Оценка эффективности программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности программы



 

Методом оценки эффективности программы выступает количественная оценка коррекционных занятий, представленная в таблице 5.

Таблица 5

Протокол количественной оценки эффективности групповых психокоррекционных и развивающих занятий

код

Уровень тревожности (индекс в %)

Суммарное отклонение от аутогенной нормы

Настроение

Энергетический показатель

    До После До После До После До После
1 И-1 52% 44% 20 15 ПОЭ Норма П, И, НР КСУ
2 А-2 38% 33% 14 10 ПОЭ Норма КСУ КСУ
3 Л-4 62% 45% 11 11 ППЭ ППЭ КСУ КСУ
4 Т-6 33% 30% 21 14 ПОЭ Норма ОР ОР
5 О-10 17% 17% 20 15 ПОЭ Норма П, И, НР КСУ

 

Примечание:

ПОЭ - преобладание отрицательных эмоций;

ППЭ - преобладание положительных эмоций;

П - переутомление;

И - истощение;

НР - низкая работоспособность;

КСУ - компенсируемое состояние усталости;

ОР - оптимальная работоспособность.


 

Исходя из результатов, представленных в таблице 5, мы видим, что после коррекционной программы у четверых детей наблюдается снижение уровня общей тревожности, у одного ребенка динамика не выявлена, но уровень тревожности находится на среднем уровне. Также в процессе прохождения программы удалось достичь положительной динамики в результатах отражающих настроение детей. Так у четверых детей до коррекционной программы «преобладали отрицательные эмоции», после коррекции видно, что их результаты соответствуют норме, что свидетельствует о том, что занятия и упражнения произвели на ребят положительное впечатление.

Анализируя результаты наблюдений, можно отметить, что у большинства обследуемых детей проявлений тревожности в организованной деятельности и в режимные моменты больше, чем в других видах деятельности. Предполагаем, что это может быть связано со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, в частности взрослых (педагогов, воспитателей), или сверстников.

При выполнении определенных заданий (рисование, лепка, ухаживание за цветами, рыбками и др.) дети проявляли особенное старание и сильно расстраивались, когда то или иное действие у них не получалось или получалось неаккуратно. При анализе их поведения часто был слышен аргумент, только не говорите никому, а том меня будут ругать. В свободной деятельности дети себя чувствовали более раскрепощено, т.к. целенаправленного наблюдения за их деятельностью со стороны воспитателей не было. Отчасти наблюдалась ситуативная тревожность - в момент предъявления ребенку завышенных требований.

 

Рекомендации

 

Диагностика является необходимым элементом коррекции. Без диагностики невозможно выработать правильную стратегию коррекции тревожности у ребенка с ЗПР.

Далее представлены некоторые общие методические рекомендации:

. Прежде, чем приступать непосредственно к диагностической процедуре, необходимо установить доверительный эмоциональный контакт с ребенком: это позволит ребенку чувствовать себя в безопасности, расслабиться. Для детей с ЗПР с повышенным уровнем тревожности чувство безопасности является крайне важным.

. В силу особенностей психического развития дети с ЗПР практически не способны воспринимать сложные задания. Поэтому инструкцию к методикам следует разбить на несколько коротких простых предложений. Объясняя задание детям следует использовать максимально короткие, четкие, понятные для них фразы.

. Дети с ЗПР склонны к быстрой утомляемости, поэтому необходимо построить диагностическую работу так, чтобы она была максимально эффективной при минимальных затратах времени.

. Коррекционную работу с ребенком следует проводить в отдельном помещении, где ничего не будет его волновать, пугать или отвлекать.

. Приступая к работе с ребенком с ЗПР необходимо провести ознакомительную беседу с кем-либо из взрослых из его близкого окружения, чтобы выяснить, есть ли какие-то особенности в поведении ребенка, о которых вам необходимо знать в процессе коррекционных занятий. Например, ребенок может бояться прикосновений или неадекватно реагировать на какие-либо простые казалось бы просьбы. Лучше узнать об этом до начала работы, чтобы никакие ваши случайные действия не напугали ребенка и не настроили его против вас.

. Коррекционные занятия лучше всего проводить в виде игры, стараться добавлять игровые моменты там, где это возможно - так ребенку будет легче воспринимать задания и выполнять их.

. Важно по ходу выполнения задания подбадривать ребенка, хвалить его, проявлять эмоциональную теплоту к нему, т.к. дети с ЗПР крайне чувствительны к проявлению подобных эмоций и остро в них нуждаются.

Психокоррекция тревожных состояний детей с ЗПР - напряженная, сложная работы требующая от психолога (педагога) выдержки, терпения, профессионализма, эмоциональной стабильности, гибкости, а также сильного желания помочь этим детям.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе достигнута поставленная цель практики и решены поставленные ранее задачи.

В процессе прохождения практики было проведено диагностическое исследование тревожности старших дошкольников с ЗПР. На основании полученных результатов была разработана программа психокоррекции тревожности старших дошкольников.

Проведенное психодиагностическое обследование и внедренная в работу психокоррекционная программа не может окончательно снизить уровень тревожности у детей. Однако мы нашли подтверждение того, что программа работает в положительную сторону - есть позитивная динамика.

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 309 с.

2. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002. - 365 с.

.   Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. - 213 с.

.   Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 450 с.

.   Капранова С.В. Путешествие с волшебной кисточкой: программа развивающе-коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. - Ростов н/Д, 1997. - 302 с.

.   Кравцова М. Тревожные дети // Школьный психолог. 2003 № 19.

.   Мамонова Е.А. Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти. М: «Академия», 2004. - 215 с.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 400 с.

.   Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 150 с.

.   Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 5-е изд. Издательство: Академия. Серия: Педагогическое образование. - 2001. - 336 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.009 с.)