Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение вопроса развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение вопроса развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью



Содержание и методика экспериментальной работы

 

На основе теоретического изучения и анализа литературы, в частности исследований Венгера Л.А., Игнатьева Е.И., Комаровой Т.С., Пантелеевой Л.В., Сакулиной Н.П., Флериной Е.А. и других ученых, было выявлено положительное влияние развития цветовосприятия у детей на формирование и развитие чувства цвета, художественных способностей, нравственно-эстетических качеств личности ребенка.

Исследователями также было установлено, что работа по развитию чувства цвета не должна ограничиваться только занятиями по изобразительной деятельности в детском саду. В эту работу также должны быть включены беседы с детьми, рассматривание картин художников-живописцев, наблюдения за окружающей природой, дидактические игры и упражнения на развитие чувства цвета и др.

Концепция нашей опытно-экспериментальной работы строятся на признании положения о том, что развитие чувства цвета и использование его детьми, как средства, позволяющего с наибольшей полнотой выразить свое видение и отношение к окружающему, является одной из важнейших задач детского изобразительного творчества.

Однако, не смотря на то, что вопрос развития чувства цвета в условиях обычного детского сада довольно широко изучен и разработано немало методик по развитию чувства цвета, на практике оказалось, что в работе с детьми не создаются необходимые психолого-педагогические условия для развития чувства цвета. Поэтому возникла необходимость в разработке серии занятий, направленных на развитие чувства цвета, обогащение представлений о цвете и живописи у детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №38 г. Солнечногорска в течение 6-ти месяцев (с декабря 2008г. по май 2009 г.) в старших группах №5 и №6. Занятия проводились 1-2 раза в неделю, продолжительностью 25-35 минут (в зависимости от творческого интереса детей).

Выборку эксперимента составило 40 детей 5-6 лет, разделенных на две группы по 20 детей в каждой: экспериментальная (группа №6) и контрольная (группа №5).

Вся экспериментальная работа была проведена в три этапа:. Констатирующий эксперимент, проводился в обеих группах, целью его было выявить:

уровень развития чувства цвета посредством анализа детских работ;

представления детей о выразительных и изобразительных свойствах цвета в живописи с помощью бесед и рассматривания с последующим совместным анализом репродукций картин художников-живописцев;

уровень дифференциации в названиях цветового тона путем дидактической игры «Сравни цвета и назови».. Формирующий эксперимент, проводился только в экспериментальной группе и был разделен на две части (две серии занятий):

Первая серия занятий формирующего эксперимента называлась «Формирование навыков смешения красок на палитре», целью данной серии было - развивать у детей восприимчивость глаза к цвету, краскам, их оттенкам; развивать представления об изобразительных свойствах цвета; формировать навыки смешения красок на палитре и получения новых цветов и оттенков.

Методы, которыми мы пользовались в этой серии занятий:

рассматривание репродукций картин художников;

наблюдения за явлениями и объектами в природе;

показ смешения красок на палитре педагогом;

самостоятельная творческая деятельность детей;

дидактические игры.

Вторая серия занятий называлась «Развитие представлений о выразительных свойствах цвета», ее целью было развивать у детей представления о «теплых» и «холодных» цветах, о различных сочетаниях цветов; развивать умение понимать настроение картины через цвет.

Методы, используемые нами в этой серии занятий:

наблюдения за явлениями и объектами в природе;

беседы о роли цвета в природе, жизни человека;

рассматривание репродукций картин художников;

дидактические игры;

чтение детям художественных произведений, раскрывающие выразительные характеристики цветов;

загадки и рассказы, составляемые самими детьми, в которых присутствует описание настроения цвета.

Материалом и оборудованием в формирующем этапе были акварельные и гуашевые краски, листы бумаги формата А4, тонкие и толстые кисти, баночки с водой, палитры, восковые мелки; репродукции картин художников, произведения художественной литературы и т.д.

Большинство занятий было проведено комплексно: с использованием музыки, поэзии, живописи. Все занятия строились на игровых моментах, с использованием наглядного материала, на занятиях создавалась положительная психологическая атмосфера, в которой детям было комфортно и интересно.. Контрольный эксперимент, проводился в обеих группах, целью его было выявление изменения в уровне развития чувства цвета у детей посредством анализа детских работ.

Для анализа детских работ использовались критерии анализа и оценки рисунков детей старшего дошкольного возраста по формированию у них чувства цвета, разработанные А.В. Размысловой [31; 50-51]:

соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче;

передача цветовых соотношений, близких к реальным;

наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях;

использование в рисунках различных оттенков цвета;

передача насыщенности цвета;

количество используемых цветов.

Далее приведены уровни развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с заявленными критериями.

Высокий уровень чувства цвета:

Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче.

Передача цветовых соотношений, близких к реальности.

Наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях.

Наличие гармоничного соотношения цветового решения узора с фоном.

Использование в рисунках различных оттенков цвета.

Передача насыщенности цвета.

Количество используемых цветов в соответствии с изобразительной задачей.

Овладение детьми правильной техникой работы с художественными материалами, позволяющей создавать и применять разные цвета и оттенки.

Умение накладывать краски в одном направлении.

Умение закрашивать изображения без просветов, заполняя последовательно всю поверхность.

Умение размывать краски с целью получения оттенков цвета, добавлять белила в основной цвет при рисовании гуашью.

Нормативный уровень:

Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда.

Цветовые соотношения, близкие к реальному, но бывают отступления.

Наличие элементов творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях.

Использование в рисунках различных оттенков цвета.

Количество используемых цветов небольшое.

Правильная техника работ предлагаемыми художественными материалами применяется не всегда.

Низкий уровень:

Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда.

Цветовые соотношения, близкие к реальному, но бывают отступления.

Наличие элементов творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях.

Количество используемых цветов небольшое.

Правильная техника работы предлагаемыми художественными материалами применяется не всегда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.21.86 (0.009 с.)