Программа кандидатского экзамена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа кандидатского экзамена



ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

 

основной профессиональной образовательной программы  высшего образования -

подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению кадров высшей квалификации  по направлению

Образование и педагогические науки

Направленность (профиль) подготовки

Общая педагогика, история педагогики и образования

 (код и наименование направления подготовки

с указанием направленности (наименования магистерской программы))

Исследователь. Преподаватель-исследователь

квалификация

Очная

 форма обучения

 

2019

год набора

 

Составители: Левитес Дмитрий Григорьевич, д-р пед.наук, профессор, профессор кафедры педагогики; Шадрина Ирина Михайловна, д-р пед.наук, доцент, профессор кафедры педагогики; Черник Валерий Эдуардович, канд.пед.наук, доцент, зав.кафедрой педагогики Утверждено на заседании кафедры педагогики                Психолого-педагогического института (протокол № 9 от 7.05.2019) Зав. кафедрой                            Черник В.Э.                

 


 

Пояснительная записка

1. Рабочая программа кандидатского экзамена по дисциплине «Общая педагогика, история педагогики и образования» составлена в соответствии с учебным планом и квалификационной характеристикой аспирантов по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 Образование и педагогические науки Направленность (профиль) подготовки «Общая педагогика, история педагогики и образования». 

 

2. Характеристика цели и уровня требований к кандидатскому экзамену по данной дисциплине

Целью программы кандидатского экзамена по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 Образование и педагогические науки Направленность (профиль) подготовки «Общая педагогика, история педагогики и образования» является выявление глубины профессиональных знаний аспирантов и лиц, прикрепленных для подготовки кандидатской диссертации и (или) сдачи кандидатских экзаменов (далее – прикрепленные лица), уровня их подготовленности к самостоятельной научно-педагогической работе.

Требования к аспиранту:

В результате подготовки к сдаче кандидатского экзамена аспиранты должны: 

знать:  

· современные методологические концепции науки и роста знаний, их проявление в развитии педагогической теории и образовательных практик;

· предмет общей педагогики, история педагогики и образования;

· основные подходы к рассмотрению места общей педагогики, истории педагогики и образования в системе социального знания;

· возникновение, становление и развитие воспитания, образования, педагогических идей, теорий, систем в различные исторические эпохи;

· исторические условия возникновения и развития воспитания, школы как социального института культуры, основные этапы развития просвещения и педагогики;

· основные направления образовательной политики в истории и на современном этапе;

·  развитие педагогической мысли России и за рубежом во взаимосвязи с историческим процессом общественного, экономического и политического развития общества, теоретических знаний по проблемам обучения, воспитания и управления школой в современных условиях

· теоретические основы организации образовательного процесса и проектирования программ дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя;

· образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;

· педагогические концепции выдающихся представителей педагогической мысли       и практику их воплощения в реалии жизни;

· отечественный и зарубежный методический опыт в профессиональной области;

· гуманистические традиции прошлого педагогического опыта, его значение для настоящего;

· традиции и ценности отечественной педагогической культуры.

 

уметь:

· посредством метода конкретно-исторического анализа выявлять и характеризовать исторические условия возникновения и развития воспитания, школы как социального института культуры;

· характеризовать основные этапы развития просвещения и педагогики;

· выделять гуманистические традиции прошлого педагогического опыта и обосновывать их значение для настоящего;

· мыслить педагогическими категориями и представлять их генезис;  соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов;

· устанавливать связи между основными представителями педагогической мысли и их трудами;

· применять дифференцированные приемы образования;  применять различные образовательные технологии;

· применять индивидуальный подход в обучении;

· устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений.

· следовать этическим нормам в профессиональной деятельности.

 

владеть:

· историко-педагогическими методами анализа тенденций развития образования в современных условиях;

· знанием различных теорий воспитания, обучения и развития;

· методами опытно-экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях;

· использовать передовой педагогический опыт;

· использовать инновации в образовании;

· пониманием высокой социальной значимости профессии, готовностью ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики.

 

Вопросы кандидатского экзамена

Методология педагогики

1. Методология и методика педагогических исследований.

 

Наиболее распространенные современные отечественные концепции воспитания: системный подход Л.И. Новиковой, Н.А. Селивановой, В.А. Караковского; социокультурологическая концепция воспитания Н.Е. Щурковой.

История педагогики

 

13. Основные этапы развития педагогических идей в общем контексте становления научного знания. Зарождение педагогического мышления на ранних этапах развития человечества.

 

14. Воспитание и обучение на Древнем Востоке. Античная школа и педагогическая мысль.

 

15. Основные черты организации церковных и светских школ в период раннего Средневековья в европейской и восточной культуре. Роль христианства в развитии европейского воспитания и образования, схоластика как новый вид религиозной философии. Зарождение и развитие средневековых университетов.

 

Теория обучения

 

Происхождение, эволюция и значение понятия «дидактика». Общая и частная дидактика. Предмет и задачи дидактики. Основные понятия дидактики.

 

55. Иерархия целей образования. Цель общего образования, цели профессионального образования.

 

56. Система образования в современной России. Закон «Об образовании в РФ». Национальная доктрина образования России.

 

57. Сравнительная характеристика современных зарубежных образовательных систем.

 

58. Теория и практика реформирования образовательных систем. Педагогические инновации в современном образовании.

 

Теория воспитания

 

Проблема целей воспитания в современном обществе. Философия о сущности человека, его назначении и воспитании. Философский образ человека и модели педагогической деятельности. Характеристика основных моделей воспитания.

 

87. Теоретико-методологическое осмысление проблем целей, ценностей и процесса их интериоризации. Воспитание как обмен ценностями. Характеристика основных групп ценностей (политические, гражданские, коммуникативные, нравственные, утилитарные).

 

Содержание программы

Раздел 3. Теория обучения

 

Система основных категорий в дидактике и их взаимосвязь.

Обучение в целостном педагогическом процессе. Функции, закономерности принципы обучения. Принцип природосообразности, целесообразности, культуросообразности в построении образовательного процесса.

 

Теоретические основы и современная практика обучения.

Формы, методы и средства обучения.

 

Возрастная педагогика.

 

Методологических подход в построении образовательного процесса: отбор, анализ, систематизация, обобщение и распространение педагогического опыта.

 

Стили учебной деятельности.

 

Педагогические технологии и методики обучения. Технологический подход к построению образовательного процесса.

 

Диагностика в современном образовании.

 

Сравнительная характеристика современных зарубежных образовательных систем.

 

Концепции дифференциации и индивидуализации обучения.


Раздел 4. Теория воспитания

 

 

Воспитание как общественное явление. Понятие цели воспитания. Проблемы и противоречия педагогического целеполагания. Цель и задачи воспитания в современных условиях.

 

Место теории воспитания в системе научного знания.

 

Основные этапы развития теории воспитания в контексте становления научно-педагогического знания.

 

Воспитание в целостном педагогическом процессе.

Воспитание базовой культуры личности.

 

Теории воспитания. Содержание, формы и методы воспитания в условиях современной образовательной среды. Формы организации воспитательной деятельности.

Воспитание и развитие личности в онтогенезе.

 

Взаимодействие субъектов воспитательного процесса. Формирование взаимоотношений учителей и учащихся в современной гуманистической концепции воспитания.

 

Диагностика и прогнозирование развития в современной теории воспитания и педагогической практике.

 

Характеристика воспитательных систем. Характеристика современной системы воспитания в России.

 

Проблемы семейного воспитания.

Социализация человека. Факторы социализации.

Проблема коллектива и личности в педагогике.

Раздел 5. Управление образовательными системами

 

 

Понятие управления и менеджмента. Управление образовательными системами как отрасль научного знания.

 

Теоретико-методологические основания управления образовательными системами. Принципы управления.

 

Государственно-общественная система управления образованием. Управленческие функции и методы руководства образовательным учреждением.

 

Педагогический коллектив и его роль в повышении эффективности деятельности образовательных учреждений. Управленческое общение.

 

Правовые основы деятельности образовательных учреждений.

Мониторинг качества образования: цель, задачи, виды и содержание.

Новые информационные технологии в управлении образованием

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Бим-Бад Б. М. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ. ОЧЕРКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов М.: Юрайт, 2018. 253 с. – URL: https://biblio-online.ru/viewer/94D13960-0331-4818-8423-9914A9483D48/istoriya-i-teoriya-pedagogiki-ocherki#page/1

2. Демков, М.И. Очерки по истории русской педагогики [Электронный ресурс] / М.И. Демков. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2013. — 151 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/37067. — Загл. с экрана.

3. Джуринский, А.Н. Теория и методология истории педагогики и сравнительной педагогики. Актуальные проблемы: монография / А.Н. Джуринский. - Москва: Прометей, 2014. - 129 с.: табл. - (Монографические исследования: Педагогика). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7042-2523-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437294 (19.05.2018).

4. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики / Г.Б. Корнетов, В.Г. Безрогов, Н.Б. Баранникова и др.; Российская академия образования, Федеральное государственное научное учреждение, Институт теории и истории педагогики; под ред. Г.Б. Корнетова. - Москва: Институт эффективных технологий, 2012. - 710 с. - ISBN 978-5-904212-05-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232280 (19.09.2018).

5. Методология педагогики: понятийный аспект: монографический сборник научных трудов / Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования, Федеральное государственное научное учреждение, Институт теории и истории педагогики и др. - Москва: Институт эффективных технологий, 2014. - Вып. 1. - 212 с. - ISBN 978-5-904212-32-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232305  (19.05.2018)

Дополнительная литература:

6. Мандель, Б.Р. Современный менеджмент в образовании: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 493 с.: ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-9413-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477497 (18.06.2018).

7. Савенков А. И. ПЕДАГОГИКА. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов М.: Юрайт, 2018. 268 с. – URL: https://biblio-online.ru/viewer/42A29119-08BD-4FF4-B8C1-5950B82736E9/pedagogika-issledovatelskiy-podhod-v-2-ch-chast-1#page/1

8. Савенков А. И. ПЕДАГОГИКА. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов М.: Юрайт, 2018. 217 с. – URL: https://biblio-online.ru/viewer/0F9659B7-FE24-464B-ACB8-B3FE2A848A42/pedagogika-issledovatelskiy-podhod-v-2-ch-chast-2#page/1

7. ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ:

ЭБС «Издательство Лань» [Электронный ресурс]: электронная библиотечная система / ООО «Издательство Лань». – Режим доступа: https://e.lanbook.com/;

ЭБС «Электронная библиотечная система ЮРАЙТ» [Электронный ресурс]: электронная библиотечная система / ООО «Электронное издательство ЮРАЙТ». – Режим доступа: https://biblio-online.ru/;

ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]: электронно-периодическое издание; программный комплекс для организации онлайн-доступа к лицензионным материалам / ООО «НексМедиа». – Режим доступа: https://biblioclub.ru/.

 

ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

 

основной профессиональной образовательной программы  высшего образования -

подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению кадров высшей квалификации  по направлению

Образование и педагогические науки

Направленность (профиль) подготовки

Общая педагогика, история педагогики и образования

 (код и наименование направления подготовки

с указанием направленности (наименования магистерской программы))



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.053 с.)