Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирующий этап экспериментаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории и разработали структуру процесса развития художественно-творческих способностей. Остановимся на важнейших аспектах проводимой нами работы. В этом параграфе мы основное внимание уделили методике поэтапного формирования художественно-творческих способностей для осуществления исследовательской деятельности. Под художественно-творческими способностями мы понимаем совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение художественно-творческой деятельности, то есть такой деятельности, которая направлена на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи в сфере искусства. Как известно, художественно-творческие способности формируются и развиваются в деятельности, однако не каждая деятельность может обеспечить высокую результативность в достижении поставленной цели. В научной, психолого-педагогической литературе рассмотрен ряд теорий по проблеме развития творческих способностей. Мы солидарны с мнением Д.Б. Богоявленской, В.А. Крутецкого, А.Н. Лука и др., что комплексное формирование и развитие тех или иных качеств личности возможно лишь при включении её в творческий процесс. В рамках нашего исследования, говоря о специальным образом организованном процессе художественно-творческой деятельности, мы имеем в виду построение развивающейся микросреды: во-первых, создание максимально благоприятных условий для проявления и формирования художественно-творческих способностей учащихся; во-вторых, введение в систему исторического обучения художественно-творческого компонента. Мы исходили из того, что процесс развития художественно-творческих способностей учащихся носит поэтапный характер и предусматривает постепенное продвижение последних с одного уровня на другой, более высокий, использование различных способов и приемов художественно-творческой деятельности разной степени сложности позволяет сделать этот процесс управляемым. В ходе формирующего эксперимента мы столкнулись с решением проблемы обоснования выбора формы организации художественно-творческой деятельности. Опираясь на работу В.В. Белича, мы разработали методику развития художественно-творческих способностей учащихся, которая легла в основу технологии организации и проведения уроков истории. В качестве основных положений данной методики мы выделили следующие: 1. Процесс развития художественно-творческих способностей учащихся опирается на принцип преемственности, последовательности и обеспечивает поэтапное включение учащихся в художественно-творческую деятельность. 2. В основе процесса обучения истории, предусматривающего развитие художественно-творческих способностей учащихся, лежит слияние содержания предметной области за рамками программного материала и творческой деятельности ученика и педагога на основе совместного поиска решения проблемы. 3. Степень сложности художественно-творческих заданий возрастает и уровень художественно-творческой активности и самостоятельности, учащихся при их выполнении, в старших классах - это творческие проекты, сочетающие в себе интеграционное предметное пространство. Обоснуем выделение данных положений. В современных психолого-педагогических исследованиях доказано, что эффективность педагогического процесса достигается определенной организацией деятельности в виде последовательности действий, в которой результат предшествующего действия становится средством реализации последнего. Опираясь на эти положения и основываясь на собственных наблюдениях, мы предъявляем не независимые самостоятельные проблемы, решаемые в процессе выполнения творческой экзаменационной работы, а их логическую последовательность, при которой результат, получаемый учащимся в процессе исследования, необходим ему для дальнейшей художественно - творческой деятельности в следующей параллели. Такая организация, как показал ход эксперимента, способствует осознанию смыслов и целей, которые вводятся художественно-творческими заданиями, а освоение операционно-технического аспекта формируемой деятельности становится осмысленным и внутренне мотивируемым. Исходя из этого, нами были выделены этапы процесса развития художественно-творческих способностей. Первый этап - вводный - совпадает с диагностическим этапом, осуществляется учащимися в процессе участия их в художественно-творческой деятельности. Основная цель данного этапа - коррекция старых доминант учащихся, стереотипов, мешающих творчеству, обеспечение личной включённости учащихся в художественно-творческую деятельность на основе актуализации смыслов, целей, адекватных формируемой деятельности. На основании целей были определены следующие задачи: · заложить теоретические основы осуществления художественно-творческой деятельности; · пробудить интерес к самостоятельной художественно-творческой деятельности; - привить культуру «отстройки» от стереотипных штампов мышления, включения в творческий режим деятельности; · обеспечить освоение способов и приемов художественно-творческой деятельности; · изучение, исследование выбранных предметных областей, выход за рамки школьной программы (начальное формирование профессионального интереса). На данном этапе, на наш взгляд, наиболее оптимальными являются следующие педагогические приёмы: - «самоисследование среды» - область исследования для того, чтобы учащиеся увидели свои стереотипы как бы со стороны, для формирования умения выделить проблемы и предоставить собственные варианты их решения; · сравнение слабого и сильного решения через уровни деятельности; · рефлексия, так как на этом этапе ознакомление с понятием рефлексии и её функций чрезвычайно важно - рассматриваются различные типы и уровни рефлексии, показатели рефлексивной позиции личности. Продолжительность вводного периода определялась: уровнем интеллектуальной подготовки учащихся; положением, что выполнение деятельности на основе заданного алгоритма в течение длительного времени формирует стереотип, который становится тормозом развития художественно-творческих способностей; ограниченностью осуществления наличными способами творческой деятельности. Исходя из данных положений, в ходе первого этапа предполагалось выполнение несложных творческих работ, уровень самостоятельности которых намного ниже, чем на последующих этапах, но обязательным условием и здесь было присутствие определенной программы исследовательской деятельности по конкретной проблеме. Второй этап - основной - совпадает с пропедевтическим этапом. Основная цель данного этапа - целостное включение учащихся в творческую деятельность. Этап, на котором происходит выявление образовательного запроса. Данный этап характеризуется тем, что происходит переход от усвоения и последующего воспроизведения известных способов художественно-творческой деятельности через расширение деятельности как в области применения известного, так и к реализации деятельности более сложного по характеру проблем исследования. При выполнении такой деятельности невозможно учесть и предусмотреть все нюансы заранее, можно лишь указать некоторые подходы, которые помогут учащимся управлять своей деятельностью. Характер работы на этом этапе определялся следующим: 1. Изучение и усвоение известного опыта проведения художественно-творческой деятельности; 2. Самостоятельная деятельность по расширению области применения проблемы на основе анализа, оценки, классификации информации. 3. Представление результатов художественно-творческой деятельности с обязательным присутствием анализа своего научного наблюдения и оценкой своей исследовательской деятельности. 4. Контроль и самоконтроль за уровнем сформированности способностей осуществления, планирование дальнейшего пути самосовершенствования. Перечисленные виды деятельности обеспечивались использованием педагогических приемов: освоение, уточнение, дифференциация правила; расширение области применения; классификация выводов; связь и комбинация различных видов деятельности. Представленная нами технология, сложившаяся в ходе формирующего этапа эксперимента и представляющая собой поэтапное развитие художественно-творческих способностей, осуществление творческой деятельности в условиях обучения истории, является успешной. Специально разработанный нами процесс развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения эффективно функционирует лишь при определенных педагогических условиях. Рассмотрим некоторые организационно-педагогические аспекты создания выделенных нами педагогических условий. Включение в совместную творческую деятельность учащихся и педагогов. Данное условие реализовывалось следующим образом: . Определение целей и задач творческой деятельности, разработка программы и реализация её осуществлялась учащимися совместно с педагогом. . Проведение исследовательской деятельности (система «подсказок», сравнительный анализ предложенных направлений деятельности, выбор в совместном поиске наиболее эффективных путей) во время самостоятельной деятельности учащихся (консультации, рекомендации, рецензирование и др.). . Ведущей формой общения являлись взаимодействие, которое сохраняло высокий уровень активности каждого участника творческого процесса, и сотрудничество. . Создание педагогических ситуаций, требующих от учащегося умений анализировать, оценивать собственную деятельность и деятельность педагога. Эти ситуации стимулируют развитие творческих способностей. В результате организованной работы учащихся значительно развились и усложнились аналитические и практические умения осуществления художественно-творческой деятельности, повысились стремление к поиску и исследованиям, активность в творчестве; существенно изменилась мотивация творческой деятельности, коммуникативно-творческие способности; Таким образом, рассмотрев в данном параграфе организационно-педагогические основы развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории, мы пришли к выводам: . Развитие художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории осуществляется посредством специально разработанного нами процесса в ходе творческой деятельности, которая согласована со всеми этапами осуществления данного вида деятельности. 2. Выделенные аспекты введения педагогических условий эффективного функционирования процесса развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории соответствуют поставленным задачам, ориентированы на развитие художественно-творческих способностей учащихся. 3. Процесс сотворчества, сопровождающий художественно-творческую деятельность, оказывает положительное влияние на развитие художественно-творческих способностей. 4. Фиксирование динамики развиваемых способностей должно осуществляться на протяжении всей опытно-экспериментальной работы с целью коррекции как педагогической деятельности, так и творческой деятельности учащихся. 5. Источником получения информации об уровне развития художественно-творческих способностей учащихся служат результаты художественно-творческой деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.199 (0.011 с.) |