Причины и предпосылки возникновения железнодорожных войск в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины и предпосылки возникновения железнодорожных войск в России.



ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3

ГЛАВА I Причины и предпосылки возникновения железнодорожных войск в России

§ 1 Военное сообщение и дороги в первой половине XIX в………………….. 7

§ 2 Развитие железнодорожной сети стратегического назначения в России во второй половине XIX в………………………………………………………….10

ГЛАВА II Россия на пути создания военных железных дорог

§ 1 Внешнеполитическая обстановка вокруг России после окончания Крымской войны…………………………………………………………………17

§ 2 Проекты создания военных железных дорог в России……………………19

ГЛАВА III Создание воинских частей по обслуживанию железных дорог

§ 1 Военные железнодорожные команды и батальоны……………………….27

§ 2 Железные дороги и мобилизация армии во второй трети XIX в…………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...42

ПРИМЕЧАНИЯ ………………………………………………………………...43

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………...46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………...48

 

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование темы исследования. В связи с увеличением числа локальных конфликтов вопрос о быстрой переброске войск и оружия к месту боевых действий остается открытым. Особенно интересен данный вопрос в истории России, страны с огромной территорией и большим числом «пороховых бочек» на этой территории. Тема военного транспорта наименее изучена в военной и гражданской истории России. Переход нашей страны к созданию военной транспортной сети в сегодняшнем ее понимании связан с поражением России в Крымской войне 1853-1856 гг. Курсовая работа является попыткой освещения проблемы военных железных дорог и их обслуживания в контексте военных реформ 1860 1870-х гг. Поскольку система перехода железных дорог под контроль военного ведомства является вопросом скорее юридическим, то мы считаем наиболее целесообразным рассмотреть прямые причины, толкнувшие Россию к созданию особого рода транспортной сети и средства, обеспечившие укрепление обороноспособности страны и мобильности ее армии в Русско-турецкую войну 1877-1978 гг.

Предметом исследования курсовой работы является процесс создания воинских частей, основной задачей которых было обеспечение строительства, обслуживания, ремонта железных дорог стратегического значения – военных железных дорог.

Цель данной работы изучение предпосылок, причин и основных этапов создания железнодорожных воинских частей в пореформенной России. Достичь поставленной цели предполагается путем решения следующих задач:

ü выявления причин и предпосылок создания специальных подразделений, занятых строительством железных дорог;

ü определение основных направлений укрепления обороны страны и военного железнодорожного строительства России во второй половине XIX в.;

ü определение структуры создаваемых подразделений, их боевых задач и методов их осуществления.

Методы исследования. В работе используются методы объективизма (стремление к объективной и непредвзятой оценки исторических событий) и историзма (рассмотрение тех или иных явлений и событий в контексте взятого исторического периода), а также описательный метод на основе существующих исследований и метод анализа данных историографии.

Хронологические рамки исследования определяются второй половиной XIX в. От момента окончания Крымской войны (1856 г.) и начала разработки проектов по созданию сети железных дорог стратегического назначения, до Русско-турецкой войны 1877-1978 гг.: первой проверки железнодорожной сети России в боевых действиях. Мы не исключаем, что для более подробного освещения периода проектирования военной железнодорожной сети, мы затронем более ранний период отечественной истории. Мы попытаемся осветить 3 основных этапы складывания сети военных железных дорог, а соответственно и системы воинских железнодорожных частей: от 1852 г. – разработки первого проекта по созданию единой цепи железных дорог стратегического значения и появления военно-рабочих рот – I этап; с 1856 г. – начала восстановления экономики России, начала военной реформы, расширения сети железных дорог и создания железнодорожно-строительных частей – II этап, и III этап – с 1864 г. – от проектов генерала Н. Н. Обручева по созданию «кольца» военных железных дорог и формирования железнодорожных команд.

Географические рамки исследования в основном ограничены европейской территорией Российской империи, где и разворачивались основные боевые действия с участием России второй половины XIX столетия, и где достаточно большая протяженность западной границы и соседство с такими «нестабильными» в дипломатическом отношении государствами как Австро-Венгрия, Балканские провинции Османской империи, Польша (несмотря на то, что являлась частью Российской империи) и конечно же, милитаристская Пруссия и, впоследствии, Германская империя1.

Историография. Вопрос военного железнодорожного строительства редко поднимался в отечественной историографии. Достаточно много советских исследователей посвящали свои работы истории железнодорожных войск, но хронологически отправной точкой этих исследований была февральская революция 1917 г.2.

Бескровный Л. Г. в своей монографии приводит данные о размерах военного железнодорожного строительства. Источниками его работы служат сведения из дневника Д. А. Милютина – военного министра (1861-1881), журнала «Военный сборник», приводившего данные о проектах и темпах строительства железных дорог стратегического назначения и о создании военно-железнодорожных частей (частично). Л. Г. Бескровный приводит достаточно много цифровых данных, помогающих нам проследить темпы строительства и количество средств, затраченных на железнодорожное строительство, которые использованы нами для Приложений3.

Зайончковский П. А. в своей работе «Военные реформы 1860-1870-х гг.» лишь поверхностно упоминает о создании воинских железнодорожных частей, хотя мы подробно анализирует обручевский проект строительства железных дорог у западных границ России4. В другой же своей монографии – «Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX вв.» он достаточно подробно говорит о значении железных дорог в развитии капитализма в стране, и также как и в предыдущей работе говорит об участии воинских частей (железнодорожных в том числе) в складывании «первой революционной ситуации» в России5.

Караев Г. Н. посвятил свою небольшую работу вопросу создания в России воинских железнодорожных частей, но рассмотрел эту тему в отрыве от развития железнодорожной сети в стране, и как следствие недооценил влияния внешних факторов на появление нового воинского подразделения6.

Федоров А. В., несмотря на обстоятельность своей работы говорит лишь о значении железных дорог в указанный период для развития обороны страны, но не о специальных воинских частях как основе создания стратегических железнодорожных линий7.

Источниковая база работы. В основе курсовой работы лежат сведения, материалы, статистические данные разработанные видными отечественными историками и исследователями военных реформ в России. Хотя эти данные порой и преувеличены в некоторых работах при сравнении их у нескольких авторов в целом можно составить объективный взгляд на те или иные процессы. Исходя из поставленных нами задач, работа с   законодательными актами, определявшим статус военно-железнодорожных частей, ограничивается работой с приказом № 180 от 23 сентября 1851 г., опубликованным в Полном Собрании Законов Российской Империи8. Также мы используем общие сведения о ходе военных реформ, заимствованные из дневников Д. А. Милютина9.

ГЛАВА I

§ 1

§ 2

ГЛАВА II

§ 1

§ 2

ГЛАВА III

§ 1

§ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, нам удалось достаточно коротко рассмотреть процесс создания железнодорожных воинских частей в связи с внешнеполитической обстановкой вокруг России в указанный период и темпами строительства железных дорог в стране во второй половине XIX в.

В общем можно сделать следующий вывод: строительство железных дорог и возникновение железнодорожных войск были передовым явлением не только в деле укрепления обороны страны, но первым подобным опытом в мире. Например, эту мысль высказывает Караев Г. Н. Он, обобщив мнение многих других отечественных авторов, сделал вывод о том, что Россия была первым в мире государством, начавшим создание стратегической сети железных дорог, не только у своих границ, но и внутри государства (особенно европейской части). В своей работе он достаточно подробно дает характеристику зарубежной («буржуазной») историографии по данной проблематике и выявляет некоторое отставание европейских государств и США в деле создания железных дорог военного назначения и железнодорожных войск, как особого армейского подразделения вообще.

Таким образом, в результате проведенного преобразования по части военного железнодорожного строительства Россия ускорила сосредоточение войск на театре боевых действий, ускорила развитие капитализма и развитие внутреннего рынка, поскольку в мирное время железные дороги выполняли мирную роль, а работа воинских железнодорожных частей не останавливалась, в связи со сложностью внешнеполитического положения России на мировой арене.

Цитируя многих исследователей данной проблемы, вновь отметим – развитие железных дорог (и создание железнодорожных войск в том числе) стало шагом вперед в деле укрепления обороны страны, несмотря на множество отрицательных моментов с этим связанных. С момента создания воинские железнодорожные части более не прекращали своей деятельности и не прекращают ее и теперь, несмотря на то, что железные дороги и не являются единственным мобильным средством транспортных перевозок. Опыт создания железнодорожных воинских частей интерес тем, что во второй половине XIX в. для России это был наиболее разумный и быстрый выход из складывавшейся затруднительной ситуации в вопросе модернизации армии, путей сообщения, экономического уклада страны. Это, возможно, был первый опыт, когда Россия опередила другие великие державы в области военных преобразований.

ПРИМЕЧАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

1. См. подробнее: Гл. II. § 1. или История дипломатии. Т. I. / Под ред. В. А. Зорина. М., 1959. С. 691-758.

2. См.: Кабанов П. А. Стальные перегоны. М., 1973.; Косович С. С., Филимонов А. Н. Советские железнодорожные: Военно-исторический очерк. М., 1984.; Куманев Г. А. На службе фронта и тыла. М., 1976.; Терехин К. П., Таралов А. С. Гвардейцы железнодорожники. М., 1966.; Терехин К. П., Таралов А. С., Томашевский А. А. Войны стальных магистралей. М., 1969.

3. Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XIX в. Военно-экономический потенциал. М., 1973.

4. Зайончковский П. А. Военные реформы 1860-1870-х годов в России. М., 1952.

5. Зайончковский П. А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий. М., 1973.

6. Караев Г. Н. Возникновение железнодорожных войск в России (1851-1878). М., 1984.

7. Фёдоров А. В. Русская армия в 50 – 70-х годах XIX века. Очерки. Л.; Изд-во ЛГУ, 1959.

8. Полное Собрание Законов Российской Империи. Т.XXVI. 1851. № 25471. СПб.: Типография II Отделения Е.И.В. канцелярии, 1869.

9. Д. А. Милютин. Дневник. Т. I-IV. М., 1947-1950.

ГЛАВА I

1. Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XIX в. М., 1973. С. 398-399.

2. Там же. С. 399.

3. Там же. С. 400.

4. Караев Г. Н. Возникновение железнодорожных войск в России. М., 1984. С. 3.

5. Бескровный Л. Г. Указ. соч. С. 400.

6. Там же. С. 401.

7. Караев Г. Н. Указ. соч. С. 5-6.

8. Бескровный Л. Г. Указ. соч. С. 402.

9. Бескровный Л. Г. Указ. соч. С. 401.

10. Караев Г. Н. Указ. соч. С. 7-8.

11. Там же. С. 8.

12. Бескровный Л. Г. Указ. соч. С. 402.

13. Цитируется по: Бескровный Л. Г. Указ. соч. С. 403.

ГЛАВА II

1. Караев Г. Н. Указ. соч. С. 5-6.

2. История дипломатии. Т. I. / Под ред. В. А. Зорина. М., 1959. С. 694.

3. Там же. С. 705.

4. Зайончковский П. А. Военные реформы 1860-1870-х годов в России. М., 1952. С. 120.

5. Там же. С. 121.

6. Там же. С. 122.

7. Там же. С. 122

8. Там же. С. 123.

ГЛАВА III

1. Д. А. Милютин. Дневник. Т. I. М., 1947. С. 162.

2. Караев Г. Н. Указ. соч. С. 14.

3. Там же. С. 17.

4. Там же. С. 17.

5. Там же. С. 18.

6. Там же. С. 20.

7. Там же. С. 20.

8. Там же. С. 21.

9. Там же. С. 22.

10. Зайончковский П. А. Указ. соч. С. 282.

11. Там же. С. 282.

12. Там же. С. 283.

13. Там же. С. 283.

14. Там же. С. 284.

15.  Там же. С. 285.

16. Там же. С. 286.

17. Там же. С. 288.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1.

Протяженность железнодорожных линий в Европе к началу Крымской войны.

 

Страна Протяженность железнодорожных линий (в верстах)
Россия 986
Австрия Более 10 000
Германия Более 10 000
Франция 5 614
Англия 13 114

 

 

Таблица 2.

Сравнительные данные сети железных дорог России с другими западными державами (в верстах).

.

СТРАНА 1870 г. 1878 г. 1887 г. 1896 / 97 г.
Россия 11 243 21 840 28 517 33 738
Германия 17 951 31 636 39 785 43 369
Австро-Венгрия 9 762   18 270 24 270 27 400
Франция 17 602 23 793 34 208 34630
Англия 24 370 27 898 31 521 32 852

 

 

Таблица 3.

Обеспеченность России дорогами к началу 1876 года по сравнению с другими странами.

 

Страна Террритория, в тыс. кв. верст Народонаселение, в млн. чел. Протяженность желез. дорог, в верстах.
Россия 4 426 73,6 15 506
Австро-Венгрия 548 35,9 15 190
Германия 475 41,1 23 890
Франция 464 36,1 15 890
 Англия 277 31,9 24 670
США 5 681 41,2 106 600

 

Таблица 4.

Затраты в тысячах рублей на приобретение подвижного состава.

ГОД НА ПАРОВОЗЫ НА ВАГОНЫ
1882 774,7 673,1
1883 262,4 415,5
1884 2614,6 342,7
1885 2869,0 1446,2
1886 2298,1 220,6
1887 1309,1 329,1
1888 671,7 307,8
1889 1892,8 929,6

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ИСТОЧНИКИ

1. Полное Собрание Законов Российской Империи. Т.XXVI. 1851. № 25471. СПб.: Типография II Отделения Е.И.В. канцелярии, 1869.

2. Д. А. Милютин. Дневник. Т. I-IV. М., 1947-1950.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XIX в. Военно-экономический потенциал. М., 1973.

2. Зайончковский П. А. Военные реформы 1860-1870-х годов в России. М., 1952.

3. Зайончковский П. А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий. М., 1973.

4.  История дипломатии. Т. I. / Под ред. В. А. Зорина. М., 1959.

5. Кабанов П. А. Стальные перегоны. М., 1973.

6. Караев Г. Н. Возникновение железнодорожных войск в России (1851-1878). М., 1984.

7. Косович С. С., Филимонов А. Н. Советские железнодорожные: Военно-исторический очерк. М., 1984.

8. Куманев Г. А. На службе фронта и тыла. М., 1976.

9. Терехин К. П., Таралов А. С. Гвардейцы железнодорожники. М., 1966.

10. Терехин К. П., Таралов А. С., Томашевский А. А. Войны стальных магистралей. М., 1969.

11. Фёдоров А. В. Русская армия в 50 – 70-х годах XIX века. Очерки. Л.; Изд-во ЛГУ, 1959.

http:// militera.lib.ru.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3

ГЛАВА I Причины и предпосылки возникновения железнодорожных войск в России

§ 1 Военное сообщение и дороги в первой половине XIX в………………….. 7

§ 2 Развитие железнодорожной сети стратегического назначения в России во второй половине XIX в………………………………………………………….10

ГЛАВА II Россия на пути создания военных железных дорог

§ 1 Внешнеполитическая обстановка вокруг России после окончания Крымской войны…………………………………………………………………17

§ 2 Проекты создания военных железных дорог в России……………………19

ГЛАВА III Создание воинских частей по обслуживанию железных дорог

§ 1 Военные железнодорожные команды и батальоны……………………….27

§ 2 Железные дороги и мобилизация армии во второй трети XIX в…………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...42

ПРИМЕЧАНИЯ ………………………………………………………………...43

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………...46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………...48

 

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование темы исследования. В связи с увеличением числа локальных конфликтов вопрос о быстрой переброске войск и оружия к месту боевых действий остается открытым. Особенно интересен данный вопрос в истории России, страны с огромной территорией и большим числом «пороховых бочек» на этой территории. Тема военного транспорта наименее изучена в военной и гражданской истории России. Переход нашей страны к созданию военной транспортной сети в сегодняшнем ее понимании связан с поражением России в Крымской войне 1853-1856 гг. Курсовая работа является попыткой освещения проблемы военных железных дорог и их обслуживания в контексте военных реформ 1860 1870-х гг. Поскольку система перехода железных дорог под контроль военного ведомства является вопросом скорее юридическим, то мы считаем наиболее целесообразным рассмотреть прямые причины, толкнувшие Россию к созданию особого рода транспортной сети и средства, обеспечившие укрепление обороноспособности страны и мобильности ее армии в Русско-турецкую войну 1877-1978 гг.

Предметом исследования курсовой работы является процесс создания воинских частей, основной задачей которых было обеспечение строительства, обслуживания, ремонта железных дорог стратегического значения – военных железных дорог.

Цель данной работы изучение предпосылок, причин и основных этапов создания железнодорожных воинских частей в пореформенной России. Достичь поставленной цели предполагается путем решения следующих задач:

ü выявления причин и предпосылок создания специальных подразделений, занятых строительством железных дорог;

ü определение основных направлений укрепления обороны страны и военного железнодорожного строительства России во второй половине XIX в.;

ü определение структуры создаваемых подразделений, их боевых задач и методов их осуществления.

Методы исследования. В работе используются методы объективизма (стремление к объективной и непредвзятой оценки исторических событий) и историзма (рассмотрение тех или иных явлений и событий в контексте взятого исторического периода), а также описательный метод на основе существующих исследований и метод анализа данных историографии.

Хронологические рамки исследования определяются второй половиной XIX в. От момента окончания Крымской войны (1856 г.) и начала разработки проектов по созданию сети железных дорог стратегического назначения, до Русско-турецкой войны 1877-1978 гг.: первой проверки железнодорожной сети России в боевых действиях. Мы не исключаем, что для более подробного освещения периода проектирования военной железнодорожной сети, мы затронем более ранний период отечественной истории. Мы попытаемся осветить 3 основных этапы складывания сети военных железных дорог, а соответственно и системы воинских железнодорожных частей: от 1852 г. – разработки первого проекта по созданию единой цепи железных дорог стратегического значения и появления военно-рабочих рот – I этап; с 1856 г. – начала восстановления экономики России, начала военной реформы, расширения сети железных дорог и создания железнодорожно-строительных частей – II этап, и III этап – с 1864 г. – от проектов генерала Н. Н. Обручева по созданию «кольца» военных железных дорог и формирования железнодорожных команд.

Географические рамки исследования в основном ограничены европейской территорией Российской империи, где и разворачивались основные боевые действия с участием России второй половины XIX столетия, и где достаточно большая протяженность западной границы и соседство с такими «нестабильными» в дипломатическом отношении государствами как Австро-Венгрия, Балканские провинции Османской империи, Польша (несмотря на то, что являлась частью Российской империи) и конечно же, милитаристская Пруссия и, впоследствии, Германская империя1.

Историография. Вопрос военного железнодорожного строительства редко поднимался в отечественной историографии. Достаточно много советских исследователей посвящали свои работы истории железнодорожных войск, но хронологически отправной точкой этих исследований была февральская революция 1917 г.2.

Бескровный Л. Г. в своей монографии приводит данные о размерах военного железнодорожного строительства. Источниками его работы служат сведения из дневника Д. А. Милютина – военного министра (1861-1881), журнала «Военный сборник», приводившего данные о проектах и темпах строительства железных дорог стратегического назначения и о создании военно-железнодорожных частей (частично). Л. Г. Бескровный приводит достаточно много цифровых данных, помогающих нам проследить темпы строительства и количество средств, затраченных на железнодорожное строительство, которые использованы нами для Приложений3.

Зайончковский П. А. в своей работе «Военные реформы 1860-1870-х гг.» лишь поверхностно упоминает о создании воинских железнодорожных частей, хотя мы подробно анализирует обручевский проект строительства железных дорог у западных границ России4. В другой же своей монографии – «Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX вв.» он достаточно подробно говорит о значении железных дорог в развитии капитализма в стране, и также как и в предыдущей работе говорит об участии воинских частей (железнодорожных в том числе) в складывании «первой революционной ситуации» в России5.

Караев Г. Н. посвятил свою небольшую работу вопросу создания в России воинских железнодорожных частей, но рассмотрел эту тему в отрыве от развития железнодорожной сети в стране, и как следствие недооценил влияния внешних факторов на появление нового воинского подразделения6.

Федоров А. В., несмотря на обстоятельность своей работы говорит лишь о значении железных дорог в указанный период для развития обороны страны, но не о специальных воинских частях как основе создания стратегических железнодорожных линий7.

Источниковая база работы. В основе курсовой работы лежат сведения, материалы, статистические данные разработанные видными отечественными историками и исследователями военных реформ в России. Хотя эти данные порой и преувеличены в некоторых работах при сравнении их у нескольких авторов в целом можно составить объективный взгляд на те или иные процессы. Исходя из поставленных нами задач, работа с   законодательными актами, определявшим статус военно-железнодорожных частей, ограничивается работой с приказом № 180 от 23 сентября 1851 г., опубликованным в Полном Собрании Законов Российской Империи8. Также мы используем общие сведения о ходе военных реформ, заимствованные из дневников Д. А. Милютина9.

ГЛАВА I

ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК В РОССИИ.

§ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.066 с.)