Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антиуниатская полемика В конце xVI. Стефан и лаврентий зизанииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Выдающимися представителями полемической литературы конца XVI - середины XVII в.в. были Герасим Смотрицкий, Василь Суразский, Христофор Филарет, Иван Вышенский, Мелетий Смотрицкий, братья Стефан и Лаврентий Зизании, Кирилл-Транквилион Ставровецкий. Полемисты, как и гуманисты, не ставили задачу восстановить государственность, но, откликаясь на актуальные проблемы современности, они будили политическое сознание. Важное место в их работах отводилось отношениям светской власти и религиозной, божественного и земного, прав человека [38, c. 220-221]. Филалет Христофор (псевдоним острожского шляхтича Марцина Бронского) опубликовал в 1597 г. на польском языке (а в 1598 - на украинском) «Апокрисис» - ответ на сочинение П. Скарги. Данное произведение являлось наиболее аргументированным из произведений литературы того времени. «Апокрисис» принес много неприятностей апологетам унии и католицизма: его автор не оставил без внимания ни одного утверждения Скарги, при этом все то, что оппонент выдавал за положительное, Филалет показал в резко отрицательном плане, и в своей эрудиции, логике, умении убедить читателя, как утверждает ряд исследователей, значительно превзошел Скаргу. Поэтому, чтобы нейтрализовать воздействие «Апокрисиса» на общество, сторонники унии взялись за скупку и уничтожение этой книги. В результате такого взаимного уничтожения книг значительная часть полемической публицистики конца XVI - первой половины XVII в. нам известна только по названиям [40, c. 39-40]. Как отмечают исследователи, в «Апокрисе» вопросы веры рассматриваются в неразрывной связи с социально-политическими отношениями своего времени, в религиозной форме отстаивается идея равенства людей независимо от их статуса в обществе. Конкретным примером может служить объяснение отношений между монархом (властью) и народом (подчиненными). Так как, по мысли Филарета, подданные присягают прямо исполнять свои обязанности, а король присягает подданным действовать в соответствии с законом, то этот договор (пакта) и должен быть основой справедливых отношений между монархом и подданными. Мыслитель обращает внимание короля и сенаторов как представителей государственной власти, что нарушение ими прав и свобод граждан, злоупотребление властью, пренебрежение законом подрывает государство и приводит к его упадку; беззаконие и своеволие неминуемо порождают справедливое недовольство народа, перерастающее в возмущение [41, c. 108]. В то же время Филалет подчеркивает, что народ должен защищать свои права и предупреждает, что пока мы обращаемся к «письму», перу, а не к саблям, однако если властвующие и дальше будут злоупотреблять терпением угнетаемых и вызовут «внутреннюю войну», то вся вина и ответственность ляжет на них. Таким образом, социально-политические взгляды автора «Апокрисиса», включают идею общественного договора и природных прав, ограничение власти монарха законом, определение прав и обязанностей свободных подданных, основанных на требованиях «права божьего и природного». Эти идеи, направленные против религиозного и социального угнетения, имели большое значение для развития общественно-политический мысли, усиления противостояния народа духовному, политическому и экономическому притеснению, стали существенным вкладом в либеральные традиции белоруского народа. К значительным антиуниатским произведениям принадлежат также два полемических письма к И.Потею и «История о Листрикийском, то есть разбойничьем Феррарском, или Флорентийском соборе» Клирика Острожского (1598) [25]. Оппозиция решениям Брестского униатского собора, обличение унии вынуждали ее защитников отбивать удары своих противников. В защиту Брестского собора и унии были написаны и изданы в Вильно ряд выдающихся произведений П. Скарги «Описание и оборона собора руского Берестейского» (1597) и И. Потея «Справедливое описанье поступку и справы сынодовое, и оборона згоды и едности свершенное, которая ся стала на сыноде Берестейском в року 1596» (1597), «Отпис на лист неякога Клирика Острожского безъименного» (1598). Они обвиняли противников унии в неподчинении государственной власти, чем придали религиозной полемике политический характер и еще более разожгли спор. В ответ Х.Филалету И. Потей в 1600 г. издал сатирическое произведение «Антиризис», в котором дискредитировал Христофора и все антиуниатское движение [43, c. 81]. Выдающимся представителем религиозно-мистического направления в полемический литературе XVI - XVII в.в. был Иван Вышенский (ок. 1550 - ок. 1620), фанатичный защитник православных традиций и безжалостный критик греко-католиков. К нам дошло около 20 его произведений, среди которых «Обличение дьявола - миродержца», «Кратко словный ответ Петру Скарге», «Послание епископам - отступникам православия», «Зачепка мудрого латинянина с глупым русином», «Извещение краткое о латинской прелести» и др., написанные в жанрах памфлета, трактата, диалога и т.д. [25] Для взглядов Вышенского характерна противоречивость, переплетение передовых и консервативных идей, новаторство и традиционализм. Наряду с осуждением духовенства в его произведениях присутствует апология монашества, с призывами к борьбе с угнетателями соседствует проповедь аскетизма, а утверждение демократического социального идеала - с консерватизмом во взглядах на общественный прогресс как таковой. Его религиозным и общественным идеалом было раннее христианство, от которого отошли и католическая, и православная церковь и к которому он призывал возвратиться. Вместе с тем, против всех недостатков общества он видел лишь один способ борьбы: полностью отбросить все новые веяния, включая такие «языческие хитрости»., как грамматика, риторика, диалектика и другие «позорные искушения» и возвратиться к древней православной вере [34, c. 197]. Резко выступая против униатства, мыслитель придавал большое значение просвещению народа на православной основе, считая, что только так можно сохранить восточнославянский этнос, в то время как католицизм с его рационализмом может привести к разрушению и денационализации. Отметим, что крайне бескомпромиссные позиции И. Вышенского, приобретавшие догматический и мистический характер, утверждение традиционализма, сохранение «старожитной веры» были реакцией на усиление экспансии униатских настроений в Речи Посполитой. Ключевыми идеологическими противниками унии в рассматриваемый период являлись Стефан и Лаврентий Зизиании (Тустановские), которые происходили из небогатого шляхетского рода. Псевдоним Зизании братья приняли по обычаю, существовавшему у писателей той эпохи, согласно которому следовало называть себя греческими или римскими именами. («зизании» в переводе с греческого означает «куколь» - сорная трава) [44, c. 142]. Стефан и Лаврентий учились на родине в Острожской братской школе, где велось преподавание на уровне европейских учебных заведений. Братские православные школы возникли в ВКЛ во второй половине XVI в. как форма защиты православной религии, родного языка и культуры в условиях экспансии католицизма. Наиболее крупные братские школы были в Бресте, Вильно, Остроге, Киеве, Луцке, Львове, Минске, Могилеве и Полоцке. Считают, что братские школы давали высокий уровень образования, так как наряду с латинским и семью свободными искусствами, здесь преподавался и родной, как он тогда назывался, «простой русский» или «русский язык», а также философия, история и поэзия. В основе обучения в братских школах лежала довольно оригинальная методика: сначала изучали алфавит и учились составлять слова, затем обучались грамматике, церковному порядку, чтению и пению. Ежедневно учителя следили за тем, чтобы дети обращались друг к другу по-гречески, а отвечали по-словенски (на церковнославянском языке), и также чтобы спрашивали по-словенски, а отвечали на простом (родном разговорном) языке. От учеников требовали, чтобы между собой они разговаривали не на одном простом языке, а в основном на словенском и греческом. Завершали обучение высшие науки: диалектика и риторика. Стефан Зизаний, начав учительствовать в Львовской братской школе, через некоторое время становится ее ректором, а в 1593 г. его приглашают на должность ректора Виленской братской школы. Здесь он возглавляет борьбу Виленского православного братства против готовящейся церковной унии. Обладая замечательными ораторскими способностями, великолепным знанием древнебелорусского, польского, церковнославянского и греческого языков, он часто выступает перед простым православным людом, разоблачает измену православных иерархов и далеко идущие тайные планы католического духовенства, пишет ряд полемических сочинений. Наиболее известными из них являются «Катехизис» (1595) и «Казанье Святого Кирилла» (1596), которые были изданы на древнебелорусском и польском языках [39, c. 224]. Так как «Катехизис» С. Зизания не сохранился (есть предположение, что тираж был скуплен униатами и уничтожен), о взглядах автора можно судить только по отрывкам из этого произведения, а также по той критике, которую высказал иезуит Жебровский в брошюре «Куколь, который сеет Стефан Зизаний в русских церквах и Вильно». Жебровский, обращаясь к Стефану, пишет: «На своих старших, как духовных, так и светских, дерзко направляешь язык; о нашем господине короле и митрополите плохо отзываешься в своих проповедях. Проклинаешь латинников. Подстрекаешь Русь к бунтам и раздорам...» [34, c.135]. В «Казанье Святого Кирилла» С. Зизаний продолжает критику светских и церковных властей, осуждает политику окатоличивания и полонизации, остро критикует церковных иерархов за то, что не выполняют роль духовных лидеров народа, а, руководствуясь корыстью, переходят в унию, силой и обманом тащат туда и народ [44, c. 143]. В 1596 г. церковный собор в Новогрудке осудил антиуниатскую деятельность С. Зизания. Несмотря на его отказ явиться на собор, суд заочно объявил его еретиком и проклял. Правда, в этом же 1596 г. в Бресте состоялся новый собор, созванный духовенством, выступающим против унии, на котором С. Зизания оправдали, однако проповедовать становилось все труднее, так как церковная и светская власть обставляла его деятельность все новыми и новыми запретами. Как отмечалось в предыдущей главе исследования, в годы деятельности И. Потея в качестве митрополита гонения на активных противников унии усиливаются, поэтому С. Зизаний уходит в Троицкий монастырь. Попытка открыть там школу получила запрет со стороны униатской церкви, однако виленцы разрешили ему проповедовать в монастыре. Как и его брат, Л. Зизаний стал известным благодаря своей педагогической деятельности в Львовской, затем Брестской братских школах. В 1595 г. он переезжает в Вильно, где через некоторое время печатает свои «Азбуку» и «Грамматику словенску». После образования унии уезжает из Вильно и работает домашним учителем в семьях Кричевского старосты Богдана Соломорецкого, князей Александра Острожского и Якима Корецкого [44, c. 145]. В 1619 г. Лаврентий Зизаний переезжает в Киево-Печерскую лавру, где активно функционировал ученый кружок. Здесь он переводит книги с древнегреческого, пишет к ним предисловия, издает свои труды и работает над «Катехизисом». Чтобы издать свои произведения, в 1626 г. он едет в Москву, где было дано указание на выход «Катехезиса» в свет, с многочисленными поправками и исправлениями, внесенными в «Катехизис» Московским патриархом Филаретом и его помощниками. Л. Зизаний, не согласившись с замечаниями, давал согласие на печатание, но с условием не указывать его как автора. Значительно позднее - в 1783, 1787 и 1788 гг. переработанный «Катехизис» был издан в Гродно [25]. Как отмечает А.А. Козел, в творчестве Л. Зизания довольно четко прослеживаются гуманистические и реформационные идеи. Это выражено как в его педагогической деятельности, так и в творческом богословии. Л. Зизаний как продолжатель просветительской христианско-православной традиции в отечественной культуре, много сделал для развития образования на родном языке. Основная задача, которую ставил Л. Зизаний при издании «Азбуки» заключалась в том, чтобы научить детей не только церковнославянскому, но и родному языку. С этой целью «Азбуку» он дополняет «простым русским языком», делает многочисленные пояснения, превращает ее в своеобразную энциклопедию самых различных отраслей знания; права, философии, истории, географии, биологии, зоологии, медицины и др. [44, c. 146-147] В богословии Л. Зизаний также являет собой гуманиста-реформатора, он рационализирует Библию, идет дальше ее текстов, интерпретируя их в ренессансно-гуманистическом духе. В вопросе о сущности Христа Л. Зизаний придерживается взглядов антитринитариев. В частности, московские критики упрекали его за привлечение к толкованию Библии естественнонаучных знаний. Не согласны были московские богословы и с утверждением Л. Зизания, что человек есть непостижимая тайна.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.209 (0.013 с.) |