Результаты педагогического эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты педагогического эксперимента



 

На начальном этапе с учащимися были проведены несколько тестов на воображение, фантазию, творческий потенциал.

Уровень развития воображения учащегося нами был определён по методике И.Ю. Агре и Т.Я. Рубина см. приложение 2. Получили следующие результаты в процентном отношении:

высокий уровень - 57%;

средний уровень - 42%;

низкий уровень - 1%.

Данные представлены в диаграмме 1.

 

Рис. 1. Диаграмма 1 уровень воображения

 

Уровень развития фантазии учащегося нами был определён так же по методике И.Ю. Агре и Т.Я. Рубина, тест и ключ к нему представлены в приложение 3. Получили следующие результаты в процентном отношении:

очень высокий уровень - 30%;

высокий уровень - 40%;

средний уровень - 30%;

низкий уровень - 0%;

очень низкий - 0%.

Данные представлены в диаграмме 2.

 

Рис. 2. Диаграмма 2. Уровень развития фантазии


Уровень развития творческого потенциала учащихся нами был определён по методике предложенной Рогов Е.И., тест и ключ к нему представлены в приложение 4. Нами были получены следующие результаты в процентном отношении:

высокий уровень - 58%;

средний уровень - 42%;

низкий уровень - 0%.

Полученные результаты представим в виде диаграммы 3

 

Рис. 3. Диаграмма 3. Развитие творческого потенциала

 

В результате посещения занятий на уроке технологии и кружка, учащиеся углубили навыки по обработке тканей, приобрели навыки, изучили различные приёмы аппликации. В процессе занятий происходило формирование эстетических качеств учащихся, развивалась усидчивость, упорство в достижении цели, формировались патриотические качества. Также занятия должны способствовать развитию фантазии, воображения и творческого потенциала.

После реализации разработанного нами комплексного подхода к развитию творческих способностей, нами были проведены повторные тесты на развитие творческого потенциала мы получили результат, который представим в виде сравнительных диаграмм:

Высокий уровень развития способностей

 

Рис. 4. Диаграмма развития высокого уровня способностей

 

Из диаграммы видно, что увеличилось количество учащихся с высоким уровнем развития:

воображения - на 47%;

фантазии - на 48%;

творческого потенциала - на 35%.

Средний уровень развития способностей

 

Рис. 5. Диаграмма развития среднего уровня способностей


Из диаграммы видно, что учащихся средним уровнем развития творческих способностей осталось практически то же количество. Но надо заметить, что в это число входят уже учащиеся, которые имели более низкие показатели на момент начала работы.

Низкий уровень развития способностей

 

Рис. 6. Диаграмма развития низкого уровня способностей

 

Из диаграммы видно, что учащихся с низким уровнем развития творческих способностей не стало. Кроме этого, к концу работы над развитием творческих способностей, учащиеся смогли самостоятельно справляться с предложенной работой без помощи учителя. Они научились анализировать и составлять план работы самостоятельно. Таким образом, можно сделать вывод, что творческая работа действительно необходима. Она способствует лучшему усвоению знаний, развитию самостоятельности, повышает мотивацию учащихся к получению новых знаний, к развитию новых умений.

По окончании эксперимента нами было проведено небольшое анкетирование по выявлению интересов и желаний учащихся заниматься кружковой деятельностью. И по результатам ответа учеников мы составили диаграмму:

Вопросы:

.   Аппликация для Вас интересное занятие? (да, нет, не знаю)

2. Увлекаются ли аппликацией Ваши близкие? (да, не, не знаю)

.   Понравилось ли Вам составлять аппликацию из текстильных материалов? (да, нет, не знаю)

.   Хотелось бы Вам продолжить занятия по созданию аппликации? (да, нет, не знаю)

.   Хотели ли бы Вы поделиться своим опытом? (да, нет, не знаю)

 

Рис. 7. Диаграмма на выявление интереса


Заключение

 

Сообщество взрослых ожидает от подростка способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Эта способность человека называется децентрацией, именно она создает условия для возможного понимания человека другой культуры, эпохи, мировоззрения. У младших школьников она только начинает формироваться - теперь, в подростковом возрасте, при умелом построении учебного диалога она может окрепнуть и стать личностным образованием. Но развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и ненавязчивости. Речь идет о создании учебных ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, прежде всего - высказанные авторами разных учебников и учебных пособий.

Так же не стоит забывать о том, что в младшем подростковом возрасте как определенном периоде онтогенеза со своими закономерностями и спецификой развития выделяется возрастной кризис 10-12 лет и считается, что он разрешается через развитие рефлексивных способностей.

Эстетическое воспитание является очень важным компонентом всего воспитания в целом, и невозможно видеть нынешний мир без прекрасного. Вследствие всего этого необходимо прививать учащимся любовь к природе, жизни. Необходимо поставить перед собой задачу найти пути совершенствования эстетического воспитания, способы его гармоничного и непрерывного развития.

Эстетическое воспитание - это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Занятия по технологии в школе являются одним из основных средств эстетического воспитания.

Структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; воспитание творческих потребностей и способностей; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности.

Эстетическое воспитание на уроках технологии основано на развитии интереса и творческих возможностей школьников.

В младшем подростковом возрасте как определенном периоде онтогенеза со своими закономерностями и спецификой развития выделяется возрастной кризис 10-12 лет и считается, что он разрешается через развитие рефлексивных способностей.

Поэтому, следует ориентироваться на следующие психологические основания:

. Рефлексия является средством личностного саморазвития, самопознания и психической саморегуляции.

. Перестройка самосознания не может осуществляться в отрыве от рефлексивных способностей.

. В младшем подростковом возрасте происходит осмысление границ и возможностей своего «Я» через рефлексию.

. Переходный кризисный период 10-12 летнего возраста требует от индивида самоанализа, формирования нового знания о себе, которое достигается посредством рефлексии.

Во второй главе разработали программу кружка «Художественная обработка тканей» имеющего декоративно-прикладной характер. Этот вид творчества актуален на сегодняшний день. Так как аппликацию можно выполнить из любых подручных материалов. В то же время она способствует:

·   развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

·   развитие художественно - графических умений и навыков;

·   развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

·   развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

·   становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

·   получение сведений об отечественной и мировой культуре;

·   воспитание зрительной культуры;

·   возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.

Раскрытие и становление этих качеств является на сегодняшний день актуальной темой.

С точки зрения экономики семейного бюджета - проект мало затратный. Изделие можно сделать из доступных подручных материалов. При работе над проектом использовали литературу по данной тематике, интернет ресурсы.

Третья глава посвящена педагогическому эксперименту. Здесь ставится цель эксперимента - апробация предложенных нами методических рекомендаций по организации кружка. Эксперимент проходил на базе МАОУ «Новокаишкульская СОШ». Полученный результат обработан, по результату сделаны выводы, которые показывают эффективность предложенных нами рекомендаций и разработанной программы. Цель дипломной работы достигнута, поставленные задачи выполнены и гипотеза подтверждена.

 


Список литературы

1. Беляков, Н.Д. Кружок «Умелые руки» в школе [Текст] / Н.Д. Беляков, А.И. Покровская, Н.Е. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 158 с.

2. Библиотека учителя технологии «Рельефная аппликация». Практическое руководство по выполнению работ из ткани // Государственное образовательное учреждение ХМАО-Югра «Институт повышения квалификации и развития регионального образования» [Текст]. - Югра: ИПКИРРО, 2011. - 59 с.

.   Богатеева, З.А. Занятия аппликацией [Текст] / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 2008. - 129 с.

.   Бубекина, Г.В. Самоделки из природного материала [Текст] / Г.В. Бубекина, Т.П. Гославская. - М.: Просвещение, 2008. -180 с.

.   Винер, А.В. Материалы и техника мозаичной живописи [Текст] / А.В. Винер. - М.: Педагогика, 2009. - 95 с.

.   Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги [Текст] / Б.Г. Гагарин. - Ташкент, 1988. - 209 с.

.   Гибсон Р. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы [Текст] / Р. Гибсон. - М.: РОСМЕН, 1996. - 70 с.

.   Гончаров, И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности [Текст] / И.Ф. Гончаров. - М.: Педагогика, 2001. - 128 с.

.   Гореева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений [Текст] / Н.А. Гореева, О.В. Островская. - М.: Просвещение, 2009. - 310 с.

.   Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Просвещение, 1999. - 295 с.

.   Гусакова, М.А. Аппликация. [Текст] / М.А. Гусакова. - М.: РОСМЕН, 2007. - 153 с.

.   Гусакова, М.А. Аппликация [Текст]: учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности №2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 1997. - 342 с.

.   Гусакова, М.А. Аппликация [Текст]: учебное пособие для педагогических училищ / М.А. Гусакова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 126 с.

.   Гусакова, М.А. Аппликация [Текст]: учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности №2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 1999. - 129 с.

.   Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2007. - 59 с.

.   Дремов, А.К. Основы эстетического воспитания [Текст]: учебное пособие / А.К. Дремов. - М.: Высшая школа, 2012. - 327 с.

.   Конышев, Н.М. Лепка в начальных классах [Текст]: книга для учителя. Из опыта работы / Н.М. Канышев. - М.: Просвещение, 1985. - 69 с.

.   Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях [Текст] / О.В. Корчикова. - Ростов на Дону: Феникс, 2012. - 159 с.

.   Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей [Текст]: лаб. практикум: учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2110 «Педагогика и психология» (дошк.) / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 2000. - 97 с.

.   Крылова, О.Н. Поурочные разработки по трудовому обучению. 1 класс [Текст]: учебное пособие / О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова. - М.: ЭКЗАМЕН, 2006. - 86 с.

.   Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания [Текст]: пособие для учителя / Н.А. Кушаев. - М.: Просвещение, 2009. - 240 с.

.   Майорова, И.Г. Трудовое обучение в начальных классах[Текст] / И.Г. Майорова. М.: Просвещение, 2008. - 147 с.

.   Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. М.: Просвещение, 2003. - 159 с.

.   Махмутов, М.И. Современный урок [Текст]: вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 2012. - 92 с.

.   Митителло, К.Б. Аппликация и печворк для дома и дачи [Текст] / К.Б. Митителло. - М.: ЭКСМО, 2007. - 288 с.

.   Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания [Текст]: книга для учителя / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2001. - 210 с.

.   Немов, Р.С. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. - 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1995. - Кн. 2. - 496 с.

.   Орленка, Л.В. Терминологический словарь [Текст] / Л.В. Орленка. - М.: Легпромбытиздат, 2000. - 43 с.

.   Основные понятия технологического образования [Текст]: учебно-методическое пособие / автор-сост.: В.Г. Соловьянюк. - Бирск, 2007. - 114 с.

.   Пантелеева, Л.В. Художественный труд в детских садах [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. - М.: Просвещение, 2007. - 219 с.

.   Подготовка учителя технологии к уроку [Текст]: учебно-методическое пособие / автор-сост.: В.Г. Соловьянюк. - Бирск, 2007. - 139 с.

.   Пожидаева, С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии и предпринимательства [Текст] / С.П. Пожидаева. - Бирск, 2006. - 43 с.

.   Приказ Министерства образования и науки №645 от 24.09.2003 г. «О продолжении апробации примерных учебных планов для кружков, групп и других творческих объединений по направлениям внешкольного образования в 2003-2004 учебном году» // Российская Федерация. Законы. «Об образовании» [Текст]: федеральный закон. - М.: Омега-Л, 2007. - С. 79-82.

.   Приказ Министерства образования и науки №674 от 06.10.2003 г. «Об утверждении Положения о Всеукраинском конкурсе на лучшую научно-методическую разработку по вопросам внешкольного образования» [Текст] // Вестник образования. - 2005. - №5. - С. 12-18.

.   Приказ Министерства образования и науки №240 от 23.06.2000 г. «Об утверждении Инструкции о ведении деловой документации в общеобразовательном учебном учреждении I-III ступеней» [Текст] // Вестник образования. - 2006. - №8. - С. 9-11.

.   Приказ Министерства образования и науки №563 от 01.08.2001 г. «Об утверждении Положения об организации работы по охране труда участников учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования» // Вестник образования. - 2003. - №24. - С. 17-21.

.   Программы: «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». 5-8 классы. - М.: Просвещение, 1994. - 350 с.

.   Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: техническое творчество учащихся. - М.: Просвещение, 1988. - 352 с.

.   Самородский, П.С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства / П.С. Самородский. - Брянск: БГПУ, 2012. - 68 с.

.   Уткин, П.И. Народные художественные промыслы [Текст]: учебник для профильных учебных заведений / П.И. Уткин, Н.С. Королева. - М.: Высшая школа, 1992. - 310 с.

.   Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2003. - 519 с.

.   Шабалина, Е.П. Теория обучения [Текст]: учебное пособие / Е.П. Шабалина. - Бийск: БПГУ, 2005. - Ч. 1. - 90 с.

.   Чотт, Д. Вышивки шелковыми лентами: техники [Текст]: приемы изделия / Д. Чотт. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2012. - 248 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.031 с.)