Сравнительный анализ закупок по правилам и процедурам мбрр и кбр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ закупок по правилам и процедурам мбрр и кбр



 

Правила закупок товаров и работ изложены в документе Всемирного банка “Руководство. Закупки по займам МБРР и кредитам МАР”, а услуг - “Руководство. Использование консультантов заемщиками Всемирного банка и Всемирным банком как исполнительным органом”. Правила проведения закупок, финансируемых КБР, оговорены в «Стандартных требованиях прокъюремента Карибского Банка» (“Standard Prequalification Document for Procurement of Works”), а также в таких документах КБР, как “Caribbean Development Bank Lending Policies” и “User’s Guide for Prequalification Document for Procurement of Works”, где даются более подробные объяснения правил и процедур закупок.

Œ Основным способом закупки товаров и работ, как по проектам Всемирного банка, так и по проектам КБР являются Международные конкурсные торги (МКТ, ICB). [3]

 МКТ по сложным проектам могут проводиться с предварительным квалификационным отбором или с использованием двухэтапной процедуры.

Предварительный квалификационный отбор необходим для выполнения объемных или комплексных работ, а также в тех случаях, когда большие расходы, связанные с подготовкой детальных тендерных предложений, могут препятствовать конкуренции среди поставщиков изготовляемого по специальному заказу оборудования, промышленных установок, специализированных услуг, комплексной информации и технологий, при заключении контрактов "под ключ", контрактов на проектирование и строительство, а также на руководство проектом. Предварительный отбор обеспечивает получение приглашений только теми фирмами, которые имеют соответствующие возможности и ресурсы для выполнения работ. В основу предварительного отбора должна быть положена оценка возможностей и ресурсов потенциальных участников торгов с целью удовлетворительного осуществления конкретного контракта с учетом:

1. опыта работы и исполнения аналогичных контрактов,

2. возможностей, связанных с наличием кадров, оборудования, строительных или производственных мощностей,

3. финансового положения [9, п.2.9, стр.16].

В случае контрактов "под ключ" или контрактов на строительство крупных комплексных объектов или выполнение специальных работ или разработку сложных информационных и коммуникационных технологий заблаговременная подготовка полной технической документации может оказаться нежелательной или нецелесообразной. В таком случае можно прибегнуть к использованию двухэтапной процедуры торгов, когда сперва предлагается представить технические предложения без указания цены, разработанные на основе концептуального решения и рабочих технических условий, которые подлежат техническому и коммерческому уточнению и корректировке. На втором этапе осуществляется корректировка конкурсной документации, подача окончательных технических предложений и заявок уже с указанием цены [9, п.2.6, стр.15].

Правилами Карибского банка не запрещено проводить так называемый предквалификационный отбор, позволяющий выявить наиболее компетентных участников последующих торгов путём предъявления к ним особых требований. Организаторы торгов сами решают, стоит ли обращаться к такой процедуре или нет. [15, п.1, стр.7]

Ž В целях поощрения конкуренции Банк позволяет фирмам и индивидуальным консультантам из всех стран предлагать товары, работы и услуги для проектов, финансируемых Банком. [9, п.1.6, стр.9,] За исключением случаев, когда законы страны Заёмщика или решение, принятое согласно Главе VII Устава ООН, запрещают поддерживать торговые отношения со страной фирмы-потенциального участника торгов. [9, п.1.8, стр.9 ]

В отличие от МБРР, Карибский Банк Развития финансирует закупки товаров и услуг, произведенных только на территории стран-членов Банка и для них. В особых случаях Советом директоров могут быть оговорены обстоятельства, позволяющие нарушить данный принцип прокъюремента Банка. [14, ст.15 (h), стр.24] Однако, как и по правилам МБРР, предложения от фирм-стран участниц КБР могут быть отклонены в случае государственного запрета коммерческих отношений двух стран или с ссылкой на всё ту же Главу VII Устава ООН, запрещающую поддерживать торговые отношения со страной фирмы - потенциального участника торгов. [12, глава 5, п.1, стр.41]

 Своевременное извещение о возможности подачи заявок на получение подряда является важнейшим элементом конкурсных торгов. Для проектов, предусматривающих МКТ, Заемщику необходимо подготовить и представить Банку проект Общего извещения о закупках. Банк организует публикацию этого извещения в электронном издании Development Business (UNDB on-line) и в Development Gateway Market (dgMarket). Извещение должно содержать:

1. информацию о Заемщике,

2. сумму и цели займа,

3. перечень закупок в рамках МКТ,

4. наименование, номера телефона/факса и адрес учреждения Заемщика, ответственного за закупки,

5. адрес сайта, на котором будут размещаться специальные извещения о закупках;

6. (если известно) намеченные сроки подготовки документации для предварительного квалификационного отбора и тендера.

Соответствующая предквалификационная или тендерная документация в зависимости от обстоятельств подлежит распространению не ранее, чем дата опубликования извещения.

Приглашения участвовать в предварительном отборе или в тендерах в зависимости от обстоятельств должны публиковаться, по крайней мере, в одной национальной газете страны заемщика (официальном бюллетене, на электронном портале со свободным доступом) в виде Специального извещения о закупках. Такие приглашения должны также публиковаться в UNDB on-line и в dgMarket. Извещение следует публиковать заблаговременно, чтобы предоставить возможность потенциальным участникам торгов получить документацию для предварительного квалификационного отбора и тендеров, подготовить и представить свои заявки. [9, п. 2.8, стр.16]

По правилам КБР, для уведомления потенциальных участников торгов о начале процесса предквалификационного отбора заказчик обязан подготовить и направить в Карибский банк так называемое Общее уведомление (General Procurement Notice). КБР со своей стороны организует соответствующую публикацию на сайте UNDB on-line, а также на сайте КБР. Кроме того, сам заёмщик обязан объявить о проведении торгов посредством публикации соответствующей статьи, по меньшей мере, в одной газете, выпуск которой осуществляется повсеместно в стране заёмщика, а также в официальном бюллетене или на электронном портале со свободным доступом. [15, стр.9]

В извещении о тендере указывается место и окончательный срок приема предложений. Срок, предусмотренный на подготовку и подачу предложений, определяется с учетом конкретных условий проекта, а также масштабов и сложности контракта. Как правило, при проведении МКТ на подготовку предложения предусматривается не менее 6 недель с даты объявления торгов или даты начала распространения документов для торгов, причем в расчет принимается более поздняя дата. Когда речь идет о крупных объектах или сложных видах оборудования, период подготовки предложений, как правило, составляет не менее 12 недель, чтобы предоставить возможность потенциальным участникам торгов провести необходимые исследования до представления своих предложений. [9, п.2.44, стр. 27] Потенциальные участники торгов имеют право подать предложения до истечения срока, установленного в тендерной документации. В любой момент до этого срока они также имеют право отозвать свое предложение, а также подать дополнения или изменения. Никаких причин, по которым предложение могло бы быть принято по истечению этого срока, не существует, включая семейные неурядицы, перебои в работе почты, аварии и стихийные бедствия.[3, стр.140]

Таких же правил придерживается и КБР. [12, глава 1, п. 8.1] В приглашении к участию в торгах Заёмщик указывает место и время получения тендерной документации и другой необходимой потенциальному участнику информации. Если участник нуждается в дополнительных сведениях, он может направить Заказчику свои вопросы в письменном виде или задать их на предварительной встрече потенциальных участников с Заказчиком, если таковая организуется [12, стр. 10, п.7.1].

 Заемщики обязаны использовать соответствующие Типовые документы конкурсных торгов (ТДКТ), разработанные Банком, при этом с учетом специфики проекта в документы вносятся согласованные с Банком минимальные изменения. Любые изменения вносятся исключительно через разделы, содержащие условия тендера, или в специальные условия контракта, при этом составленный Банком стандартный текст ТДКТ остается неизменным. [9, п.2.12, стр.17] Подобный типовой документ (Prequalification Document) разработан и КБР. [15, стр.9]

‘ Согласно правилам МБРР, документация по предварительному квалификационному отбору и торгам должна быть подготовлена на одном из следующих трех международных языков по выбору Заемщика: английский, французский или испанский. Контракты, заключаемые с выигравшим торги участником, должны быть составлены на языке, на котором составлена тендерная документация и этот язык должен стать языком общения в контрактных взаимоотношениях между Заемщиком и выигравшим торги участником. Если документация по предварительному квалификационному отбору и торгам готовится на двух языках, участникам должно быть разрешено подавать предложения на любом из этих двух языков. Если контракт подписан на языке, не входящем в перечень трех указанных выше международных языков, а контракт подлежит предварительному согласованию с Банком, Заемщик представляет в Банк перевод контракта на тот международный язык, на котором составлена документация для торгов. От участников не требуется и им не разрешается подписывать контракты на двух языках. [9, п.2.15, стр.18]

Согласно правилам КБР, все предложения должны быть подготовлены на английском языке. Контракт с победителем торгов также должен быть подписан на английском языке, и все договорные отношения заёмщика и подрядчика должны осуществляться посредством английского языка [Приложение Е, GUIDELINES FOR PROCUREMENT, пункт 2.15].

’ По правилам МБРР при проведении предварительного отбора на заключение группы контрактов в течение определенного периода времени может быть установлен лимит на число и сумму контрактов, заключаемых одним участником торгов с учетом имеющихся у него ресурсов. В таких случаях список прошедших предварительный отбор фирм периодически обновляется. Во время заключения контракта осуществляется проверка представленной для предварительного отбора информации, и, если установлено, что участник тендера более не имеет возможностей или ресурсов для успешного выполнения контракта, в присуждении контракта ему может быть отказано.

По правилам КБР число контрактов, приходящихся на одного участника торгов, варьируется в зависимости от сложности работ; согласно рекомендациям Банка, оно не должно превышать 5 (пяти). [15, стр.13]

“ По правилам обоих банков участник торгов имеет возможность выразить цену конкурсного предложения в любой валюте. Участник торгов, желающий выразить цену предложения в виде суммы различных инвалют, может это сделать при условии, что цена будет включать не более трех инвалют. [9, пункт 2.29, стр.22] Оплата контракта должна производиться в валюте (валютах), в которой выражена цена предложения участника торгов, выигравшего контракт. [12, п.15, стр.14]

” По просьбе Заемщика и на условиях, согласуемых в Соглашении о займе и изложенных в документах для торгов, может быть установлена льгота при оценке предложений на:

1. товары, произведенные в стране Заемщика, при сравнении с предложениями на товары иностранного производства;

2. выполнение строительных работ в странах-членах Банка, где уровень ВНП на душу населения ниже соответствующего показателя, при сравнении предложений приемлемых отечественных подрядчиков с предложениями зарубежных фирм. [9, пункт 2.55, стр. 31]

В первом случае при сопоставлении оценочной стоимости предложений, к расчетной цене товаров "из-за рубежа" исключительно в целях дальнейшего сравнения прибавляется величина равная 15 % от цены СИП предложения. Для присуждения контрактов на работы посредством МКТ Заемщики также могут с согласия Банка предоставить отечественным подрядчикам количественную льготу в размере 7,5 % с учетом положений, указанных в Приложении 2, пункте 7 Руководства.

В случае контрактов, предусматривающих единую ответственность или контрактов "под ключ" на поставку некоторого количества отдельных единиц оборудования, а также на крупные услуги по монтажу и/или строительству процентная льгота не применяется. [9, Приложение 2, стр. 45]

Подобная льгота также предусмотрена КБР:

· 15% - для поставщиков из стран-членов Банка,

·   7,5% - для стран региона (не членов Банка),

·   7,5% на осуществление гражданских работ. [13, пункт 1.12, стр.3]

Кроме того, субподряд из третьих стран (вне Региона и не член КБР) может быть заключен на сумму, не превышающую 10% цены контракта. [15, п.2(a), стр.14] закупка мировой экономика банк

Подводя итог сравнительному анализу проведения закупок по правилам МБРР и КБР, можно сделать вывод о том, что эти два института имеют много общих черт. Прежде всего, это связанно с тем, что Международный банк реконструкции имел большое влияние на становление Карибского банка, и последний заимствовал большую часть своих законов, правил и процедур проведения торгов у старшего собрата.

Но, несмотря на это, есть и некоторые различия. Следует отметить, что деятельность МБРР направлена на оказание финансовой помощи нуждающимся странам всего мира, тогда как деятельность Карибского банка ограничена конкретным регионом. Отсюда ограниченное количество стран - участниц, имеющих возможность получить кредит или предоставить свои услуги в качестве поставщика товаров и работ. Ведь главной целью КБР является поднятие уровня жизни именно Карибского региона, который на сегодняшний день испытывает немалые трудности в сфере экономического развития, сопровождаемые периодическими стихийными бедствиями.

В следующий главе мы подробнее рассмотрим те проблемы, с которыми сталкивается Карибский регион и действия Карибского Банка Развития, которые предпринимаются в связи с их решением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.02 с.)