Глава 1. Характеристика сознания и самосознания старшеклассника как субъекта общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Характеристика сознания и самосознания старшеклассника как субъекта общения



Оглавление

Введение

Глава 1.Характеристика сознания и самосознания старшеклассника как субъекта общения

1.1 Общение, как ведущая форма деятельности старшеклассника

1.2Роль сознания и самосознания в процессе общения

1.3 Роль идеалов и антиидеалов в процессе общения старшеклассников

Глава 2. Содержание идеальных и антиидеальных представлений старшеклассников о партнерах по общению противоположного пола

2.1Описание методики исследования

2.2Анализ результатов опроса старшеклассников

2.3 Основные выводы по результатам эмпирического исследования

Заключение

Литература

Приложение

 


Введение

 

Человек, как известно, существо общественное. Он живет в социуме, поглощённый общением с себе подобными. Именно в процессе общения человек решает большинство своих проблем, находит друзей, спутников жизни, получает нужную информацию. Потребность в общении является ведущей для человека.

Человек не может продуктивно общаться, если у него не развито самосознание. Развитие и становление самосознания - центральная проблема переходного возраста. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания и эмоции, человек заново открывает для себя окружающий мир. Для молодых людей это особенно важно, так как в процессе самосознания формируются идеальные и антиидеальные представления о людях вообще и партнёрах по общению в частности. Эти представления во многом влияют на то, как общается молодой человек.

Общение со своими сверстниками это, несомненно, один из важнейших факторов в жизни юноши. От сверстников он узнаёт те новости, которые не может узнать дома, он может поделиться своими проблемами, раскрыть себя. Наверняка у каждого молодого человека есть определённые критерии, по которым он выбирает с кем ему общаться, а с кем нет. Во многом такой отбор носит несознательный характер. В то же время, такие представления об идеальном и антиидеальном партнёре по общению, различны у юношей и девушек.

Изучению данной проблемы посвящено довольно много психологических исследований, но далеко не все вопросы подробно рассмотрены. В частности, мы не нашли работ, в которых подробно анализировались идеальные и антиидеальные представления старшеклассников о своих партнерах по общению. С другой стороны, время не стоит на месте, меняются взгляды, вкусы, а главное меняется сама молодежь, ее представления об идеальных и антиидеальных партнерах по общению. Поэтому существует острая необходимость в уточнении результатов ранее проводимых исследований. С этой целью, мы организовали специальное исследование старшеклассников одной из школ г. Ярославля, результаты которого представлены в настоящей работе.

Итак, объектом нашего исследования является самосознание юношей и девушек, обучающихся в 10-11 классах.

В качестве предмета исследования выступают представления старшеклассников о характерологических качествах, которые, по их мнению, присущи идеальному и антиидеальному партнеру по общению.

Принимая во внимание всё сказанное выше, цель нашего исследования заключается в том, что бы выявить характерологические качества, которые старшеклассники оценивают как идеальные и антиидеальные у партнёра по общению противоположенного пола.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

1.Рассмотреть основные подходы к анализу сознания и самосознания у подростка в психологической литературе.

2.Описать идеалы и антиидеалы партнёра по общению у девушек.

3.Описать идеалы и антиидеалы партнёра по общению у юношей.

4.Выявить различия в представлениях юношей и девушек об идеальном и антиидеальном партнёре по общению.

Основные гипотезы исследования:

1.Представления девушек о юношах являются более дифференцированными и разверными, чем у юношей о девушках.

2.Ведущую роль в регуляции коммуникативного поведения юношей и девушек играют представления об антиидельном партнере, то есть они более четко дифференцируют негативные образцы.

 


Глава 2. Содержание идеальных и антиидеальных представлений старшеклассников о партнерах по общению противоположного пола

В этой части работы будет описана процедура и методика эмпирического исследования, дана характеристика выборки испытуемых. Основное внимание уделяется обсуждению и интерпретации полученных результатов.

Таблица 1. Представление старшеклассников об идеальном партнёре.

 ЮНОШИ Значимость  ДЕВУШКИ Значимость
Жизнерадостность 0,92 Жизнерадостность 0,86
Заботливость 0,78 Заботливость 0,83
Искренность 0,82 Искренность 100
Нежность 0,85 Нежность 0,9
Обаяние 0,89 Обаяние 0,93
Отзывчивость 0,75 Отзывчивость 0,93
Аккуратность 0,78 Аккуратность 0,7
    Решительность 0,76
    Терпеливость 0,73
Страстность 0,64    

 

Сравнивая идеальные представления юношей и девушек можно отметить следующие моменты:

-большинство идеальных качеств у юношей и девушек совпадает; об этом свидетельствует качественный анализ, проведенный выше и количественный с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена; он оказался равен О.78.

-отличия зафиксированы по следующим качествам: юноши хотят видеть девушек более страстными, девушки юношей – более терпеливыми и решительными.

Антиидеалы юношей и девушек ( см. табл. 2 ). К антиидеальным девушки отнесли следующие качества юношей:

- грубость, завистливость, трусость, эгоизм (очень высокая значимость);

- холодность, развязность, мнительность, капризность, вспыльчивость (высокая значимость).

Юноши к антиидеальным отнесли следующие качества девушек:

- грубость, мнительность (очень высокая значимость);

- вспыльчивость, злопамятность, капризность, неуравновешенность, эгоизм (высокая значимость).

Таблица 2. Представления старшеклассников об антиидеальном партнёре

 ЮНОШИ Значимость  ДЕВУШКИ Значимость
Грубость 0,89 Грубость 0,9
Мстительность 0,85 Мстительность 0,82
Вспыльчивость 0,6 Вспыльчивость 0,63
Злопамятность 0,71    
Капризность 0,67 Капризность 0,73
Неуравновешенность 0,71    
Эгоизм 0,75 Эгоизм 0,9
    Завистливость 0,83
    Трусость 0,93
    Холодность 0,8
    Развязность 0,66

В данном случае также наблюдается высокая степень совпадения антиидеальных представлений, но и различия здесь существенно выше. Так девушки не хотят видеть юношей трусливыми, завистливыми, развязными, холодными. Юношей в девушках больше всего не устраивает злопамятность и неуравновешенность. Об этом свидетельствует и более низкий коэффициент корреляции, который равен 0,49.

Как мы видим антиидеалы у юношей и девушек больше дифференцированы, в том числе и по гендерным основаниям. Это указывает на то, что именно антиидеалы являются ведущими регуляторами поведения и общения молодых людей. Они хуже понимают и дифференцируют, что им надо, что их устраивает в партнере по общению, но значительно лучше понимают то, чего им не надо, каких партнеров следует избегать.

Характеристика "реала" юношей и девушек. В этой части исследования мы попытаемся определить, как молодые люди представляют юношей и девушек, с которыми им реально приходится общаться. Так, девушки считают, что юноши, с которыми им приходится общаться в жизни, характеризуются следующими качествами: жизнерадостность, заботливость, нежность, обаяние, отзывчивость, решительность, упорство.

Реальные представления юношей о девушках описываются следующими качествами: аккуратность, заботливость, жизнерадостность, обаяние, искренность, нежность, отзывчивость.

В данном случае также наблюдается высокая степень совпадения представлений, но есть и отличия. Так юноши, по мнению девушек, характеризуются решительностью и упорством, а девушки, по мнению юношей, - заботливостью и искренностью.

Обращает на себя тот факт, что качества описывающие "реал" представлены в идеальных представлениях старшеклассников и отсутствуют в антиидеальных. Это указывает на положительный настрой юношей и девушек к взаимному общению. Для уточнения полученных данных обратимся к анализу математических индексов готовности критичности.

Оценка критичности и готовности к общению. Методика Будасси позволяет вычислить два показателя и количественно оценить степень принятия партнеров по общению. Первый показатель "готовность к общению" свидетельствует о направленности старшеклассников на общение, с представителями противоположного пола, о положительном отношении к данной форме общения. Он вычисляется как отношение качеств вошедших в "реал" к количеству качеств, вошедших в "идеал". Этот показатель изменяется от 0 до 1: чем ближе он к единице, тем выше готовность молодых людей к общению с представителями противоположного пола и наоборот.

Второй показатель – требовательность или критичность в общении; он вычисляется как отношение количества качеств, вошедших в "реал", к количеству качеств вошедших в "антиидеал". Данный показатель изменяется от 0 до 1, чем он выше, тем требовательней человек к партнерам по общению.

Показатель готовности к общению юношей и девушек одинаков и достаточно высок. Он равен 0,57. Это означает, что юноши и девушки обладают высокой направленностью на взаимное общение. По уровню критичности юноши и девушки отличаются, требовательность к партнеру по общению у девушек значимо выше, чем у юношей и соответственно равны 0,19 и 0,27 (по критерию Т-Стьюдента различия значимы при р=0,05). Эти данные, в целом, совпадают с литературными данными.

Анализ взаимных ожиданий. В этой части работы мы постараемся оценить точность представлений юношей и девушек о том, что от них ожидают партнеры по общению противоположного пола.

Первоначально рассмотрим, как представляют юноши, что от них ожидают девушки, как от идеальных партнеров по общению. Юноши считают (см. табл. 3), что девушки выделяют следующие ведущие качества у юноши, как идеального партнера по общению:

- аккуратность, заботливость, искренность, нежность, обаяние, отзывчивость, жизнерадостность, страстность, терпеливость.

Если эти предположения сравнить с идеалом девушек, то легко заметь, что вероятность совпадения равна примерно 0, 70 и только два качества названы ошибочно: решительность и страстность. Говоря другими словами, юноши не ожидают, что девушки ждут от них решительности и страстности.

 

Таблица 3. Ожидания юношей об идеальных представлениях девушек

Ожидания юношей Значимость Представления девушек Значимость
Аккуратность 0,87 Аккуратность 0,7
Заботливость 0,90 Заботливость 0,83
Искренность 0,86 Искренность 100
Нежность 0,86 Нежность 0,9
Обаяние 0,86 Обаяние 0,93
Отзывчивость 0,90 Отзывчивость 0,93
Жизнерадостность 0,73 Жизнерадостность 0,86
Страстность 0,7    
Терпеливость 0,66 Терпеливость 0,73
    Решительность 0,76

 

Девушки считают (см. табл 4), что юноши хотят увидеть у них следующие качества: аккуратность, жизнерадостность, заботливость, искренность, нежность, страстность, терпеливость, обаяние, уступчивость, отзывчивость, непринужденность.


Таблица 4. Ожидания девушек об идеальных представлениях юношей

Ожидания девушек Значимость Представления юношей Значимость
Аккуратность 0,8 Аккуратность 0,78
Жизнерадостность 0,83 Жизнерадостность 0,92
Заботливость 0,83 Заботливость 0,78
Искренность 0,96 Искренность 0,82
Нежность 100 Нежность 0,85
Страстность 0,9 Страстность 0,64
Терпеливость 0,9    
Обаяние 100 Обаяние 0,98
Уступчивость 0,56    
Отзывчивость 0,76 Отзывчивость 0,75
Непринуждённость 0,63    

 

Если эти данные сравнить с идеалом юноши, то и здесь вероятность совпадения около 0,70. Полученные несовпадения свидетельствуют, что юношей не интересует, есть ли у девушек такие качества как уступчивость, непринужденность, терпеливость или нет (девушки считают, что эти качества имеют значение для юношей). Вместе с тем, высокие показатели взаимных ожиданий, свидетельствуют о хорошем взаимопонимании между юношами и девушками, о хорошем контакте, который существует между ними.

 

Заключение

Подводя общие итоги проведенному эмпирическому исследованию можно сказать, что основные задачи, поставленные в работе, выполнены, и ответы на сформулированные вопросы получены. Были выявлены и проанализированы идеальные и антиидеальные представления юношей и девушек о партнерах по общению противоположного пола. Удалось показать гендерную специфику в содержании антиидеальных представлений и в требовательности молодых людей к партнеру по общению. Определена ведущая роль антиидеальных представлений в регуляции коммуникативного поведения. Однако в ходе исследования не удалось полностью подтвердить гипотезу о существовании существенных гендерных различий не только в антииидеальных, но и идеальных представлениях молодых людей. Здесь возможны две причины: а) недостатки самой методики, которая слабо дифференцирует мужские и женские качества; б) реальное сближение женских и мужских идеалов, о чем есть указания и в психологической литературе. Эти предположения нуждаются в дальнейшей эмпирической проверке и уточнении. Несколько неожиданным для нас оказалось то, что ведущую роль в регуляции коммуникативного поведения играют не позитивные, а негативные образцы. Найти убедительное объяснение этому в психологической литературе нам не удалось, хотя некоторые предположения обозначились. Весьма интересным нам показалась, что благодаря более высокой психологической чувствительности девушки приписывают юношам ожидания, которых у них нет. Тем самым проявляется их требовательность не только другим партнерам по общению, но и к себе как субъекту общения.

Все эти данные говорят о том, что в процессе исследования были поставлены новые вопросы и сформулированы новые предположения, которые нуждаются в теоретической и эмпирической проверке. Это и станет целью наших последующих исследований в этой области.


Литература

1. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 200 с.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. – 391 с.

3. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – Самара: СамГПУ,2000. – 188 с.

4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.

5. Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Москва, 1946. – 703 с.

 


Приложение

 

Список качеств методики Будасси:

1. аккуратность 28. обаяние

2. беспечность 29. обидчивость

3. вдумчивость 30. осторожность

4. впечатлительность 31. отзывчивость

5. вспыльчивость 32.педантичность

6. восприимчивость 33. подвижность

7. гордость 34. подозрительность

8. грубость 35. принципиальность

9. жизнерадостность 36. поэтичность

10. заботливость 37. презрительность

11. завистливость 38. радушие

12. застенчивость 39. развязность

13. злопамятность 40. рассудочность

14. искренность 41. решительность

15. капризность 42. равнодушие

16. легковерие 43. сдержанность

17. медлительность 44. сострадательность

18. мечтательность 45. стыдливость

19. мнительность 46. сентиментальность

20. мстительность 47. страстность

21. навязчивость 48. терпеливость

22. настойчивость 49. трусость

23. нежность 50. увлекаемость

24. непринуждённость 51. упорство

25. нерешительность 52. уступчивость

26. несдержанность 53. холодность

27. неуравновешенность 54. эгоизм

Оглавление

Введение

Глава 1.Характеристика сознания и самосознания старшеклассника как субъекта общения

1.1 Общение, как ведущая форма деятельности старшеклассника

1.2Роль сознания и самосознания в процессе общения

1.3 Роль идеалов и антиидеалов в процессе общения старшеклассников

Глава 2. Содержание идеальных и антиидеальных представлений старшеклассников о партнерах по общению противоположного пола

2.1Описание методики исследования

2.2Анализ результатов опроса старшеклассников

2.3 Основные выводы по результатам эмпирического исследования

Заключение

Литература

Приложение

 


Введение

 

Человек, как известно, существо общественное. Он живет в социуме, поглощённый общением с себе подобными. Именно в процессе общения человек решает большинство своих проблем, находит друзей, спутников жизни, получает нужную информацию. Потребность в общении является ведущей для человека.

Человек не может продуктивно общаться, если у него не развито самосознание. Развитие и становление самосознания - центральная проблема переходного возраста. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания и эмоции, человек заново открывает для себя окружающий мир. Для молодых людей это особенно важно, так как в процессе самосознания формируются идеальные и антиидеальные представления о людях вообще и партнёрах по общению в частности. Эти представления во многом влияют на то, как общается молодой человек.

Общение со своими сверстниками это, несомненно, один из важнейших факторов в жизни юноши. От сверстников он узнаёт те новости, которые не может узнать дома, он может поделиться своими проблемами, раскрыть себя. Наверняка у каждого молодого человека есть определённые критерии, по которым он выбирает с кем ему общаться, а с кем нет. Во многом такой отбор носит несознательный характер. В то же время, такие представления об идеальном и антиидеальном партнёре по общению, различны у юношей и девушек.

Изучению данной проблемы посвящено довольно много психологических исследований, но далеко не все вопросы подробно рассмотрены. В частности, мы не нашли работ, в которых подробно анализировались идеальные и антиидеальные представления старшеклассников о своих партнерах по общению. С другой стороны, время не стоит на месте, меняются взгляды, вкусы, а главное меняется сама молодежь, ее представления об идеальных и антиидеальных партнерах по общению. Поэтому существует острая необходимость в уточнении результатов ранее проводимых исследований. С этой целью, мы организовали специальное исследование старшеклассников одной из школ г. Ярославля, результаты которого представлены в настоящей работе.

Итак, объектом нашего исследования является самосознание юношей и девушек, обучающихся в 10-11 классах.

В качестве предмета исследования выступают представления старшеклассников о характерологических качествах, которые, по их мнению, присущи идеальному и антиидеальному партнеру по общению.

Принимая во внимание всё сказанное выше, цель нашего исследования заключается в том, что бы выявить характерологические качества, которые старшеклассники оценивают как идеальные и антиидеальные у партнёра по общению противоположенного пола.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

1.Рассмотреть основные подходы к анализу сознания и самосознания у подростка в психологической литературе.

2.Описать идеалы и антиидеалы партнёра по общению у девушек.

3.Описать идеалы и антиидеалы партнёра по общению у юношей.

4.Выявить различия в представлениях юношей и девушек об идеальном и антиидеальном партнёре по общению.

Основные гипотезы исследования:

1.Представления девушек о юношах являются более дифференцированными и разверными, чем у юношей о девушках.

2.Ведущую роль в регуляции коммуникативного поведения юношей и девушек играют представления об антиидельном партнере, то есть они более четко дифференцируют негативные образцы.

 


Глава 1. Характеристика сознания и самосознания старшеклассника как субъекта общения

Опираясь на имеющуюся в нашем распоряжении психологическую литературу, в этой главе мы проанализируем содержание основных понятий, которые будут использованы в работе. Это такие понятия как общение, сознание, самосознание, Я-концепция, оценка и самооценка, идеал и антиидеал.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.078 с.)