Основные направления совершенствования налога с доходов физичских лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления совершенствования налога с доходов физичских лиц



Налоговую реформу давно ждали в обществе. Масштабная реформа, конечно же, невозможна без взаимного согласия парламента, Правительства, субъектов Российской Федерации, бизнеса и широких слоев населения. Сейчас, на мой взгляд, сложились самые благоприятные политические и экономические условия для ее проведения.

Основные направления реформы - это снижение налоговой нагрузки, сокращение числа налогов, рационализация остающихся налогов, улучшение налогового администрирования и в конечном итоге - создание стабильной, понятной и предсказуемой налоговой системы, привлекательной для инвестиций и способствующей экономическому росту.

Наиболее важные меры, которые предусматриваются в рамках реформы, состоят в отмене оборотных налогов, исправлении многочисленных деформаций в налоге на прибыль и в некоторых других налогах, снижении совокупной налоговой нагрузки на заработную плату.

Решение каждой из перечисленных задач является существенным продвижением вперед.

Хотелось бы посвятить обсуждение решения одной только третьей задачи - совокупному, то есть работника и работодателя, налогообложению заработной платы.

Сегодня Россия являет собой пример одного из самых тяжелых в мире налоговых обременений заработной платы.

До 2001 года работники платили подоходный налог по прогрессивной шкале с предельной ставкой 35 процентов. Дополнительно к этому с той же и даже более широкой базы уплачивались взносы в государственные внебюджетные фонды по ставке 38,5 процента.

Такая система налогообложения привела к тому, что значительная часть заработной платы либо скрывалась, либо трансформировалась искусственно в другие доходы, которые или не облагались налогами вовсе, или облагались по минимальным ставкам. Это побуждает использовать налогоплательщиком легальные и нелегальные схемы, позволяющие "экономить" на налогах (3).

Налоговое бремя по подоходному налогу было таково, что большая часть населения Российской Федерации уклонялось от уплаты этого налога. Уклонялось не потому, что это люди, которые получали сверхдоходы и не хотели их показывать, вовсе нет, а потому, что совокупное обложение заработной платы подоходным налогом и отчислениями, которые идут в социальные фонды, непомерно было велико, причем велико не только для богатых, но и для граждан ниже среднего достатка.

С 2001 года вступила в силу гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц».

Этот закон писан не только для богатых, он писан для всего населения Российской Федерации. Он содержит в себе важнейшие мероприятия, которые направлены специально для людей, получающих небольшие доходы, - это вычеты.

Стандартные вычеты, которые, говорят о том, что человек, который получает маленькую заработную плату, практически не облагается налогом на доходы, а это означает, что для людей с малым доходом налог с доходов не будет существовать.

Сейчас действует единая 13-процентная ставка налога на доходы физических лиц.

В Налоговом Кодексе Российской Федерации предусмотрены дополнительные социальные вычеты, которые ранее в налоговом законодательстве были не предусмотрены.

Каждый налогоплательщик имеет право до тех пор, пока его доход не достигнет с начала года 20 тысяч рублей, уменьшать свои облагаемые доходы на 400 рублей ежемесячно, это резкое увеличение по сравнению с тем уровнем, который существовал в 2001 году. По той же схеме налогоплательщики получают возможность вычитать до 300 рублей ежемесячно на содержание каждого ребенка, находящегося на его воспитании.

Кроме того, каждый налогоплательщик получил возможность выводить из-под налогообложения целевые затраты в тех случаях, если эти затраты направлены на образование или на медицинские цели. При этом затраты на медицинские цели принимаются в размере фактически понесенных затрат.

Имеются в виду затраты на приобретение медикаментов, на платные медицинские услуги, на медицинское страхование, но эти размеры ограничены 25 тысячами рублей в год.

Что касается образования, введены более льготные механизмы, потому что налогоплательщик сможет оплачивать (и за себя, и за своих детей) услуги платных образовательных учреждений в размере фактических расходов, но не более 25 тысяч рублей на каждого члена семьи.

Социальные вычеты - это важнейшая вещь, дающая возможность человеку вычитать из своего дохода расходы, связанные с его жизнью. Положение данного закона тесно увязано и со ставкой подоходного налога.

Конечно же, неизбежно возникает вопрос о том, насколько с социальной точки зрения справедлива такая единая ставка - 13 процентов.

Это может трактоваться таким образом, что этим предлагалось установить пониженные налоги на богатых. Но, к сожалению, обследования некоторых агентств показывают, что богатые сегодня имеют вполне легальные возможности не платить налоги вовсе. И в этом смысле существующая система, которая формально выглядит сейчас прогрессивной, по существу, является регрессивной в отношении высоких доходов.

Вторая часть НК РФ предполагает, что наряду с изменением подоходного налога будет реализован еще целый ряд мер, которые позволят добиться большей социальной справедливости и которые заставят богатых налогоплательщиков платить налоги в больших размерах, чем они делают это сегодня.

Речь идет прежде всего о том, что косвенные налоги будут платиться этими категориями граждан в большем объеме. Кроме того, увеличены налоги на дорогую недвижимость, увеличены налоги на дорогие автомобили и на некоторые особо дорогие виды потребления, которые могут позволить себе только представители богатых классов населения.  

Еще один аспект, который принимался во внимание, по словам прессы, когда предлагалось такое решение, - это то, что такое решение будет своеобразной амнистией в отношении тех доходов, которые были раньше вывезены из России без налогов, или тех, которые хотя и остались в России, но в результате использования всевозможных схем тоже не облагались налогами. Эти деньги могут начать работать на российскую экономику и приносить пользу всему обществу.

Еще, что касается, единой ставки, необходимо обратить внимание на то, что в данном законе предлагается не только одна ставка - в размере 13 процентов. Она относится лишь к обычным доходам граждан, связанным с получением заработной платы, с получением дополнительного денежного вознаграждения, скажем, по другому месту работы или за какие-то виды услуг, которые он оказывает на договорной основе.

В этом законе есть и другая ставка - в размере 35 процентов - на сверхдоходы, которые получают лица от определенных видов деятельности. Это как раз те схемы, которые сегодня наиболее часто применяются.

Например, по выплатам по страхованию, которые превышают, скажем, стоимость застрахованного имущества на сумму большую, чем как если бы за этот период времени были начислены проценты по ставке рефинансирования Центрального банка. 

Аналогично если вы положили депозит в банк и вам платят проценты, значительно превышающие ставку Центрального банка: на всю сумму превышения должен быть уплачен налог по ставке 35 процентов. То есть данный закон предусматривает не одну ставку налогообложения.

В заключении хочется подчеркнуть то, что новый закон позволяет перекрыть большую часть схем ухода от уплаты налога на доходы физических лиц.

Сегодня мы можем установить ставку 45 процентов (как в какой-то момент действовала у нас эта ставка), или 35, даже 30 процентов, все равно практика показывает, что считанные единицы людей в нашей огромной стране платят налоги по верхней ставке.

Практика показывает, что налогоплательщики уходят от налогообложения с помощью различных схем - страховых, депозитных, пенсионных и так далее. Наша задача заключается в том, чтобы заставить этих людей платить налоги с доходов путем устранения этих схем. Именно это предлагается в законе.

Имеются свои особенности налогообложения лиц, живущих постоянно за пределами РФ и являющихся гражданами РФ. При въезде в РФ они обязаны заполнить декларацию с указанием предполагаемого работодателя и предполагаемого дохода, а при выезде передать эту декларацию представителям таможенной службы с указанием суммы фактического дохода.

Если сумма фактического дохода окажется больше стоимости годовой минимальной потребительской корзины, то вместе с декларацией налогоплательщик должен передать справку об удержании налогов, выданную юридическим лицом – источником доходов. В случае если документы об уплате налогов не представлены, таможенная служба вправе решать вопрос о выезде из РФ налогоплательщика – физического лица в особом порядке.

То есть ответственным за уплату налогов здесь является сам налогоплательщик, еще одна особенность – в том, что таможенным органам предоставлено право решать вопросы, связанные с уплатой налога и выездом налогоплательщика.

Рассматривая отдельные принципы налогообложения, допускается деление плательщиков налогов и сборов на категории, для которых могут устанавливаться иные ставки налогов и сборов, особенности их исчисления и уплаты, либо предоставление отдельных видов налоговых льгот.

Плательщики могут дифференцироваться по категориям: физические лица – от их гражданства, места пребывания, места нахождения или приобретения имущества, возраста, имущественного положения и других условий. Таким образом, допускается применение различных налоговых режимов в России, и создаются условия для дискриминации налогоплательщиков (25).

При этом декларируемые ограничения по дифференциации налогоплательщиков по разным категориям, содержащиеся в рассма-триваемом законопроекте, не исключают оснований для применения дискриминационных налоговых схем, потому что конкретные налоговые процедуры, полномочия субъектов налоговых правоотношений предусматривается регламентировать специальными законами и нормативными актами местного самоуправления.

Предлагая внести какие либо изменения в существующую систему обложения доходов граждан, авторы законопроектов объясняют это необходимостью повышения поступлений в бюджеты. Однако это ошибочное мнение, необходимость уплаты налогов играет далеко не главную роль среди поведенческих мотивов людей, и было бы ошибкой переоценивать роль налогов.

За семь лет функционирования налоговой системы налоговое законодательство (в частности относительно налога на доходы физических лиц) корректировалось много раз, но положение с поступлением налогов в бюджетную систему существенно не улучшилось.

Сегодня необходимо в первую очередь решать задачи, направленные на преодоление кризиса неплатежей и, как следствие этого, повышение доходов граждан, принятие соответствующих мер по пресечению уклонения от уплаты налогов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

Основной целью российской налоговой системы была определена прежде всего ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (федерального и территориального) в во­просах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные по­требности и виды доходов для местных бюджетов.

И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотненность, за­путанность, наличие большого количества льгот для различных кате­горий пла­тельщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увели­чение выпуска товаров народного потребления.

Действующее законо­дательство фактически закрыто по отношению

к мировому, не стимулирует при­влечение в народное хозяйство иностранных инвестиций.

 Мировой опыт свиде­тельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изме­няется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

Несомненно вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному по­ложению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.

Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов – предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.

Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирования в экономике наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления как на макро-, так и на микроуровне.

Что же должна представлять собой в сегодняшних условиях налоговая реформа? Думается, что здесь не следует вести речи о радикальных изменениях. Имеется в виду укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов (11).

Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.

Основные направления налоговой реформы в России должны быть следующими:

1. Ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

2. Расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”;

3. Постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;

4. Решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

На данный момент целесообразно:

резко увеличить налогооблагаемую базу и ставки ресурсных плате-

жей как основной составляющей дифференциальной ренты, которая должна поступать в доход государства;

расширить права местных органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;

унифицировать прямое налогообложение всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли (увеличив для этих категорий налогоплательщиков ставку налогообложения);

расширить меры по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;

усилить социальную направленность налогов.

Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоход-ного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них (7).

Какие основные цели в области планирования налогообложения должно иметь наше государство на ближайшие пять лет? Очевидно, ответ на этот вопрос таков:

1. Ужесточение налоговой дисциплины, формирование цивили-зованного института налогоплательщиков;

2. Упрощение налоговой системы;

3. Налоговое стимулирование производства и реализации конку-рентоспособных отечественных товаров;

4. Совершенствование принципов федерализма, развитие в стране муниципальных налоговых систем.

Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам.

Список использованной литературы

 

1. Налоговый Кодекс РФ. Части 1.и 2.- Тольятти: ООО «Сеан - Издат», 2002.- Сер. «Экономическая литература», с. 276

2. Базилин А. В. Современное налоговое законодательство: особенности и проблемы применения – Финансы, №5, 2002г., с. 27-29

3. Бапхаева С. Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства – М.: «Налоговый вестник», № 2, 2001, с. 12-14

4. Баранова С. П. Колосов А. Ф. «Использовать опыт развитых стран при совершенствовании налоговой системы в России» – М.: «Экономика строительства», № 1, 1999 г., с. 19-32

5. Барулин С. В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики – М.: Финансы, № 1, 2001г., с. 76 – 88

6. Борисов А. В. О порядке зачета и возврата излишне взысканных сумм налога – Финансы, №9, 2001г., с. 18

7. Все о налоге на доходы физических лиц / Сост. Беспалова И.А. Тольятти: ООО «Сеан – Издат», 2002. - Сер. «Экономическая литература», с.240

8. Гаврилова Т.А. «О налоге на доходы физических лиц» - М.: «Юринформцентр», 2000г, с. 43-46

9. Глухов В.В., Дольдэ И.В. Налоги - теория и практика - М.: «Специальная литература», 2001г., с. 87

10. Добрушин Б.С. Борьбе с налоговыми нарушениями - прочную правовую основу -  Финансы №1, 2000г., с.11-18

11. Караваева И. В. Направления и причины современных налоговых реформ – Финансы, №5, 2001г., с. 26-28

12. Климова М.А. Налоги на доходы физических лиц. – М.: «Налоговый вестник», 2002г., 256 с.

13. Колчин С. П. Проблемные вопросы практики налогообложения – Финансы, №4, 2001г., с. 15-17

14. Крылов Г.З. Подготовка к налоговой реформе - М.: «Финансы», №1, 2001г., с.39

15. Лапина А. Подоходный налог: проблемы и их решение -М.: «Налоги», №23 2000г., с.14-16

16. Маслова Н. С. Порядок применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц – Финансы, № 3, 2002г., с. 19-23

17. Матюшенкова Ю.Л. Зарубежный опыт оказания помощи налого-плательщикам - Налоговый вестник, №9, 2000, с.5-7

18. Мещерякова О.В. «Налоговые системы развитых стран мира» – М.: Фонд «Правовая культура», 2000г., с. 48-52

19. Пансков В. Г. «Налоги и налогообложение в Российской Федерации» Учебник для вузов. – М.: Книжный мир, 1999г., с. 73-79

20. Пеньков Б. Е. Оптимизация налоговой системы – Экономист, №5, 2002г., с. 16-17

21. Попова Н. А. Налоговый контроль во Франции – Финансы, №3, 2002г., с. 32

22. Постатейный комментарий к главе 23 НК РФ. Налог на доходы физических лиц. – М.: Издательство консультационная компания «Статус – Кво 97»; 2002 – 288 с.

23. Поцхверия Б. М. Что понимать под доходом – Финансы, № 8, 2001г., с. 45-46

24. Седов А. В. Налогообложение иностранных граждан – Российский налоговый курьер, №6, 2002г., с. 25

25. Сорокина Е. Л. Налоговая система России – Российский налоговый курьер, №7, 2001г., с. 20

26. Стельмах Н.Н. Об исчислении налога на доходы физических лиц, облагаемых налоговыми органами - Налоговый вестник 2002 г., №2, с.7-12

27. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике - Финансы, № 5, 1999 г., с. 80-85

28. Чикишева О. В. Новая отчетность по налогу на доходы физических лиц – Российский налоговый курьер, №2, 2002г., с. 45-46

29. Черник Д.Г. «Налоги» - М.: Финансы и статистика, 1998., с.34-58

30. Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение»: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2001., с. 53-60



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.042 с.)