Взаимоотношения высших органов законодательной и исполнительной власти в Норвегии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимоотношения высших органов законодательной и исполнительной власти в Норвегии



 

Конституция распределяет задачи и полномочия между различными видами государственной власти и определяет их рамки. Норвежская конституция предусматривает народовластие, демократию. На практике это означает демократию с помощью депутатов. Рассмотрение отдельных вопросов и решений предоставляется избранным народом депутатам. Конституция в ее сегодняшнем виде основана на многих из тех принципов, которые были положены в ее основу в 1814 году: суверенитет, разделение власти и права человека.

Принцип суверенитета народа заключается в том, что власть принадлежит народу, который обладает правом на самоуправление. Народ сам избирает своих представителей в народное собрание, которое, в частности, принимает законы, обязательные для выполнения в обществе.

Принцип разделения власти oзначает, что необходимо различать законодательную власть (Стортинг) от исполнительной (Король) и судебной (суды). Власть распределена между несколькими органами, независимыми друг от друга и могущими контролировать друг друга, с целью предотвратить сосредоточивание власти и злоупотребление ею.

Конституция разделяет власть между тремя институтами:

. Стортинг обладает законодательной, разрешительной и контролирующей властью.

. Король (на практике, правительство) обладает исполнительной властью и обеспечивает исполнение принятых решений.

. Суды обладают судебной властью.

В Конституции записано, что Король сам выбирает свой совет (правительство), но по причине парламентаризма в действительности народ, хоть и косвенно, решает в ходе выборов, какое политическое руководство будет в стране. Стортинг не назначает членов нового правительства, но парламентаризм предусматривает, что правительство не может функционировать без одобрения большинства в Стортинге. Если Стортинг объявляет вотум недоверия правительству, оно должно уйти в отставку, в таком случае формируется новое правительство.

Парламентаризм - это форма правления, обеспечивающая парламенту контроль над исполнительной властью (правительством). Правительство подчинено Стортингу, должно утверждаться большинством депутатов и зависит от доверия Стортинга. Отношения между Стортингом и правительством регулируются рядом конституционных норм, нарушение которых влечет за собой политические последствия, в том числе отставку правительства.

Но стоит отметить и то, что сейчас в ведении правительства сосредоточена подавляющая часть вопросов государственного управления. Правительство обладает, кроме того, некоторыми полномочиями в области законодательства: оно подготавливает большинство законопроектов. Важные права закреплены и за Премьер-министром: он может увольнять министров в отставку, ему принадлежит решающая роль в определении правительственной политики, он участвует в назначении высших должностных лиц.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что фигура монарха в системе государственного управления находится над правительством, но под контролем Парламента, к тому же значение Короля все больше сводится к символическому за счет усиления полномочий Премьер-министра.


Глава 2. Взаимоотношения высших законодательных и исполнительных органов власти в Финляндии

Законодательная власть

 

Согласно новому Основному закону страны, вступившему в силу 1 марта 2000 года, Финляндия является суверенной республикой. Государственная власть принадлежит народу, представленному в Эдускунте (парламенте). Эдускунта состоит из одной палаты. В нее входят 200 членов, которые выбираются сроком на четыре года путем прямых, пропорциональных выборов и тайного голосования.

В стране существуют многопартийная система и коалиционное правительство, которое должно пользоваться доверием большинства в парламенте.

Парламент, избранный в 2007 г., сформировал правительство из партий правого крыла. Крупнейшими партиями являются Национальная коалиционная партия и Партия центра. Находившиеся долгое время у власти социал-демократы оказались в оппозиции. Другими партиями, прошедшими в парламент, являются Союз левых сил, Шведская народная партия, Зелёный союз и Партия истинных финнов.

Согласно п.39, член Эдускунты имеет право:

) законодательной инициативы, содержащей предложение о разработке и принятии закона;

) бюджетной инициативы, содержащей предложение о включении ассигнования в бюджет или дополнительный бюджет, либо о принятии другого решения;

) инициативы о принятии мер по подготовке законопроекта или по принятию каких-либо иных мер.

На каждой сессии Эдускунта избирает из своей среды тайным голосованием председателя и двух вице-председателей. Председатель и вице-председатели, а также председатели комиссий образуют Совет при председателе. Он руководит организацией работы Эдускунты и определяет порядок принятия ее решений в соответствии с положениями Конституции или Регламента Эдускунты, а также порядок рассмотрения дел на сессии. Совет при председателе обладает правом законодательной инициативы в отношении законопроектов, касающихся служащих Эдускунты, Регламента Эдускунты, изменений в них, а также представляет законопроекты по другим постановлениям о деятельности депутатов.

Традиционно председатель парламента принадлежит к другой партии, чем премьер-министр.

Эдускунта избирает на весь срок своих полномочий следующие комиссии: Большую комиссию, состоящую из 25 членов, а также Конституционную комиссию, Комиссию иностранных дел, Финансовую комиссию и другие постоянные комиссии, которые указаны в Регламенте Эдускунты. Кроме того, она может создавать временные комиссии для подготовки или расследования определенных дел. Также на каждой ежегодной сессии парламента избирается делегация Финляндии в Северном Совете (18 человек) и в Совете Европы.

Эдускунта выбирает сроком на четыре года юридического уполномоченного, а также двух его заместителей, которые должны обладать знаниями в области юриспруденции.

Основная работа по подготовке, рассмотрению, внесению поправок в законопроекты происходит в комиссиях. Именно там депутаты наиболее тесно имеют дело с правительственными проектами законов, докладами Государственного совета и другими документами. Как правило, сфера интересов каждого комитета (комиссии) совпадает со сферой интересов соответствующего министерства. Результатом работы комиссии является доклад, который должен быть представлен парламенту, и который состоит из заключения комитета и его предложений. Меньшинство может добавить письменные замечания к докладу.

Дела поступают в Эдускунту путем передачи их Правительством в форме законопроекта или путем внесения депутатского предложения.

Значительную роль в работе парламента играют партийные фракции, которые прямо в законах не упоминаются, но занимают центральную позицию в деятельности парламента с 1907 г. Парламентские фракции тесно связаны со своими партийными организациями. Значительное число партийных лидеров обычно являются членами парламента, что дает им возможность направлять и контролировать работу фракции. Все парламентские фракции жестко организованы. Они избирают председателя, его заместителя, секретаря и казначея. Фракции регулярно проводят собрания в своем помещении в парламенте (обычно один раз в неделю), где обсуждается политика и позиция фракции, и по самым важным вопросам решения обязательны для всех. Фракционное единство не является стабильным, оно изменяется в связи с предметом и парламентской ситуацией.

Законопроект, а также предложения по Регламенту Эдускунты, прошедшие предварительное рассмотрение в комиссиях и фракциях проходят два чтения на пленарном заседании. Законопроект, который предлагается отложить, или закон, который не был подписан, проходит, однако, лишь одно чтение на пленарном заседании. В первом чтении законопроекта заслушивается и обсуждается заключение комиссии, после чего Эдускунта решает вопрос о содержании законопроекта. Во втором чтении, которое проводится на третий день после завершения первого чтения, Эдускунта принимает решение об одобрении или отклонении законопроекта. После первого чтения законопроект может передаваться в Большую комиссию. Решение на пленарном заседании принимается большинством голосов. При равенстве голосов вопрос решается жеребьевкой, если только для одобрения проекта не требуется квалифицированного большинства. Председатель созывает пленарное заседание, вносит на обсуждение дела, руководит прениями, а также следит за тем, чтобы при обсуждении дела на пленарном заседании соблюдался основной закон. На пленарном заседании председатель не принимает участия в прениях и голосовании. Пленарные заседания Эдускунты являются открытыми, если только она по какой-либо причине не примет иного решения по определенному вопросу, так же публикуются подробные протоколы всех заседаний.

Эдускунта участвует в национальной подготовке того решения, которое принимается в Европейском Союзе в соответствии с предписаниями данного Основного закона. В ратификации Эдускунты нуждаются договоры и иные международные соглашения, содержащие такие предписания, которые касаются сферы законодательства или имеют важное значение.

Решение о ратификации или денонсации международного соглашения принимается простым большинством. Если предложение о ратификации соглашения касается Основного закона либо изменения территории государства, решение должно приниматься не менее чем двумя третями поданных голосов.

Значительная часть контрольных полномочий, принадлежащих парламенту, осуществляется избираемыми специальными лицами. К их числу относятся уполномоченные Государственного банка, ревизоры парламента, омбудсман.

Эдускунта осуществляет надзор за государственными финансами, выполнением государственного бюджета. Для этого Эдускунта избирает из своей среды государственных ревизоров. Кроме того, для проверки государственных финансов и исполнения государственного бюджета имеется связанное с Эдускунтой независимое Государственное ревизионное управление.

Контроль за деятельностью Государственного банка Финляндии осуществляется специальными уполномоченными в составе 9 депутатов, которые раз в год докладывают парламенту о результатах своей работы и о недостатках, обнаруженных в деятельности правления госбанка.

Предоставляемые в парламент отчеты о финансовой деятельности государства проверяются Ведомством ревизии счетов, в которое входят 5 контролеров, уполномоченных следить за состоянием и управлением государственной казны.

К компетенции парламента относится и принятие решения о проведении очередного совещательного референдума, которое должно содержать постановления о времени проведения референдума и об альтернативных вопросах, предлагаемых участникам референдума.

Техническими, административно-хозяйственными вопросами занимается канцелярия парламента, которой руководит управление канцелярией, состоящее из председателя, заместителей и четырех депутатов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.008 с.)