Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антиуниатская полемика В конце xVI. Стефан и лаврентий зизании

Поиск

 

Выдающимися представителями полемической литературы конца XVI - середины XVII в.в. были Герасим Смотрицкий, Василь Суразский, Христофор Филарет, Иван Вышенский, Мелетий Смотрицкий, братья Стефан и Лаврентий Зизании, Кирилл-Транквилион Ставровецкий. Полемисты, как и гуманисты, не ставили задачу восстановить государственность, но, откликаясь на актуальные проблемы современности, они будили политическое сознание. Важное место в их работах отводилось отношениям светской власти и религиозной, божественного и земного, прав человека [38, c. 220-221].

Филалет Христофор (псевдоним острожского шляхтича Марцина Бронского) опубликовал в 1597 г. на польском языке (а в 1598 - на украинском) «Апокрисис» - ответ на сочинение П. Скарги. Данное произведение являлось наиболее аргументированным из произведений литературы того времени. «Апокрисис» принес много неприятностей апологетам унии и католицизма: его автор не оставил без внимания ни одного утверждения Скарги, при этом все то, что оппонент выдавал за положительное, Филалет показал в резко отрицательном плане, и в своей эрудиции, логике, умении убедить читателя, как утверждает ряд исследователей, значительно превзошел Скаргу. Поэтому, чтобы нейтрализовать воздействие «Апокрисиса» на общество, сторонники унии взялись за скупку и уничтожение этой книги. В результате такого взаимного уничтожения книг значительная часть полемической публицистики конца XVI - первой половины XVII в. нам известна только по названиям [40, c. 39-40].

Как отмечают исследователи, в «Апокрисе» вопросы веры рассматриваются в неразрывной связи с социально-политическими отношениями своего времени, в религиозной форме отстаивается идея равенства людей независимо от их статуса в обществе.

Конкретным примером может служить объяснение отношений между монархом (властью) и народом (подчиненными). Так как, по мысли Филарета, подданные присягают прямо исполнять свои обязанности, а король присягает подданным действовать в соответствии с законом, то этот договор (пакта) и должен быть основой справедливых отношений между монархом и подданными. Мыслитель обращает внимание короля и сенаторов как представителей государственной власти, что нарушение ими прав и свобод граждан, злоупотребление властью, пренебрежение законом подрывает государство и приводит к его упадку; беззаконие и своеволие неминуемо порождают справедливое недовольство народа, перерастающее в возмущение [41, c. 108].

В то же время Филалет подчеркивает, что народ должен защищать свои права и предупреждает, что пока мы обращаемся к «письму», перу, а не к саблям, однако если властвующие и дальше будут злоупотреблять терпением угнетаемых и вызовут «внутреннюю войну», то вся вина и ответственность ляжет на них.

Таким образом, социально-политические взгляды автора «Апокрисиса», включают идею общественного договора и природных прав, ограничение власти монарха законом, определение прав и обязанностей свободных подданных, основанных на требованиях «права божьего и природного». Эти идеи, направленные против религиозного и социального угнетения, имели большое значение для развития общественно-политический мысли, усиления противостояния народа духовному, политическому и экономическому притеснению, стали существенным вкладом в либеральные традиции белоруского народа.

К значительным антиуниатским произведениям принадлежат также два полемических письма к И.Потею и «История о Листрикийском, то есть разбойничьем Феррарском, или Флорентийском соборе» Клирика Острожского (1598) [25].

Оппозиция решениям Брестского униатского собора, обличение унии вынуждали ее защитников отбивать удары своих противников. В защиту Брестского собора и унии были написаны и изданы в Вильно ряд выдающихся произведений П. Скарги «Описание и оборона собора руского Берестейского» (1597) и И. Потея «Справедливое описанье поступку и справы сынодовое, и оборона згоды и едности свершенное, которая ся стала на сыноде Берестейском в року 1596» (1597), «Отпис на лист неякога Клирика Острожского безъименного» (1598). Они обвиняли противников унии в неподчинении государственной власти, чем придали религиозной полемике политический характер и еще более разожгли спор. В ответ Х.Филалету И. Потей в 1600 г. издал сатирическое произведение «Антиризис», в котором дискредитировал Христофора и все антиуниатское движение [43, c. 81].

Выдающимся представителем религиозно-мистического направления в полемический литературе XVI - XVII в.в. был Иван Вышенский (ок. 1550 - ок. 1620), фанатичный защитник православных традиций и безжалостный критик греко-католиков. К нам дошло около 20 его произведений, среди которых «Обличение дьявола - миродержца», «Кратко словный ответ Петру Скарге», «Послание епископам - отступникам православия», «Зачепка мудрого латинянина с глупым русином», «Извещение краткое о латинской прелести» и др., написанные в жанрах памфлета, трактата, диалога и т.д. [25] Для взглядов Вышенского характерна противоречивость, переплетение передовых и консервативных идей, новаторство и традиционализм. Наряду с осуждением духовенства в его произведениях присутствует апология монашества, с призывами к борьбе с угнетателями соседствует проповедь аскетизма, а утверждение демократического социального идеала - с консерватизмом во взглядах на общественный прогресс как таковой. Его религиозным и общественным идеалом было раннее христианство, от которого отошли и католическая, и православная церковь и к которому он призывал возвратиться. Вместе с тем, против всех недостатков общества он видел лишь один способ борьбы: полностью отбросить все новые веяния, включая такие «языческие хитрости»., как грамматика, риторика, диалектика и другие «позорные искушения» и возвратиться к древней православной вере [34, c. 197].

Резко выступая против униатства, мыслитель придавал большое значение просвещению народа на православной основе, считая, что только так можно сохранить восточнославянский этнос, в то время как католицизм с его рационализмом может привести к разрушению и денационализации. Отметим, что крайне бескомпромиссные позиции И. Вышенского, приобретавшие догматический и мистический характер, утверждение традиционализма, сохранение «старожитной веры» были реакцией на усиление экспансии униатских настроений в Речи Посполитой.

Ключевыми идеологическими противниками унии в рассматриваемый период являлись Стефан и Лаврентий Зизиании (Тустановские), которые происходили из небогатого шляхетского рода. Псевдоним Зизании братья приняли по обычаю, существовавшему у писателей той эпохи, согласно которому следовало называть себя греческими или римскими именами. («зизании» в переводе с греческого означает «куколь» - сорная трава) [44, c. 142].

Стефан и Лаврентий учились на родине в Острожской братской школе, где велось преподавание на уровне европейских учебных заведений. Братские православные школы возникли в ВКЛ во второй половине XVI в. как форма защиты православной религии, родного языка и культуры в условиях экспансии католицизма. Наиболее крупные братские школы были в Бресте, Вильно, Остроге, Киеве, Луцке, Львове, Минске, Могилеве и Полоцке.

Считают, что братские школы давали высокий уровень образования, так как наряду с латинским и семью свободными искусствами, здесь преподавался и родной, как он тогда назывался, «простой русский» или «русский язык», а также философия, история и поэзия. В основе обучения в братских школах лежала довольно оригинальная методика: сначала изучали алфавит и учились составлять слова, затем обучались грамматике, церковному порядку, чтению и пению. Ежедневно учителя следили за тем, чтобы дети обращались друг к другу по-гречески, а отвечали по-словенски (на церковнославянском языке), и также чтобы спрашивали по-словенски, а отвечали на простом (родном разговорном) языке. От учеников требовали, чтобы между собой они разговаривали не на одном простом языке, а в основном на словенском и греческом. Завершали обучение высшие науки: диалектика и риторика.

Стефан Зизаний, начав учительствовать в Львовской братской школе, через некоторое время становится ее ректором, а в 1593 г. его приглашают на должность ректора Виленской братской школы. Здесь он возглавляет борьбу Виленского православного братства против готовящейся церковной унии. Обладая замечательными ораторскими способностями, великолепным знанием древнебелорусского, польского, церковнославянского и греческого языков, он часто выступает перед простым православным людом, разоблачает измену православных иерархов и далеко идущие тайные планы католического духовенства, пишет ряд полемических сочинений. Наиболее известными из них являются «Катехизис» (1595) и «Казанье Святого Кирилла» (1596), которые были изданы на древнебелорусском и польском языках [39, c. 224].

Так как «Катехизис» С. Зизания не сохранился (есть предположение, что тираж был скуплен униатами и уничтожен), о взглядах автора можно судить только по отрывкам из этого произведения, а также по той критике, которую высказал иезуит Жебровский в брошюре «Куколь, который сеет Стефан Зизаний в русских церквах и Вильно». Жебровский, обращаясь к Стефану, пишет: «На своих старших, как духовных, так и светских, дерзко направляешь язык; о нашем господине короле и митрополите плохо отзываешься в своих проповедях. Проклинаешь латинников. Подстрекаешь Русь к бунтам и раздорам...» [34, c.135].

В «Казанье Святого Кирилла» С. Зизаний продолжает критику светских и церковных властей, осуждает политику окатоличивания и полонизации, остро критикует церковных иерархов за то, что не выполняют роль духовных лидеров народа, а, руководствуясь корыстью, переходят в унию, силой и обманом тащат туда и народ [44, c. 143].

В 1596 г. церковный собор в Новогрудке осудил антиуниатскую деятельность С. Зизания. Несмотря на его отказ явиться на собор, суд заочно объявил его еретиком и проклял. Правда, в этом же 1596 г. в Бресте состоялся новый собор, созванный духовенством, выступающим против унии, на котором С. Зизания оправдали, однако проповедовать становилось все труднее, так как церковная и светская власть обставляла его деятельность все новыми и новыми запретами.

Как отмечалось в предыдущей главе исследования, в годы деятельности И. Потея в качестве митрополита гонения на активных противников унии усиливаются, поэтому С. Зизаний уходит в Троицкий монастырь. Попытка открыть там школу получила запрет со стороны униатской церкви, однако виленцы разрешили ему проповедовать в монастыре.

Как и его брат, Л. Зизаний стал известным благодаря своей педагогической деятельности в Львовской, затем Брестской братских школах. В 1595 г. он переезжает в Вильно, где через некоторое время печатает свои «Азбуку» и «Грамматику словенску». После образования унии уезжает из Вильно и работает домашним учителем в семьях Кричевского старосты Богдана Соломорецкого, князей Александра Острожского и Якима Корецкого [44, c. 145].

В 1619 г. Лаврентий Зизаний переезжает в Киево-Печерскую лавру, где активно функционировал ученый кружок. Здесь он переводит книги с древнегреческого, пишет к ним предисловия, издает свои труды и работает над «Катехизисом». Чтобы издать свои произведения, в 1626 г. он едет в Москву, где было дано указание на выход «Катехезиса» в свет, с многочисленными поправками и исправлениями, внесенными в «Катехизис» Московским патриархом Филаретом и его помощниками. Л. Зизаний, не согласившись с замечаниями, давал согласие на печатание, но с условием не указывать его как автора. Значительно позднее - в 1783, 1787 и 1788 гг. переработанный «Катехизис» был издан в Гродно [25].

Как отмечает А.А. Козел, в творчестве Л. Зизания довольно четко прослеживаются гуманистические и реформационные идеи. Это выражено как в его педагогической деятельности, так и в творческом богословии. Л. Зизаний как продолжатель просветительской христианско-православной традиции в отечественной культуре, много сделал для развития образования на родном языке. Основная задача, которую ставил Л. Зизаний при издании «Азбуки» заключалась в том, чтобы научить детей не только церковнославянскому, но и родному языку. С этой целью «Азбуку» он дополняет «простым русским языком», делает многочисленные пояснения, превращает ее в своеобразную энциклопедию самых различных отраслей знания; права, философии, истории, географии, биологии, зоологии, медицины и др. [44, c. 146-147]

В богословии Л. Зизаний также являет собой гуманиста-реформатора, он рационализирует Библию, идет дальше ее текстов, интерпретируя их в ренессансно-гуманистическом духе. В вопросе о сущности Христа Л. Зизаний придерживается взглядов антитринитариев. В частности, московские критики упрекали его за привлечение к толкованию Библии естественнонаучных знаний. Не согласны были московские богословы и с утверждением Л. Зизания, что человек есть непостижимая тайна.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.209 (0.013 с.)