Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения



ВВЕДЕНИЕ

Проблема налогов – одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике ведения народного хозяйства. С помощью налогов государство получает в свое распо­ряжение ре­сурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет на­логов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые из­меняют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях перехода от административно-директивных методов управле­ния к экономическим резко возрастают роль и значение налогов, как регулятора ры­ночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хо­зяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в раз­витии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предме­том дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сей­час существует масса всевозможной литературы по налогообло­жению в запад­ных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налого­вая система России создается практически заново, сегодня очень мало моно­графий отечественных авторов по налогообло­жению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским усло­виям (5).

Налоговая система в РФ практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о нало­говой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в РФ", "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и другие.

По самому общему определению, налог – это платеж устанавливае-

мый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. В усло­виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи­нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Го­сударство широко использует налоговую политику в качестве определенного ре­гулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зави­сит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в фи­нансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок не­правильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство пред­приятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налого­вым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расши­рения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны (17).

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной под­чиненности, форм собственности и организационно-правовой формы пред­приятия. С помощью налогов определяются взаимо-отношения предпринимате­лей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с выше-стоящими организациями. Общим источником налогов служит националь-

ный доход. Наиболее характерной чертой является их возвратность.

Взимаемые государством налоги в конечном итоге расходуются на удовлетворение материальных и культурных потребностей всех членов общества. Для того чтобы налоги могли регулировать экономику, необходимо наличие у общества программы экономического развития, смещение социально – политических акцентов на предпринимателя и на предпринимательство, создание и внедрение стабильной финансово- кредитной и налоговой систем.

Таким образом, самые совершенные налоговые формы не будут работать, пока не будет изменена философия налога, создана налоговая теория.

Налоги призваны обеспечивать рост богатства путем социализации части индивидуальных богатств, в свою очередь, налоговые формы и налоговые ставки должны соответствовать уровню общественного богатства страны, величине ее валового национального продукта и его душевому потреблению. Налоги – это категория не только экономическая и правовая, но и социальная. Налоги и налоговая система должны учитывать и менталитет нации, и этику отношений, и психологию личности. Как и другие налоги, налогообложение физических лиц является ведущим звеном в налоговой системе страны.

Целью исследования дипломной работы является рассмотрение основных моментов взимания налогов с доходов физических лиц и определения основных направлений совершенствования по налогу. Для достижения цели основными задачами является:

1. Рассмотрение развития и социальных аспектов налогообложения физических лиц;

2. Определение экономического содержания налога;

3. Изучение порядка исчисления и уплаты налога на доходы физи-ческих лиц.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Введение подоходного налога первоначально предполагало, что государство имеет возможность, способности и право собирать информацию обо всех сторонах экономической деятельности индивида.

Поэтому, когда в 1907 году в России встал вопрос о введении подоходного налога, товарищ министра финансов Н.Н. Покровский настаивал, что новый налог нужно представить обществу как экономическую необходимость, не связывая его с опасными вопросами общественной и политической организации.

Подоходный налог был представлен на рассмотрение Думы в 1907 г., но принят лишь в 1916 г. Это был единственный из всех налогов, который предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы личных доходов отдельных индивидов; кроме того, ему предстояло стать единственным по-настоящему универсальным налогом, взимаемым со всех живущих в России и официально возложить фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи).

Подоходный налог был необычен еще и тем, что в его основе лежала декларация о доходах, то есть добровольное согласие налогоплательщика раскрыть информацию о собственных доходах. Эта мера предполагала, что каждый налогоплательщик будет сознательно, с позиций гражданина и с пониманием своего долга, сотрудничать с правительством.

В 1916 году правительство отдало предпочтение не английской, а прусской системе подоходного налога. Прусская модель представляла собой систему комплексного налогообложения, при которой налогоплательщик был обязан декларировать все источники своих доходов, а государство подходило к налогоплательщику как к участнику всех видов экономической деятельности (15).

Английская система фактически представляла собой смесь отдельных налогов на различные виды доходов, а не на налогоплательщика как такового.

Российское правительство решило контролировать все аспекты экономической деятельности личности, но при этом пошло еще дальше: оно предусмотрело нововведение, еще не принятое в других странах, которое заключалось в том, что каждый потенциальный работодатель, а также все финансовые учреждения были обязаны сообщать о своих платежах любому физическому или юридическому лицу, а государство оставляло за собой еще и право требовать всю необходимую информацию от самого налогоплательщика. Мы не можем знать, как эта система работала бы на практике, так как процесс сбора налогов был прерван февральской революцией; однако она четко обозначила цели, которые ставило перед собой правительство и которым будут следовать оба сменивших его режима.

Итак, мы рассмотрели причины введения подоходного налога в России в 1916 году и его особенности. Для более полной его характери-стики рассмотрим особенности взимания налога на доходы физических лиц в настоящее время. Начиная с выхода 7 декабря 1991 года закона «О подоходном налоге с физических лиц», он изменялся и дополнялся 2-3 раза в год, то не имеет смысла рассматривать все эти изменения. Я остановлюсь только на последних трех годах, то есть 1999-2001 гг. с целью проследить динамику изменения налога на доходы с физических лиц.

Вообще, для расчета налога используются различные методы учета налоговой базы: метод начислений и кассовый метод. При методе начислений учитывается момент возникновения прав и обязательств, когда доходом признаются все суммы, право на получение которых возникает у налогоплательщика в данный налоговый период, независимо от того, получены ли они фактически (8).

Особое место в подоходном налогообложении занимают налоговые льготы. Они имею одну цель – сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика.

Таким образом, физические лица, получающие низкие доходы, будут платить налог в очень небольшой сумме. По мере увеличения дохода сумма налога будет возрастать и, таким образом, будет в большей степени привлекаться к формированию доходов местных бюджетов, которые, в свою очередь, финансируют из налоговых поступлений социальную инфраструктуру своего региона (12).

В 1999 г. был введен новый порядок уплаты подоходного налога: он уплачивался отдельно в Федеральный бюджет по ставке 3% независимо от дохода и в бюджеты субъектов РФ по прогрессивной шкале. Также с 1999 г. было предусмотрено отдельное исчисление подоходного налога с сумм коэффициентов и надбавок за стаж работы, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и др. Теперь с этих сумм налог взимался отдельно от других доходов в Федеральный бюджет по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ по ставке 9%.

В 2000 г. происходит отмена двух видов подоходного налога – федерального и местного. Теперь все суммы подоходного налога предприятию необходимо перечислять на счет соответствующего органа Федерального казначейства, которое само будет распределять поступающую сумму по различным бюджетам. Полностью изменена шкала подоходного налога.                                    

Формирование проекта бюджета на 2000 г. сопровождалось разработкой пакета законопроектов об изменении налогообложения. В частности предлагалось снизить с 45% до 30% предельную ставку подоходного налога, а также резко упростить шкалу этого налога. Был принят Федеральный закон «О внесении изменений в закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», которым предусмотрены по доходам, полученным после 1.01.2000 г. лишь 3 ставки налога, в том числе 12 % при совокупном годовом доходе до 50 тыс. руб. Отказ от запретительной ставки 45 %, которая могла вступить в действие начиная с 2000 г., можно рассматривать в качестве наиболее серьезной из всех налоговых мер, принятых при рассмотрении бюджета на 2000 г. в Государственной Думе. 

Уменьшается по сравнению с 1999г. в доходах Федерального бюджета сумма подоходного налога с физических лиц. Его величина определяется в сумме 23,9 тыс. руб. В соответствии с принятым согласительной комиссией по рассмотрению проекта бюджета на 2000 г. решением, ставка зачисления этого налога в Федеральный бюджет против 1999 г. снижена с 3 % до 2 %. Это соответствует доле в 15 % от всей суммы подоходного налога.                 

Таблица 2.

Структура налоговых доходов бюджета

Содержание

В тыс. руб.

В % к итогу

2000г.(утверждено)

2000г.(ожидаемое)

2001г. 2000г.(утверждено 2000г.(ожидаемое) 2001г.
1 2

3

4 5 6 7
Налоговых доходов всего 456,03

467,78

675 100% 100% 100%
1.Прямые, в том числе  

 

       
1.1. Налог на прибыль 39,45

73,59

63,45 8,1% 15,7% 9,4%
1.2. Налог на доходы с физических лиц 25,24

21,43

23,93 5,5% 4,6% 3,5%
2.Косвенные, в том числе

 

         
2.1. НДС 179,36

197,24

277,49 39,3% 42,2% 41,1%
2.2. Акцизы 101,64

77,22

119,9 21,3% 16,5% 17,8%
               

 

Одновременно можно отметить постепенное, но неуклонное увеличение как общей суммы, так и доли налога на доходы с физических лиц в доходах консолидированного бюджета. На 2001 г. общая сумма этого налога в расчетах бюджету определена в 159,8 тыс. руб., что только на 14% ниже общей суммы налога на прибыль; по отношению ко всей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета доля налога на доходы с физических лиц в 2001 г. составила 11,6%.

Налог на доходы физических лиц (подоходный налог) в той или иной форме взимался всегда: будь то церковная или светская десятина, барщина или оброк.

В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это – прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капи-тала. Этот налог носит регрессивный или прогрессивный характер (22).

В объеме платежей в бюджет этот налог составляет 13% и занимает третье место после налогов на добавленную стоимость и прибыль. Для сравнения – доля этого платежа в других странах составляет от 17% (во Франции) до 60% (в США). Велика социальная значимость этого налога, так как он затрагивает интересы всего активного населения страны (30).

Все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства по своим доходам платят налог на доходы с физических лиц (4).

Налог на доходы с физических лиц является федеральным налогом, поступающим в федеральный и местный бюджеты, обязателен к уплате. Порядок определения плательщиков, объектов обложения, размеров ставок устанавливает верховный орган законодательной власти Российской Федерации, а исключение из совокупного дохода отдельных видов доходов, освобождение от обложения налогом отдельных категорий физических лиц и предоставление других льгот может производится и законодательными актами субъектов РФ. Статус налога на доходы с физических лиц закреплен Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».  

Концепция налогообложения доходов физических лиц имеет целью снизить налоговое бремя налогоплательщиков за счет увеличения количества и размеров налоговых льгот, а также введения единой налоговой ставки в размере 13% при налогообложении большей части доходов физических лиц. При этом применяются повышенные ставки налога на доходы физических лиц, связанные с приростом их капитала; например, с дивидендов установлена налоговая ставка в размере 30%, а с выигрышей, процентных доходов по вкладам в банках, сумм экономии на процентах по заемным средствам – максимальная налоговая ставка в размере 35%. С доходов получаемых лицами, не являющимися налоговыми резидентами, определена средняя налоговая ставка в размере 30%.

Таблица 3.                                          

Анализ

поступления налога на доходы с физических лиц в общей сумме налоговых платежей в бюджет Новоспасского района

Год

Поступило

%

Всего, тыс.руб. В т.ч. налога на доходы, тыс.руб.
2000 г 228980,6 12272,7 5,4  
2001 г 246854,7 31201,4 12,6  
  Итого: 475835,3 43474,1 -

 

Из данных таблицы видно, что сумма налога на доходы с физических лиц в 2001 г. составила 31201,4 тыс. руб., что на 18928,7 тыс. руб. больше, чем в 2000 г. Удельный вес 2000 и 2001 г.г. соответственно 12,6% и 5,4% от общей суммы налогов. Увеличение поступления налога на доходы с физических лиц в бюджет связано с уменьшением ставки налога, что повлекло снижения факторов сокрытия доходов. 

Налоги бывают двух видов. 

Первый вид — налоги на доходы и имуще­ство: налог на доходы и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на пе­ревод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного фи­зического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они час­тично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвен­ные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем ме­нее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потреби­теля. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекла­дывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долго­срочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокраще­нию потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капи­тала в другие сферы деятельности (7).

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессив­ные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возраста­ние величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те на­логи, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрес­сивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расхо­дов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо опре­деленным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

Объектами налога на доходы физических лиц выступают доходы плательщиков. Исторически сложились 2 формы построения налога на доходы: шедулярная и глобальная. Шедулярная форма появилась в Великобритании и предполагала разделение дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (заработная плата, дивиденды, рента), обложение каждой шедулы происходило отдельно. Глобальная форма предполагала обложение совокупного дохода плательщика независимо от источника дохода (возникла в Пруссии).

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога мо­жет служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по уста­новленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, ис­пользуется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого ме­тода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль (Приложение 1).

3. У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, налог на доходы с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организа­цией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, за­работной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику (30).

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отра­жает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству — и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней тре­бованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народ­ного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устра­нения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень на­логов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему на­логообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее зна­чимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налого­обложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве (20).

1.3 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ

В Европе, особенно в странах – членах ЕС, уже не удивляет, когда гражданин одного государства работает в другом или периодически выезжает в третьи страны в силу трудовых отношений или в целях оказания независимых личных услуг. В России такая практика хотя и не распространена, однако существует и имеет все основания для дальнейшего развития.

Самая главная черта налогообложения граждан всех стран Запада – это то, что во всех этих странах основной статьей доходов бюджета является подоходный налог с физических лиц.

Подоходный налог в США является частью и федеральных налогов, и налогов штатов, и местных налогов, то есть распределяется между всеми ветвями власти. Федеральный подоходный налог взимается с суммы дохода с учетом его деления на три вида: 

«валовой», то есть общая сумма доходов из любых источников;  

«очищенный доход», то есть валовой доход за вычетом расходов и стандартной скидки;

«облагаемый доход», то есть очищенный доход за вычетом ряда расходов и необлагаемого минимума (он примерно равен 2000 долларов).

Ставки подоходного налога штатов обычно не достигают низших ставок федеральных и значительно ниже федеральных ставок по уровням доходов. Обычно исчисление такого налога осуществляется в прогрессии. Особенностью местного налогообложения является, то что суммы подоходного налога, уплаченные налогоплательщиком в бюджет штатов, вычитаются при расчете местного подоходного налога. В Германии подоходный налог также является главным источником доходов бюджетов разного уровня. Он распределяется следующим образом:

42,5 процентов поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5 процентов – бюджет соответствующего района, 15 процентов – в местный бюджет. Ставки подоходного налога здесь прогрессивные (24).

При оценке проектов и отдельных предложений по совершенствованию налогообложения доходов физических лиц, которые вносятся в законодательные органы и органы исполнительной власти, необходимо учитывать опыт налогообложения как в нашей стране, так и в других промышленно развитых странах.

Для того чтобы сделать наиболее точные и правильные предложения по совершенствованию нашего налогового законодательства в отношении налога на доходы с физических лиц, необходимо обратиться к практике других стран.

Практические все современные системы налогообложения развитых стран используют подоходный налог. Он является основным, а в некоторых из них – преобладающим источником доходов государственного бюджета, на его долю приходится от 40 до 70% всех налоговых поступлений в бюджет, тогда как в России в 1999 году на долю подоходного налога приходилось около 5%. В ряде стран, особенно в США, бросаются в глаза высокая культура налогообложения, обязательность налогоплательщиков, ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов, что было бы неплохо учесть в налоговом законодательстве России. Вообще, характерная особенность американской налоговой системы – в стопроцентном охвате налогоплательщиков декларациями о доходах. Избежать представления налоговой декларации практически невозможно (18).   

В качестве общего правила налогом облагается, как и в России, совокупный доход налогоплательщика независимо от источников его формирования. Во всех странах облагаемый налогом доход меньше совокупного дохода, но это уменьшение достигается разными способами:

1. Системой льгот (необлагаемый минимум, скидки на детей и др.);

2. Системой вычетов, в том числе единых для всех налогоплатель-щиков и дифференцированных по группам их в зависимости от семейного положения, наличия иждивенцев и др.

В большинстве стран действует система прогрессивного налогообложения, а в некоторых (Швеция, Япония и др.) действует принцип: «сверхдоходы облагаются сверхналогами». Однако в последние годы появляется тенденция снижения высоких ставок налогообложения, особенно максимальных. Посмотрим, каковы максимальные ставки после снижения в различных странах.                                                       

Таблица 4.

Ставки налогообложения

Япония 60%
США 31%
ФРГ 53%
Франция 54%
Россия 30% (13% с 2001г)

 

В настоящее время в России разрыв между группой лиц с наименьшими доходами и с наивысшими доходами колеблется 1 к 25 и более, в то время как разрыв на ставках налогообложения составляет 1 к 3, а после введения в действия части 2 Налогового кодекса этого разрыва вовсе не будет. Тем самым основной груз налогового бремени приходится на малообеспеченные слои населения, доля которых в общей массе налогоплательщиков растёт.

В ФРГ, как и в других европейских странах, действует принцип: равные доходы, независимо от их источников, облагаются равными налогами. В ФРГ ставки налогообложения несколько ниже, чем в Швеции и Японии, но выше чем в США и возрастают по прогрессивной шкале от 25,9 до 53%.

В ФРГ бросается в глаза четкость работы налоговых служб и их доброжелательное отношение к налогоплательщику, если он добросовестно стремится правильно исчислять и платить налоги. Что же касается высокой доли налогов с физических лиц в доходах государственного бюджета, то для России такая ориентация сейчас была бы преждевременной. Нельзя не учитывать, что средняя заработная плата в ФРГ на порядок выше, чем в России, а необлагаемый минимум дохода в ФРГ вдвое больше средней заработной платы в России.

В последние годы в западных странах прослеживается не очень четко выраженная, но все же заметная тенденция к снижению ставок индивидуального подоходного налога. Масштаб снижения, как правило, невелик, что можно видеть на примере изменения налоговой сетки во Франции.                                                

 Таблица 5.

Изменение ставок подоходного налога во Франции

Сумма годового дохода (франков)

Ставки налога %

2000г. 2001г.
До 23040 0% 0%
от 23041 до 50380 12% 10,5%
от 50381 до 88670 25% 24%
от 88671 до 143580 35% 33%
от 143581 до 233620 45% 53%
от 233621 до 288100 50% 48%
более 288101 56,8% 54%

 

Примерно в таком же направлении и такими же темпами изменяются в последние годы ставки в Дании, Нидерландах, Швеции, хотя в отдельных странах они не снизились, а возросли. Тем не менее в целом, сравнивая ставки налога на доходы с физических лиц в России и развитых странах Западной Европы, можно сделать бесспорный вывод, что ставки налога на доходы с физических лиц в России значительно ниже, чем в Западной Европе.

 Но бесспорен другой вывод: у нас намного меньше вычеты из облагаемого дохода. В Западной Европе (и это видно на примере приведенных налоговых ставок во Франции) прослеживается тенденция сохранения высоких ставок на высокие доходы и полного освобождения от подоходного налога сумм, примерно равных прожиточному минимуму населения.

Налоги с физических лиц в развитых странах подразделяются на личные и реальные. Личными налогами облагаются только доходы населения. Личные налоги взимаются исходя из финансового положения налогоплательщика и его платежеспособности.

Реальные налоги устанавливаются на виды деятельности или на товары (как вещи), то есть на продажу, покупку или владения имуществом (собственность), независимо от индивидуальных финансовых обяза-тельств. Реальными налогами могут также облагаться физические лица.

Различают налоги прямые и косвенные (или налоги на потребление). Такое подразделение во многом носит приблизительный характер. Предполагается, что прямые налоги взимаются с доходов физических лиц, косвенные - предназначены для переложения бремени на конечных носителей. Поэтому личные налоги считаются прямыми, а большинство реальных налогов - косвенными.

Общепринятое деление налогов на прямые и косвенные подразумевает, с одной стороны, обложение доходов, а с другой - расходов. Граница между ними условна и зависит от возможностей переложения этих налогов. Очевидно, что классификация прямых и косвенных налогов несколько условна, чего нельзя сказать о самой системе прямого косвенного обложения, которая реальна и действует постоянно.

Система прямого налогообложения (подоходный налог) и система косвенных налогов (налоги на потребление) в разных странах выглядят следующим образом: прямые налоги преобладают в Германии, Канаде, Японии и США, а косвенные - во Франции и Италии. Уравновешенную структуру имеют Италия и Германия, произошло повышение роли прямых налогов в Германии, Канаде, Японии и США, а косвенных – в Италии.

Изучение налогового законодательства развитых стран Запада показывает, что применяемые налоги являются одним из важнейших рычагов государственной политики, которая позволяет направлять развитие экономики в условиях рынка. Западный опыт может только помочь найти свои пути решения проблем, но не более (21).

 

СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ

Налоговым вычетом называется сумма дохода, которая не облагается налогом на доходы физических лиц (ст.210 НК РФ). Глава 23 НК РФ подразделяет налоговые вычеты на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Стандартные налоговые вычеты.

Согласно статье 218 НК РФ, при определении размера налоговой базы облагающейся по ставке 13% процентов физическое лицо имеет право на получение одного из следующих стандартных налоговых вычетов за каждый месяц налогового периода. Эти вычеты предусматриваются в размере 3000 рублей, 500 рублей или 400 рублей.

В статье 218 НК РФ перечислены налогоплательщики, которые имеют право ежемесячно исключать из налоговой базы 3000 рублей.          

К этой категории в частности, относятся:

лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации катастрофы, а также лица, получившие в следствие этого инвалидность;

бывшие военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в работах по объекту «Укрытие» в 1998-1990 годах;

лица, перенесшие лучевую болезнь, получившие инвалидность в результате ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» в 1957году и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча с 1949 по 1956 год;

лица, непосредственно участвовавшие в испытаниях ядерного оружия и радиоактивных веществ, а также участвовавшие в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках на военных объектах;

лица, участвовавшие в сборе ядерных зарядов до 31 декабря 1961года.

Кроме того, право на ежемесячный вычет в размере 3000 рублей получают налогоплательщики инвалиды Великой Отечественной войны, а также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами 1,2 и 3 групп из-за ранения, контузии или увечья, полученные при защите СССР, РФ или при исполнении других обязанностей военной службы.

На ежемесячный налоговый вычет в размере 500 рублей получают право:

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

служащие вольнонаемного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны;

лица, оборонявшие города в период Великой Отечественной войны (если оборона засчитана в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях);

лица, находившиеся в Ленинграде в период его блокады с 8 сентября 1941года по 27 января 1944 года;

инвалиды с детства, а также инвалиды 1,2 групп;

родители и супруги военнослужащих, погибших в следствии ранения, контузии или увечья при защите СССР, РФ или исполнении иных обязанностей военной службы, либо погибших вследствие заболевания, полученного на фронте;

родители и супруги военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

граждане, участвовавшие в боевых действиях в Республике Афганистан и других странах, где велись боевые действия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.121 с.)