Причины возникновения неврозов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины возникновения неврозов



Оглавление

 

Введение

. Понятие невроза

. Причины возникновения неврозов

. Виды неврозов

Неврастения

Истерия

Невроз навязчивых состояний

Невроз страха

Прочие неврозы

. Неврозы как способ психологической самоактуализации личности

. Страхи

Определение страха

Происхождение страха

Возрастная динамика страха

Выявление страхов

Условия устранения страха у детей

Устранение страхов посредством рисования

Использование игры для преодоления страхов

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания, в частности - невроза.

Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают внимания не первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть - если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно, и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. Если не уделить должное внимание возникшему у ребёнка неврозу, то подрастающий человек понесёт его с собой во взрослую жизнь. И судя по масштабу распространения этой проблемы - в скором будущем нам грозит «полная невротизация населения». Общество, состоящее из невротиков, не сможет гармонично существовать в дальнейшем.

Цель моей работы - наиболее полно осветить проблемы, связанные с проявлением неврозов у детей, а также попытаться найти решения этим проблемам. Так же я приведу характеристику видов невроза. Но наибольшее внимание уделю неврозам страха, так как именно они наиболее часто встречаются в детском возрасте.

Объектом исследования являются дети от 1 до 14 лет.

Предметом исследования являются особенности проявления неврозов (в частности невроза страха) у детей.

Задачи:

) обозначить причины, ведущие к возникновению невроза в детском возрасте;

) привести методики выявления и устранения самого распространённого невроза у детей - страха.


Понятие невроза

 

Неврозы не витают в безвоздушном пространстве и не являются обитателями только души. Они - материализованы, то есть имеют определенную психофизиологическую «подкладку». Вместе с тем неврозы нельзя понять без достижений психологии с ее объединяющим взглядом на невроз как страдание тела и души одновременно. Практическое воплощение это нашло в понимании В.Н.Мясищевым (врачом и психологом) неврозов как психогенных заболеваний личности. В его концепции невроз - это болезнь личности, в которой как раз и существует единство психологических и биологических факторов. Само же невротическое расстройство возникает под воздействием индивидуально значимых психотравмирующих жизненных обстоятельств.

Неврозы - группа нервно-психических обратимых заболеваний, обусловленных психическим перенапряжением. Проявляются разнообразными нервно-психическими расстройствами. Неврозы широко распространены. Они легче возникают у лиц со слабой нервной системой. Врождённая слабость нервной системы может быть обусловлена токсикозом во время беременности и патологией родов у женщины, а приобретённая - травмами и заболеваниями, перенесёнными в раннем детстве. Формированию слабости нервной системы и особенностей личности, на фоне которых чаще развиваются неврозы, во многом способствует неправильное воспитание ребёнка в раннем возрасте. Неврозы относятся к психогенным заболеваниям.

Наиболее часто встречающиеся отклонения психического и физического развития детей могут быть систематизированы в виде нижеприведённой таблицы. Из неё видно, что невротизация в дошкольном возрасте взаимосвязана у мальчиков и девочек с боязливостью, пугливостью и неуверенностью в себе, у мальчиков ещё и с упрямством. Невротизация мальчиков проявляется на год раньше девочек, то есть в 3, а не в 4 года. В школьном возрасте невротизация связана у мальчиков и девочек с сензитивностью и боязливостью, неуверенностью в себе, у мальчиков дополнительно с беззащитностью, у девочек с неустойчивостью настроения. Вторая волна невротизации у мальчиков снова опережает на год девочек - в 9 лет у мальчиков, и 10 у девочек. Своеобразный мост между дошкольной и школьной невротизацией - возраст 5 лет с его сензитивностью, затруднённым засыпанием и ночными страхами, предшествующими максимальному количеству страхов с 6 до 8 лет. Страхи как раз и возникают у эмоционально чувствительных и впечатлительных (сензитивных) детей, склонных к беспокойству и недостаточной уверенности в себе, в своих силах и возможностях.

 

 Возраст Мальчики Девочки
1 год Сосание пальца Недержание мочи во сне Сосание пальца Недержание мочи во сне
2 года Аллергия  
3 года Упрямство Боязливость Нарушение сна Невротизация  
4 года Легко возбудимый, нервный Невротизация Боязливость Нарушение сна Невротизация Плохо переносят жару, духоту или шум, яркий свет
5 лет Затруднённое засыпание Сензитивность Затруднённое засыпание Ночные страхи
7 лет   Плохо переносят жару, духоту или шум, яркий свет
8 лет Капризность Отклонения поведения Плаксивость Ночные страхи
9 лет Сензитивность Беззащитность Боязливость Невротизация  
10 лет Грызение ногтей Сензитивность Неустойчивость настроения Боязливость Грызение ногтей Невротизация Плохо переносят жару, духоту или шум, яркий свет Аллергия Почечная патология
11 лет   Нарушение сна Ночные страхи Головные боли
12 лет Боязливость Головные боли Плохо переносят жару, духоту или шум, яркий свет  
13 лет Ночные страхи Нарушение сна Отклонения поведения

 


Виды неврозов

По клиническим проявлениям выделяют следующие виды неврозов:

- неврастению (астенический невроз);

истерию (истерический невроз);

невроз навязчивых состояний.

Дмитриева классифицирует неврозы как:

- невроз навязчивых состояний;

истерия;

заикание;

энурез;

писчий спазм;

тики.

Неврозы в соответствии с распространенной в практическом отношении классификацией можно представить в виде:

- неврастении;

истерии;

невроза навязчивых состояний;

невроза страха.

Однако, в последние годы «чистые» формы упомянутых неврозов всё реже диагностируются невропатологами. В свою очередь, можно говорить о синдроме астеническом, обсессивном (навязчивом), истерическом и депрессивном. Как правило, эти синдромы сочетаются при условии, что один из них оказывается наиболее развернутым, в то время как другие представлены в стертой форме.

 

Неврастения

 

В картине неврастении больше всего представлен синдром астении и депрессии при явлениях повышенной возбудимости (взрывчатости) и истощаемости. Характерные для больных неврастенией жалобы: раздражительность, головные боли, головокружение, бессонница, повышенная чувствительность к холоду, жаре, резким звукам, яркому свету; боли, особенно в области сердца, чувство замирания сердца, сердцебиение; потливость, иногда преобладают жалобы на нарушенную половую деятельность.

Наряду с повышенной нервной возбудимостью отмечается пониженная работоспособность. Часто неврастения начинается с того, что больные отмечают быструю утомляемость при своей повседневной, привычной работе в связи с повышенной истощаемостью нервных процессов. Повышенная истощаемость проявляется и в неустойчивости активного внимания, отвлекаемости, невозможности сосредоточиться. Из-за этого наступает ослабление памяти, то в виде затрудненного запоминания прочитанного текста, то в виде невозможности вспомнить нужное слово, имя, фамилию. Истощаемость выражается и большой нетерпеливостью. Ожидание для таких больных обычно невыносимо. Эмоции их также отличаются истощаемостью и непродолжительностью. Утомляемость отмечается и при умственной, и при физической работе. Нередко наблюдается дрожание, особенно в пальцах вытянутых вперед рук, в веках закрытых глаз.

Между повышенной истощаемостью и повышенной возбудимостью существует внутренняя связь. Это две стороны одного и того же состояния: функции, которые чрезмерно возбудимы, легко истощаются. Про больного неврастенией можно сказать, что он быстро вспыхивает и быстро выдыхается, для него характерны частые смены настроения: то подъем, то упадок.

При исследовании нередко отмечается повышение сухожильных рефлексов с общей резкой реакцией в виде вздрагивания всего тела, вскрикивания, размахивания руками.

Ко всем перечисленным симптомам присоединяются вторичные явления, обусловленные реакцией больного на свое заболевание. Развивается подавленное настроение, чувство неуверенности в себе в связи с пониженной работоспособностью и опасением, что заболевание серьезно и трудно излечимо. Больной обращается к врачу и охотно лечится. Отдавая себе отчет о причине нарушенного жизненного благополучия, больной не может преодолеть эту болезненную реакцию, наоборот, перебирание в уме одной и той же ситуации, одних и тех же событий, не приводящая к какому-либо итогу, поддерживает травмирующие больного психотические переживания.

Предсказание при неврастении благоприятное: болезнь вполне излечима и излечение наступает тем быстрее, чем скорее и полнее устраняются причины, которые вызвали чрезмерное напряжение нервной деятельности.

Истерия

 

И. П. Павлов метко определил патогенетические механизмы истерии как «буйство подкорки» при заторможенной коре мозга. Полиморфность симптомов при истерии обусловлена повышенной внушаемостью и самовнушаемостью. Больные, по своим характерологическим особенностям стремящиеся быть в центре внимания, хотя и обращаются за помощью к врачу, в какой-то мере проявляют пассивность в расставании с болезнью. Классической формой истерии являются припадки, протекающие без потери сознания. Припадки содержат в себе клоунаду, оснащенную эмоциональными переживаниями (страстные позы, истерическая дуга), которые поддерживаются и затягиваются сочувственным отношением окружающих.

Другой классической формой истерии являются двигательные или чувствительные нарушения, вплоть до полного паралича, но не укладывающиеся в рамки центрального или периферического его происхождения. Характерны алогичность ребенка и даже подсмеивание его над самим собой.

Профилактика истерических реакций адресуется к раннему детству. Учитывая, что характер ребенка есть не только генетически обусловленное формирование, но и продукт социальной среды, у ребенка надо воспитывать любовь к труду, не допускать чрезмерного баловства, когда любимцу все дозволено без каких-либо ограничений. Баловство является предпосылкой для развития эгоцентричности, капризности, склонности к бурным эмоциональным реакциям. Травмирующая семейная обстановка - пьянство, ссоры родителей, нерешенные материальные проблемы - также повинна в характерологических уродствах ребенка. Дисциплина в школе и семье, умелое удовлетворение запросов подрастающих детей, привитие трудовых навыков - залог гармоничной, устойчивой в психическом отношении личности.

До начала всякого лечения важно выяснить причину, травмирующую психику, так как иногда этого уже бывает достаточно для прекращения дальнейшего развития невроза, выключение же больного из травмирующей обстановки с предпринятым лечением дает хороший эффект.

Невроз навязчивых состояний

 

Невроз навязчивых состояний, или невроз навязчивости, чаще всего возникает при травмирующих условиях у лиц с тревожно-мнительными чертами характера. Больные постоянно не уверены в своих действиях и поступках: погасил ли свет, правильно ли высказал свою мысль, не обидел ли кого-нибудь своими словами. Нерешительность в действиях и мыслях, колебание и в связи с этим подчас беспомощность.

Скрытый в бессознательном механизм невроза - сверхбезопасность - обусловливает сверхзащиту, выработку символических защитных ритуалов. Страх конкретен. Один ребенок боится заразиться микробами и часами моет руки, другой боится транспорта и не переходит дорогу самостоятельно и т.д. У ребенка обостряется инстинкт самосохранения, он становится эгоистичным. Дети поминутно приседают, обходят темные пятна на дороге, поднимаются по лестнице, перешагивая, например, только через две ступени, складывают одежду только в определенном порядке.

Для детей с неврозом навязчивых состояний характерна контрастность переживаний и поступков, обусловленная внутренним конфликтом. Эти дети гиперсоциальны. Они дисциплинированны, обязательны, тревожно-осмотрительны, с выраженной установкой "надо!", но обострен инстинкт самосохранения с выраженностью установки "опасно, поэтому не надо!". Это приводит к контрастности поступков. Он боится сверстников и борется со всем классом, он стеснителен, но и навязчив, он деликатен и бесцеремонен. Он боится чего-то неопределенного. Его одолевает страх высоты, страх покраснеть, загрязниться и ряд других фобий. В профилактике этого вида невроза большую роль играет воспитание ребенка в духе веры в свои силы для преодоления жизненных трудностей.

Невроз страха

 

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Страхи можно рассматривать как выражение аффекта и, в некотором роде, как проявление настороженности, недоверчивости и сомнений (в этом качестве они предстают перед нами как своеобразный барьер личности, препятствующий некритическому усвоению внушаемой информации.

Невроз страха является самым распространённым среди детей. Они различны (страх одиночества, нападения, заболевания, смерти, сказочных персонажей, темноты, животных, страх перед наказанием и многие другие). Более подробно страхи будут описаны ниже.

Прочие неврозы

 

К группе неврозов может быть отнесен ряд заболеваний, или, лучше сказать, фрагментов заболеваний, в развитии или поддержании которых ведущую роль играет психогенный фактор или функциональный разлад в согласованной деятельности коры и подкорки. К ним относятся ночное недержание мочи, заикание, тики, писчий спазм и другие профессиональные судороги.

а) Ночное недержание мочи (энурез)

В противоположность встречаемому при миелитах и травмах спинного мозга истинному недержанию мочи, зависящему от органических повреждений, при ночном недержании мочи (энурез) имеется непроизвольное выделение мочи во время сна у детей в возрасте 2-15 лет (изредка в более старшем возрасте), при отсутствии органических расстройств иннервации пузырной мускулатуры или анатомических изменений структуры мочевого пузыря. Нередко у этих детей одновременно наблюдаются ночные страхи, скрежетание зубами, снохождение, раздражительность, изменчивость настроения, капризы, заикание, тикозные подергивания лица. В одних случаях, энурез бывает не постоянно, а лишь при неблагоприятных внешних условиях, например после физического переутомления, душевных волнений, при лихорадочном состоянии, обильном питье на ночь. В других, более тяжелых случаях энурез представляет собой постоянное явление, когда вне зависимости от внешних влияний ребенок мочится в постель каждую ночь. И в тех, и в других случаях энурез причиняет моральные страдания больному. Но даже в тяжелых случаях энурез редко задерживается дольше периода полной возмужалости.

б) Заикание

Заикание обычно наблюдается у детей в возрасте 2-4 лет, иногда в связи с обстановкой, травмирующей психику ребенка. Внутренний конфликт между требованиями, предъявляемыми ребенку, и личным примером родителей и педагогов нередко приводит к появлению заикания, при котором плавное течение речи прерывается повторением отдельных звуков, слогов или задержкой в их произношении вследствие судорог речевых мышц.

Основой заикания является наклонность к клонической судороге в речевой мускулатуре, ведущей к повторению слогов. В этой судороге могут принимать участие и мышцы гортани, образующие голосовой звук, и дыхательные мышцы. Форма заикания зависит от последовательности и длительности этих судорог. Сюда присоединяются сопутствующие движения в различных мышцах неречевой мускулатуры: гримасы в лице, движения головой, плечами, размахивание рукой, притопывание ногой, прищелкивание пальцами и т. п. При волнении, которое в этих случаях очень легко возникает, заикание увеличивается. Наоборот, спокойная окружающая обстановка ведет к уменьшению заикания, иногда даже к полному исчезновению его. Таким образом, психогенный фактор играет значительную роль в развитии и укреплении клонических судорог речевых мышц и сопутствующих движений.

Причины заикания разнообразны. Оно может быть вызвано непосредственным повреждением головного мозга, но в большинстве случаев это типичный невроз, обусловленный врожденными особенностями нервной системы ребенка. Заикание может появиться как результат подражания другому, уже заикающемуся ребенку. Особенно легко заимствуются разного рода тики и заикание, которые в дальнейшем могут прочно закрепляться и столь же трудно поддаваться лечению, как и у действительно больного, которому ребенок подражал.

Очень важна профилактика заикания. Правильное воспитание детей (не только физическое, но и речевое), избавление от торопливой, "захлебывающейся" речи, выправление дефектов, подбор взрослого персонала с нормальным произношением способствуют профилактике заикания и лечению легких случаев.

в) Тики

Тики - это непроизвольные движения, воспроизводящие в большей или меньшей степени различные выразительные движения (мимические или жестикуляционные). Например, приподнимание бровей кверху, мигание, разведение углов рта, подергивание головой, пожимание плечами, потирание рук, постукивание по столу пальцем, поплевывание и пр. Эти движения прекращаются при отвлеченном внимании. У детей легко вырабатываются стереотипные рефлекторные движения, нередко принимающие характер тика. У отдельных детей подобные непроизвольные движения закрепляются, становятся рефлексом и могут появляться уже без видимого раздражения.

Функциональные тики в виде непроизвольных подергиваний мышц лица появляются на фоне психического перенапряжения. Возбуждение охватывает именно мышцы лица, т.к. мышечная сфера - место наименьшего сопротивления у детей, ведущих малоподвижный образ жизни. Такие дети эмоционально и физически ригидны, испытывают трудности в установлении межличностных контактов, лишены гибкости, спонтанности и непосредственности в выражении чувств. Самый распространенный мигательный тик, при котором ребенок беспричинно и часто моргает. Моргание усиливается в неприятные для ребенка моменты, например, когда ему делают замечания. Приятные эмоции способствуют ослаблению тика. Зависимость от эмоционального настроя характерна для большинства детей, страдающих тиком.

г) Писчий спазм

Драма с писчим спазмом развертывается в семье и школе, поэтому именно от родителей, педагогов и одноклассников зависит, в каком направлении пойдет болезнь: вовремя ее погасят, или она обрастет множеством невротических нарушений в виде расстройств сна, снижения аппетита и пр. Впервые болезнь была описана в первой трети минувшего века. Она была бичом писарей и литераторов, т.е. тех, кто много писал. Однако было замечено и другое: писчим спазмом заболевали лишь те, кто писал торопливо и волнуясь.

Усредненный портрет школьника, предрасположенного к писчему спазму, выглядит так: исполнительный, педантичный, болезненно аккуратный, внимательный к письму. Пишет медленно. Когда его заставляют писать быстро или когда во время письма приходится нервничать, то в руке появляется легкая дрожь, затем она усиливается, и вскоре ребенок не может вывести ни одной буквы.

Дрожь возникает не только от скорости письма, но и от ссор, обид, раздражения, унижений и досады. Легкомысленные и необязательные школьники писчим спазмом заболевают крайне редко.

Встречаются различные виды спазма. Дрожательная форма, когда рука начинает дрожать в тот момент, когда ребенок взял в руку ручку. Болевой вариант, когда в руке, держащей ручку, появляется боль. Паралитическая форма: взял ребенок ручку, и рука бессильно падает. При судорожной форме отмечают судорожные подергивая в руке. Самая частая форма - смешанная: сочетание дрожания и судорог.


Страхи

Определение страха

 

Как уже говорилось, страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта.

Гораздо более распространены внушённые страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребёнка, которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, настойчиво указывая на наличие опасности.

Так же часто, как термин «страх», встречается термин «тревога».

Тревога - это предчувствие опасности, состояние беспокойства.

Если страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога - это эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы.

В самом общем виде страх условно делится на ситуативный и личностный.

Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей обстановке.

Личностно обусловленный страх предопределён характером человека, например его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический - особенностями личности.

Страх и тревога имеют свои аналоги в форме более устойчивых психических состояний: страх - в виде боязни, тревога - в виде тревожности. Объединяющей основой всех этих реакций и состояний является чувство беспокойства.

Современная психология делит 29 страхов на следующие виды:

навязчивые страхи;

бредовые страхи;

сверхценные страхи.

К навязчивым страхам относятся: гипсофобия (страх высоты); клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д. Эти страхи ребёнок испытывает в определённых, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.

Бредовые страхи - это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Бредовые страхи часто указывают на серьёзные отклонения в психике ребёнка.

Страхи, связанные с некоторыми идеями, называются сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чём другом ребёнок думать уже не может. Эти страхи считаются самыми распространёнными.

Происхождение страха

 

Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия.

По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх выражал всё более психологически тонкое разнообразие чувств и переживаний. Как и человек на ранних этапах своего социального развития, ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер.

Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно-логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия.

В разных цивилизациях дети в своём развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте - страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет - страх смерти. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребёнка.

Недостаточная двигательная и игровая активность, а так же потеря навыков коллективной игры способствует развитию у детей беспокойства. Отсутствие эмоционально-насыщенных, шумных и подвижных игр существенно обедняет эмоциональную жизнь.

Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие подмены семейных ролей (прежде всего роли отца). Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца.

Наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителей дети-дошкольники. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье хорошие. Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье.

У детей-дошкольников из конфликтных семей более часто обнаруживаются страхи перед животными (у девочек), стихией, заболеванием, заражением и смертью, а также страхи кошмарных снов и родителей (у мальчиков). Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.

Страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и прежде всего с её эмоциональной сферой. Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 3-5 лет.

Максимум страхов наблюдается в 6-8 лет, при уменьшении интенсивности связей между страхами, но страх при этом более сложно психологически мотивирован и несёт в себе больший познавательный заряд. Эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 5 годам, когда эмоции отличаются зрелостью и устойчивостью. Начиная с 5 лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление. Ребёнок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать.

На количество страхов оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Именно в 5-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителями того же пола.

Наиболее подвержены страху единственные дети в семье - эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребёнок находится, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями и легко перенимает их беспокойство.

Увеличение числа детей в семье, когда есть, с кем пообщаться, поиграть, обычно способствует уменьшению страхов, в то время, как увеличение числа взрослых может действовать противоположным образом, если они заменяют ребёнку весь окружающий мир, создавая искусственную среду, в котором нет места сверстникам, детскому смеху, радости, непосредственному выражению чувств.

Возраст родителей, также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (после 30) дети более беспокойны. Неудивительно развитие «поздних» детей под знаком чрезмерных забот и беспокойств. Впитывая тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, перерастающего затем в инфантильность и неуверенность в себе.

Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее - опасения, могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания. В целом, матери более «успешно» передают детям беспокойство - тревожность - страхи, а отцы - мнительность, сомнения в правильности своих действий. Вместе это и порождает тревожно-мнительный способ реагирования у детей как базис возникновения страхов, опасений, предчувствий и сомнений.

Возрастная динамика страха

Период беременности и родов

Беспокойство, испытываемое женщиной во время беременности, является первым «опытом» беспокойства у ребёнка. Во второй половине беременности интенсивно развивается кровеносная система плода, и он получает через плаценту и пуповину гормонально опосредованную порцию беспокойства каждый раз, когда мать находится в состоянии тревоги.

При эмоциональном стрессе у матери во время беременности отмечена, по наблюдению А.И. Захарова, большая вероятность преждевременных родов, а также различных нарушений родовой деятельности, если роды протекали в срок. Такой новорождённый отличается повышенной нервной возбудимостью и более высоким мышечным тонусом. Он вздрагивает при малейшем шуме, громком голосе, пеленании и ярком свете. Задача первостепенной важности - создать такому нервно ослабленному, беспокойному младенцу щадящие условия.

Первый год жизни

Повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще всего возникает, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле, то есть в том, что определяет физический и эмоциональный комфорт младенца. Только постепенно ребёнок становится способным справляться со своими нуждами и проявлять меньше беспокойства. Если же физиологические потребности не удовлетворяются, возможно длительное сохранение вызванного ими беспокойства.

Внимательное наблюдение за детьми первых месяцев жизни в домашних условиях показывает, что уже в возрасте 2 месяцев появляется не только комплекс оживления, но и пока ещё слабо выраженное и непостоянное беспокойство при отсутствии матери в относительно непродолжительный период бодрствования и нахождения в новой обстановке.

Во втором полугодии жизни, несмотря на уменьшение беспокойства в новой обстановке, заметно нарастает психологически мотивированное беспокойство при уходе матери и появлении незнакомых лиц. Беспокойство в отсутствие матери становится отчётливо выраженным в 7, а боязнь чужих - в 8 месяцев, что указывает на эмоциональный контакт с матерью и способность отличать её от других, то есть на появление избирательных отношений.

В 8 месяцев у ребёнка повышается чувствительность к голосу матери и к музыкальным звукам.

Возраст 7-9 месяцев - это период повышенной чувствительности к возникновению тревоги и страха.

Начиная с 14-го месяца жизни наблюдается уменьшение беспокойства при отсутствии матери и практически прекращается боязнь посторонних.

К концу первого года жизни эмоциональный образ матери уже не обладает такой целостностью для ребёнка, как раньше.

От первого года жизни детей в немалой степени зависит как в дальнейшем сложатся отношения родителей и детей, какой эмоциональный и духовный мир между ними возникает.

От 1 года до 3 лет

В этом возрасте интенсивно развиваются сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. К двум годам происходит осознание своего «я», понимание различий между девочками и мальчиками, отношений «взрослый - ребёнок - родитель».

До 2 лет интересы ребёнка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками.

Осознавая своё «я», отделяя себя от окружающих, ребёнок 2 лет уже не так односторонне фиксирован на матери. Он всё больше нуждается в общении с другими членами семьи.

Возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства. Фактически же речь идёт о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках.

Предоставлять самостоятельность ребёнку надо как можно раньше, когда он только начинает ползать.

Жизнерадостное восприятие жизни родителями, тёплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что уменьшает вероятность появления страхов.

В рассматриваемом возрасте тем не менее созревают новые страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца.

Ближе к 4 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребёнка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями.

Перенесённый и не осознаваемый ребёнком днём ужас или страдание превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями.

Если ребёнок просыпается ночью от страха и его удаётся успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше.

Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неотвратимо надвигающейся опасностью наносит психическую травму у повышенно эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически ослабленных детей.

Чтобы ночью ребёнок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями.

Проблемы страхов у детей не существует у тех родителей, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности интересы, считаются с их «я».

От 3 до 5 лет

Это возраст эмоционального наполнения «я» ребёнка. Чувства уже обозначаются словами, чётко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Формируется и чувство общности - понятие «мы», под которым ребёнок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников. Возрастает самостоятельность - ребёнок занимает себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению со сверстниками. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов.

В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие, сострадание.

В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и з



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.4.140 (0.099 с.)