопросу о ранних явлениях сенсорной сензитивности в младенческом возрасте/ Э.Г. Пилюгина // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976. - 267 с.

.   Постоева Л., Лукина Г. Разноцветный мир /Л. Постоева, Г. Лукина // Ребенок в детском саду, 2008 - №3, - С.68-72

.   Приходько Е.Г. Зачем и как знакомить детей с цветом: Методические рекомендации для воспитателей детских садов и учащихся педагогических вузов/ Е.Г. Приходько. - Краснодар, 1993. - 155 с.

.   Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., «Мозаика - синтез», 2006. - 194 с.

.   Розова С. Чудесный мир красок/ С. Розова // Ребенок в детском саду, 2002 - №5, - С.60-68

.   Розова С. Чудесный мир красок/ С. Розова // Ребенок в детском саду, 2002 - №4, - С.54-56

.   Русакова Т. Г. Комплекс педагогических методов и приемов формирования основ цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. - 168 с.

.   Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965. - 261 с.

.   Сакулина М.П. Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1965. - 365 с.

.   Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 1998. - 80 с.

.   Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника/ А.П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. - 265 с.

.   Флерина Е.А. Детский рисунок. М.: Новая Москва, 1924. - 80 с.

.   Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 1956. - 280 с.

.   Фонарев А. М. Развитие ориентировочных реакций у детей. М., 1977. - 275 с.

.   Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи.- М.: Просвещение, 1992. - 126 с.

.   Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка - задачи воспитания/ Н.М. Щелованов // Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960. - 213 с.

.   Яньшин В. Цвет как фактор психической регуляции/ В. Яньшин // Московский психологический журнал, 2004 - №2. - С.36-38

.   Яшухин А.П. Живопись. М.: Просвещение, 1985. - 288 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.064 с.)