Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты педагогического эксперимента ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
На начальном этапе с учащимися были проведены несколько тестов на воображение, фантазию, творческий потенциал. Уровень развития воображения учащегося нами был определён по методике И.Ю. Агре и Т.Я. Рубина см. приложение 2. Получили следующие результаты в процентном отношении: высокий уровень - 57%; средний уровень - 42%; низкий уровень - 1%. Данные представлены в диаграмме 1.
Рис. 1. Диаграмма 1 уровень воображения
Уровень развития фантазии учащегося нами был определён так же по методике И.Ю. Агре и Т.Я. Рубина, тест и ключ к нему представлены в приложение 3. Получили следующие результаты в процентном отношении: очень высокий уровень - 30%; высокий уровень - 40%; средний уровень - 30%; низкий уровень - 0%; очень низкий - 0%. Данные представлены в диаграмме 2.
Рис. 2. Диаграмма 2. Уровень развития фантазии Уровень развития творческого потенциала учащихся нами был определён по методике предложенной Рогов Е.И., тест и ключ к нему представлены в приложение 4. Нами были получены следующие результаты в процентном отношении: высокий уровень - 58%; средний уровень - 42%; низкий уровень - 0%. Полученные результаты представим в виде диаграммы 3
Рис. 3. Диаграмма 3. Развитие творческого потенциала
В результате посещения занятий на уроке технологии и кружка, учащиеся углубили навыки по обработке тканей, приобрели навыки, изучили различные приёмы аппликации. В процессе занятий происходило формирование эстетических качеств учащихся, развивалась усидчивость, упорство в достижении цели, формировались патриотические качества. Также занятия должны способствовать развитию фантазии, воображения и творческого потенциала. После реализации разработанного нами комплексного подхода к развитию творческих способностей, нами были проведены повторные тесты на развитие творческого потенциала мы получили результат, который представим в виде сравнительных диаграмм: Высокий уровень развития способностей
Рис. 4. Диаграмма развития высокого уровня способностей
Из диаграммы видно, что увеличилось количество учащихся с высоким уровнем развития: воображения - на 47%; фантазии - на 48%; творческого потенциала - на 35%. Средний уровень развития способностей
Рис. 5. Диаграмма развития среднего уровня способностей Из диаграммы видно, что учащихся средним уровнем развития творческих способностей осталось практически то же количество. Но надо заметить, что в это число входят уже учащиеся, которые имели более низкие показатели на момент начала работы. Низкий уровень развития способностей
Рис. 6. Диаграмма развития низкого уровня способностей
Из диаграммы видно, что учащихся с низким уровнем развития творческих способностей не стало. Кроме этого, к концу работы над развитием творческих способностей, учащиеся смогли самостоятельно справляться с предложенной работой без помощи учителя. Они научились анализировать и составлять план работы самостоятельно. Таким образом, можно сделать вывод, что творческая работа действительно необходима. Она способствует лучшему усвоению знаний, развитию самостоятельности, повышает мотивацию учащихся к получению новых знаний, к развитию новых умений. По окончании эксперимента нами было проведено небольшое анкетирование по выявлению интересов и желаний учащихся заниматься кружковой деятельностью. И по результатам ответа учеников мы составили диаграмму: Вопросы: . Аппликация для Вас интересное занятие? (да, нет, не знаю) 2. Увлекаются ли аппликацией Ваши близкие? (да, не, не знаю) . Понравилось ли Вам составлять аппликацию из текстильных материалов? (да, нет, не знаю) . Хотелось бы Вам продолжить занятия по созданию аппликации? (да, нет, не знаю) . Хотели ли бы Вы поделиться своим опытом? (да, нет, не знаю)
Рис. 7. Диаграмма на выявление интереса Заключение
Сообщество взрослых ожидает от подростка способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Эта способность человека называется децентрацией, именно она создает условия для возможного понимания человека другой культуры, эпохи, мировоззрения. У младших школьников она только начинает формироваться - теперь, в подростковом возрасте, при умелом построении учебного диалога она может окрепнуть и стать личностным образованием. Но развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и ненавязчивости. Речь идет о создании учебных ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, прежде всего - высказанные авторами разных учебников и учебных пособий.
Так же не стоит забывать о том, что в младшем подростковом возрасте как определенном периоде онтогенеза со своими закономерностями и спецификой развития выделяется возрастной кризис 10-12 лет и считается, что он разрешается через развитие рефлексивных способностей. Эстетическое воспитание является очень важным компонентом всего воспитания в целом, и невозможно видеть нынешний мир без прекрасного. Вследствие всего этого необходимо прививать учащимся любовь к природе, жизни. Необходимо поставить перед собой задачу найти пути совершенствования эстетического воспитания, способы его гармоничного и непрерывного развития. Эстетическое воспитание - это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Занятия по технологии в школе являются одним из основных средств эстетического воспитания. Структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; воспитание творческих потребностей и способностей; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности. Эстетическое воспитание на уроках технологии основано на развитии интереса и творческих возможностей школьников. В младшем подростковом возрасте как определенном периоде онтогенеза со своими закономерностями и спецификой развития выделяется возрастной кризис 10-12 лет и считается, что он разрешается через развитие рефлексивных способностей. Поэтому, следует ориентироваться на следующие психологические основания: . Рефлексия является средством личностного саморазвития, самопознания и психической саморегуляции. . Перестройка самосознания не может осуществляться в отрыве от рефлексивных способностей. . В младшем подростковом возрасте происходит осмысление границ и возможностей своего «Я» через рефлексию. . Переходный кризисный период 10-12 летнего возраста требует от индивида самоанализа, формирования нового знания о себе, которое достигается посредством рефлексии. Во второй главе разработали программу кружка «Художественная обработка тканей» имеющего декоративно-прикладной характер. Этот вид творчества актуален на сегодняшний день. Так как аппликацию можно выполнить из любых подручных материалов. В то же время она способствует: · развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса; · развитие художественно - графических умений и навыков; · развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
· развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев; · становление некоторых организационных навыков художественного творчества; · получение сведений об отечественной и мировой культуре; · воспитание зрительной культуры; · возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности. Раскрытие и становление этих качеств является на сегодняшний день актуальной темой. С точки зрения экономики семейного бюджета - проект мало затратный. Изделие можно сделать из доступных подручных материалов. При работе над проектом использовали литературу по данной тематике, интернет ресурсы. Третья глава посвящена педагогическому эксперименту. Здесь ставится цель эксперимента - апробация предложенных нами методических рекомендаций по организации кружка. Эксперимент проходил на базе МАОУ «Новокаишкульская СОШ». Полученный результат обработан, по результату сделаны выводы, которые показывают эффективность предложенных нами рекомендаций и разработанной программы. Цель дипломной работы достигнута, поставленные задачи выполнены и гипотеза подтверждена.
Список литературы 1. Беляков, Н.Д. Кружок «Умелые руки» в школе [Текст] / Н.Д. Беляков, А.И. Покровская, Н.Е. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 158 с. 2. Библиотека учителя технологии «Рельефная аппликация». Практическое руководство по выполнению работ из ткани // Государственное образовательное учреждение ХМАО-Югра «Институт повышения квалификации и развития регионального образования» [Текст]. - Югра: ИПКИРРО, 2011. - 59 с. . Богатеева, З.А. Занятия аппликацией [Текст] / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 2008. - 129 с. . Бубекина, Г.В. Самоделки из природного материала [Текст] / Г.В. Бубекина, Т.П. Гославская. - М.: Просвещение, 2008. -180 с. . Винер, А.В. Материалы и техника мозаичной живописи [Текст] / А.В. Винер. - М.: Педагогика, 2009. - 95 с. . Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги [Текст] / Б.Г. Гагарин. - Ташкент, 1988. - 209 с. . Гибсон Р. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы [Текст] / Р. Гибсон. - М.: РОСМЕН, 1996. - 70 с. . Гончаров, И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности [Текст] / И.Ф. Гончаров. - М.: Педагогика, 2001. - 128 с. . Гореева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений [Текст] / Н.А. Гореева, О.В. Островская. - М.: Просвещение, 2009. - 310 с. . Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Просвещение, 1999. - 295 с.
. Гусакова, М.А. Аппликация. [Текст] / М.А. Гусакова. - М.: РОСМЕН, 2007. - 153 с. . Гусакова, М.А. Аппликация [Текст]: учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности №2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 1997. - 342 с. . Гусакова, М.А. Аппликация [Текст]: учебное пособие для педагогических училищ / М.А. Гусакова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 126 с. . Гусакова, М.А. Аппликация [Текст]: учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности №2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 1999. - 129 с. . Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2007. - 59 с. . Дремов, А.К. Основы эстетического воспитания [Текст]: учебное пособие / А.К. Дремов. - М.: Высшая школа, 2012. - 327 с. . Конышев, Н.М. Лепка в начальных классах [Текст]: книга для учителя. Из опыта работы / Н.М. Канышев. - М.: Просвещение, 1985. - 69 с. . Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях [Текст] / О.В. Корчикова. - Ростов на Дону: Феникс, 2012. - 159 с. . Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей [Текст]: лаб. практикум: учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2110 «Педагогика и психология» (дошк.) / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 2000. - 97 с. . Крылова, О.Н. Поурочные разработки по трудовому обучению. 1 класс [Текст]: учебное пособие / О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова. - М.: ЭКЗАМЕН, 2006. - 86 с. . Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания [Текст]: пособие для учителя / Н.А. Кушаев. - М.: Просвещение, 2009. - 240 с. . Майорова, И.Г. Трудовое обучение в начальных классах[Текст] / И.Г. Майорова. М.: Просвещение, 2008. - 147 с. . Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. М.: Просвещение, 2003. - 159 с. . Махмутов, М.И. Современный урок [Текст]: вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 2012. - 92 с. . Митителло, К.Б. Аппликация и печворк для дома и дачи [Текст] / К.Б. Митителло. - М.: ЭКСМО, 2007. - 288 с. . Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания [Текст]: книга для учителя / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2001. - 210 с. . Немов, Р.С. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. - 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1995. - Кн. 2. - 496 с. . Орленка, Л.В. Терминологический словарь [Текст] / Л.В. Орленка. - М.: Легпромбытиздат, 2000. - 43 с. . Основные понятия технологического образования [Текст]: учебно-методическое пособие / автор-сост.: В.Г. Соловьянюк. - Бирск, 2007. - 114 с. . Пантелеева, Л.В. Художественный труд в детских садах [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. - М.: Просвещение, 2007. - 219 с. . Подготовка учителя технологии к уроку [Текст]: учебно-методическое пособие / автор-сост.: В.Г. Соловьянюк. - Бирск, 2007. - 139 с.
. Пожидаева, С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии и предпринимательства [Текст] / С.П. Пожидаева. - Бирск, 2006. - 43 с. . Приказ Министерства образования и науки №645 от 24.09.2003 г. «О продолжении апробации примерных учебных планов для кружков, групп и других творческих объединений по направлениям внешкольного образования в 2003-2004 учебном году» // Российская Федерация. Законы. «Об образовании» [Текст]: федеральный закон. - М.: Омега-Л, 2007. - С. 79-82. . Приказ Министерства образования и науки №674 от 06.10.2003 г. «Об утверждении Положения о Всеукраинском конкурсе на лучшую научно-методическую разработку по вопросам внешкольного образования» [Текст] // Вестник образования. - 2005. - №5. - С. 12-18. . Приказ Министерства образования и науки №240 от 23.06.2000 г. «Об утверждении Инструкции о ведении деловой документации в общеобразовательном учебном учреждении I-III ступеней» [Текст] // Вестник образования. - 2006. - №8. - С. 9-11. . Приказ Министерства образования и науки №563 от 01.08.2001 г. «Об утверждении Положения об организации работы по охране труда участников учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования» // Вестник образования. - 2003. - №24. - С. 17-21. . Программы: «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». 5-8 классы. - М.: Просвещение, 1994. - 350 с. . Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: техническое творчество учащихся. - М.: Просвещение, 1988. - 352 с. . Самородский, П.С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства / П.С. Самородский. - Брянск: БГПУ, 2012. - 68 с. . Уткин, П.И. Народные художественные промыслы [Текст]: учебник для профильных учебных заведений / П.И. Уткин, Н.С. Королева. - М.: Высшая школа, 1992. - 310 с. . Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2003. - 519 с. . Шабалина, Е.П. Теория обучения [Текст]: учебное пособие / Е.П. Шабалина. - Бийск: БПГУ, 2005. - Ч. 1. - 90 с. . Чотт, Д. Вышивки шелковыми лентами: техники [Текст]: приемы изделия / Д. Чотт. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2012. - 248 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.031 с.) |