Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение вопроса развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописьюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание и методика экспериментальной работы
На основе теоретического изучения и анализа литературы, в частности исследований Венгера Л.А., Игнатьева Е.И., Комаровой Т.С., Пантелеевой Л.В., Сакулиной Н.П., Флериной Е.А. и других ученых, было выявлено положительное влияние развития цветовосприятия у детей на формирование и развитие чувства цвета, художественных способностей, нравственно-эстетических качеств личности ребенка. Исследователями также было установлено, что работа по развитию чувства цвета не должна ограничиваться только занятиями по изобразительной деятельности в детском саду. В эту работу также должны быть включены беседы с детьми, рассматривание картин художников-живописцев, наблюдения за окружающей природой, дидактические игры и упражнения на развитие чувства цвета и др. Концепция нашей опытно-экспериментальной работы строятся на признании положения о том, что развитие чувства цвета и использование его детьми, как средства, позволяющего с наибольшей полнотой выразить свое видение и отношение к окружающему, является одной из важнейших задач детского изобразительного творчества. Однако, не смотря на то, что вопрос развития чувства цвета в условиях обычного детского сада довольно широко изучен и разработано немало методик по развитию чувства цвета, на практике оказалось, что в работе с детьми не создаются необходимые психолого-педагогические условия для развития чувства цвета. Поэтому возникла необходимость в разработке серии занятий, направленных на развитие чувства цвета, обогащение представлений о цвете и живописи у детей старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №38 г. Солнечногорска в течение 6-ти месяцев (с декабря 2008г. по май 2009 г.) в старших группах №5 и №6. Занятия проводились 1-2 раза в неделю, продолжительностью 25-35 минут (в зависимости от творческого интереса детей). Выборку эксперимента составило 40 детей 5-6 лет, разделенных на две группы по 20 детей в каждой: экспериментальная (группа №6) и контрольная (группа №5). Вся экспериментальная работа была проведена в три этапа:. Констатирующий эксперимент, проводился в обеих группах, целью его было выявить: уровень развития чувства цвета посредством анализа детских работ;
представления детей о выразительных и изобразительных свойствах цвета в живописи с помощью бесед и рассматривания с последующим совместным анализом репродукций картин художников-живописцев; уровень дифференциации в названиях цветового тона путем дидактической игры «Сравни цвета и назови».. Формирующий эксперимент, проводился только в экспериментальной группе и был разделен на две части (две серии занятий): Первая серия занятий формирующего эксперимента называлась «Формирование навыков смешения красок на палитре», целью данной серии было - развивать у детей восприимчивость глаза к цвету, краскам, их оттенкам; развивать представления об изобразительных свойствах цвета; формировать навыки смешения красок на палитре и получения новых цветов и оттенков. Методы, которыми мы пользовались в этой серии занятий: рассматривание репродукций картин художников; наблюдения за явлениями и объектами в природе; показ смешения красок на палитре педагогом; самостоятельная творческая деятельность детей; дидактические игры. Вторая серия занятий называлась «Развитие представлений о выразительных свойствах цвета», ее целью было развивать у детей представления о «теплых» и «холодных» цветах, о различных сочетаниях цветов; развивать умение понимать настроение картины через цвет. Методы, используемые нами в этой серии занятий: наблюдения за явлениями и объектами в природе; беседы о роли цвета в природе, жизни человека; рассматривание репродукций картин художников; дидактические игры; чтение детям художественных произведений, раскрывающие выразительные характеристики цветов; загадки и рассказы, составляемые самими детьми, в которых присутствует описание настроения цвета. Материалом и оборудованием в формирующем этапе были акварельные и гуашевые краски, листы бумаги формата А4, тонкие и толстые кисти, баночки с водой, палитры, восковые мелки; репродукции картин художников, произведения художественной литературы и т.д. Большинство занятий было проведено комплексно: с использованием музыки, поэзии, живописи. Все занятия строились на игровых моментах, с использованием наглядного материала, на занятиях создавалась положительная психологическая атмосфера, в которой детям было комфортно и интересно.. Контрольный эксперимент, проводился в обеих группах, целью его было выявление изменения в уровне развития чувства цвета у детей посредством анализа детских работ.
Для анализа детских работ использовались критерии анализа и оценки рисунков детей старшего дошкольного возраста по формированию у них чувства цвета, разработанные А.В. Размысловой [31; 50-51]: соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче; передача цветовых соотношений, близких к реальным; наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях; использование в рисунках различных оттенков цвета; передача насыщенности цвета; количество используемых цветов. Далее приведены уровни развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с заявленными критериями. Высокий уровень чувства цвета: Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Передача цветовых соотношений, близких к реальности. Наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях. Наличие гармоничного соотношения цветового решения узора с фоном. Использование в рисунках различных оттенков цвета. Передача насыщенности цвета. Количество используемых цветов в соответствии с изобразительной задачей. Овладение детьми правильной техникой работы с художественными материалами, позволяющей создавать и применять разные цвета и оттенки. Умение накладывать краски в одном направлении. Умение закрашивать изображения без просветов, заполняя последовательно всю поверхность. Умение размывать краски с целью получения оттенков цвета, добавлять белила в основной цвет при рисовании гуашью. Нормативный уровень: Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения, близкие к реальному, но бывают отступления. Наличие элементов творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Использование в рисунках различных оттенков цвета. Количество используемых цветов небольшое. Правильная техника работ предлагаемыми художественными материалами применяется не всегда. Низкий уровень: Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения, близкие к реальному, но бывают отступления. Наличие элементов творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Количество используемых цветов небольшое. Правильная техника работы предлагаемыми художественными материалами применяется не всегда.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.110.76 (0.01 с.) |