Формирующий этап эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирующий этап эксперимента



 

В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории и разработали структуру процесса развития художественно-творческих способностей.

Остановимся на важнейших аспектах проводимой нами работы. В этом параграфе мы основное внимание уделили методике поэтапного формирования художественно-творческих способностей для осуществления исследовательской деятельности.

Под художественно-творческими способностями мы понимаем совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение художественно-творческой деятельности, то есть такой деятельности, которая направлена на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи в сфере искусства. Как известно, художественно-творческие способности формируются и развиваются в деятельности, однако не каждая деятельность может обеспечить высокую результативность в достижении поставленной цели. В научной, психолого-педагогической литературе рассмотрен ряд теорий по проблеме развития творческих способностей. Мы солидарны с мнением Д.Б. Богоявленской, В.А. Крутецкого, А.Н. Лука и др., что комплексное формирование и развитие тех или иных качеств личности возможно лишь при включении её в творческий процесс. В рамках нашего исследования, говоря о специальным образом организованном процессе художественно-творческой деятельности, мы имеем в виду построение развивающейся микросреды: во-первых, создание максимально благоприятных условий для проявления и формирования художественно-творческих способностей учащихся; во-вторых, введение в систему исторического обучения художественно-творческого компонента.

Мы исходили из того, что процесс развития художественно-творческих способностей учащихся носит поэтапный характер и предусматривает постепенное продвижение последних с одного уровня на другой, более высокий, использование различных способов и приемов художественно-творческой деятельности разной степени сложности позволяет сделать этот процесс управляемым.

В ходе формирующего эксперимента мы столкнулись с решением проблемы обоснования выбора формы организации художественно-творческой деятельности. Опираясь на работу В.В. Белича, мы разработали методику развития художественно-творческих способностей учащихся, которая легла в основу технологии организации и проведения уроков истории. В качестве основных положений данной методики мы выделили следующие:

1. Процесс развития художественно-творческих способностей учащихся опирается на принцип преемственности, последовательности и обеспечивает поэтапное включение учащихся в художественно-творческую деятельность.

2. В основе процесса обучения истории, предусматривающего развитие художественно-творческих способностей учащихся, лежит слияние содержания предметной области за рамками программного материала и творческой деятельности ученика и педагога на основе совместного поиска решения проблемы.

3. Степень сложности художественно-творческих заданий возрастает и уровень художественно-творческой активности и самостоятельности, учащихся при их выполнении, в старших классах - это творческие проекты, сочетающие в себе интеграционное предметное пространство.

Обоснуем выделение данных положений. В современных психолого-педагогических исследованиях доказано, что эффективность педагогического процесса достигается определенной организацией деятельности в виде последовательности действий, в которой результат предшествующего действия становится средством реализации последнего. Опираясь на эти положения и основываясь на собственных наблюдениях, мы предъявляем не независимые самостоятельные проблемы, решаемые в процессе выполнения творческой экзаменационной работы, а их логическую последовательность, при которой результат, получаемый учащимся в процессе исследования, необходим ему для дальнейшей художественно - творческой деятельности в следующей параллели. Такая организация, как показал ход эксперимента, способствует осознанию смыслов и целей, которые вводятся художественно-творческими заданиями, а освоение операционно-технического аспекта формируемой деятельности становится осмысленным и внутренне мотивируемым. Исходя из этого, нами были выделены этапы процесса развития художественно-творческих способностей.

Первый этап - вводный - совпадает с диагностическим этапом, осуществляется учащимися в процессе участия их в художественно-творческой деятельности. Основная цель данного этапа - коррекция старых доминант учащихся, стереотипов, мешающих творчеству, обеспечение личной включённости учащихся в художественно-творческую деятельность на основе актуализации смыслов, целей, адекватных формируемой деятельности. На основании целей были определены следующие задачи:

· заложить теоретические основы осуществления художественно-творческой деятельности;

· пробудить интерес к самостоятельной художественно-творческой деятельности;

- привить культуру «отстройки» от стереотипных штампов мышления, включения в творческий режим деятельности;

· обеспечить освоение способов и приемов художественно-творческой деятельности;

· изучение, исследование выбранных предметных областей, выход за рамки школьной программы (начальное формирование профессионального интереса).

На данном этапе, на наш взгляд, наиболее оптимальными являются следующие педагогические приёмы:

- «самоисследование среды» - область исследования для того, чтобы учащиеся увидели свои стереотипы как бы со стороны, для формирования умения выделить проблемы и предоставить собственные варианты их решения;

· сравнение слабого и сильного решения через уровни деятельности;

· рефлексия, так как на этом этапе ознакомление с понятием рефлексии и её функций чрезвычайно важно - рассматриваются различные типы и уровни рефлексии, показатели рефлексивной позиции личности.

Продолжительность вводного периода определялась: уровнем интеллектуальной подготовки учащихся; положением, что выполнение деятельности на основе заданного алгоритма в течение длительного времени формирует стереотип, который становится тормозом развития художественно-творческих способностей; ограниченностью осуществления наличными способами творческой деятельности. Исходя из данных положений, в ходе первого этапа предполагалось выполнение несложных творческих работ, уровень самостоятельности которых намного ниже, чем на последующих этапах, но обязательным условием и здесь было присутствие определенной программы исследовательской деятельности по конкретной проблеме.

Второй этап - основной - совпадает с пропедевтическим этапом. Основная цель данного этапа - целостное включение учащихся в творческую деятельность. Этап, на котором происходит выявление образовательного запроса. Данный этап характеризуется тем, что происходит переход от усвоения и последующего воспроизведения известных способов художественно-творческой деятельности через расширение деятельности как в области применения известного, так и к реализации деятельности более сложного по характеру проблем исследования. При выполнении такой деятельности невозможно учесть и предусмотреть все нюансы заранее, можно лишь указать некоторые подходы, которые помогут учащимся управлять своей деятельностью. Характер работы на этом этапе определялся следующим:

1. Изучение и усвоение известного опыта проведения художественно-творческой деятельности;

2. Самостоятельная деятельность по расширению области применения проблемы на основе анализа, оценки, классификации информации.

3. Представление результатов художественно-творческой деятельности с обязательным присутствием анализа своего научного наблюдения и оценкой своей исследовательской деятельности.

4. Контроль и самоконтроль за уровнем сформированности способностей осуществления, планирование дальнейшего пути самосовершенствования.

Перечисленные виды деятельности обеспечивались использованием педагогических приемов: освоение, уточнение, дифференциация правила; расширение области применения; классификация выводов; связь и комбинация различных видов деятельности.

Представленная нами технология, сложившаяся в ходе формирующего этапа эксперимента и представляющая собой поэтапное развитие художественно-творческих способностей, осуществление творческой деятельности в условиях обучения истории, является успешной. Специально разработанный нами процесс развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения эффективно функционирует лишь при определенных педагогических условиях.

Рассмотрим некоторые организационно-педагогические аспекты создания выделенных нами педагогических условий.

Включение в совместную творческую деятельность учащихся и педагогов. Данное условие реализовывалось следующим образом:

.   Определение целей и задач творческой деятельности, разработка программы и реализация её осуществлялась учащимися совместно с педагогом.

.   Проведение исследовательской деятельности (система «подсказок», сравнительный анализ предложенных направлений деятельности, выбор в совместном поиске наиболее эффективных путей) во время самостоятельной деятельности учащихся (консультации, рекомендации, рецензирование и др.).

.   Ведущей формой общения являлись взаимодействие, которое сохраняло высокий уровень активности каждого участника творческого процесса, и сотрудничество.

.   Создание педагогических ситуаций, требующих от учащегося умений анализировать, оценивать собственную деятельность и деятельность педагога. Эти ситуации стимулируют развитие творческих способностей.

В результате организованной работы учащихся значительно развились и усложнились аналитические и практические умения осуществления художественно-творческой деятельности, повысились стремление к поиску и исследованиям, активность в творчестве; существенно изменилась мотивация творческой деятельности, коммуникативно-творческие способности;

Таким образом, рассмотрев в данном параграфе организационно-педагогические основы развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории, мы пришли к выводам:

. Развитие художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории осуществляется посредством специально разработанного нами процесса в ходе творческой деятельности, которая согласована со всеми этапами осуществления данного вида деятельности.

2. Выделенные аспекты введения педагогических условий эффективного функционирования процесса развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории соответствуют поставленным задачам, ориентированы на развитие художественно-творческих способностей учащихся.

3. Процесс сотворчества, сопровождающий художественно-творческую деятельность, оказывает положительное влияние на развитие художественно-творческих способностей.

4. Фиксирование динамики развиваемых способностей должно осуществляться на протяжении всей опытно-экспериментальной работы с целью коррекции как педагогической деятельности, так и творческой деятельности учащихся.

5. Источником получения информации об уровне развития художественно-творческих способностей учащихся служат результаты художественно-творческой деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.155.150 (0.019 с.)