Устранение страхов посредством рисования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устранение страхов посредством рисования



 

Рисование - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношений к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений.

Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.

Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Наибольшая активность в рисовании наблюдается в возрасте от 5 до 11 лет, когда дети рисуют сами, непринуждённо и свободно, выбирая темы и представляя воображаемое так ярко, как если бы это было на самом деле. В большинстве случаев к началу подросткового возраста способность к спонтанному изобразительному творчеству постепенно ослабевает. Уже сознательно ищется правильная форма, композиция, появляются сомнения в достоверности рисунка, натурализм в изображении предметов.

Чем менее строги и ограничительны родители в воспитании детей, тем более успешно рисование страхов, в то время, как излишняя строгость и повсеместные запреты могут снизить его эффект от страха не оправдать ожиданий родителей, нарисовать плохо или не нарисовать вообще.

Наилучшие результаты от рисования страхов достигаются в 5-11 лет, в возрасте активного интереса к рисованию. В младшем дошкольном и в подростковом возрасте лучше использовать игровые способы устранения страхов. Если же подросток продолжает рисовать и обнаруживает способности в этом направлении, то эффект от рисования страхов будет таким же, как и раньше.

В первую очередь, посредством рисования удаётся устранить страхи, порождённый воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребёнка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребёнка.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие было недавно. По этическим соображениям нельзя просить ребёнка отобразить в рисунке страх смерти родителей. В отношении рисования страха своей смерти результаты достаточно хорошие.

Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий полного их устранения.

Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Последние больше подходят для дошкольников, так как позволяют делать широкие мазки. Фломастерами охотнее пользуются младшие школьники. Подростки 12-13 лет предпочитают карандаши, что даёт возможность детализировать изображение и стирать то, что не нравится. В любом случае должна быть представлена возможность выбора, облегчающая саму процедуру рисования.

Если посторонний и доброжелательно настроенный человек даёт задание нарисовать страх, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Человека, помогающего ребёнку избавиться от страха, условно назовём Психологом. Он не должен осуждать за наличие страхов или читать наставления, призывать взять себя в руки, проявить волю и т.д. Ему необходимо расположить к себе подопечного, быть последовательным в суждениях и уверенным в действиях и поступках. Обязательным условием является вера самого Психолога в эффективность применяемого способа устранения страхов.

Роль Психолога должна быть понятна ребёнку, а время беседы для выявления страхов согласовано заранее. Для неё нужны не менее 20-30 минут и спокойная обстановка. Окружающих следует предупредить о недопустимости прерывания беседы. Если дети не достигли подросткового возраста, целесообразно предложить в качестве своеобразной психологической разминки поиграть немного самостоятельно.

После установления контакта переходят к беседе, цель которой - выявить страхи. Психолог не сидит за столом, а находится рядом с ребёнком.

Все выявленные страхи сообщаются родителям при отдельной беседе, с тем, чтобы они смогли организовать рисование страхов дома. Поясняется, как можно изобразить отдельные страхи, если ребёнок спросит об этом. Например, страх одиночества - рисует себя и одновременно всё то, чего он боится, когда остаётся один, то есть материализует свои опасения и страхи. Страх нападения воспроизводится в виде агрессивно ведущих себя взрослых. Страх заболеть или заразиться представляется больницей или микробами. Страх опоздать отражается бегущим в школу учеником, часы которого показывают начало первого урока.

Страхи перед сном изображаются в виде засыпающего ребёнка, опасения которого полностью видны на рисунке. Страх темноты, это, обычно, слегка затушёванная комната, где проявляются нелицеприятные персонажи фантазии ребёнка. Страхи перед животными рисуются по каждому из них в отдельности. Это относится и к сказочным персонажам. Страх высоты обозначается горой или высоким зданием, где кто-то стоит; страх глубины - ущельем, колодцем, морским дном; страх воды - купанием, обливанием и т.д. Огонь и пожар не требуют комментариев. Война рисуется в виде сражения. Страхи крови, уколов, боли - соответственно: течёт кровь из пальца, делают укол или бывает достаточно изображения одного шприца, от боли плачет мальчик или девочка и т.д. Страх неожиданных воздействий - что-то падает, разбивается, раздаётся гудок, сигнал.

После диагностики страхов следует поиграть с ребёнком и родителем в подвижные игры. Этим создаётся жизнерадостная эмоциональная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному воздействию страха.

В конце игры нужно обязательно отметить успехи детей, похвалить, пожать руку и предложить нарисовать страхи дома, сказав: «Нарисуй то, что ты боишься, каждый страх на отдельном листе». У дошкольников список страхов находится у родителей, школьники записывают их под диктовку. Во всех случаях не говорится о необходимости рисовать себя, достаточно на первый раз, чтобы ребёнок изобразил сам объект страха. Отводится на задание обычно две недели, и ребёнок опять приглашается на игровое занятие, на которое он заодно и приносит свои рисунки. Тем самым устраняется лишняя фиксация на страхах и на самой работе по их преодолению.

Когда даётся задание, то не говорится, что это обязательно избавит от страхов, так как повышенные ожидания в отношении результатов могут послужить препятствием для преодоления страхов. Лучше всего сказать, что рисование страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное - нарисовать их все без исключения, каждый страх на отдельном листе. Рисовать лучше всего самостоятельно, без помощи взрослых.

Сам факт получения задания, таким образом, организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Очень не просто начать рисовать страхи. Решиться рисовать - это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием держать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображён на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха а рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя её волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания.

На беседе существенно присутствие обоих родителей и других участвующих в воспитании взрослых. Положительное действие будет и от участия в обсуждении рисунков и игре братьев и сестёр. Беседе, как и в первый раз при выявлении страхов, предшествует игра, имеющая более динамичный, эмоционально насыщенный характер (преодоление препятствий, игры с мячом).

Затем все садятся полукругом так, чтоб удобно было рассматривать рисунки, находящиеся в руках Психолога. Порядок предъявлённых для обсуждения рисунков не имеет особого значения. Однако можно начинать и с более легко устранимых страхов - воды (у мальчиков и девочек), открытого пространства и крови (у мальчиков), врачей, болезней, страшных снов и животных (у девочек).

Каждый рисунок показывается всем присутствующим, в то время как ребёнок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх.

После просмотра первого рисунка следует реплика Психолога: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься или перестал?» - и ближе к концу звучит так: «Боишься - не боишься?». Все слова произносятся ровным, но не монотонным и, тем более, не торопливым голосом. Скорее, он имеет эмоционально приподнятый и как бы «торжественный» оттенок. Вместе с тем следует избегать искусственного внушения отсутствия страха: «Теперь не боишься?». Поскольку эта фраза носит слишком обязывающий характер, то ребёнок может согласиться, лишь бы не противоречить и благополучно пережить данный момент.

Такое воздействие как призыв, выражение надежды, ободрение и оптимистический настрой при обсуждении рисования страхов будет от привлечения внимания присутствующих к самому характеру изображения страха. «Как это сделано интересно, с выдумкой. Взрослый бы не смог так нарисовать. И цвета подобраны как надо, и расположение фигур подходящее» и т.п.

После каждого рисунка, вопроса Психолога и ответа ребёнка выражается одобрение: «так», «хорошо», «что дальше?». Если положительного эффекта пока нет, то рисунок может быть отложен без комментариев в сторону, или сопровождаться словами «ничего», «всему своё время», «идём дальше», «вернёмся к нему потом» и т.д.

После окончания обсуждения страхов называются и показываются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить, дружески похлопать по плечу, пожать руку, подарить игрушку. А дальше надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся на все времена у Психолога, который, таким образом, «принял» их к себе, освободив от них ребёнка.

После обсуждения снова предлагается игра, в которой все активно участвуют. Она имеет подвижный характер, требует выдержки и содержит некоторый риск. Игра строится так, чтобы ребёнок обязательно сумел выиграть, что ещё больше повышает его уверенность в себе.

В конце встречи рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься, и принеси мне опять свои рисунки». Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Здесь очевиден эффект внушения - установки на преодоления страха в воображении путём его определённого, заданного графического изображения.

Новый сделанный дома рисунок с изображением себя как победившего страх прикрепляется к старому, и, когда все рисунки, или большинство из них готовы, организуется встреча с Психологом. В среднем на рисование себя как не боящегося уходит две недели, и нужно заранее назначить встречу. До неё организуется как можно больше подвижных, спортивных игр, прогулок и по возможности не допускаются конфликтные ситуации в семье.

На данной, третьей по счёту, встрече (первая - диагностическая) также предлагается вначале игра, но уже с учётом прошедших ранее страхов. Для этого на игровой площадки среди различных предметов находятся отражающие прежние страхи - маски, куклы. Ненавязчиво предоставляется возможность поиграть с ними, что усиливает достигнутый эффект.

После игры-разминки проводится обсуждение задания с установкой: «Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься». Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой. За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки, книжки или значка.

Эффект устранения страхов через рисование достаточно выражен и устойчив и составляет 50% при изображении страхов по типу «боюсь» и 80-85% от оставшихся страхов - при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребёнок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Если же автор не включает себя и на втором рисунке, где он «обязан» быть по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обычно сочетается при фобии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.76.153 (0.059 с.)