Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа кандидатского экзаменаСтр 1 из 6Следующая ⇒
ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
основной профессиональной образовательной программы высшего образования - подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению кадров высшей квалификации по направлению Образование и педагогические науки Направленность (профиль) подготовки Общая педагогика, история педагогики и образования (код и наименование направления подготовки с указанием направленности (наименования магистерской программы)) Исследователь. Преподаватель-исследователь квалификация Очная форма обучения
2019 год набора
Пояснительная записка 1. Рабочая программа кандидатского экзамена по дисциплине «Общая педагогика, история педагогики и образования» составлена в соответствии с учебным планом и квалификационной характеристикой аспирантов по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 Образование и педагогические науки Направленность (профиль) подготовки «Общая педагогика, история педагогики и образования».
2. Характеристика цели и уровня требований к кандидатскому экзамену по данной дисциплине Целью программы кандидатского экзамена по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 Образование и педагогические науки Направленность (профиль) подготовки «Общая педагогика, история педагогики и образования» является выявление глубины профессиональных знаний аспирантов и лиц, прикрепленных для подготовки кандидатской диссертации и (или) сдачи кандидатских экзаменов (далее – прикрепленные лица), уровня их подготовленности к самостоятельной научно-педагогической работе. Требования к аспиранту: В результате подготовки к сдаче кандидатского экзамена аспиранты должны:
знать: · современные методологические концепции науки и роста знаний, их проявление в развитии педагогической теории и образовательных практик; · предмет общей педагогики, история педагогики и образования; · основные подходы к рассмотрению места общей педагогики, истории педагогики и образования в системе социального знания; · возникновение, становление и развитие воспитания, образования, педагогических идей, теорий, систем в различные исторические эпохи; · исторические условия возникновения и развития воспитания, школы как социального института культуры, основные этапы развития просвещения и педагогики; · основные направления образовательной политики в истории и на современном этапе; · развитие педагогической мысли России и за рубежом во взаимосвязи с историческим процессом общественного, экономического и политического развития общества, теоретических знаний по проблемам обучения, воспитания и управления школой в современных условиях · теоретические основы организации образовательного процесса и проектирования программ дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя; · образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося; · педагогические концепции выдающихся представителей педагогической мысли и практику их воплощения в реалии жизни; · отечественный и зарубежный методический опыт в профессиональной области; · гуманистические традиции прошлого педагогического опыта, его значение для настоящего; · традиции и ценности отечественной педагогической культуры.
уметь: · посредством метода конкретно-исторического анализа выявлять и характеризовать исторические условия возникновения и развития воспитания, школы как социального института культуры; · характеризовать основные этапы развития просвещения и педагогики; · выделять гуманистические традиции прошлого педагогического опыта и обосновывать их значение для настоящего;
· мыслить педагогическими категориями и представлять их генезис; соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов; · устанавливать связи между основными представителями педагогической мысли и их трудами; · применять дифференцированные приемы образования; применять различные образовательные технологии; · применять индивидуальный подход в обучении; · устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений. · следовать этическим нормам в профессиональной деятельности.
владеть: · историко-педагогическими методами анализа тенденций развития образования в современных условиях; · знанием различных теорий воспитания, обучения и развития; · методами опытно-экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях; · использовать передовой педагогический опыт; · использовать инновации в образовании; · пониманием высокой социальной значимости профессии, готовностью ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики.
Вопросы кандидатского экзамена Методология педагогики 1. Методология и методика педагогических исследований.
Наиболее распространенные современные отечественные концепции воспитания: системный подход Л.И. Новиковой, Н.А. Селивановой, В.А. Караковского; социокультурологическая концепция воспитания Н.Е. Щурковой. История педагогики
13. Основные этапы развития педагогических идей в общем контексте становления научного знания. Зарождение педагогического мышления на ранних этапах развития человечества.
14. Воспитание и обучение на Древнем Востоке. Античная школа и педагогическая мысль.
15. Основные черты организации церковных и светских школ в период раннего Средневековья в европейской и восточной культуре. Роль христианства в развитии европейского воспитания и образования, схоластика как новый вид религиозной философии. Зарождение и развитие средневековых университетов.
Теория обучения
Происхождение, эволюция и значение понятия «дидактика». Общая и частная дидактика. Предмет и задачи дидактики. Основные понятия дидактики.
55. Иерархия целей образования. Цель общего образования, цели профессионального образования.
56. Система образования в современной России. Закон «Об образовании в РФ». Национальная доктрина образования России.
57. Сравнительная характеристика современных зарубежных образовательных систем.
58. Теория и практика реформирования образовательных систем. Педагогические инновации в современном образовании.
Теория воспитания
Проблема целей воспитания в современном обществе. Философия о сущности человека, его назначении и воспитании. Философский образ человека и модели педагогической деятельности. Характеристика основных моделей воспитания.
87. Теоретико-методологическое осмысление проблем целей, ценностей и процесса их интериоризации. Воспитание как обмен ценностями. Характеристика основных групп ценностей (политические, гражданские, коммуникативные, нравственные, утилитарные).
Содержание программы Раздел 3. Теория обучения
Система основных категорий в дидактике и их взаимосвязь. Обучение в целостном педагогическом процессе. Функции, закономерности принципы обучения. Принцип природосообразности, целесообразности, культуросообразности в построении образовательного процесса.
Теоретические основы и современная практика обучения. Формы, методы и средства обучения.
Возрастная педагогика.
Методологических подход в построении образовательного процесса: отбор, анализ, систематизация, обобщение и распространение педагогического опыта.
Стили учебной деятельности.
Педагогические технологии и методики обучения. Технологический подход к построению образовательного процесса.
Диагностика в современном образовании.
Сравнительная характеристика современных зарубежных образовательных систем.
Концепции дифференциации и индивидуализации обучения. Раздел 4. Теория воспитания
Воспитание как общественное явление. Понятие цели воспитания. Проблемы и противоречия педагогического целеполагания. Цель и задачи воспитания в современных условиях.
Место теории воспитания в системе научного знания.
Основные этапы развития теории воспитания в контексте становления научно-педагогического знания.
Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитание базовой культуры личности.
Теории воспитания. Содержание, формы и методы воспитания в условиях современной образовательной среды. Формы организации воспитательной деятельности. Воспитание и развитие личности в онтогенезе.
Взаимодействие субъектов воспитательного процесса. Формирование взаимоотношений учителей и учащихся в современной гуманистической концепции воспитания.
Диагностика и прогнозирование развития в современной теории воспитания и педагогической практике.
Характеристика воспитательных систем. Характеристика современной системы воспитания в России.
Проблемы семейного воспитания. Социализация человека. Факторы социализации. Проблема коллектива и личности в педагогике. Раздел 5. Управление образовательными системами
Понятие управления и менеджмента. Управление образовательными системами как отрасль научного знания.
Теоретико-методологические основания управления образовательными системами. Принципы управления.
Государственно-общественная система управления образованием. Управленческие функции и методы руководства образовательным учреждением.
Педагогический коллектив и его роль в повышении эффективности деятельности образовательных учреждений. Управленческое общение.
Правовые основы деятельности образовательных учреждений. Мониторинг качества образования: цель, задачи, виды и содержание. Новые информационные технологии в управлении образованием ЛИТЕРАТУРА Основная литература: 1. Бим-Бад Б. М. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ. ОЧЕРКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов М.: Юрайт, 2018. 253 с. – URL: https://biblio-online.ru/viewer/94D13960-0331-4818-8423-9914A9483D48/istoriya-i-teoriya-pedagogiki-ocherki#page/1 2. Демков, М.И. Очерки по истории русской педагогики [Электронный ресурс] / М.И. Демков. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2013. — 151 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/37067. — Загл. с экрана. 3. Джуринский, А.Н. Теория и методология истории педагогики и сравнительной педагогики. Актуальные проблемы: монография / А.Н. Джуринский. - Москва: Прометей, 2014. - 129 с.: табл. - (Монографические исследования: Педагогика). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7042-2523-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437294 (19.05.2018). 4. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики / Г.Б. Корнетов, В.Г. Безрогов, Н.Б. Баранникова и др.; Российская академия образования, Федеральное государственное научное учреждение, Институт теории и истории педагогики; под ред. Г.Б. Корнетова. - Москва: Институт эффективных технологий, 2012. - 710 с. - ISBN 978-5-904212-05-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232280 (19.09.2018). 5. Методология педагогики: понятийный аспект: монографический сборник научных трудов / Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования, Федеральное государственное научное учреждение, Институт теории и истории педагогики и др. - Москва: Институт эффективных технологий, 2014. - Вып. 1. - 212 с. - ISBN 978-5-904212-32-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232305 (19.05.2018) Дополнительная литература: 6. Мандель, Б.Р. Современный менеджмент в образовании: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 493 с.: ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-9413-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477497 (18.06.2018). 7. Савенков А. И. ПЕДАГОГИКА. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов М.: Юрайт, 2018. 268 с. – URL: https://biblio-online.ru/viewer/42A29119-08BD-4FF4-B8C1-5950B82736E9/pedagogika-issledovatelskiy-podhod-v-2-ch-chast-1#page/1 8. Савенков А. И. ПЕДАГОГИКА. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов М.: Юрайт, 2018. 217 с. – URL: https://biblio-online.ru/viewer/0F9659B7-FE24-464B-ACB8-B3FE2A848A42/pedagogika-issledovatelskiy-podhod-v-2-ch-chast-2#page/1 7. ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ: ЭБС «Издательство Лань» [Электронный ресурс]: электронная библиотечная система / ООО «Издательство Лань». – Режим доступа: https://e.lanbook.com/; ЭБС «Электронная библиотечная система ЮРАЙТ» [Электронный ресурс]: электронная библиотечная система / ООО «Электронное издательство ЮРАЙТ». – Режим доступа: https://biblio-online.ru/;
ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]: электронно-периодическое издание; программный комплекс для организации онлайн-доступа к лицензионным материалам / ООО «НексМедиа». – Режим доступа: https://biblioclub.ru/.
ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
основной профессиональной образовательной программы высшего образования - подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению кадров высшей квалификации по направлению Образование и педагогические науки Направленность (профиль) подготовки Общая педагогика, история педагогики и образования (код и наименование направления подготовки с указанием направленности (наименования магистерской программы))
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.053 с.) |