Проективная методика развития социальных эмоций О.А. Ореховой «Домики» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проективная методика развития социальных эмоций О.А. Ореховой «Домики»



 

. Автор методики: О.А. Орехова

. Источник описания методики: Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2006 [20].

. Назначение методики: методика позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

. Стимульный материал и оборудование: лист ответов; восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

. Инструкция: «Сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим».

«Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них - необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 - твое настроение, когда ты идешь в школу,

№3 - твое настроение на уроке чтения,

№4 - твое настроение на уроке письма,

№5 - твое настроение на уроке математики

№6 - твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,

№7 - твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,

№8 - твое настроение, когда ты находишься дома,

№9 - твое настроение, когда ты делаешь уроки,

№10 - придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка)».

. Процедура обследования: Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

. Обработка и регистрируемые показатели:

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент по формуле:

 

ВК= (18 - место красного цвета - место синего цвета) / (18 - место

синего цвета - место зеленого цвета)

 

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) - аутогенная норма - является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка.

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций - в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные - коричневым и черным.

При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций - например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом

Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

. Среднегрупповые, шкальные или уровневые значения

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

· 0-0,5 - хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

·         0,51-0,91 - компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

·         0,92 - 1,9 - оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

·         Свыше 2,0 - перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

· Больше 20 - преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

·         10-18 - эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

·         Менее 10-Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

В рамках проводимого исследования также был проведен ряд статистических расчетов. С помощью пакета программ Excel были посчитаны среднегрупповые показатели развития изучаемых параметров, а с помощью функции «Анализ данных» посчитаны величины корреляции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.006 с.)