Тревожность - нетревожность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тревожность - нетревожность.



Кроме того, в работе исследуются различные сочетания этих параметров, их соотнесение с различными видами неврозов. Например, ограничительство, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха. Сверхпринятие, «разрешительство», непоследовательность - к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство в отношении родителей к детям приводит к неврозу навязчивых состояний.

В общем виде выделяются следующие черты патогенных типов воспитания:

1. Низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания.

2. Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности.

3. Выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей.

4. Повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.

По данным многих авторов, определяющую роль в патогенезе невроза играет психологический, т. е. внутренний, конфликт, который представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности. Присущие конфликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный продуктивный выход из возникшего положения (В. Н. Мясищев, 1934; 1939; 1960).

Для невроза, отмечает А. И. Захаров (1982), исходным и определяющим является нарушение системы отношений, которое возникает в результате противоречий между тенденциями и возможностями личности и требованиями и возможностями действительности.

Классификация невротических конфликтов в соответствии с учетом внутренних личностных механизмов их развития дана В. Н. Мясищевым (1960).

Он описывает конфликты истерического, обсессивно-психастенического и неврастенического типов.

Первый тип характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой или игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих. Требовательность к окружающим превышает требовательность к себе, отсутствует критичность по отношению к своему поведению. В генезе такого типа конфликта имеют значение история развития личности и процесс формирования системы ее жизненных отношений, связанный с неправильным воспитанием.

Второй (объективно-психастенический) тип невротического конфликта характеризуется противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. Если одна из них доминирует, но продолжает встречать противодействие другой, то создаются благоприятные возможности для резкого усиления нервно-психического напряжения и возникновения невроза навязчивых состояний. Особое значение здесь придается противоречивым требованиям к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных отношений и приводит к появлению нереальных установок.

Конфликт третьего типа (неврастенический) представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, и ее стремлениями и завышенными требованиями к себе - с другой. При возникновении данного типа конфликта играют определенную роль высокие требования, предъявляемые темпом и напряженностью современной жизни. Особенности конфликта этого типа формируются при таком типе воспитания, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида.

Анализируя состояния больных неврозами, И. В. Конончук (1976), В. К. Мягер (1983) подчеркивают такие характерные особенности их личности, как слабость, нерешительность, склонность к рефлексии, зависимость от окружения, поиски одобрения, стремление к нормативности.

Внутреннее противоречие, возникающее в ситуации, когда переживается невозможность соответствовать ожиданиям и требованиям родителей и оставаться при этом самим собой, является источником постоянной борьбы мотивов, напряженности и беспокойства, которые ведут, с одной стороны, к компенсаторной гипертрофии собственного «Я» в виде эгоцентризма, заостренного самолюбия, а с другой стороны - к развитию навязчивой концепции «не-Я», несовместимой с установками и возможностями ребенка.

Психогенно обусловленная дезинтеграция «Я», отсутствие психогенного единства порождают чувство внутренней неопределенности и неуверенности в себе, что ведет к нарастанию тревоги с ведущим переживанием страха изменения и потери индивидуальности и чувства своей ценности.

Страх изменения, потери своего «Я» лежит в основе обсессивного невроза.

Страх быть непризнанным, быть «никем» присущ детям, заболевающим впоследствии истерическим неврозом. Страх быть «никем» встречается у детей со всеми формами невроза и особо выражен при неврастении.

Таким образом, невротический конфликт как личностно неразрешимая проблема «быть собой среди других» преломляется проблемой «быть» (базальным уровнем беспокойства при неврозе страха), проблемой «быть собой» (при неврозе навязчивых состояний), проблемой «быть собой среди других» (с акцентом на «быть собой» при истерическом неврозе) или «быть среди других» (при неврастении).

Этот страх изменения, препятствуя развитию эмпатии, принятию новых ролей, приводит к негибкости поведения, его защитному характеру, сужению круга общения, появлению «псевдо-Я» как совокупности патологических, не контролируемых сознанием мотиваций (А. И. Захаров, 1982).

Большинство исследователей проблемы неврозов придерживаются единого мнения по поводу влияния нарушенных семейных взаимоотношений и отклонений в воспитании на возникновение аномалий формирования личности в детском возрасте. Захаров привёл подборку наблюдений различных авторов над взаимосвязью между типом преобладающего воспитательного воздействия и характером личностных отклонений у детей.

И.М. Балинский (1859) считал:

- строгое, несправедливое отношение к детям в семье немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния;

чрезмерно снисходительное отношение - причиной, переходящей через край эмоциональности у детей;

предъявление чрезмерных требований - причиной душевной слабости ребёнка.

И.А. Сикорский (1884) пришёл к следующим сопоставлениям:

- жёсткое воспитание - возникновение чувства страха;

изнеживающее (расслабляющее) воспитание - субъективизм и непостоянство характера у детей;

пренебрежение воспитанием - трудность в воспитательном отношении вообще.

П.Ф. Лесгафт (1884):

- недостаточное и жёсткое воспитание - «злостно-забитый» тип детей с погружённостью в себя и неустойчивостью поведения;

избыточное, заласкивающее воспитание - «мягко-забитый» тип детей с зависимым поведением, холодностью и равнодушием;

воспитание по типу «кумира семьи» - честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.

В.Н. Мясищев (1934, 1939), Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепицкий (1960), С.Г. Файнберг (1967):

- воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов - предрасполагающий фактор для невроза навязчивых состояний и психастении;

воспитание по типу чрезмерного внимания - развитие истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля;

предъявление непосильных требований к детям как этиологический фактор неврастении.

Е.Г. Сухарева (1959):

- противоречивое и унижающее воспитание - агрессивно-защитный тип поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью;

деспотическое (жестокое) воспитание - пассивно-защитный тип поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью;

сверхопека, предохранение - инфантилизированный тип поведения с яркими аффективными реакциями.

О.В. Крбиков, В.Я. Гиндикин (1960, 1961, 1967):

- воспитание по типу «золушка» (отсутствие воспитания и постоянное унижение личности) - характерологическое развитие тормозимого круга;

гипоопека - развитие возбудимого круга;

воспитание по типу «кумир семьи» - развитие истерических черт характера у детей.

Различия в воспитании обусловлены особенностями личности родителей и конфликтными отношениями между ними. Отдельные стороны неправильного воспитания можно сгруппировать по степени их патогенной значимости следующим образом: несоответствие, непринятие, неравномерность, несогласованность, непоследовательность, неустойчивость, тревожность.

1. Несоответствие требований родителей возможностям и потребностям детей, ритму их психофизиологического развития, конституциональным и половым особенностям. Это означает большее число требований, обязательств, предписаний и условностей, которые трудновыполнимы на практике и превышают возможности усвоения детьми. Подобное отношение проявляется в максимальной мере у родителей с авторитарными, в частности, ригидными, доминантными и гиперсоциализированными чертами личности, а также у родителей, больных неврозом. Кроме этого, типичное для матерей стремление к строгой дисциплине, запретам и ограничениям обусловлено их неудовлетворенностью браком и ребенком, а также в известной мере компенсирует недостаточное участие отца в воспитании детей.

2. Непринятие индивидуальности и эмоциональное непринятие детей. Оба вида непринятия выражаются раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки.

Непринятие индивидуальности - следствие непонимания родителями особенностей развития своих детей, навязывания им стереотипных решений, шаблонного подхода в воспитании. Это отношение говорит об определенной интеллектуальной незрелости самих родителей, их нетерпимости и максимализме, конфликте между ними. В ряде случаев родители «не принимают» фактический возраст детей и относятся к ним как к более старшим или младшим по возрасту. I

Эмоциональное непринятие, как недостаточная теплота в отношениях с детьми, может быть проявлением эмоциональной незрелости родителей, нежеланности ребенка в первые годы жизни или несоответствия его пола ожидаемому, а также неоправдания ребенком в последующие годы его жизни ожиданий и требований родителей.

3. Неравномерный характер воспитания в различные периоды жизни детей со стороны одного или обоих родителей. В первые годы жизни ребенка имеет место некоторый недостаток материнской заботы, вызванный ранним выходом матери на работу, передачей ребенка на воспитание няням, родственникам, помещением в ясли, а также неуверенностью матери в прочности брачного союза и незрелостью материнского чувства. В последующем типична избыточная забота матери - гиперопека, выраженная при наличии у нее невротичности, тревожности и истерических черт характера. В некоторой степени гиперопека компенсирует недостаток заботы у самой матери в детстве, устраняет чувство вины за непринятие ребенка в первые годы его жизни и восполняет отсутствие постоянной заботы о нем со стороны отца.

4. Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей и других членов семьи. Он проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающе-разрешающим отношением у другого. Подобные различия обусловлены твердостью или мягкостью их характера и конфликтным противопоставлением точек зрения на воспитание детей. Иногда это противопоставление является единственным признаком латентных разногласий родителей, когда они пытаются устранить у ребенка нежелательные с их точки зрения черты характера друг друга.

5. Непоследовательность воспитания, его неровность и противоречивость у каждого из родителей в отдельности. Непоследовательность может быть симптомом невротического состояния матери, проявлением ее истерических черт характера. Непоследовательность у отцов говорит об их мягком и неустойчивом характере.

6. Неустойчивость в обращении с детьми означает повышенный тон, крик, общую эмоциональную неровность. Она обусловлена теми же факторами, что и непоследовательность, а также неудовлетворенностью матери в сфере супружеских (в том числе сексуальных) отношений.

7. Тревожность в воспитании - это постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений и предохранений. Тревожность присуща матери и указывает на соответствующие предпосылки в ее характере. При конфликтных отношениях в семье матери еще более тревожны по отношению к детям.

Кроме рассмотренных выше особенностей воспитания для родителей детей, больных неврозами, типично отреагирование на детях эмоционального напряжения в виде раздраженно-нетерпеливого отношения и физических наказаний (шлепков). Эта тенденция использования ребенка как «козла отпущения» особенно характерна для внешне бесконфликтных семей, когда отсутствие разногласий у родителей по вопросам воспитания дает возможность одному из них или обоим без препятствий вымещать на детях свое эмоциональное напряжение и чувство внутренней неудовлетворенности. Иная ситуация отмечается при конфликте родителей, когда они могут «разряжать» эти чувства друг на друге и когда их борьба за доминирование в воспитании ослабляет и нередко делает невозможным некоторые из крайностей в обращении с детьми. Но такое «позитивное» значение конфликта родителей перекрывается его нежелательными последствиями - уменьшением и без того низкой индивидуализации в отношениях с детьми, увеличением тревожности, различий и непоследовательности в воспитании.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно говорить о несостоятельности одного или обоих родителей в роли воспитателей, что является следствием их невротических и личностных особенностей, отчасти ситуации, сложившейся в семье, и своеобразия личностного развития самих детей.


Виды неврозов

По клиническим проявлениям выделяют следующие виды неврозов:

- неврастению (астенический невроз);

истерию (истерический невроз);

невроз навязчивых состояний.

Дмитриева классифицирует неврозы как:

- невроз навязчивых состояний;

истерия;

заикание;

энурез;

писчий спазм;

тики.

Неврозы в соответствии с распространенной в практическом отношении классификацией можно представить в виде:

- неврастении;

истерии;

невроза навязчивых состояний;

невроза страха.

Однако, в последние годы «чистые» формы упомянутых неврозов всё реже диагностируются невропатологами. В свою очередь, можно говорить о синдроме астеническом, обсессивном (навязчивом), истерическом и депрессивном. Как правило, эти синдромы сочетаются при условии, что один из них оказывается наиболее развернутым, в то время как другие представлены в стертой форме.

 

Неврастения

 

В картине неврастении больше всего представлен синдром астении и депрессии при явлениях повышенной возбудимости (взрывчатости) и истощаемости. Характерные для больных неврастенией жалобы: раздражительность, головные боли, головокружение, бессонница, повышенная чувствительность к холоду, жаре, резким звукам, яркому свету; боли, особенно в области сердца, чувство замирания сердца, сердцебиение; потливость, иногда преобладают жалобы на нарушенную половую деятельность.

Наряду с повышенной нервной возбудимостью отмечается пониженная работоспособность. Часто неврастения начинается с того, что больные отмечают быструю утомляемость при своей повседневной, привычной работе в связи с повышенной истощаемостью нервных процессов. Повышенная истощаемость проявляется и в неустойчивости активного внимания, отвлекаемости, невозможности сосредоточиться. Из-за этого наступает ослабление памяти, то в виде затрудненного запоминания прочитанного текста, то в виде невозможности вспомнить нужное слово, имя, фамилию. Истощаемость выражается и большой нетерпеливостью. Ожидание для таких больных обычно невыносимо. Эмоции их также отличаются истощаемостью и непродолжительностью. Утомляемость отмечается и при умственной, и при физической работе. Нередко наблюдается дрожание, особенно в пальцах вытянутых вперед рук, в веках закрытых глаз.

Между повышенной истощаемостью и повышенной возбудимостью существует внутренняя связь. Это две стороны одного и того же состояния: функции, которые чрезмерно возбудимы, легко истощаются. Про больного неврастенией можно сказать, что он быстро вспыхивает и быстро выдыхается, для него характерны частые смены настроения: то подъем, то упадок.

При исследовании нередко отмечается повышение сухожильных рефлексов с общей резкой реакцией в виде вздрагивания всего тела, вскрикивания, размахивания руками.

Ко всем перечисленным симптомам присоединяются вторичные явления, обусловленные реакцией больного на свое заболевание. Развивается подавленное настроение, чувство неуверенности в себе в связи с пониженной работоспособностью и опасением, что заболевание серьезно и трудно излечимо. Больной обращается к врачу и охотно лечится. Отдавая себе отчет о причине нарушенного жизненного благополучия, больной не может преодолеть эту болезненную реакцию, наоборот, перебирание в уме одной и той же ситуации, одних и тех же событий, не приводящая к какому-либо итогу, поддерживает травмирующие больного психотические переживания.

Предсказание при неврастении благоприятное: болезнь вполне излечима и излечение наступает тем быстрее, чем скорее и полнее устраняются причины, которые вызвали чрезмерное напряжение нервной деятельности.

Истерия

 

И. П. Павлов метко определил патогенетические механизмы истерии как «буйство подкорки» при заторможенной коре мозга. Полиморфность симптомов при истерии обусловлена повышенной внушаемостью и самовнушаемостью. Больные, по своим характерологическим особенностям стремящиеся быть в центре внимания, хотя и обращаются за помощью к врачу, в какой-то мере проявляют пассивность в расставании с болезнью. Классической формой истерии являются припадки, протекающие без потери сознания. Припадки содержат в себе клоунаду, оснащенную эмоциональными переживаниями (страстные позы, истерическая дуга), которые поддерживаются и затягиваются сочувственным отношением окружающих.

Другой классической формой истерии являются двигательные или чувствительные нарушения, вплоть до полного паралича, но не укладывающиеся в рамки центрального или периферического его происхождения. Характерны алогичность ребенка и даже подсмеивание его над самим собой.

Профилактика истерических реакций адресуется к раннему детству. Учитывая, что характер ребенка есть не только генетически обусловленное формирование, но и продукт социальной среды, у ребенка надо воспитывать любовь к труду, не допускать чрезмерного баловства, когда любимцу все дозволено без каких-либо ограничений. Баловство является предпосылкой для развития эгоцентричности, капризности, склонности к бурным эмоциональным реакциям. Травмирующая семейная обстановка - пьянство, ссоры родителей, нерешенные материальные проблемы - также повинна в характерологических уродствах ребенка. Дисциплина в школе и семье, умелое удовлетворение запросов подрастающих детей, привитие трудовых навыков - залог гармоничной, устойчивой в психическом отношении личности.

До начала всякого лечения важно выяснить причину, травмирующую психику, так как иногда этого уже бывает достаточно для прекращения дальнейшего развития невроза, выключение же больного из травмирующей обстановки с предпринятым лечением дает хороший эффект.

Невроз навязчивых состояний

 

Невроз навязчивых состояний, или невроз навязчивости, чаще всего возникает при травмирующих условиях у лиц с тревожно-мнительными чертами характера. Больные постоянно не уверены в своих действиях и поступках: погасил ли свет, правильно ли высказал свою мысль, не обидел ли кого-нибудь своими словами. Нерешительность в действиях и мыслях, колебание и в связи с этим подчас беспомощность.

Скрытый в бессознательном механизм невроза - сверхбезопасность - обусловливает сверхзащиту, выработку символических защитных ритуалов. Страх конкретен. Один ребенок боится заразиться микробами и часами моет руки, другой боится транспорта и не переходит дорогу самостоятельно и т.д. У ребенка обостряется инстинкт самосохранения, он становится эгоистичным. Дети поминутно приседают, обходят темные пятна на дороге, поднимаются по лестнице, перешагивая, например, только через две ступени, складывают одежду только в определенном порядке.

Для детей с неврозом навязчивых состояний характерна контрастность переживаний и поступков, обусловленная внутренним конфликтом. Эти дети гиперсоциальны. Они дисциплинированны, обязательны, тревожно-осмотрительны, с выраженной установкой "надо!", но обострен инстинкт самосохранения с выраженностью установки "опасно, поэтому не надо!". Это приводит к контрастности поступков. Он боится сверстников и борется со всем классом, он стеснителен, но и навязчив, он деликатен и бесцеремонен. Он боится чего-то неопределенного. Его одолевает страх высоты, страх покраснеть, загрязниться и ряд других фобий. В профилактике этого вида невроза большую роль играет воспитание ребенка в духе веры в свои силы для преодоления жизненных трудностей.

Невроз страха

 

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Страхи можно рассматривать как выражение аффекта и, в некотором роде, как проявление настороженности, недоверчивости и сомнений (в этом качестве они предстают перед нами как своеобразный барьер личности, препятствующий некритическому усвоению внушаемой информации.

Невроз страха является самым распространённым среди детей. Они различны (страх одиночества, нападения, заболевания, смерти, сказочных персонажей, темноты, животных, страх перед наказанием и многие другие). Более подробно страхи будут описаны ниже.

Прочие неврозы

 

К группе неврозов может быть отнесен ряд заболеваний, или, лучше сказать, фрагментов заболеваний, в развитии или поддержании которых ведущую роль играет психогенный фактор или функциональный разлад в согласованной деятельности коры и подкорки. К ним относятся ночное недержание мочи, заикание, тики, писчий спазм и другие профессиональные судороги.

а) Ночное недержание мочи (энурез)

В противоположность встречаемому при миелитах и травмах спинного мозга истинному недержанию мочи, зависящему от органических повреждений, при ночном недержании мочи (энурез) имеется непроизвольное выделение мочи во время сна у детей в возрасте 2-15 лет (изредка в более старшем возрасте), при отсутствии органических расстройств иннервации пузырной мускулатуры или анатомических изменений структуры мочевого пузыря. Нередко у этих детей одновременно наблюдаются ночные страхи, скрежетание зубами, снохождение, раздражительность, изменчивость настроения, капризы, заикание, тикозные подергивания лица. В одних случаях, энурез бывает не постоянно, а лишь при неблагоприятных внешних условиях, например после физического переутомления, душевных волнений, при лихорадочном состоянии, обильном питье на ночь. В других, более тяжелых случаях энурез представляет собой постоянное явление, когда вне зависимости от внешних влияний ребенок мочится в постель каждую ночь. И в тех, и в других случаях энурез причиняет моральные страдания больному. Но даже в тяжелых случаях энурез редко задерживается дольше периода полной возмужалости.

б) Заикание

Заикание обычно наблюдается у детей в возрасте 2-4 лет, иногда в связи с обстановкой, травмирующей психику ребенка. Внутренний конфликт между требованиями, предъявляемыми ребенку, и личным примером родителей и педагогов нередко приводит к появлению заикания, при котором плавное течение речи прерывается повторением отдельных звуков, слогов или задержкой в их произношении вследствие судорог речевых мышц.

Основой заикания является наклонность к клонической судороге в речевой мускулатуре, ведущей к повторению слогов. В этой судороге могут принимать участие и мышцы гортани, образующие голосовой звук, и дыхательные мышцы. Форма заикания зависит от последовательности и длительности этих судорог. Сюда присоединяются сопутствующие движения в различных мышцах неречевой мускулатуры: гримасы в лице, движения головой, плечами, размахивание рукой, притопывание ногой, прищелкивание пальцами и т. п. При волнении, которое в этих случаях очень легко возникает, заикание увеличивается. Наоборот, спокойная окружающая обстановка ведет к уменьшению заикания, иногда даже к полному исчезновению его. Таким образом, психогенный фактор играет значительную роль в развитии и укреплении клонических судорог речевых мышц и сопутствующих движений.

Причины заикания разнообразны. Оно может быть вызвано непосредственным повреждением головного мозга, но в большинстве случаев это типичный невроз, обусловленный врожденными особенностями нервной системы ребенка. Заикание может появиться как результат подражания другому, уже заикающемуся ребенку. Особенно легко заимствуются разного рода тики и заикание, которые в дальнейшем могут прочно закрепляться и столь же трудно поддаваться лечению, как и у действительно больного, которому ребенок подражал.

Очень важна профилактика заикания. Правильное воспитание детей (не только физическое, но и речевое), избавление от торопливой, "захлебывающейся" речи, выправление дефектов, подбор взрослого персонала с нормальным произношением способствуют профилактике заикания и лечению легких случаев.

в) Тики

Тики - это непроизвольные движения, воспроизводящие в большей или меньшей степени различные выразительные движения (мимические или жестикуляционные). Например, приподнимание бровей кверху, мигание, разведение углов рта, подергивание головой, пожимание плечами, потирание рук, постукивание по столу пальцем, поплевывание и пр. Эти движения прекращаются при отвлеченном внимании. У детей легко вырабатываются стереотипные рефлекторные движения, нередко принимающие характер тика. У отдельных детей подобные непроизвольные движения закрепляются, становятся рефлексом и могут появляться уже без видимого раздражения.

Функциональные тики в виде непроизвольных подергиваний мышц лица появляются на фоне психического перенапряжения. Возбуждение охватывает именно мышцы лица, т.к. мышечная сфера - место наименьшего сопротивления у детей, ведущих малоподвижный образ жизни. Такие дети эмоционально и физически ригидны, испытывают трудности в установлении межличностных контактов, лишены гибкости, спонтанности и непосредственности в выражении чувств. Самый распространенный мигательный тик, при котором ребенок беспричинно и часто моргает. Моргание усиливается в неприятные для ребенка моменты, например, когда ему делают замечания. Приятные эмоции способствуют ослаблению тика. Зависимость от эмоционального настроя характерна для большинства детей, страдающих тиком.

г) Писчий спазм

Драма с писчим спазмом развертывается в семье и школе, поэтому именно от родителей, педагогов и одноклассников зависит, в каком направлении пойдет болезнь: вовремя ее погасят, или она обрастет множеством невротических нарушений в виде расстройств сна, снижения аппетита и пр. Впервые болезнь была описана в первой трети минувшего века. Она была бичом писарей и литераторов, т.е. тех, кто много писал. Однако было замечено и другое: писчим спазмом заболевали лишь те, кто писал торопливо и волнуясь.

Усредненный портрет школьника, предрасположенного к писчему спазму, выглядит так: исполнительный, педантичный, болезненно аккуратный, внимательный к письму. Пишет медленно. Когда его заставляют писать быстро или когда во время письма приходится нервничать, то в руке появляется легкая дрожь, затем она усиливается, и вскоре ребенок не может вывести ни одной буквы.

Дрожь возникает не только от скорости письма, но и от ссор, обид, раздражения, унижений и досады. Легкомысленные и необязательные школьники писчим спазмом заболевают крайне редко.

Встречаются различные виды спазма. Дрожательная форма, когда рука начинает дрожать в тот момент, когда ребенок взял в руку ручку. Болевой вариант, когда в руке, держащей ручку, появляется боль. Паралитическая форма: взял ребенок ручку, и рука бессильно падает. При судорожной форме отмечают судорожные подергивая в руке. Самая частая форма - смешанная: сочетание дрожания и судорог.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.056 с.)