Сущность налогов и их роль в формировании доходной части бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность налогов и их роль в формировании доходной части бюджета



В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бре­мени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Итак,налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за­кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по­требностей.

Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, полу­чающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов госу­дарства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях (9).

Налоговая система Российской Федерации разделяет налоги на 3 вида:

 Федеральные;

 Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-госyдарственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;

 Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами госу­дарственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в со­ставе РФ;

В современных условиях можно выделить следующие принципы налогообложения:

1. При установлении налогов учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налога;

2. Однократность обложения налогом, т.е. устранения двойного налогообложения;

3. Обязательность уплаты налога;

4. Простота, понятность, удобство для налогоплательщиков и экономичность для учреждений собирающих налоги;

5. Гибкость и легкая адаптируемость налоговой системы к меняющимся общественно-политическим потребностям.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом но­вого времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможно­стей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть про­грессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачи­вается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога оди­накова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение дохо-дов но­сило однократный характер. Многократное обложение дохода или

капитала недо­пустимо.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна остав­лять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учрежде­ний, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной эконо­мической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов прояв­ляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1. Регулирующая функция налогов – занимает центральное место.

Она состоит в следующем:

· Установление и изменение системы налогообложения;

· Определение налоговых ставок и их дифференциация;

· Предоставление налоговых льгот.

2. Распределительная функция – посредством налогов в госбюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, финансирование межотраслевых комплексных целевых программ.

3. Фискальная функция - изъятие части дохода для содержания государственного аппарата, обороны страны, учреждений культуры, предоставление налоговых вычетов.

4. Контрольная функция предполагает контроль за финансово хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников до­ходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недо­статочны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регули­рующая.

Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая эконо­мика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложе­ния, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует ре­шению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др.

С помощью налогов госу­дарство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, до­ходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с дли­тельными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).

В современных условиях значи­тельные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохо­зяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отра­жается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая си­стема позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа ра­бочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкла­дываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техни­ческое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров на­родного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов.                                                                      

Таблица 1.

Состав и структура налогов с физических лиц уплачиваемых в бюджет Новоспасского района

№ п/п

Содержание

2000 г

2001 г

Отклонения

Сумма тыс.руб. в % к итогу Сумма тыс.руб. в % к итогу   (+; -) Сумма тыс.руб. 2000г   в % к итогу 2000г
1 Налог на доходы физических лиц 3020,3 75,4 5014,7 77,6 1994,4 166,0
2 Налог на имущество физических лиц 320,8 8,0 549,5 8,5 228,7 171,3
3 Налог на имущество переходящего в порядке наследования и дарения 55,5 1,4 77,1 1,2 21,6 138,9
4 Налог на землю 610,5 15,2 821,3 12,7 210,8 134,5
    Итого: 4007,1 100 6462,6 100 2455,5 161,2

Из данных таблицы видно, что сумма налогов с физических лиц в 2001 г. составила 6462,6 тыс. руб., что на 2455,5 тыс. руб. больше, чем в 2000 г. В структуре налогов, наибольший удельный вес имеют налоги на доходы физических лиц, они составляют 2000 и 2001 г. г. соответственно 75,4% и 77,6 % от общей суммы налогов.

Налог на доходы физических лиц играет значительную роль при формировании районного бюджета. Сумма собственных доходов районного бюджета в 2000 г. составила 3020,3 тыс. руб. или 44,6% в 2001 г. 5014,7 тыс. руб. или 49,2%. Общая сумма налогов с физических лиц в сумме доходов районного бюджета составила в 2000 г. 59,2%; в 2001 г. 63,3%.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц обла­гаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает плани­рование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Ставки налога на доходы физических лиц построены по сложной прогрессии. В последние годы произошло резкое сокращение максимальных ставок и их количества, наметилась тенденция к более пропорциональному налогообложению. Это очень важно. При подоходном налогообложении очень трудно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам; в высоких ставках налогов таится опасность снижения трудовой активности людей.

Американские эксперты во главе с профессором Лаффером теоретически доказали, что при ставке налога более 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Таким образом кривая Лаффера, скорректированная в соответствии с реальностью, приобретает следующий вид

 

 

Кривая Лаффера

                                         

 


Уровень дело-

вой активности

 

       25 50 75 100 ставка

                                                                         процента(%)

График 1.

 

Высшая ставка налога должна находиться в пределах 50-70%.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный ха­рактер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Введение подоходного налога первоначально предполагало, что государство имеет возможность, способности и право собирать информацию обо всех сторонах экономической деятельности индивида.

Поэтому, когда в 1907 году в России встал вопрос о введении подоходного налога, товарищ министра финансов Н.Н. Покровский настаивал, что новый налог нужно представить обществу как экономическую необходимость, не связывая его с опасными вопросами общественной и политической организации.

Подоходный налог был представлен на рассмотрение Думы в 1907 г., но принят лишь в 1916 г. Это был единственный из всех налогов, который предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы личных доходов отдельных индивидов; кроме того, ему предстояло стать единственным по-настоящему универсальным налогом, взимаемым со всех живущих в России и официально возложить фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи).

Подоходный налог был необычен еще и тем, что в его основе лежала декларация о доходах, то есть добровольное согласие налогоплательщика раскрыть информацию о собственных доходах. Эта мера предполагала, что каждый налогоплательщик будет сознательно, с позиций гражданина и с пониманием своего долга, сотрудничать с правительством.

В 1916 году правительство отдало предпочтение не английской, а прусской системе подоходного налога. Прусская модель представляла собой систему комплексного налогообложения, при которой налогоплательщик был обязан декларировать все источники своих доходов, а государство подходило к налогоплательщику как к участнику всех видов экономической деятельности (15).

Английская система фактически представляла собой смесь отдельных налогов на различные виды доходов, а не на налогоплательщика как такового.

Российское правительство решило контролировать все аспекты экономической деятельности личности, но при этом пошло еще дальше: оно предусмотрело нововведение, еще не принятое в других странах, которое заключалось в том, что каждый потенциальный работодатель, а также все финансовые учреждения были обязаны сообщать о своих платежах любому физическому или юридическому лицу, а государство оставляло за собой еще и право требовать всю необходимую информацию от самого налогоплательщика. Мы не можем знать, как эта система работала бы на практике, так как процесс сбора налогов был прерван февральской революцией; однако она четко обозначила цели, которые ставило перед собой правительство и которым будут следовать оба сменивших его режима.

Итак, мы рассмотрели причины введения подоходного налога в России в 1916 году и его особенности. Для более полной его характери-стики рассмотрим особенности взимания налога на доходы физических лиц в настоящее время. Начиная с выхода 7 декабря 1991 года закона «О подоходном налоге с физических лиц», он изменялся и дополнялся 2-3 раза в год, то не имеет смысла рассматривать все эти изменения. Я остановлюсь только на последних трех годах, то есть 1999-2001 гг. с целью проследить динамику изменения налога на доходы с физических лиц.

Вообще, для расчета налога используются различные методы учета налоговой базы: метод начислений и кассовый метод. При методе начислений учитывается момент возникновения прав и обязательств, когда доходом признаются все суммы, право на получение которых возникает у налогоплательщика в данный налоговый период, независимо от того, получены ли они фактически (8).

Особое место в подоходном налогообложении занимают налоговые льготы. Они имею одну цель – сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика.

Таким образом, физические лица, получающие низкие доходы, будут платить налог в очень небольшой сумме. По мере увеличения дохода сумма налога будет возрастать и, таким образом, будет в большей степени привлекаться к формированию доходов местных бюджетов, которые, в свою очередь, финансируют из налоговых поступлений социальную инфраструктуру своего региона (12).

В 1999 г. был введен новый порядок уплаты подоходного налога: он уплачивался отдельно в Федеральный бюджет по ставке 3% независимо от дохода и в бюджеты субъектов РФ по прогрессивной шкале. Также с 1999 г. было предусмотрено отдельное исчисление подоходного налога с сумм коэффициентов и надбавок за стаж работы, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и др. Теперь с этих сумм налог взимался отдельно от других доходов в Федеральный бюджет по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ по ставке 9%.

В 2000 г. происходит отмена двух видов подоходного налога – федерального и местного. Теперь все суммы подоходного налога предприятию необходимо перечислять на счет соответствующего органа Федерального казначейства, которое само будет распределять поступающую сумму по различным бюджетам. Полностью изменена шкала подоходного налога.                                    

Формирование проекта бюджета на 2000 г. сопровождалось разработкой пакета законопроектов об изменении налогообложения. В частности предлагалось снизить с 45% до 30% предельную ставку подоходного налога, а также резко упростить шкалу этого налога. Был принят Федеральный закон «О внесении изменений в закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», которым предусмотрены по доходам, полученным после 1.01.2000 г. лишь 3 ставки налога, в том числе 12 % при совокупном годовом доходе до 50 тыс. руб. Отказ от запретительной ставки 45 %, которая могла вступить в действие начиная с 2000 г., можно рассматривать в качестве наиболее серьезной из всех налоговых мер, принятых при рассмотрении бюджета на 2000 г. в Государственной Думе. 

Уменьшается по сравнению с 1999г. в доходах Федерального бюджета сумма подоходного налога с физических лиц. Его величина определяется в сумме 23,9 тыс. руб. В соответствии с принятым согласительной комиссией по рассмотрению проекта бюджета на 2000 г. решением, ставка зачисления этого налога в Федеральный бюджет против 1999 г. снижена с 3 % до 2 %. Это соответствует доле в 15 % от всей суммы подоходного налога.                 

Таблица 2.

Структура налоговых доходов бюджета

Содержание

В тыс. руб.

В % к итогу

2000г.(утверждено)

2000г.(ожидаемое)

2001г. 2000г.(утверждено 2000г.(ожидаемое) 2001г.
1 2

3

4 5 6 7
Налоговых доходов всего 456,03

467,78

675 100% 100% 100%
1.Прямые, в том числе  

 

       
1.1. Налог на прибыль 39,45

73,59

63,45 8,1% 15,7% 9,4%
1.2. Налог на доходы с физических лиц 25,24

21,43

23,93 5,5% 4,6% 3,5%
2.Косвенные, в том числе

 

         
2.1. НДС 179,36

197,24

277,49 39,3% 42,2% 41,1%
2.2. Акцизы 101,64

77,22

119,9 21,3% 16,5% 17,8%
               

 

Одновременно можно отметить постепенное, но неуклонное увеличение как общей суммы, так и доли налога на доходы с физических лиц в доходах консолидированного бюджета. На 2001 г. общая сумма этого налога в расчетах бюджету определена в 159,8 тыс. руб., что только на 14% ниже общей суммы налога на прибыль; по отношению ко всей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета доля налога на доходы с физических лиц в 2001 г. составила 11,6%.

Налог на доходы физических лиц (подоходный налог) в той или иной форме взимался всегда: будь то церковная или светская десятина, барщина или оброк.

В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это – прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капи-тала. Этот налог носит регрессивный или прогрессивный характер (22).

В объеме платежей в бюджет этот налог составляет 13% и занимает третье место после налогов на добавленную стоимость и прибыль. Для сравнения – доля этого платежа в других странах составляет от 17% (во Франции) до 60% (в США). Велика социальная значимость этого налога, так как он затрагивает интересы всего активного населения страны (30).

Все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства по своим доходам платят налог на доходы с физических лиц (4).

Налог на доходы с физических лиц является федеральным налогом, поступающим в федеральный и местный бюджеты, обязателен к уплате. Порядок определения плательщиков, объектов обложения, размеров ставок устанавливает верховный орган законодательной власти Российской Федерации, а исключение из совокупного дохода отдельных видов доходов, освобождение от обложения налогом отдельных категорий физических лиц и предоставление других льгот может производится и законодательными актами субъектов РФ. Статус налога на доходы с физических лиц закреплен Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».  

Концепция налогообложения доходов физических лиц имеет целью снизить налоговое бремя налогоплательщиков за счет увеличения количества и размеров налоговых льгот, а также введения единой налоговой ставки в размере 13% при налогообложении большей части доходов физических лиц. При этом применяются повышенные ставки налога на доходы физических лиц, связанные с приростом их капитала; например, с дивидендов установлена налоговая ставка в размере 30%, а с выигрышей, процентных доходов по вкладам в банках, сумм экономии на процентах по заемным средствам – максимальная налоговая ставка в размере 35%. С доходов получаемых лицами, не являющимися налоговыми резидентами, определена средняя налоговая ставка в размере 30%.

Таблица 3.                                          

Анализ

поступления налога на доходы с физических лиц в общей сумме налоговых платежей в бюджет Новоспасского района

Год

Поступило

%

Всего, тыс.руб. В т.ч. налога на доходы, тыс.руб.
2000 г 228980,6 12272,7 5,4  
2001 г 246854,7 31201,4 12,6  
  Итого: 475835,3 43474,1 -

 

Из данных таблицы видно, что сумма налога на доходы с физических лиц в 2001 г. составила 31201,4 тыс. руб., что на 18928,7 тыс. руб. больше, чем в 2000 г. Удельный вес 2000 и 2001 г.г. соответственно 12,6% и 5,4% от общей суммы налогов. Увеличение поступления налога на доходы с физических лиц в бюджет связано с уменьшением ставки налога, что повлекло снижения факторов сокрытия доходов. 

Налоги бывают двух видов. 

Первый вид — налоги на доходы и имуще­ство: налог на доходы и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на пе­ревод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного фи­зического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они час­тично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвен­ные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем ме­нее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потреби­теля. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекла­дывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долго­срочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокраще­нию потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капи­тала в другие сферы деятельности (7).

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессив­ные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возраста­ние величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те на­логи, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрес­сивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расхо­дов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо опре­деленным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

Объектами налога на доходы физических лиц выступают доходы плательщиков. Исторически сложились 2 формы построения налога на доходы: шедулярная и глобальная. Шедулярная форма появилась в Великобритании и предполагала разделение дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (заработная плата, дивиденды, рента), обложение каждой шедулы происходило отдельно. Глобальная форма предполагала обложение совокупного дохода плательщика независимо от источника дохода (возникла в Пруссии).

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога мо­жет служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по уста­новленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, ис­пользуется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого ме­тода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль (Приложение 1).

3. У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, налог на доходы с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организа­цией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, за­работной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику (30).

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отра­жает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству — и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней тре­бованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народ­ного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устра­нения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень на­логов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему на­логообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее зна­чимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налого­обложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве (20).

1.3 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ

В Европе, особенно в странах – членах ЕС, уже не удивляет, когда гражданин одного государства работает в другом или периодически выезжает в третьи страны в силу трудовых отношений или в целях оказания независимых личных услуг. В России такая практика хотя и не распространена, однако существует и имеет все основания для дальнейшего развития.

Самая главная черта налогообложения граждан всех стран Запада – это то, что во всех этих странах основной статьей доходов бюджета является подоходный налог с физических лиц.

Подоходный налог в США является частью и федеральных налогов, и налогов штатов, и местных налогов, то есть распределяется между всеми ветвями власти. Федеральный подоходный налог взимается с суммы дохода с учетом его деления на три вида: 

«валовой», то есть общая сумма доходов из любых источников;  

«очищенный доход», то есть валовой доход за вычетом расходов и стандартной скидки;

«облагаемый доход», то есть очищенный доход за вычетом ряда расходов и необлагаемого минимума (он примерно равен 2000 долларов).

Ставки подоходного налога штатов обычно не достигают низших ставок федеральных и значительно ниже федеральных ставок по уровням доходов. Обычно исчисление такого налога осуществляется в прогрессии. Особенностью местного налогообложения является, то что суммы подоходного налога, уплаченные налогоплательщиком в бюджет штатов, вычитаются при расчете местного подоходного налога. В Германии подоходный налог также является главным источником доходов бюджетов разного уровня. Он распределяется следующим образом:

42,5 процентов поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5 процентов – бюджет соответствующего района, 15 процентов – в местный бюджет. Ставки подоходного налога здесь прогрессивные (24).

При оценке проектов и отдельных предложений по совершенствованию налогообложения доходов физических лиц, которые вносятся в законодательные органы и органы исполнительной власти, необходимо учитывать опыт налогообложения как в нашей стране, так и в других промышленно развитых странах.

Для того чтобы сделать наиболее точные и правильные предложения по совершенствованию нашего налогового законодательства в отношении налога на доходы с физических лиц, необходимо обратиться к практике других стран.

Практические все современные системы налогообложения развитых стран используют подоходный налог. Он является основным, а в некоторых из них – преобладающим источником доходов государственного бюджета, на его долю приходится от 40 до 70% всех налоговых поступлений в бюджет, тогда как в России в 1999 году на долю подоходного налога приходилось около 5%. В ряде стран, особенно в США, бросаются в глаза высокая культура налогообложения, обязательность налогоплательщиков, ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов, что было бы неплохо учесть в налоговом законодательстве России. Вообще, характерная особенность американской налоговой системы – в стопроцентном охвате налогоплательщиков декларациями о доходах. Избежать представления налоговой декларации практически невозможно (18).   

В качестве общего правила налогом облагается, как и в России, совокупный доход налогоплательщика независимо от источников его формирования. Во всех странах облагаемый налогом доход меньше совокупного дохода, но это уменьшение достигается разными способами:

1. Системой льгот (необлагаемый минимум, скидки на детей и др.);

2. Системой вычетов, в том числе единых для всех налогоплатель-щиков и дифференцированных по группам их в зависимости от семейного положения, наличия иждивенцев и др.

В большинстве стран действует система прогрессивного налогообложения, а в некоторых (Швеция, Япония и др.) действует принцип: «сверхдоходы облагаются сверхналогами». Однако в последние годы появляется тенденция снижения высоких ставок налогообложения, особенно максимальных. Посмотрим, каковы максимальные ставки после снижения в различных странах.                                                       

Таблица 4.

Ставки налогообложения

Япония 60%
США 31%
ФРГ 53%
Франция 54%
Россия 30% (13% с 2001г)

 

В настоящее время в России разрыв между группой лиц с наименьшими доходами и с наивысшими доходами колеблется 1 к 25 и более, в то время как разрыв на ставках налогообложения составляет 1 к 3, а после введения в действия части 2 Налогового кодекса этого разрыва вовсе не будет. Тем самым основной груз налогового бремени приходится на малообеспеченные слои населения, доля которых в общей массе налогоплательщиков растёт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.073 с.)